Тест: Административное право №10


Список вопросов


1. Административно-правовые нормы

1) это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

2. Виды административно-правовых норм

1) Нормы административного права по целевому назначению: - Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений). - Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер). - Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка). - Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер). - Вводящие в действие другие нормы.
2) 2. По способу правового воздействия: - Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.). - Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным). - Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право) - Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).
3) о юридическому содержанию: - Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей). - Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).
4) 4. По уровню обобщенности правила: - Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют). - Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм. - Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила) 5. По территории применения: - Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации). - Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации). - Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования). - Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования). - Административно-правовые нормы учреждений. 6. По времени действия: - Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены). - Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах). 7. По кругу адресатов: - Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации). - Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

3. В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:

1) 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.
2) Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений.
3) Диспозиция -- это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.
4) Санкция -- это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

4. Дисциплинарная ответственность

1) вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.
2) Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

5. Основания дисциплинарной ответственности

1) Основаниями дисциплинарной ответственности являются: 1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.); 2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности; 3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

6. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

1) Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований: они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами; до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя; они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца с момента окончания проверки; за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание; взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка; факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

7. Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)

1) Методами государственного регулирования торговой деятельности в настоящее время являются: установление требований к ее организации и осуществлению; антимонопольное регулирование; информационное обеспечение; государственный контроль (надзор), муниципальный контроль. Государственное регулирование торговли как вида предпринимательской деятельности осуществляется Федеральными законами общеотраслевого значения. В их числе Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др. В числе документов стратегического характера федерального уровня, затрагивающих в той или иной части сферу торговли, следует прежде всего назвать: Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации; План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»; Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. Примером применения программного метода для развития торговли является Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15.02.2010 № 123. Систему органов государственного управления в области торговли образуют Минпромторг России и подведомственное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная антимонопольная служба и другие органы исполнительной власти в пределах предоставленной компетенции. Так, управление в области оборота (обращения) отдельных видов товаров закреплено за различными федеральными органами исполнительной власти: оружия: за Министерством внутренних дел РФ; наркотических средств и психотропных веществ: за Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; лекарственных средств: за Министерством здравоохранения РФ; сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, табачной продукции, пестицидов и агрохимикатов: за Министерством сельского хозяйства РФ; драгоценных металлов и драгоценных камней: за Министерством финансов РФ; этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: за Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности установлены ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».