Тест: Русский
Список вопросов
1. Раздел языкознания, относящийся к теории и практики составления словарей: |
|
1) фразеология; | |
2) орфография; | |
3) орфоэпия; | |
4) лексикография. | |
2. Пары слов уста – рот и шея - выя – есть примеры на: |
|
1) архаизм; | |
2) историзм; | |
3) диалектизм; | |
4) канцеляризм. | |
3. Составными частями грамматики являются: |
|
1) фонетика и морфемика; | |
2) морфология и синтаксис; | |
3) лексикология и стилистика; | |
4) синтаксис и пунктуация. | |
4. Раздел науки о письме, изучающий начертания букв и соотношения между буквами и звуками: |
|
1) орфография; | |
2) лексикография; | |
3) графика; | |
4) алфавит. | |
5. Славянский алфавит возник в вв.: |
|
1) IX – X; | |
2) XI – XII; | |
3) XII – XIII; | |
4) XIII – XIV. | |
6. Специальная система, разработанная для записи произношения, - это: |
|
1) орфоэпия; | |
2) фонетика; | |
3) транскрипция; | |
4) фонология. | |
7. Какое из слов имеет неподвижное ударение? |
|
1) книга; | |
2) дома; | |
3) вода; | |
4) рука. | |
8. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? |
|
1) экзамен; | |
2) подвиг; | |
3) сквозняк; | |
4) смеяться. | |
9. В каком слове звуков больше, чем букв? |
|
1) семья; | |
2) проезд; | |
3) повесть; | |
4) есть. | |
10. В каком слове слышится звук [ j ]? |
|
1) люди; | |
2) юла; | |
3) бюст; | |
4) меню. | |
11. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. |
|
1) тщетно; | |
2) тщательно; | |
3) бессмысленно; | |
4) напрасно. | |
12. Укажите слово, имеющее омоним. |
|
1) успех; | |
2) острый; | |
3) топить; | |
4) сидеть. | |
13. Какое из четырёх слов относится к устаревшим? |
|
1) парусник; | |
2) старожил; | |
3) рубеж; | |
4) дозор. | |
14. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»? |
|
1) оригинальный; | |
2) антикварный; | |
3) идентичный; | |
4) архаичный. | |
15. Слово опешить произошло от слова |
|
1) пешка; | |
2) пеший; | |
3) опёнок; | |
4) печь. | |
16. Нулевыми могут быть: |
|
1) только окончания; | |
2) только суффиксы; | |
3) суффиксы и окончания; | |
4) приставки, суффиксы и окончания. | |
17. Какое слово неправильно разбито на морфемы: |
|
1) стакан – ; | |
2) свеч – ени – е; | |
3) из – мен – яя; | |
4) о – гражд – ённ – ый. | |
18. В каком слове есть суффикс – н - ? |
|
1) бессменный; | |
2) лиственный; | |
3) увеличен; | |
4) львиный. | |
19. Укажите лишнее слово среди однокоренных: |
|
1) прилечу; | |
2) вылечит; | |
3) лётчик; | |
4) перелётный. | |
20. Назовите слово, образованное префиксальным способом: |
|
1) подполковник; | |
2) приход; | |
3) увлечение; | |
4) разбежаться. | |
21. В каком ряду представлены только вещественные имена существительные? |
|
1) олоко, посуда, сливки, золото; | |
2) сахар, рис, сера, серьга, серебро; | |
3) опилки, пила, олово, мех; | |
4) пшено, свинец, бязь, стекло. | |
22. В каком ряду даны исключения с точки зрения категории рода и типов склонения? |
|
1) вуаль, толь, дитя, путь; | |
2) дитя, время, подмастерье, путь; | |
3) няня, дядя, дитя, имя; | |
4) тушь, гуашь, кость, гость. | |
23. В каком ряду представлены существительные, имеющие лишь форму множественного числа? |
|
1) ребята, времена, тополя, деньги; | |
2) финансы, весы, выборы, сливки; | |
3) оливки, отруби, проруби, вина; | |
4) сны, вилки, сани, брюки. | |
24. В каком ряду представлены только числительные? |
|
1) три, трое, тройка, сто; | |
2) пара, двое, два, дважды; | |
3) сто, два, двое, одна вторая; | |
4) пять шестых, шестёрка, шестой, шестеро. | |
25. Выделите неверный ответ: «местоимения заменяют…» |
|
1) глаголы; | |
2) имена существительные; | |
3) имена прилагательные; | |
4) имена числительные. | |
26. Выберите ряд слов, где все глаголы разноспрягаемые |
|
1) дышать, гнать, слышать, держать; | |
2) любить, брить, ненавидеть, терпеть; | |
3) стелить, брить, зиждиться, дать; | |
4) хотеть, бежать, есть, создать. | |
27. В каком словосочетании есть слово, называющее признак предмета. |
|
1) читать вслух; | |
2) чтение вслух; | |
3) идти вслепую; | |
4) сказал вслух. | |
28. Найдите ряд, где указанные предлоги все именного происхождения |
|
1) вследствие, впереди, в начале; | |
2) спустя, в течение, вслед за; | |
3) наперекор, вопреки, судя по; | |
4) в свете, в целях, посредством. | |
29. В каком ряду представлены выделительно-усилительные частицы? |
