Тест: Русский язык


Список вопросов


1. Важнейшим признаком литературного языка считается:

1) наличие функциональных стилей
2) обработанность
3) нормативность
4) наличие устной и письменной формы

2. Основой культуры речи является:

1) жаргоны
2) диалекты
3) национальный язык
4) литературный язык

3. Язык является

1) наукой о словах
2) предметном речи
3) способом общения
4) средством общения

4. Устная речь не предполагает

1) слухового восприятия
2) присутствия собеседника
3) редактирования
4) зависимости от реакции адресанта

5. Но с любопытством иностранки, плененной каждой новизной, глядела я, как мчатся санки, и слушала язык родной (А.А Ахматова). Слово язык в данном отрывке имеет значение:

1) мышечный орган в полости рта
2) разновидность речи, стиль
3) средство бессловесного общения
4) средство общения людей

6. Правильность речи определяется

1) умением выбирать нужные слова
2) использованием слов, известных слушателям
3) соблюдением норм литературного языка
4) использованием изобразительно-выразительных средств

7. Точность речи определяется:

1) отсутствием нелитературных слов.
2) использованием слов, известных слушателям
3) умением выбирать нужные слова
4) логической последовательностью

8. Нормы произношения и постановки ударения называются:

1) морфологические.
2) синтаксические;
3) орфоэпические;
4) лексические;

9. Нормы использования синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений, называются

1) пунктуационные
2) синтаксические
3) стилистические
4) интонационные

10. Использование морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций определяется нормами:

1) орфоэпическими
2) орфографическими
3) стилистическими
4) грамматическими

11. Какой художественный троп встречается в следующем отрывке? Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива...(В.Маяковский

1) синекдоха
2) литота
3) гипербола
4) метонимия

12. Каким художественным тропом являются выделенные слова? Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А.Фет)

1) перифраза
2) олицетворение
3) эпитет
4) сравнение

13. Каким художественным тропом являются выделенные слова? Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н.Гоголь)

1) олицетворение
2) перифраза
3) метонимия
4) сравнение

14. Каким художественным тропом являются выделенные слова? Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид! (А.Пушкин)

1) олицетворение
2) перифраза
3) сравнение
4) метонимия

15. Каким художественным тропом являются выделенные слова? Под голубыми небесами великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (А.Пушкин)

1) синекдоха
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет

16. Каким художественным тропом является выделенное слово? Синий туман. Снеговое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин).

1) синекдоха
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет

17. Определите стиль и тип текста: По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей. Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы. Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

1) разговорный стиль, тип речи - рассуждение
2) публицистический стиль, тип речи - рассуждение и описание
3) художественный стиль, тип речи - описание
4) научный стиль, тип речи - рассуждение и описание

18. 1. Для понимания даже самых простых китайских текстов необходимо знание не менее двух тысяч иероглифов, а в более сложных текстах применяется 56 тысяч иероглифов. Б) Основной недостаток иероглифического письма - его многознаковость и сложность. 2. Но переход на буквенно-звуковое письмо (такой проект разработан лингвистами) создал бы разрыв с многовековой старой культурой Китая, воплощённой в иероглифической письменности. Г) Поэтому обучение чтению и письму, в особенности чтению классической китайской литературы, требует многих лет, что очень затрудняет распространение грамотности в народе.

1) Б, А, Г, В
2) Б, В, А, Г
3) А, Г, В, Б
4) А, В, Б, Г

19. Жанром научного стила является

1) курсовая работа
2) протокол
3) эпиграмма
4) резюме

20. Для оформления письменных текстов какого стиля характерны следующие признаки: точность, краткость содержания, юридическая обоснованность, неличный характер речи, единая внешняя форма, стандартное расположение частей текста или реквизитов:

1) публицистический
2) научный
3) официально - деловой
4) художественный

21. 190. (1)Каракатица - довольно любопытное существо. (2)По воде она перемещается мягко и бесшумно, с помощью ряда плавников, которые прикрепляются к ее щитообразному телу. (3)Иногда во время движения она поднимает первую пару своих щупалец. (4)Когда каракатица выходит на свою жертву и сближается с ней до расстояния атаки, она внезапно выбрасывает пару длинных щупалец из полостей, расположенных в ее широкой голове за выпученными глазами («Все обо всем»). Для данного текста верными являются характеристики (укажите не менее двух вариантов ответа):

1) тип речи - рассуждение
2) связь предложений - цепная
3) стиль - научно-популярный
4) выделенное слово употреблено в переносном значении

22. Только мягкие согласные звуки обозначаются буквой

1) ч
2) ц
3) ш
4) ж

23. Неправильным является произношение слова

1) полюс ( медицинский)
2) афера
3) констатировать
4) беспрецедентный

24. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные звуки?

1) кибернетика, продюсер, резерв
2) тепловоз, интеграция, декорация
3) интервью, кафе, детализация
4) тендер, гортензия, инерция

25. Звуков больше, чем букв, в слове

1) съедобный
2) ёрзать
3) красивее
4) линкор

26. В каком слове произносится звук [З]?

