Тест: История
Список вопросов
1. Татарское просветительское движение XIX в. характеризуется |
|
1) Религиозной направленностью | |
2) Светской и религиозной направленностью | |
3) Светской направленностью | |
2. В конце 18 века начала формироваться новая элита татарского общества, которая финансировала развитие мусульманской системы образования, инфраструктуры исламских институтов, оказывала влияние на социокультурные процессы, происходящие в татарском сообществе. Представители какого сословия входили в эту элиту? |
|
1) мусульманского духовенства | |
2) торгово-промышленного | |
3) дворянства | |
3. Каким производством занимался завод братьев Крестовниковых? |
|
1) Оружейным | |
2) Мыловаренным | |
3) Кожевенным | |
4) Пищевым | |
4. Казанский заговор» |
|
1) 1894 | |
2) 1859 | |
3) 1861 | |
4) 1896 | |
5) 1863 | |
6) 1866 | |
5. Открытие первой Казанской электростанции |
|
1) 1894 | |
2) 1859 | |
3) 1861 | |
4) 1896 | |
5) 1863 | |
6) 1866 | |
6. Начало деятельности Казанского городского музея |
|
1) 1866 | |
2) 1863 | |
3) 1896 | |
4) 1861 | |
5) 1859 | |
6) 1894 | |
7. Проект "Положения об улучшении быта помещичьих крестьян Казанской губернии" |
|
1) 1894 | |
2) 1859 | |
3) 1861 | |
4) 1896 | |
5) 1863 | |
6) 1866 | |
8. Подавление восстания в с. Бездна |
|
1) 1866 | |
2) 1863 | |
3) 1896 | |
4) 1861 | |
5) 1859 | |
6) 1894 | |
9. Какая сфера деятельности была наиболее развитой в Казанской губернии в XIX веке. |
|
1) Животноводство | |
2) Торговля | |
3) Промышленность | |
4) Земледелие | |
10. Джадидизм это культурно-реформаторское движение среди тюркских народов. Верны ли утверждения? |
|
1) У истоков этого движения был Исмаил Гаспринский | |
2) Джадидизм наиболее ярко проявился у татар | |
3) Джадидисты перестроили татарскую национальную школу и быт на европейский лад. | |
4) Все перечисленное | |
5) Татарская буржуазия в XIX веке начала переход к светской нации и в качестве идеологической основы использовала джадидизм | |
11. При каком хане была проведена перепись податного населения в Золотой орде? |
|
1) Берке | |
2) Батый | |
3) Сартак | |
12. При каком хане Золотая Орда обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от Монгольской империи? |
|
1) хане Берке | |
2) хане Джучи | |
3) хане Бату | |
4) хане Менгу-Тимуре | |
13. Удельные крестьяне - это: |
|
1) крестьяне, прикрепленные к мануфактурам | |
2) крестьяне, прикрепленные к имениям царской фамилии | |
3) крестьяне, прикрепленные к имениям помещиков | |
14. Посессионные крестьяне – это: |
|
1) крепостные крестьяне, закрепленные за мануфактурами и составлявшие с ними единое целое на торгах | |
2) крепостные крестьяне, отпускаемые помещиком на заработки и платившие ему денежный оброк | |
3) крестьяне, жившие в особых поселениях и освобожденные от уплаты налогов | |
15. Причинами татарского религиозного реформаторства можно считать |
|
1) В XIX веке в татарском обществе получили распространение атеистические идеи. | |
2) усиление колониальной политики русского правительства и насильственной христианизации мусульман Поволжья и Урала. | |
3) Формировавшейся национальной татарской буржуазии нужно было освободиться от средневековых представлений. | |
16. После взятия Казани в 1552 г. в титуле русских царей появился новый титул, сохранившийся до 1917 г. О каком титуле идет речь? |
|
1) Царь Казанский | |
17. Представители какой группы крестьянства преобладали в Казанской губернии к 1861 г.? |
|
1) Государственные | |
2) Удельные | |
3) Помещичьи | |
4) Монастырские | |
18. Видный татарский деятель ученый и просветитель Шагабутдин Марджани (1818- 1889 гг.) |
|
1) Выступал за создание независимого мусульманского государства | |
2) Утверждал, что нужно очистить ислам от средневековых наслоений и приспособить его к новым условиям II половины XIX века. | |
3) Утверждал, что мусульмане должны активно участвовать в политической жизни российского государства, стремиться занять важные политические посты в нем и помогать единоверцам | |
4) Выступал за сохранение мусульманского уклада национальной культуры | |
19. В Казанском крае начинали свой творческий путь многие известные российские деятели культуры. В какой области добился успехов И.Шаляпин? |
|
