Тест: История и философия науки для магистрантов


Список вопросов


1. Философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая

1) праксиология
2) антропология
3) гносеология
4) аксиология
5) онтология

2. Результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. знаковой форме

1) знание
2) опыт
3) наука
4) функция
5) обозначаемый предмет

3. Направление в историографии и философии науки XX в., объясняющее возникновение и развитие научных идей и теорий благодаря внутринаучным факторам

1) позитивизм
2) экстернализм
3) дедукция
4) индукция
5) интернализм

4. Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету

1) незнание
2) теория
3) эмпирия
4) истина
5) логика

5. Мысль называется истинной, если она


6. Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов –


7. Одно из основных направлений философии XX в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики –


8. Основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний –


9. Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования –


10. Совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира –


11. Умственная деятельность, результатом которой является осведомлённость о реальном мире, а также об идеях и фантазиях, отражающих реальный мир –


12. Общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма –


13. Термин, обозначающий этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в конце 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика –


14. Раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания –


15. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности –


16. Эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию


17. Направление в историографии и философии науки XX в., объясняющее возникновение и развитие научных идей и теорий в результате решающего воздействия социально-экономических, т.е. вненаучных факторов –


18. Философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие –


19. В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания -


20. Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством


21. Чувственно воспринимаемые предметы реальности, некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых, являющиеся важными элементами научного познания

1) идиоматические объекты
2) призматические объекты
3) прагматические объекты
4) дидактические объекты
5) эмпирические объекты

22. Простейшие эмпирические законы устанавливаются с помощью

1) идиоматических высказываний
2) риторических обобщений
3) индуктивного обобщения полученных фактов
4) логических законов
5) дедуктивного метода

23. Процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез) –

1) индуктивный уровень исследования
2) идиоматический уровень исследования
3) гипотетический уровень исследования
4) эмпирический уровень исследования
5) теоретический уровень исследования

24. Уровень исследования связный с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности

1) индуктивный уровень исследования
2) идиоматический уровень исследования
3) гипотетический уровень исследования
4) эмпирический уровень исследования
5) теоретический уровень исследования

25. В отличии от эмпирических законов теоретические законы – это

1) законы архитипы
2) законы-конвенции
3) законы апостериори
4) законы ненаблюдаемых объектов
5) законы априори

26. К основаниям научного познания относят:

1) доксаматическое знание
2) апостериорное знание
3) валидное знание
4) априорное знание
5) идеалы, нормы и принципы исследования

27. К основаниям научного познания относят:

1) доксаматическое знание
2) валидное знание
3) апостериорное знание
4) априорное знание
5) научную картину мира

28. К основаниям научного познания относят:

1) апостериорное знание
2) доксаматическое знание
3) априорное знание
4) валидное знание
5) философские идеи и принципы

29. Они составляют тот теоретический базис науки, на который опираются ее законы, теории и гипотезы –

1) выводы научного познания
2) теоремы научного познания
3) основания научного познания
4) аксиомы научного познания
5) гипотезы научного познания

30. Признанные в науке требования к научной рациональности, выраженные в обоснованности и доказательности научных положений, а также способах описания и научного объяснения, построения и организации знания –

1) аксиомы научного познания
2) идеалы и нормы исследования
3) теоремы научного познания
4) выводы научного познания
5) гипотезы научного познания

31. Важнейшей нормой рациональности научного знания выступают его

1) априорность
2) схоластичность
3) автоматичность
4) систематичность и организованность
5) вторичность

32. К идеалам и нормам научного познания относят

1) принцип простоты
2) принцип вечности знания
3) космологический принцип
4) принцип адетерминизма
5) аксиомоторный принцип