1) рассказчик
2) позвоночник
3) гвоздь
4) обезжиренный

27. В каком слове произносится звук [В’]?

1) оставьте
2) повидло
3) в игре
4) оставь

28. В каком слове произносится гласный звук [О] ?

1) белочка
2) охранник
3) стажёр
4) богатырь

29. В каком слове или сочетании нет звука [Ы] ?

1) к итогам
2) сверхинтересный
3) цикорий
4) чиркнуть

30. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) завидно, изыск, квартал
2) гербовый, гусеничный, досыта
3) искоса, ждала, защелкать
4) кухонный, добыча, допив

31. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) деяние, сверлит, досуг
2) портовый, процент, ревень
3) приняли, наискось, досуха
4) отвар, рвалась, подолгу

32. В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

1) начали, родилась, йогурт
2) красивее, прислала, агент
3) выключит, заперлась, сорвала
4) погнутый, прибыл, упадут

33. Неопределенно-личными является предложение

1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей!
2) Пишут не талантом, а «человечностью» - прямым чувством к жизни
3) Стою один среди равнины голой
4) Во всем мне хочется дойти до самой сути

34. Укажите безличное предложение

1) В восемь часов выхожу из дома
2) По утрам делаю зарядку
3) Дорожки посыпали галькой
4) Приятно пахнет черемухой

35. Укажите определённо-личное предложение:

1) Мне холодно.
2) Попить бы чаю.
3) В посёлке строят новую школу.
4) Утром встаю в семь часов.

36. Укажите назывное предложение:

1) Вот письмо от сына
2) Сильнее кошки зверя нет.
3) Будет гроза.
4) В лесу тихо.

37. Укажите односоставное предложение:

1) Курить - здоровью вредить!
2) Был вечер.
3) От духоты в доме было не уснуть.
4) И жизнь хороша, и жить хорошо!

38. Укажите безличное предложение:

1) Вот парадный подъезд. (Н. Некрасов)
2) Раньше книги переписывали, переплетали, заботливо хранили, создавали библиотеки.
3) Пахло сеном, созревающим хлебом, мёдом, полынью. (А. Фадеев)
4) Люблю дорожкою лесною, не знаю сам куда, брести... (А. Майков)

39. Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое:

1) Начинает шуметь дождь.
2) Брат стал учиться в институте.
3) Грин был сказочник и поэт морских лагун и портов.
4) Всем хотелось прийти на концерт.

40. Какое из предложений односоставное?

1) Человек должен, наверное, узнать все прелести цивилизации.
2) По селу потянулись с капустой обозы.
3) Велено загонять лошадей.
4) Двое детей находятся под присмотром бабушки

41. Какое из предложений назывное?

1) С разбором выбирай друзей.
2) Долгожданная перемена!
3) У въезда в усадьбу всегда многолюдно.
4) Всю избу занесло.

42. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе.
2) Мне приснился сон, которого никогда не мог я забыть.
3) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
4) Случай, который лег в основу «Мертвых душ», Г оголю подсказал Пушкин.

43. Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. Какая из характеристик предложения является неверной?

1) Грамматическая основа второго предложения - лицу жарко.
2) Первое предложение нераспространенное.
3) Состоит из трех простых предложений.
4) Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.

44. Использование морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций определяется нормами:

1) орфоэпическими
2) орфографическими
3) стилистическими
4) грамматическими

45. Форма национального языка, характеризующаяся упрощенностью, грубостью, показатель малообразованности населения:

1) литературный язык
2) просторечие
3) диалект
4) социальный жаргон

46. Доступность речи определяется:

1) умением выбирать нужные слова
2) использованием слов, известных слушателям
3) использованием изобразительно-выразительных средств
4) соблюдением норм литературного языка

47. Найдите правильное определение для понятия «культура речи»

1) владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения.
2) форма национального языка, являющаяся обязательной для всех носителей языка;
3) правила использования синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений;
4) форма национального языка, объединяющая представителей одной профессии, специальности;

48. Найдите правильное определение для понятия «диалект»:

1) форма национального языка, характеризующаяся упрощенностью, грубостью, показатель малообразованности населения
2) высшая форма развития национального языка и основа культуры речи;
3) территориально ограниченная форма существования языка, характерная для представителей одной местности;
4) форма национального языка, объединяющая представителей одной профессии, специальности;

49. Найдите правильное определение для понятия «орфоэпические нормы»:

1) использование выразительных, эмоциональных средств языка, соблюдение необходимой интонации.
2) нормы произношения и постановки ударения;
3) правила использования синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений;
4) владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения;

50. Найдите правильное определение для понятия «лексические нормы»:

1) совокупность правил литературного произношения.
2) правила использования синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений
3) высшая форма развития национального языка и основа культуры речи
4) нормы употребления слов с точки зрения их значения, происхождения, сочетаемости, стилистической окраски;

51. Он пришел в организацию через год после ее организации. В предложении нарушена норма.

