Тест: Тест для студентов 3 курса по дисциплине "Психология зрелых возрастов"


Список вопросов


1. Если возрастная задача периода ранней зрелости не решена (по Э. Эриксону), то развивается:

1) 1. отчаянье
2) 2. инертность
3) 3. чувство вины

2. Сущность кризиса 30 лет - это:

1) 1. проблема профессионального самоопределения
2) 2. поиск смысла жизни
3) 3. семейные проблемы

3. Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:

1) 1. инфантилизм
2) 2. преждевременное старение
3) 3. адекватность развития

4. Любовь, при которой у супругов одинаковое понимание значения любви, - это:

1) 1. безусловная любовь
2) 2. равнозначная любовь
3) 3. неразделенная любовь

5. Центральным психологическим новообразованием зрелости является:

1) 1. продуктивность в профессиональном и семейном плане
2) 2. самосознание
3) 4. профессиональное самоопределение

6. Сущность кризиса 40 лет - это:

1) 1. внесение корректив в жизненный замысел и изменение «Я-концепции»
2) 2. потеря смысла жизни
3) 3. осознание бесцельности прожитой жизни

7. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:

1) 1. от 11 до 20 лет
2) 2. от 20 до 40-45 лет
3) 3. от 40-45 до 60 лет

8. Для кризиса середины жизни характерно:

1) скрытое протекание, без выраженных изменений в поведении
2) переосмысление ценностей и целей жизни
3) все ответы верны

9. Продуктивность, как центральное новообразование периода зрелости, характеризуется:

1) 1. профессиональной компетентностью
2) 2. материнством (отцовством)
3) 3. профессиональной продуктивностью и вкладом в развитие и утверждение в жизни будущего поколения

10. В период взрослости максимальный уровень развития внимания достигается в период … лет:

1) 1. 33-40
2) 2. 27-33
3) 4. 40-45

11. Для периода зрелости характерно:

1) 1. неравномерность и гетерохронность развития
2) 2. прекращение личностного развития
3) 3. неспособность к активной деятельности

12. В период ранней зрелости:

1) 1. активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего места в жизни
2) 2. происходит жизненное самоопределение
3) 3. происходит кризис семейных отношений

13. Наиболее значимой задачей средней взрослости является:

1) 1. установление прочных связей со своей возрастной группой
2) 2. нахождение конгениальной социальной группы
3) 3. усиление личностных аспектов супружеских отношений

14. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, физических, интеллектуальных способностей человеческой личности, это:

1) 1. подростковый период
2) 2. юношеский период
3) 3. период взрослости
4) 4. период старости

15. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

1) 1. 35-40
2) 2. 20-35
3) 3. 40-45

16. Раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени индивидуального развития, называется:

1) 1. геронтология
2) 2. акмеология
3) 3. антропология

17. Для какого пути развития (по Фаррелу, Розенбергу) мужчин в зрелом возрасте характерны следующие признаки: кризис середины жизни не испытывает, большинство жизненных проблем решает адекватно, свои возможности реализует и достигает поставленных целей.

1) 1. Путь трансцендентно-генеративного мужчины
2) 2. Путь псевдоразвитого мужчины
3) 3. Мужчина в кризисе середины жизни

18. Какой кризис возникает при невыполнении жизненной программы человека. Человек не видит или недооценивает свои результаты (по Ахмарову):

1) 1. кризис нереализованности
2) 2. кризис опустошенности
3) 3. кризис бесперспективности

19. Ведущая деятельность периода зрелости:

1) 1. учебно-профессиональная
2) 2. трудовая
3) 3. общественно-полезная

20. «Сгорание на работе» - это...

1) переоценка профессиональной карьеры в середине жизни
2) эмоциональные реакции (гнев, фрустрация и пр.), связанные с труд¬ностями профессиональной адаптации
3) эмоциональное истощение, связанное с тем, что высокие ожидания не оправдываются и прилагаемые большие усилия не вознаграждаются

21. Период «опустевшего гнезда» - это...

1) период в семейном цикле, который наступает после смерти родителей
2) период в семейном цикле, который наступает после того, как млад¬ший из детей покидает родительский дом
3) период в семейном цикле, связанный с утратой взаимопонимания между супругами или со смертью партнера по браку

22. Как называется кризис (Г. Шихи), который характеризуется уточнением жизненных планов, поиска себя, выработка индивидуальности, выбор супруга и создание собственной семьи:

1) 1. кризис «отрывания от родителей»
2) 2. «золотой возраст»
3) 3. "корни и расширение"

23. Как называется неравномерность развития:

1) 1. гетерохронность
2) 2. стабилизация
3) 3. гетерохромность

24. Состояние фрустрации, вызванное крушением всех планов и надежд умирающего человека, - это:

1) 1. стадия отрицания смерти
2) 2. стадия гнева
3) 3. стадия депрессии

25. Поиски умирающим человеком способов продления своей жизни, - это:

1) 1. стадия отрицания смерти
2) 2. стадия гнева
3) 3. стадия торга

26. Мотивы получения удовольствия преобладают:

1) 1. при гедонистической направленности личности
2) 2. при эгоистической направленности личности
3) 3. при духовно-нравственной направленности личности

27. Возраст от 90 до 99 лет - это:

1) 1. старческий период
2) 2. позднестарческий период
3) 3. дряхлость

28. Больше всего из когнитивных процессов в процессе старения страдает:

1) 1. скорость выполнения умственных операций
2) 2. кратковременная память
3) 3. долговременная память

29. Кризис ухода на пенсию можно определить как:

1) 1. резкое ухудшение здоровья
2) 2. противоречие между сохраняющейся трудоспособностью и ее невостребователь-ностью
3) 3. снижение социального статуса человека

30. Какому типу личности старого человека можно отнести следующую характеристику: «характерная преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности», неохотное принятие помощи других».

1) 1. Конструктивный тип
2) 2. Зависимый тип
3) 3. Защитный тип

31. Эйджизм - это...:

1) 1. социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискриминации старых людей
2) 2. социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оцен¬ке старости и дискриминации молодых людей
3) 3. уважительное отношение, почитание старших младшими, свойственное культурам Востока

32. Наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним, называется:

1) 1. акмеология
2) 2. геронтология
3) 3. антропология

33. Какому типу личности старого человека можно отнести следующую характеристику: «у таких стариков наблюдается пассивность, безропотность, склонность к депрессиям, фатализму, безынициативности, пессимизму.

1) 1. Самообвинительный
2) 2. Зависимый тип
3) 3. Агрессивно-обвинительный тип

34. Какому типу личности старого человека можно отнести следующую характеристику: «люди с таким набором черт стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, взрывчаты и подозрительны».

1) 1. Конструктивный тип
2) 2. Агрессивно-обвинительный тип
3) 3. Защитный тип

35. Интеллект остается относительно сохранным в старческом возрасте, если:

1) 1. человек образован и социально активен
2) 2. человек не переутомляется интеллектуальной деятельностью
3) 3. человек достигает Эго-интеграции до старости