Тест: Определение педагогических способностей


Список вопросов


1. Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1) 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение»
2) 5. «Люблю веселых людей»
3) 4. «Ты что, дурачок?»
4) 3. «Ну, и ради бога!»
5) 2. «А что тебе смешно?»
6) 1. «Вот тебе и на!»

2. Ситуация 2. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

1) 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль»
2) 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь»
3) 4. «Тебе просто не хочется учиться»
4) 3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
5) 2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»
6) 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя»

3. Ситуация 3. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция учителя?

1) 6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав»
2) 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
3) 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
4) 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос»
5) 1. «Не хочешь - заставим!»
6) 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

4. Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?». Что должен на это ему ответить учитель?

1) 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать»
2) 5. «Давай поговорим и выясним проблемы»
3) 4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
4) 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды»
5) 2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться»
6) 1. «Если честно сказать - сомневаюсь».

5. Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как нужно ответить ему?

1) 8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так именно для тебя»
2) 7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе»
3) 6. «А что ты собираешься делать дальше?»
4) 5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
5) 4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям»
6) 3. «Это - твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу»
7) 2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями»
8) 1. «Попробуй только!»

6. Ситуация 6. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель?

1) 6. «Ты - очень внимательный, спасибо за заботу!»
2) 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям»
3) 4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы»
4) 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри»
5) 2. «Да, я плохо себя чувствую»
6) 1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания»

7. Ситуация 7. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». Как на это должен отреагировать учитель?

1) 5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
2) 6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
3) 4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
4) 3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
5) 2. «Ничего себе, додумался!»
6) 1. «Перестань говорить глупости!»

8. Ситуация 8. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». Какой должна быть на это реплика учителя?

1) 6. «Излишняя самоуверенность вредит делу»
2) 5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения»
3) 4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится»
4) 3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
5) 1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе»
6) 2. «С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!»

9. Ситуация 9. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить ему на это учитель?

1) 6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности»
2) 5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении»
3) 4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе»
4) 3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются»
5) 2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом»
6) 1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь»

10. Ситуация 10. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?

1) 6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
2) 5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
3) 4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
4) 3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее»
5) 1. «Ну вот, опять!»
6) 2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

11. Ситуация 11. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1) 4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
2) 3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты»
3) 2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
4) 1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
5) 5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6) 6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

12. Ситуация 12. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?». Что должен на это ответить учитель?

1) 1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности»
2) 2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства»
3) 3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы»
4) 4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить»
5) 5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать»
6) 6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось»

13. Ситуация 13. Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ учителя?

1) 1. «Это - плохо»
2) 2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься»
3) 3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится»
4) 4. «Почему?»
5) 5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6) 6. «На вкус и цвет товарища нет»
7) 7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

14. Ситуация 14. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как на это должен отреагировать учитель?

1) 1. «Ну и что?»
2) 2. «Никуда не денешься, все равно придется»
3) 3. «Это глупо с твоей стороны»
4) 4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой»
5) 5. «Почему?»
6) 6. «Я думаю, что ты не прав»