1) синтаксическая
2) лексическая
3) орфоэпическая
4) морфологическая

52. Укажите среди литературных слов просторечное слово:

1) из кино
2) на пианине
3) на пляже
4) в шкафу

53. Укажите среди литературных слов диалектное забайкальское слово:

1) крыжовник
2) шиповник
3) багул
4) багульник

54. Укажите среди литературных слов слово из профессионального жаргона железнодорожников:

1) стоп-кран
2) желтуха
3) плацкарта
4) платформа

55. В словаре научного стиля значительную роль играют:

1) профессиональные жаргонизмы
2) термины
3) слова общественно-политическое тематики
4) канцелярские слова

56. Письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, называется:

1) рецензией
2) рефератом
3) аннотацией
4) тезисами

57. Укажите словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю:

1) непутевый парень, городишь чепуху, экий снежище
2) холодная война, величие России, двойные стандарты;
3) хороводы звёзд, отблеск дня, туманы росяные, ожерелье шишек;
4) правила орфографии, синонимический ряд, фразеологический оборот;

58. Стилистическими особенностями официально-делового стиля являются (укажите не менее двух вариантов ответа):

1) стандартизованность;
2) оценочность.
3) авторская индивидуальность
4) долженствующе-предписывающий характер речи;

59. Жанром публицистического стиля является:

1) реферат
2) баллада
3) письмо
4) интервью

60. Укажите словосочетания, относящиеся к научному стилю:

1) правила орфографии, синонимический ряд, фразеологический оборот;
2) непутевый парень, городишь чепуху, экий снежище.
3) холодная война, величие России, двойные стандарты;
4) хороводы звёзд, отблеск дня, туманы росяные, ожерелье шишек;

61. Укажите слово, которое следует употребить в предложении «Дипломная работа студента о его умении анализировать и обобщать материал»:

1) сообщает
2) рассказывает
3) показывает
4) свидетельствует

62. Элементами композиции описательного текста являются:

1) общее представление о предмете - отдельные признаки предмета - авторская оценка, вывод
2) завязка - кульминация - развязка
3) тезис - доказательство - вывод
4) 1. тезис - общее представление о предмете - вывод

63. К какому стилю относятся словосочетания: осуществлять заботу, произвести выплату, подвергнуть сокращению, допустить отставание:

1) разговорный
2) публицистический
3) официально- деловой
4) научный

64. Верными являются характеристики (укажите не менее двух вариантов ответа): Составление лекарств и врачевание с их помощью известно с древнейших времен. Древние жрецы, имевшие право врачевания, готовили свои снадобья из растений. Древние греки уже тысячу лет назад также использовали растения для приготовления лекарств. И по сей день большинство лекарств готовится из растений («Всё обо всём»).

1) стиль - научно-популярный.
2) тип речи - рассуждение
3) в тексте используется лексический повтор;
4) выделенные слова - антонимы;

65. Исключите лишнее: к книжным стилям литературного языка относятся

1) публицистический
2) худодественый
3) разговорный
4) официально - деловой

66. Точность, последовательность, логичность, не эмоциональность, объективность присущи стилю:

1) художественному
2) публицистическому
3) разговорному
4) научному

67. К какому стилю языка следует отнести жанр инструкции:

1) разговорный
2) публицистический
3) научный
4) официально-деловой

68. Элементами композиции текста-рассуждения являются:

1) общее представление о предмете - отдельные признаки предмета - авторская оценка, вывод
2) завязка - кульминация - развязка;
3) тезис - доказательство - вывод;
4) тезис - общее представление о предмете - вывод;

69. 174. В книге рассказывается о наиболее популярных комнатных растениях, способах их выращивания и размещения. Даются практические рекомендации по уходу и борьбе с вредителями и болезнями. Текст является фрагментом:

1) рецензии
2) выписки
3) аннотации
4) конспекта

70. Укажите стиль речи, если известно, что его основная задача информационно-агитационная; тексты этого стиля отличаются актуальной тематикой; стиль используется в общественно-политической среде:

1) официально-деловой
2) научный
3) публицистический
4) художественный

71. В каком предложении при образовании прилагательного была допущена ошибка?

1) У главной героини пьесы самая яркая и выразительная речь.
2) Наша экспедиция оказалась в более трудных условиях.
3) Ольга была более моложе Татьяны
4) Домой мы возвращались кратчайшей дорогой.

72. В каком предложении при образовании прилагательного была допущена ошибка?

1) Эверест - высочайшая точка планеты.
2) Более дешёвый продукт может разочаровать своим качеством.
3) Новая технология оказалась более надежнее, чем старая.
4) Шарфы связаны из самой тонкой шерсти.

73. В каком слове отсутствует суффикс?

1) водица
2) лужица
3) синица
4) сестрица

74. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?

