TestWizard Logo

Карта одаренности

Эта методика создана Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций. Первая и основная функция – диагностическая. Цель: оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований». Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности. Инструкция: Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе». Лист вопросов 1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. 3.Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». 4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. 5.Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. 6.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др. 8.Интересуется механизмами и машинами. 9.Инициативен в общении со сверстниками. 10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. 11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. 12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить. 14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. 15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки. 16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 17.Интересуется актерской игрой. 18.Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. 20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. 22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). 23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. 24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. 25.Хорошо поет. 26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск». 29.Легко общается с детьми и взрослыми. 30.Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх. 31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 32.Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие. 33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. 34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. 35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. 39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. 40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. 41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. 45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. 47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. 48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. 49.Часто руководит играми и занятиями других детей. 50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. 53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два. 54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. 60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. 63.Умеет делать выводы и обобщения. 64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. 65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. 66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). 71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 72.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре. 75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии. 76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. 77.Любит игры-драматизации. 78.Быстро и легко осваивает компьютер. 79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80.Физически выносливее сверстников.

Начать тест