|
1) ведь, даже, же; | |
2) вот, вон; | |
3) как будто, словно; | |
4) да, так. | |
30. В каком предложении и является союзом, а не частицей? |
|
1) У ней и бровь не шевельнулась. (А.П.); | |
2) Все так и замерли на месте (А.П.); | |
3) Кажется, я и думал в формах ее стихов. (М.Г.); | |
4) Я постоял около двери, вздохнул и пошел в гостиную. (А.М.) | |
31. Два или несколько знаменательных слов, объединенных подчинительной синтаксической связь предложение; |
|
1) словосочетание; | |
2) абзац; | |
3) период. | |
32. Назовите верный ответ. «А когда наступил вечер, то стало так тоскливо, что трудно было и слово вымолвить» (А.Ч.) – это предложение: |
|
1) Спп с последовательным подчинением; | |
2) Спп с неоднородным подчинением; | |
3) Спп с однородным подчинением; | |
4) Спп с комбинированным подчинением. | |
33. Чем является выделенное слово в предложении «Славное место это долина!» (М.Л.) |
|
1) сказуемым; | |
2) подлежащим; | |
3) приложением; | |
4) в составе подлежащего. | |
34. Какая из характеристик предложения является неверной? Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (К.П.) |
|
1) Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. | |
2) Состоит из трёх простых предложений. | |
3) Грамматическая основа второго предложения лицу жарко. | |
4) Первое предложение нераспространённое. | |
35. Какой член предложения является обстоятельством образа действия: Река неожиданно меняет направление. (В.Ж.) |
|
1) река; | |
2) неожиданно; | |
3) меняет; | |
4) направление. | |
36. Назовите безличные предложения |
|
1) Каменное здание было одно. (Д.М-С.) | |
2) Справа от Ратуши дворец графов Брабанта. (В.Д.) | |
3) Необыкновенно тихо было в лесу. (Е.Р.) | |
4) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. (В.С.) | |
37. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им. (А.П.) |
|
1) одна запятая; | |
2) две запятые; | |
3) три запятые; | |
4) четыре запятые. | |
38. Определите тип синтаксических отношений в сложносочинённом предложении. Волны ещё бушевали и чёрный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия. (А.Л.) |
|
1) Соединительные отношения с оттенком одновременности; | |
2) Соединительные отношения с оттенком следования (разновременности); | |
3) Противительные отношения; | |
4) Разделительные отношения. | |
39. Поставьте недостающий знак в спп. Едва его кудрявая голова поднялась над палубой француз выстрелил. (А.Н.Толстой) |
|
1) запятая; | |
2) тире; | |
3) запятая и тире; | |
4) точка с запятой. | |
40. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения? Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя. Пламень белый и летучий Окаймил её края. (Ф.Т.) |
|
1) тире; | |
2) запятая; | |
3) запятая и тире; | |
4) точка с запятой. | |
41. Слова лекарство и грипп составляют следующие словосочетания: |
|
1) лекарство для гриппа; | |
2) лекарство из-за гриппа; | |
3) лекарство на грипп; | |
4) арство от гриппа, против гриппа. | |
42. Какое из предложений построено правильно? |
|
1) У рыбей нет зубей. | |
2) ыбов нет зубов. | |
3) У рыб нет зуб. | |
4) У рыб нет зубов. | |
43. В каком слове ударение на втором слоге? |
|
1) алфавит; | |
2) дефис; | |
3) позвоним; | |
4) понял. | |
44. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»? |
|
1) успешными; | |
2) преуспевающими; | |
3) удачными; | |
4) плодотворными. | |
45. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: |
|
1) более нужнее; | |
2) несколько гектаров; | |
3) с четырьмястами рублями; | |
4) поезжай домой. | |
46. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: |
|
1) эмалированные вёдра; | |
2) худший вариант; | |
3) семисот шестидесяти семи птиц; | |
4) килограмм вафлей. | |
47. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: |
|
1) большие очереди; | |
2) в снегу; | |
3) промокли; | |
4) пятидесятью пятью годами. | |
48. Укажите ошибку в управлении: |
|
1) преимущество перед ними; | |
2) согласно договору; | |
3) показать о чём-то; | |
4) огорчён чем-то. | |
49. Укажите предложение без грамматических ошибок. |
|
1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке | |
2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «природа». | |
3) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу. | |
4) Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой. | |