1) оглашать, ограничительный, огуречный.
2) оглушительный, оглавление, оголодать;
3) огарок, огнедышащий, огорчительный;
4) огрубелый, оглядеться, оглобля;

75. В каком ряду во всех словах выделяется окончание —ие?

1) рационализаторские, азиатские, такие.
2) альпийские, мнение, какие;
3) завтрашние, сочувствие, заглавие;
4) хорошие, избрание, описание;

76. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -о?

1) домишко, всечасно, вчетверо;
2) началось, вмешательство, шестеро.
3) железо, местожительство, затемно;
4) казачество, пятеро, заново;

77. Укажите среди литературных слов просторечное слово

1) казнокрад
2) мошенник
3) хапуга
4) вор

78. Укажите среди приведенных ниже синонимов книжное слово:

1) немало
2) уйма
3) множество
4) много

79. Укажите среди приведенных ниже синонимов слово с разговорной окраской

1) действительно
2) на самом деле
3) воистину
4) впрямь

80. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кОрысть
2) позвонИт
3) туфлЯ
4) пОняла

81. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) докумЕнт
2) тОрты
3) срЕдства
4) жАлюзи

82. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?

1) бенефис, потенциальный, реле.
2) музей, неологизм, пресс-конференция;
3) дефект, пенсне, патетика;
4) антресоль, тестирование, тематический;

83. Ошибка в постановке паузы допущена в предложении:

1) А ларчик // просто открывался.
2) От радости // в зобу дыханье сперло.
3) На носок сапога Грея // легла пурпурная волна.
4) От радости в зобу // дыханье спёрло.

84. Правильным является произношение слова

1) афёра
2) инциндент
3) дермантин
4) свёкла

85. Все согласные звуки являются звонкими в слове:

1) дерево
2) дефект
3) эффект
4) древесный

86. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) некролОг
2) эпилОг
3) монолОг
4) катАлог

87. Варианты ударения равноправны в паре:

1) звонИшь-звОнишь.
2) прИгоршня-пригОршня;
3) алфавИт-алфАвит;
4) дефИс-дЕфис;

88. Аллитерация используется в предложении:

1) Все мы немного у жизни в гостях.
2) Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
3) Жизнь - обман с чарующей тоскою.
4) Вверху рычат германские моторы.

89. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч’]?

1) рябчик, жетончик, чемпионат.
2) молчание, песчаный, грузчик;
3) расчищенный, разведчик, счет;
4) колокольчик, рассчитывать, бесчестные;

90. В каком слове есть суффикс -ЁР?

1) ликёр
2) дублёр
3) живодёр
4) шатёр

91. В каком слове есть суффикс -УШК- с уменьшительно-ласкательным значением?

1) катушка
2) заглушка
3) деревушка
4) ловушка

92. В каком ряду во всех словах приставка при- имеет одно и то же значение?

1) приподняться, приписать, придумать
2) прикрепить, приклеить, приблизить;
3) притормозить, привстать, привязать
4) приоткрыть, пришить, прилететь

93. В каком ряду во всех словах суффикс ец- имеет одно и то же значение?

1) морозец, хитрец, борец
2) старец, хлебец, братец
3) испанец, немец, иностранец
4) боец, мудрец, характерец

94. В каком ряду во всех словах суффикс ник- имеет одно и то же значение?

1) проводник, подоконник, ельник
2) работник, охотник, помощник
3) пододеяльник, осинник, участник
4) коровник, скворечник, подводник

95. От какого прилагательного невозможно образовать существительное при помощи суффикса -ОСТЬ-?

1) любопытный
2) одаренный
3) бесхозяйственный
4) уверенный

96. От какого прилагательного невозможно образовать существительное при помощи суффикса -СТВ-?

1) оторванный
2) упрямый
3) любопытный
4) постоянный

97. В каком слове суффикс -ИН- не имеет значения преувеличения?

1) соломина
2) изюмина
3) жемчужина
4) ветрина (ветер)

98. В каком слове суффикс -ИН- не обозначает видовую принадлежность?

1) осетрина
2) свинина
3) баранина
4) картофелина

99. В каком предложении неуместно употребление прилагательного с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ЕНЬК-?

1) Это был обычный осенний серенький, безветренный день.
2) Таблетки имеют сладенький вкус.
3) Домишко у них был деревянный, старенький и маленький.
4) Мальчик был худенький, бледненький, небольшого ростика.

100. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

1) гуманист, ранить, другой.
2) улей, олений, разбросав;
3) суффикс, смелость, рощ;
4) гербарий, коров, босиком;

101. Укажите среди приведенных ниже синонимов слово с разговорной окраской

1) учить
2) штудировать
3) зубрить
4) заучивать

102. Укажите среди приведенных ниже синонимов слово с разговорной окраской:

1) загвоздка
2) препона
3) помеха
4) препятствие

103. Толковый словарь содержит:

1) слова в их нормативном литературном произношении.
2) слова с объяснением их происхождения;
3) слова с объяснением значений, а также с указанием их грамматических и стилистических особенностей;
4) однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению, их толкование и рекомендации по правильному использованию;

104. ВНИМАТЕЛЬНО: - сосредоточенно/ со словом «слушать»: затаив дыхание, стараясь не проронить ни слова; 2 - см. заботливо. Данная словарная статья содержится в словаре:

1) антонимов
2) паронимов
3) синонимов
4) омонимов

105. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) пехота, вкусно, кашевар.
2) все, птицы, текст;
3) посадка, тапки, вместе;
4) станица, предки, письмецо;

106. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) ножны, сделали, вьюжная.
2) деревня, царица, небесный;
3) южный, мороз, резвый;
4) сбросил, ежевика, чемодан;

107. В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

1) повторит, диалог, диспансер.
2) прислала, ломота, израильский;
3) апостроф, одолжит, ожила;
4) прибрала, алфавит, аноним;

108. 52. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом:

1) подоконник
2) взрыв
3) подъезд
4) осинник

109. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) телятник, персональный, отчим;
2) ультразвук, заборчик, забайкальский
3) конюх, испытатель, ежевечерний;
4) шалун, адресат, ультрамодный;

110. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) беженец, привокзальный, спилить.
2) антиобщественный, стряпуха, умница;
3) юбиляр, силач, аморальный;
4) драчун, банкир, хитрец;

111. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) побольше, хлебозавод, внучонок.
2) навсегда, подземный, пылесос;
3) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив;
4) разбить, нерадостный, предгрозовой;

112. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) подписать, пригород, сверхмощный.
2) израсходовать, ускакать, вызывающе;
3) вдвое, чертежник, голубиный;
4) нелегальный, шахтер, акционер;

113. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно суффиксальным способом?

1) закавказский, нахлебник, просмотреть.
2) наконечник, досрочный, премилый;
3) по-зимнему, сослуживец, наручник;
4) разрыдаться, привокзальный, наибольший;

114. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно суффиксальным способом?

1) подснежник, разбежаться, приморский.
2) по-братски, подводник, переувлажнить
3) надомник, приусадебный, пресмешной;
4) подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

115. Укажите слово, образованное способом сложения:

1) антимир
2) заокеанский
3) позиционный
4) перевозчики

116. Какое предложение сложноподчиненное? (Знаки препинания не расставлены)

1) Сердито завывал ветер и стучал в окно.
2) Установите к какому виду насекомых относится шмель.
3) Все птицы притихли но зато шелестели листья деревьев...
4) Небо очистилось выглянуло солнце.

117. Какое предложение сложносочиненное? (Знаки препинания не расставлены)

1) Исследования доказывают наличие жизни не только на суше но и в воде.
2) Хотелось домой где холодно и снег
3) Я верил что-то должно было произойти.
4) Двести шагов и мы в безопасности.

118. Неопределённо-личным является предложение:

1) На свечку дуло из угла (Б.Л. Пастернак).
2) Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин)
3) Пой во мраке тихой рощи, нежный, соловей! (Н.М.Карамзин).
4) Всё же песню отмщенья за гибель пропоют мне на том берегу (А.А. Блок).

119. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Составляя предложение,..

1) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
2) мне было сделано замечание;
3) обдумывается его структура;
4) должен учитываться стиль речи;

120. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Поднявшись на смотровую площадку,..

1) горд виден как на ладони
2) охватывает волнение при виде открывавшихся просторов
3) открывается чудесный вид на город
4) можно увидеть весь город

121. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Прогуливаясь по вечернему городу,..

1) проспект произвел неизгладимое впечатление
2) подростками часто нарушаются правила поведения;
3) у нас завязался разговор;
4) мы получили настоящее удовольствие;

122. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?

1) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе;
2) пари, такси, кашпо, бюро, жюри.
3) зебу, кашне, рантье, меню, салями;
4) коммюнике, какао, бра, авеню, депо;

123. В каком ряду все фамилии несклоняемые?

1) Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин, Эдит Пиаф, Иосиф Бродский.
2) Василий Лановой, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Эльдар Рязанов;
3) Зоя Гайдай, Леонид Гайдай, Джек Лондон, Георгий Данелия;
4) Павел Буре, Валентин Фоминых, Алексей Кузьменко, Нина Коршук;

124. В каком ряду все фамилии несклоняемые?

