Тест: Административное право №4


Список вопросов


1. Традиционно отраслевыми органами государственного управления выступали министерства. Однако в настоящее время это органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности1. Таким образом, их можно отнести к отраслевым органам управления с известными оговорками. Отраслевыми министерствами в «чистом виде» являются, например, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и др. К межотраслевым можно отнести Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Одновременно в структуре федеральных органов исполнительной власти существует ряд органов исполнительной власти – федеральных агентств (Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство связи и др.), – чья управленческая деятельность носит отраслевой характер. При этом следует отметить, что отраслевые предприятия, учреждения и организации (в основном негосударственные), как правило, имеют достаточную самостоятельность, они не подчиняются и не зависят от вышестоящих органов отраслевого управления. В системе отраслевого управления в настоящее время наметились две группы органов: органы специализированного отраслевого управления (Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.) и органы управления укрупненными отраслями (Министерство транспорта РФ). Все отрасли управления формируют три сферы управления: - экономическую (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговля); - социально-культурную (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения); - административно-политическую(оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция). Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Президент и Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, Правительства, администрации субъектов РФ, мэрии и т.д. в других субъектах РФ). Специализированное руководство указанными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера.

1) Государственное управление охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества. Определение 1 Под сферой государственного управления понимается комплекс отношений организационного характера, обусловленных осуществлением специальных межотраслевых полномочий. Традиционно выделяют три сферы государственного управления по критерию характеристик управляемого объекта и самого содержания управленческого процесса. Таким образом, сферы государственного управления делятся на: сфера государственного экономического управления, в рамках которой действия органов государственной власти по управлению имуществом государства и деятельностью государственных учреждений и организаций осуществляются в целях реализации экономической функции государства; сфера государственного социально-культурного управления, в рамках которой действия органов государственной власти осуществляются в целях управления образованием, наукой, культурой, охраной здоровья и социальным обеспечением; сфера государственного административно-политического управления, в рамках которой действия органов государственной власти осуществляются в целях обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, судебной защиты и развития международных отношений.
2) Под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами.Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения.

2. коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: 1. по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 2. по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 3. по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) увольнение или юридическая ответственность государственных служащих за непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих, супруга, несовершеннолетних детей доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, 5) внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 9) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 10) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 11) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; 12) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 13) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 14) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 15) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 16) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 17) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 18) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 19) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 20) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. Средства противодействия коррупции из ФЗ: • Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами • Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера • Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений • Принимать меры при возникновении конфликта интересов • Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности • Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести: • административные запреты, связанные с режимом государственной службы; • средства урегулирования конфликта интересов на государственной службе; • четкий должностной регламент государственного служащего; • конкурсное замещение должности государственной службы; • установление и обязательное использование кадрового резерва в системе государственной службы; • обязательное установление альтернативы при выборе кандидатов при назначении на должность; • испытание при поступлении на государственную службу; • механизм согласования с подразделениями собственной безопасности кандидатур при назначении на ответственные должности государственной правоохранительной службы; • определение статуса должности государственной службы, которая связана с коррупционными угрозами; • социальные гарантии, связанные с режимом и статусом государственного служащего; • аттестация государственных служащих; • поощрения и награждения государственных служащих; • определение примерных этапов карьерного роста государственного служащего; • отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения "конфликта интересов"; • квалификационный экзамен; • режим служебной дисциплины на государственной службе; • административный контроль за служебной деятельностью государственных служащих; • налоговый контроль за имущественным положением государственного служащего и членов его семьи; • дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих; • механизм предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего; • оплата труда государственных служащих; • ротация кадров в системе государственной службы и др.

1) Государственно-частное партнерство (ГЧП) юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Зона территориального развития
2) В настоящее время наиболее распространенной в российской практике формой осуществления ГЧП являются концессионные соглашения, которые могут быть заключены в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 15-ФЗ «О концессионных соглашениях». По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное таким соглашением имущество (объект КС), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта КС, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом КС для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является смешанным договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. В частности, в нем присутствуют элементы договора аренды и договора подряда'. Вопросу концессий уделено достаточное внимание в правовой литературе как советского периода, так и современной. В. Н. Шретер рассматривал концессию как допуск частного капитала в сферу деятельности, принципиально для него закрытую и осуществляемую самим государством. И. Н. Бернштейн называл концессию усложненным по форме разрешением власти, предоставляющим право либо заниматься деятельностью, закрытой ранее для данного лица, либо обладать объектами, изъятыми из гражданского оборота. М. О. Рейхель указывал, что концессия представляет собой не простое разрешение на занятие той или иной хозяйственной деятельностью, а разрешение, осложненное установлением особых условий и порядка осуществления этой деятельности. Субъектами концессий и соответственно сторонами КС являются концедент и концессионер. Концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им орган, либо субъект РФ, либо муниципальное образование. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом органами и юридическими лицами. На стороне концессионера может выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. По общему правилу концессионер выбирается путем проведения конкурса, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом «О концесионных соглашениях». Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором также по общему правилу осуществляется в конкурсном порядке. Концессионное соглашение заключаются в соответствии с примерными соглашениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ в отношении каждого объекта КС, которые не являются обязательными для использования, однако на практике берутся концедентом за основу. В настоящее время в Законе «О концессионных соглашениях» предусмотрена возможность частной финансовой инициативы, когда потенциальный концессионер подает предложение в уполномоченный орган власти о заключении концессионного соглашения на условиях, на которых он хотел бы заключить соглашение. Данная новелла позволяет предусматривать более гибкое использование концессионного соглашения. Закон «О концессионных соглашениях» предусматривает перечень объектов КС, среди которых инфраструктурные объекты, имеющие важное государственное и общественное значение, в частности объекты транспортной, энергетической, социальной и коммунальной инфраструктур. Объекты КС, подлежащие реконструкции, должны находиться в собственности концедента на момент заключения соглашения и быть свободными от прав третьих лиц. Передача концессионером в залог объекта КС, его отчуждение или изменение его целевого назначения не допускается. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта КС также не допускается.