50. В каком предложении вместо слова сытый нужно употребить сытный? |
|
1) Сытый волк смирнее завистливого человека. | |
2) Сено в стогу – сытый корм скоту. | |
3) Сытый голодного не разумеет. | |
4) Сытое брюхо к ученью глухо. | |
51. В каком слове пишется буква ю? |
|
1) Они ненавид…т ложь. | |
2) Дворники кол…т лёд. | |
3) Малышки спор…т. | |
4) Лампы свет…т тускло. | |
52. В каком примере пишется -нн-? |
|
1) гуси…ое перо; | |
2) кваше…ая капуста; | |
3) закраше…ые ворота; | |
4) краше…ый пол. | |
53. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно? |
|
1) Учёный (не) навидит ложь. | |
2) Он взял (не) большую вместительную сумку. | |
3) Программа так и (не) завершена. | |
4) Обсуждать вопрос уже было (не) когда. | |
54. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? |
|
1) раз…грать, с…грать, пред…стория, по…грать; | |
2) ра…следовать, во…становить, ра…бросать, ра…торгнуть; | |
3) отм…рать, разб…рать, разб…рем, разб…рательство; | |
4) пр…оритет, б…квадрат, в…траж, идилл…я. | |
55. В каком ряду все слова всегда пишутся только через дефис? |
|
1) во …первых, по…весеннему, как…нибудь; | |
2) во…вторых, по…лисьи, по…моложе; | |
3) по…твоему, мало…помалу, по…крепче; | |
4) пол…литра, по…детски, крепко…накрепко. | |
56. В каком примере возможно только одно написание:[fbpv |
|
1) (не/ни) чего; | |
2) зам(е/и) реть от страха; | |
3) (по) тому; | |
4) (пре/при) творить. | |
57. В какой группе слов правописание корней невозможно уточнить посредством подбора проверенного слова? |
|
1) помешать, утихать, заглянуть; | |
2) поля, повисать, дрожит; | |
3) собака, корова, совок; | |
4) осенний, весенний, зимовать. | |
58. В каком слове на месте пропуска пишется ь ? |
|
1) хвощ…; | |
2) восем…надцать; | |
3) нян…чить; | |
4) сплош… | |
59. В каком ряду во всех словах пишется ъ ? |
|
1) ад…ютант, в…юга, без…участный; | |
2) из…Ян, двух…ярусный, суб…ект; | |
3) в…едливый, двух…этажный, под…ём; | |
4) обез…яна, с…ёмка, сверх…ёмкий. | |
60. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та буква? |
|
1) не…жиданный, с…мнение, н…завтра; | |
2) пр…забавный, пр…следовать, пр…рекания; | |
3) и…бежать, ни…падающий, ра…весёлый; | |
4) об…грать, раз…скать, сверх…зысканный. | |
61. В каком слове на месте пропуска пишется буква ё ? |
|
1) камыш…вый; | |
2) ш…винизм; | |
3) ж…кей; | |
4) уч…ба. | |
62. В каком ряду все слова пишутся слитно? |
|
1) (овоще) хранилище, (по) трое, (средне) месячный; | |
2) (полу) либеральный, (по) напрасну, (лже) пророк; | |
3) (в) миг исчез, (электро) мобиль, (тёмно) шоколадный шкаф; | |
4) (в) виду заморозков, (старо) славянский, (всё) таки. | |
63. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня? |
|
1) соед…нение, от…гощать, приор…тет; | |
2) забл…стел, проб…раться, пост…лать; | |
3) прив…легированный, изв…нился, разв…вать ум; | |
4) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно. | |
64. В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило: «В суффиксе полного причастия пишется нн ? |
|
1) клятве…ое заверение адвоката; | |
2) искажё…ый текст стихотворения; | |
3) Чай подавали в гранё..ых стаканах; | |
4) тяжелогружё…ые машины. | |
65. Согласная буква пропущена в слове: |
|
1) ровес…ник; | |
2) буревес…ник; | |
3) опас…ность; | |
4) глас…ность. | |
66. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: |
|
1) Мы новички в команде. | |
2) Английская орфография сложная. | |
3) Автор повести молодой белорусский писатель. | |
4) Моё любимое занятие – играть в футбол. | |
67. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены) |
|
1) Жизнь как река. | |
2) Эта комнатка носила три названия маленькая проходная и тёмная. | |
3) Летом скворцов не видно они прячутся в густых тёмных лесах. | |
4) Женьшень ценное и редкое растение. | |
68. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории. |
|
1) 1; | |
2) 2; | |
3) 1,3; | |
4) 2,3. | |
69. В предложении «Испуганно кося глазом стоял на опушке лось не понимая что же случилось со всем этим стадом тихих неподвижных и совсем не опасных с виду людей». (Б.П.) сколько запятых: |
|
1) 4; | |
2) 3; | |
3) 5; | |
4) 6. | |
70. Какой знак препинания необходимо поставить в конце прямой речи? «Врёшь, не поймаешь…» - торжественно сказал Метелица. (А.Ф.) |
|
1) точка; | |
2) вопросительный знак; | |
3) многоточие; | |
4) восклицательный знак. |