1) Доменико Эль Греко, Сальвадор Дали, Николай Черных, Наталья Герцен;
2) Чарльз Диккенс, Андрей Макаревич, Виктор Корнейчук, Лидия Филиппова;
3) Марк Твен, Оноре де Бальзак, Сергей Бондарчук, Мария Медичи.
4) Александр Лукашенко, Маргарет Тэтчер, Владимир Станкевич, Эмиль Золя;

125. Числительные использованы неправильно в словосочетании:

1) дом с четырьмя комнатами
2) находиться полутора километрах
3) на обеих партах
4) стоимость сапог от две тысячи пятидесяти рублей;

126. Числительные использованы неправильно в словосочетании:

1) трое спортсменов;
2) в две тысячи девятом году.
3) более трёхсот двадцати шести книг;
4) по обоим сторонам;

127. Числительные использованы неправильно в словосочетании:

1) более девяноста человек;
2) с двух тысячи десятого года;
3) достаточно шестидесяти килограммов.
4) четыре ученика;

128. Числительные использованы неправильно в словосочетании:

1) в тысяча девятьсот сорок пятом году;
2) трое девушек
3) полтора стакана воды.
4) менее четырёхсот семидесяти пяти штук;

129. Числительные использованы неправильно в словосочетании:

1) четверо волчат
2) до две тысячи седьмого года
3) трое сыновей и три дочки.
4) из пять тысяч двести участников;

130. В какой паре слов корни омонимичны (близкие по звучанию, но разные по значению)?

1) обвиняемый - невинность
2) гористый - пригорок
3) водитель - подводные
4) загорать - обгорелый

131. Укажите слово, которое имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»:

1) хладнокровный
2) апатичный
3) аскетичный
4) скептический

132. Укажите слово, которое имеет значение «нелепый, бессмысленный»:

1) уморительный
2) необдуманный
3) абсурдный
4) противоречивый

133. Укажите слово, которое имеет значение «фальшивый, неестественный»:

1) негативный
2) самобытный
3) искусственный
4) своеобразный

134. Значение какого заимствованного слова определено неверно?

1) приоритет - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.
2) индифферентность - безразличие, безучастность, равнодушие
3) диапазон - совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту;
4) либретто - краткое изложение содержания оперы, балета, оперетты;

135. Значение какого заимствованного слова определено неверно?

1) креативный - вежливый, тактичный, соответствующий принятым нормам.
2) лексикон - запас слов, выражений отдельного человека;
3) кредитор - лицо, компания, дающие в долг под определенный процент
4) деградация - ухудшение, вырождение, упадок;

136. Значение какого заимствованного слова определено неверно?

1) харизма - чья-либо одарённость, удачливость, способность воздействия на окружающих.
2) рейтинг - цифровой показатель оценки кого- или чего-либо;
3) эксклюзив - привилегированная верхушка общества;
4) консенсус - общее согласие по какому-либо вопросу;

137. Значение какого заимствованного слова определено неверно?

1) рефери - судья в спорте.
2) сканер - устройство для ввода информации в компьютер;
3) аскетизм - крайнее воздержание, сознательный отказ от жизненных благ;
4) графолог - человек, страдающий пристрастием к сочинительству;

138. Значение какого слова определено неверно?

1) невежа - малообразованный, малосведущий человек;
2) экскурсия - коллективная поездка куда-то, посещение чего-нибудь.
3) эволюция - постепенный переход от одного состояния к другому;
4) респондент - тот, кто отвечает на вопросы анкеты;

139. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?

1) Ребята списывали текст, деля его на абзацы.
2) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе.
3) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей
4) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.

140. Синонимом фразеологизма «тьма тьмущая» является фразеологизм:

1) капля в море
2) по пальцам пересчитать
3) кот наплакал
4) как звёзд на небе

141. Укажите фразеологизм со значением «неопределенность положения»:

1) между небом и землёй
2) локти кусать
3) как рыба об лёд

142. Синонимом фразеологической единицы «мутить воду не» является выражение:

1) наводить тень на плетень
2) водить за нос
3) вилами по воде писано
4) напускать туману

143. В каком ряду все прилагательные употреблены в прямом значении?

1) глубокие знания, глубокие мысли, глубокий вопрос.
2) шелковые волосы, шелковый голос, шелковая кожа;
3) бархатный голос, бархатные глаза, бархатные руки;
4) острый нож, острый клык, острый край;

144. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1) дырявая память, туманный намек, сердечный человек;
2) холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ;
3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда;
4) лисья хитрость, железная воля, каменный дом;

145. В каком ряду сочетаний слов все причастия употреблены в переносном значении?

1) замкнутый характер, открытая душа, цветущая женщина;
2) погасший взгляд, запущенный дом, танцующая пара.
3) заснувший лес, потерянный кошелек, рассеянные семена;
4) распущенный ребенок, сорванный голос, натянутая стрела

146. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) во весь голос, во всю ивановскую, во все лопатки.
2) болеть душой, принимать участие, входить в положение;
3) бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять;
4) важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего;

147. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки, ни плошки.
2) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый;
3) хоть отбавляй, куры не клюют, через край;
4) яблоку негде упасть, пальцем негде ткнуть, как сельдей в бочке

148. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) молоко на губах не обсохло, молодо-зелено, море по колено.
2) на краю света, за морями за долами, за тридевять земель;
3) от слова до слова, от аза до ижицы, от альфы до омеги;
4) петь дифирамбы, превозносить до небес, возводить на пьедестал;

149. Установите, какая лексическая ошибка допущена в предложении: В тексте есть также сложносочиненные сложные предложения.

