Тест: История и философия науки для магистрантов
Список вопросов
1. Философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая |
|
1) праксиология | |
2) антропология | |
3) гносеология | |
4) аксиология | |
5) онтология | |
2. Результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. знаковой форме |
|
1) знание | |
2) опыт | |
3) наука | |
4) функция | |
5) обозначаемый предмет | |
3. Направление в историографии и философии науки XX в., объясняющее возникновение и развитие научных идей и теорий благодаря внутринаучным факторам |
|
1) позитивизм | |
2) экстернализм | |
3) дедукция | |
4) индукция | |
5) интернализм | |
4. Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету |
|
1) незнание | |
2) теория | |
3) эмпирия | |
4) истина | |
5) логика | |
5. Мысль называется истинной, если она |
|
6. Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов – |
|
7. Одно из основных направлений философии XX в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики – |
|
8. Основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний – |
|
9. Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования – |
|
10. Совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира – |
|
11. Умственная деятельность, результатом которой является осведомлённость о реальном мире, а также об идеях и фантазиях, отражающих реальный мир – |
|
12. Общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма – |
|
13. Термин, обозначающий этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в конце 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика – |
|
14. Раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания – |
|
15. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности – |
|
16. Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию |
|
17. Направление в историографии и философии науки XX в., объясняющее возникновение и развитие научных идей и теорий в результате решающего воздействия социально-экономических, т.е. вненаучных факторов – |
|
18. Философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие – |
|
19. В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания - |
|
20. Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством |
|
21. Чувственно воспринимаемые предметы реальности, некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых, являющиеся важными элементами научного познания |
|
1) идиоматические объекты | |
2) призматические объекты | |
3) прагматические объекты | |
4) дидактические объекты | |
5) эмпирические объекты | |
22. Простейшие эмпирические законы устанавливаются с помощью |
|
1) идиоматических высказываний | |
2) риторических обобщений | |
3) индуктивного обобщения полученных фактов | |
4) логических законов | |
5) дедуктивного метода | |
23. Процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез) – |
|
1) индуктивный уровень исследования | |
2) идиоматический уровень исследования | |
3) гипотетический уровень исследования | |
4) эмпирический уровень исследования | |
5) теоретический уровень исследования | |
24. Уровень исследования связный с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности |
|
1) индуктивный уровень исследования | |
2) идиоматический уровень исследования | |
3) гипотетический уровень исследования | |
4) эмпирический уровень исследования | |
5) теоретический уровень исследования | |
25. В отличии от эмпирических законов теоретические законы – это |
|
1) законы архитипы | |
2) законы-конвенции | |
3) законы апостериори | |
4) законы ненаблюдаемых объектов | |
5) законы априори | |
26. К основаниям научного познания относят: |
|
1) доксаматическое знание | |
2) апостериорное знание | |
3) валидное знание | |
4) априорное знание | |
5) идеалы, нормы и принципы исследования | |
27. К основаниям научного познания относят: |
|
1) доксаматическое знание | |
2) валидное знание | |
3) апостериорное знание | |
4) априорное знание | |
5) научную картину мира | |
28. К основаниям научного познания относят: |
|
1) апостериорное знание | |
2) доксаматическое знание | |
3) априорное знание | |
4) валидное знание | |
5) философские идеи и принципы | |
29. Они составляют тот теоретический базис науки, на который опираются ее законы, теории и гипотезы – |
|
1) выводы научного познания | |
2) теоремы научного познания | |
3) основания научного познания | |
4) аксиомы научного познания | |
5) гипотезы научного познания | |
30. Признанные в науке требования к научной рациональности, выраженные в обоснованности и доказательности научных положений, а также способах описания и научного объяснения, построения и организации знания – |
|
1) аксиомы научного познания | |
2) идеалы и нормы исследования | |
3) теоремы научного познания | |
4) выводы научного познания | |
5) гипотезы научного познания | |
31. Важнейшей нормой рациональности научного знания выступают его |
|
1) априорность | |
2) схоластичность | |
3) автоматичность | |
4) систематичность и организованность | |
5) вторичность | |
32. К идеалам и нормам научного познания относят |
|
1) принцип простоты | |
2) принцип вечности знания | |
3) космологический принцип | |
4) принцип адетерминизма | |
5) аксиомоторный принцип |