Тест: Административное право №16


Список вопросов


1. В действующем КоАП РФ заложен еще один па­радокс: на основании его норм происходит совмеще­ние функций судебной власти с функциями административно-юрисдикционного органа в тех случаях, когда привлечение к административной ответственности осуществляется на основании судебных актов как су­дов общей юрисдикции, так и арбитражных судов.

1) В данном случае суды не выступают в качестве орга­на, осуществляющего правосудие, а выполняют функ­цию исполнительной ветви власти административно-юрисдикционного характера. До принятия КоАП РФ суды не обладали компетенцией по привлечению физических или юридических лиц к административной ответственности, а только пересматривали дела об ад­министративных правонарушениях. Представляется, что ранее действовавшие нормы являлись более верны­ми, отражающими правовую природу, задачи и цели, роль судебной системы в целом. Более того, и сама ад­министративная ответственность в нашей стране была установлена союзным законодательством (это: Основы законодательства СССР и союзных республик об адми­нистративных правонарушениях 1980 г. и ранее дейст­вовавший КоАП РСФСР 1984 г.) с целью выведения из сферы уголовной ответственности малозначительных деликтов, за которые ответственность налагалась, как правило, во внесудебном порядке. В постперестроечный период был взят курс на расширение судебной подве­домственности по административным делам. И КоАП РФ является тому подтверждением: так, по 2/3 всех со­ставов административных деликтов, содержащихся в нем, привлечение к административной ответственности осуществляется судами; по оставшимся администра­тивным делам (это — 1/3) административно-юрисдик­ционный орган вправе передать полномочия по привле­чению к административной ответственности в судебный орган; из девяти административных наказаний только два (предупреждение и административный штраф) мо­гут назначаться внесудебно (в ранее действовавшем за­конодательстве все было с точностью наоборот). Таким образом, административная ответственность «лиши­лась» всех своих особенностей, отличающих ее от уго­ловной ответственности (оперативности, внесудебности, бесплатности), что загрузило суды подчас бес­спорными, мелкими делами и обрекло невластных субъектов (граждан, юридических лиц) на трату време­ни, денег, здоровья для рассмотрения административ­ных правонарушений, которые никогда законодатель не называл общественно опасными и тем самым подчер­кивал их отличие от уголовно наказуемых преступле­ний и выделял специфичный внесудебный порядок рас­смотрения.

2. Субъект административной ответственности

1) лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Административная ответственность характеризуется неоднородным кругом субъектов с различным их правовым статусом - различным в смысле самого юридического режима их ответственности (возрастные, должностные и иные характеристики, определяющие признание лица субъектом ответственности; некоторые изъятия из общих правил ответственности и др.) [7].
2) две группы субъектов административной ответственности: 1) физические лица и 2) юридические лица (организации);
3) 1. Общие субъекты: а) физические лица (вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и б) юридические лица (резиденты и нерезиденты вне зависимости от организационно-правовых форм).
4) 2. Специальные субъекты - физические лица: а) должностные лица (представители власти и руководители, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах и организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях); б) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в иных организациях (несут ответственность как должностные лица); в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (несут ответственность как должностные лица); г) члены совета директоров коммерческих организаций; д) многочисленный ряд других различных специальных субъектов (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и приравненных к ним лиц), имеющих специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их обязательных или квалифицирующих (усиливающих ответственность) признаков: родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители, судоводители, пешеходы, пассажиры, свидетели, специалисты, переводчики, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, иммигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, частные детективы (охранники), председатели и члены избирательных комиссий, служащие биржи, должностные лица банков, кредитных организаций, отделений связи, государственных регистрационных и лицензионных органов, дисквалифицированные лица, руководители детских воспитательных учреждений и т.д.
5) 3. Специальные субъекты - юридические лица - различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов правонарушений: избирательные объединения, средства массовой информации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, биржи, банки и иные кредитные организации, организации - получатели бюджетных средств и т.д. 4. Особые субъекты-физические лица: а) военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административной юрисдикции); б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица, выполняющие определенные государственные функции (имеют дополнительные процедурные гарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального обеспечения и административных наказаний); в) другие физические лица, наделенные невключенными в состав правонарушения особыми признаками их правового статуса, влияющими не на квалификацию деяния, а на материально-правовые и процессуальные особенности привлечения их к административной ответственности (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды I и II групп, иные лица). 5. Особые субъекты - юридические лица - организации-правопреемники реорганизованных в форме присоединения юридических лиц-правонарушителей, вместо которых первые (присоединившие юридические лица) несут административную ответственность (ч.4 ст.2.10) КоАП.

3. Общие правовые основы организации сельскохозяйственного производства, в том числе административно-правового регулирования в сфере сельского хозяйства, определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Государственное регулирование в области сельского хозяйства осуществляется по следующим основным направлениям: • формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; • финансирование, кредитование, страхование; • защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; • развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; • развитие социальной сферы села. Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются па следующие цели: поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами; повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды; кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства; компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур; развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия; организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства. Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с Федеральными законами "О развитии сельского хозяйства"; от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"; от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; от 03.08.1995 № 123-ФЗ "О племенном животноводстве"; от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и др. Административно-правовое регулирование в области сельского хозяйства осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти: 1) Правительство РФ – определяет основные направления государственной политики в сфере сельского хозяйства, утверждает и обеспечивает реализацию соответствующих федеральных программ развития агропромышленного комплекса; 2) Минсельхоз России – осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий.

1) да