1) тавтология
2) искажение фразеологического оборота
3) плеоназм
4) смешение паронимов

150. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Путешествуя на велосипеде,..

1) развиваются мышцы ног и спины;
2) требуется немалая выносливость;
3) вы получаете немалое удовольствие;
4) у меня сломалась фара.

151. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закаляя свой характер,..

1) мне помогали мои родители.
2) меняются принципы, мысли, желания;
3) вы вырастите готовыми к трудностям;
4) учитываются отношения с окружающими людьми;

152. Установите, какая лексическая ошибка допущена в предложении: В газете много сообщений о свободных вакансиях.

1) искажение фразеологического оборота
2) тавтология
3) плеоназм
4) смешение паронимов

153. Установите, какая лексическая ошибка допущена в предложении: Нужно отвечать на добро той же монетой.

1) искажение фразеологического оборота
2) тавтология
3) плеоназм
4) смешение паронимов

154. Установите, какая лексическая ошибка допущена в предложении: В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области.

1) искажение фразеологического оборота
2) тавтология
3) плеоназм
4) смешение паронимов

155. Установите, какая лексическая ошибка допущена в предложении: Вам необходимо поставить роспись на документе.

1) искажение фразеологического оборота
2) тавтология
3) плеоназм
4) смешение паронимов

156. Установите, какая лексическая ошибка допущена в предложении: У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал.

1) плеоназм
2) тавтология
3) искажение фразеологического оборота
4) смешение паронимов

157. В каком ряду во всех словах правильно образована форма именительного падежа множественного числа?

1) полисы, выговора, кремы, прибыли.
2) торты, порта, гербы, выборы;
3) директора, сторожа, столяра, профессора;
4) бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, редакторы;

158. В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание —ы (-и)?

1) шофер, корпус(здание)
2) юнкер, приговор
3) доктор, фронт
4) консул, торт

159. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительных?

1) кеглей, свечей, румын, (эскадрон) гусар.
2) носков, коленей, помидоров, басен;
3) саженей, рентген, сплетней, плеч;
4) трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин;

160. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) этот фильм интереснее
2) пачка макарон
3) жгёт костёр
4) к две тысячи пятому году

161. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) его работа
2) более реалистичнее
3) с тремястами рублями
4) самый теплый пуловер

162. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) самый новый проект
2) двое солдат
3) много килограммов
4) положь на место

163. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) внимательные диспетчеры
2) известнейший певец
3) мало носок
4) по обеим щекам

164. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) несколько мандаринов
2) в две тысячи двадцать втором году
3) совсем озяб
4) поговорил с им

165. Какой частью речи является выделенное слово? И в один день, вследствие тяжёлой и возмутительной сцены, я рассорился с ним окончательно и уехал.

1) местоимение
2) предлог
3) наречие
4) существительное

166. Какое утверждение неверно?

1) Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
2) Формы слова - это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга лексическими значениями.
3) Слова из одной лексико-грамматической группы могут переходить в другую.
4) В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи

167. Двусмысленность из-за неправильного употребления местоимения возникает в предложении:

1) Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент.
2) Мой крест несу я без роптанья: и то, и это - наказанье.
3) Пока я лежал, мне все казалось, что вокруг меня собаки бегали
4) Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли.

168. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?

1) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке
2) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
3) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
4) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.

169. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?

1) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти работу.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
3) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
4) Хвойный лес одел горы и подошел вплотную к морю.

170. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1) бродить, блуждать, слоняться.
2) возражать, протестовать, восклицать
3) опасаться, робеть, трусить
4) журить, ругать, бранить

171. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1) шаблонный, понятный, банальный.
2) выразить, сформулировать, назвать;
3) старательный, усердный, прилежный;
4) импортный, заграничный, зарубежный;

172. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1) усердие, одолжение, услуга;
2) холм, пригорок, возвышенность.
3) воображение, фантазия, вымысел;
4) узы, оковы, путы;

173. В каком словосочетании допущена ошибка при употреблении паронима?

1) одеть ребенка
2) одеть пальто
3) искусный узор
4) искусственный алмаз

174. В каком словосочетании допущена ошибка при употреблении паронима?

1) памятный день
2) абонент недоступен
3) памятливое событие
4) абонемент в бассейн

175. В каком словосочетании допущена ошибка при употреблении паронима?

1) технический боксёр
2) добротность вещи
3) техничный боксёр
4) доброта человека

176. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксических норм:

1) Необходимо проявлять внимание к нашим близким.
2) Суд удовлетворил в ходатайстве адвоката.
3) Пассажиры, оплачивайте проезд!
4) Важную роль в его жизни сыграла армия.

177. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?

1) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью
2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к тщеславию и чванству
3) На встречу с писателем пришли те, кто любит фантастику.
4) Натянуть и выстрелить из лука непросто даже опытным стрелкам.

178. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?