1) скульптура | |
2) театр | |
3) живопись | |
4) музыка | |
20. Мусульманские депутаты, принимавшие участие в работе Государственной Думы России в начале XX века на обсуждение выносили следующие вопросы |
|
1) Пересилить всех русских с территории казанской империи | |
2) Создать исламское государство на территории Российской империи | |
3) Дать мусульманам возможность переходить из христианства в ислам | |
4) Выступали против переселенческой политики правительства. Отстаивали права башкир и казахов на их землю | |
21. Весной-летом 1917 года состоялось несколько мусульманских съездов. На них рассматривались проблемы национально-государственного устройства России. На каком из них было принято решение: создать национально-культурную автономию тюрко-татар внутренней России и Сибири |
|
1) На объединенном съезде мусульманского духовенства и военных (июль 1917г.) | |
2) II Всероссийском мусульманском съезде (июль 1917 г.) | |
3) I всероссийском мусульманском съезде (май 1917 г.) | |
22. В период русской революции в России и Поволжье оформились татарские мусульманские партии. Как называлась партия, объединявшая реакционно-настроенную часть общества, преимущественно священнослужителей- кадимистов. Возглавлял ее мулла Баязитов: |
|
1) Уралчилар | |
2) Сират – эль- мускаким | |
3) Тангчилар | |
4) Иттифак – аль-муслимин (союз мусульман) | |
23. По данным Шигабутдина Марджани, это море иногда называлось «Бэхре Булгар». О каком море идет речь. |
|
1) Хазарское/Каспийское море. | |
2) Черное море | |
24. В годы I мировой войны, промышленность и аграрный сектор Казанской губернии переживали бурный подъем по причине |
|
1) всех вышеперечисленных | |
2) отдаленности от театра военных действий | |
3) роста объемов военных заказов | |
4) роста патриотических настроений в обществе | |
25. Назовите год принятия указа, который впервые официально провозгласил принцип веротерпимости к исламу в Российской империи? |
|
1) 1905 | |
2) 1950 | |
3) 1923 | |
26. В послевоенные годы, в ТАССР, несмотря на несомненные достижения в области культуры, культурный уровень населения рос крайне медленно ввиду |
|
1) небрежного отношения к культурным ценностям | |
2) остаточного принципа финансирования | |
3) всех вышеназванных причин | |
4) распространенности формализма | |
27. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована в |
|
1) 1920 | |
2) 1921 | |
3) 1919 | |
4) 1922 | |
28. Относится ли к выдающимся татарским просветителям II- половины XIX века |
|
1) Каюм Насыри | |
2) Шагабутдин Марджани | |
3) Мулла Батырша | |
4) Хусаин Фаизханов | |
29. В последние годы в Казани стал проводиться фестиваль мусульманского кино, который получил название |
|
1) «Гасырлар авазы – Эхо веков» | |
2) «Салават купере» | |
3) «Золотой Минбар» | |
30. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан была принята |
|
1) декабрь 1991 г. | |
2) 6 ноября 1992 г. | |
3) 15 февраля 1994 г. | |
4) 30 августа 1990 г. | |
31. «Модель Татарстана» это: |
|
1) выпуск новых типов автомашин КАМАЗ | |
2) система «мягкого вхождения» РТ в рыночные отношения | |
3) сборка и выпуск новых машин в ЕЛАЗе | |
4) новый тип развития сельского хозяйства республики | |
32. неотчуждаемое имущество, подаренное или завещанное на религиозные и благотворительные нужды |
|
1) мурза | |
2) вакуф | |
3) азан | |
4) мугаллим | |
5) медресе | |
6) махалля | |
7) хадис | |
33. мусульманский приход |
|
1) хадис | |
2) махалля | |
3) медресе | |
4) мугаллим | |
5) азан | |
6) вакуф | |
7) мурза | |
34. представитель татарской аристократии |
|
1) мурза | |
2) вакуф | |
3) азан | |
4) мугаллим | |
5) медресе | |
6) махалля | |
7) хадис | |
35. среднее или высшее мусульманское учебное заведение |
|
1) хадис | |
2) махалля | |
3) медресе | |
4) мугаллим | |
5) азан | |
6) вакуф | |
7) мурза | |
36. предание о словах и действиях пророка Мухаммеда |
|
1) мурза | |
2) вакуф | |
3) азан | |
4) мугаллим | |
5) медресе | |
6) махалля | |
7) хадис | |
37. учитель в мусульманской школе |
|
1) хадис | |
2) махалля | |
3) медресе | |
4) мугаллим | |
5) азан | |
6) вакуф | |
7) мурза | |
38. призыв к молитве |
|
1) мурза | |
2) вакуф | |
3) азан | |
4) мугаллим | |
5) медресе | |
6) махалля | |
7) хадис |