Тест: Административное право №21


Список вопросов


1. Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В пределах своих полномочий Правительство РФ: а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ; б) осуществляет систематический контроль за иx исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Правительство РФ принимает также акты, не имеющие правового характера. Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти: а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; г) в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ. К общим полномочиям Правительства РФ относятся: а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ; б) осуществление регулирования в социально-экономической сфере; в) обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов; г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации; д) реализация права законодательной инициативы.

1) да

2. Административный процессуальная деятельность- это

1) деятельность, основанная на совокупности административно-процессуальных норм органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

3. Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

1) Принцип законности –реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.
2) Принцип процессуального равенстваозначает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности. Принцип материальной истины –решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения. Принцип доступностивыражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
3) Принцип гласности –административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса. Принцип национального языка –процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика. Принцип быстроты {оперативности) –административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом. Принцип экономичности (малозатратности) –административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению. Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса –органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

4. Административный процесс имеет следующие особенности:

1) связан с регулированием публичных правоотношений; предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел; в этом процессе используется как управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность; наряду с общеюридическими процессуальными принципами он предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел — принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами); административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.

5. Административно-процессуальная деятельность состоит из трех видов самостоятельных процессов, регулируемых нормами административного права:

1) 1) административно-нормотворческий процесс, определяемый как нормотворческая деятельность по созданию (изменению, приостановлению, отмене) подзаконных нормативных актов исполнительными органами публичной власти в целях создания правовой базы для реализации законов (равно как и актов представительных органов местного самоуправления); 2) административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс, определяемый как вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную неюрисдикционную (т.е. позитивную, регулятивную, созидательную) деятельность широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по реализации прав и обязанностей индивидуальных и коллективных субъектов в сфере управления, осуществляемый в административно-процессуальной форме и состоящий из следущих видов производств: производство по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное (лицензионное) производство; регистрационное производство; учредительное производство; кадровое (служебное) производство и административно-договорное производство; 3) административно-юрисдикционный процесс, определяемый как вид административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную деятельность юрисдикционного, принудительного характера широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по разрешению споров, реализации санкций и защите регулятивных правоотношений с применением мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. При этом принято выделять следующие виды административно-юрисдикционных производств: исполнительное производство; дисциплинарное производство; производство по жалобам; производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности, и производство по делам об административных правонарушениях.

6. В управленческой части системы две группы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административное управление в области здравоохранения. В первую группу органов входят Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство: 1) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; 2) Федеральное медико-биологическое агентство. Вторую группу органов составляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правительство РФ. Исходя из буквального толкования термина "здравоохранение", можно предположить, что под ним следует понимать область масштабной деятельности огромного общественного значения, обеспечивающей здоровье людей и его охрану. Охрана здоровья граждан представляет собой систему "мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи" [203. Ст. 2, п. 2]. Конституция РФ установила, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно конституционным нормам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [27. Ст. 41]. Как видим, в соответствии с федеральным законодательством здравоохранение отнесено к ведению Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, частных юридических и физических лиц. Следовательно, в системе здравоохранения в России можно выделить четыре следующих уровня: а) государственный федеральный; б) государственный субъектов РФ; в) муниципальный; г) частный.

1) Административно-правовые основы государственного управления здравоохранением.