1) Руки девушки, загрубевшие от работы, не были изящны.
2) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.
3) Проблемы экономики были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловая Москва»
4) Большинство книг, рассказывающих о жизни хищников, издано в нашей стране.

179. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксических норм:

1) Вопреки ожиданиям встреча не состоялась
2) Оплатите покупку в кассе
3) Работник был уволен согласно приказа
4) Катастрофа была предотвращена благодаря героизму спасателей

180. В каком предложении вместо слова «представить» нужно употребить «предоставить»?

1) За большие заслуги перед государством артиста представили к правительственной награде.
2) Этот дом представляет собой историческую ценность
3) На совещании нам представили нового сотрудника.
4) Русский язык - это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычные возможности

181. В каком предложении вместо слова «гуманный» нужно употребить «гуманитарный»?

1) Самыми гуманными профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) Г уманное отношение к детям означает уважительное отношение к ним и ненавязчивую помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в гуманной сфере.
4) Гуманные законы возможны только в зрелом обществе

182. В каком предложении вместо слова «вечный» нужно употребить «вековой»?

1) В районах вечной мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
2) Среди вечных человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
3) Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
4) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с вечною трубкою в зубах, сидел у окна.

183. В каком словосочетании допущена ошибка при употреблении паронима?

1) нестерпимая боль
2) нетерпимая жара
3) красящий состав
4) красочная картина

184. В каком словосочетании допущена ошибка при употреблении паронима?

1) доверительные отношения
2) доверчивый человек
3) снискать уважение
4) сыскать доверие

185. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительных?

1) минёров, без погон, узбеков, полк улан
2) цыган, партия кадетов, полотенец, аршин
3) яслей, эполет, киргизов, щупалец
4) барж, кочерёг, блюдцев, долей

186. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительных?

1) абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок;
2) центнеров, калмыков, сумерек, чучел
3) туфлей, простыней, пять драгунов, вафель;
4) яблок, болгар, усадеб, побережий.

187. В каком ряду все существительные общего рода?

1) брюзга, плакса, судья, недотрога;
2) агроном, ровня, космонавт, задира;
3) тихоня, непоседа, скряга, запевала;
4) недоучка, невежа, разиня, буржуа.

188. В каком ряду не все существительные одинакового рода?

1) конь, табель, шампунь, миндаль;
2) плесень, в плацкарте, радость, прорубь;
3) пароль, лосось, кафель, госпиталь;
4) мозоль, моль, тюль, канифоль.

189. В каком предложении местоимение не создает двусмысленности?

1) Директор попросил секретаря напечатать свой приказ.
2) Прочитав книгу в библиотеке, мы ею остались довольны.
3) Дети оказались без присмотра воспитателей, поэтому они стали баловаться.
4) Библиотекарь попросила ученицу вернуть ее книги.

190. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?

1) В рассказе говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
2) Кемь - один из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
3) Всем, кто был на субботнике, объявили благодарность.
4) Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

191. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксических норм:

1) Заведующий отделением взял слово.
2) Управляющий магазина сел в машину.
3) Пожалуйста, оплатите проезд.
4) Он заплатил за товар вовремя.

192. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:

1) справка о зарплате
2) рецензия по статье
3) отзыв о работе
4) закон об охране детства

193. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:

1) тревожиться за сына
2) восхищаться красотой
3) удивляться терпению
4) подтвердить об этом

194. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:

1) восхищаться терпением
2) поделиться о своих впечатлениях
3) доказывать свою правоту
4) подтвердить чьи-то слова

195. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:

1) ответ по запросу
2) отклик на произведение
3) отчет о работе
4) обзор новинок

196. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:

1) восхищаться красоте
2) беспокоиться о семье
3) удивляться терпению
4) подтвердить это

197. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено местоимением?

1) увидеть кого-нибудь, далеко от родных, кто-то другой, кофе по-венски;
2) откуда-то из темноты, очень неожиданно, трое в лодке, незадолго до праздника;
3) кто-то из гостей, каждый из присутствующих, что-нибудь интересное, нечто важное
4) какого-то незнакомца, где-то вдали, всегда послушный, известный всем.

198. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?

1) остановившийся у дороги, переведенный на три языка, всеми любимый, прочитавший роман;
2) умытой листвой, увиденная мною, думать о будущем, чрезвычайно любознательный;
3) моросящий дождь, необыкновенно любезный, восходящее солнце, сверкая на снегу;
4) разбросанные вещи, очень непонятно, тускнеющая на глазах, недалеко от дома.

199. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью согласование?

1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза
2) немного испугаться, зарабатывать популярность, читающий статью
3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко говорить;
4) низкорослая береза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля.

200. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью управление?

1) обучать грамоте, отвечал не глядя, печь из муки, живущий рядом;
2) благодарить учителя, листья дуба, сообщить подробности, объяснять то-то;
3) анализировать ситуацию, уходить рано, посаженный отцом, дикий север;
4) возразить сыну, из нескольких компонентов, льется отвесно, каждый из нас.