Тест: Модуль 1. Основы телефонного консультирования


Список вопросов


1. «Телефоны доверия» работают в модели

1) профессиональная
2) волонтерская
3) все ответы верны
4) смешанная

2. Главной стратегией работы консультанта телефона доверия является

1) чтобы помочь человеку стать более творческим и гибким
2) осознать альтернативные возможности его поведения,
3) консультирование клиента по поводу принятия им собственного решения
4) помочь клиенту осознать причину его трудностей

3. История создания первых «Телефонов доверия» в СССР была связана

1) с развитием телефонной службы
2) с развитием психиатрической системы превенции суицидов
3) все ответы верны
4) с появлением Кризисных центров для женщин

4. Название "Телефон доверия" в Россию пришло из

1) Франции
2) Великобритании
3) Польши и Чехословакии
4) США

5. Основным видом оказания психологической помощи по телефону выступает

1) психотерапия
2) психологическая коррекция
3) психологическое консультирование
4) психологическая диагностика

6. основными принципами работы телефонного консультанта являются

1) анонимность и доверительность (конфиденциальность)
2) анонимность и доступность
3) анонимность абонента и анонимность консультанта
4) все ответы верны

7. Первые телефоны доверия появились

1) в США в начале XX в
2) в России во второй половине XX в
3) в Великобритании в середине XX в
4) в Польше во второй половине XX в

8. Психологическая помощь по телефону имеет ряд специфических преимуществ, главное из которых

1) анонимность
2) бесплатность
3) доступность
4) краткосрочность

9. Это свойство телефонной связи облегчает включение в обсуждение глубоко личных проблем

1) Пространственные особенности
2) Максимальная анонимность
3) Эффект доверительности
4) Эффект ограниченной коммуникации

10. К возможным задачам психологического консультирования при любой теоретико-методологической ориентации консультанта НЕ относят:

1) развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами
2) развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения
3) способствовать изменению поведения
4) давать рекомендации по использованию наиболее эффективной стратегии поведения

11. Какое направление психологического консультирования характеризуется следующими теоретическими принципами? Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

1) Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)
2) Адлерианское направление
3) Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)
4) Терапия поведения

12. Какое направление психологического консультирования характеризуется следующими теоретическими принципами? Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, уверенности в себе, спонтанности.

1) Терапия поведения
2) Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)
3) Адлерианское направление
4) Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

13. Конкретные методы и техники для достижения целей консультирования консультант выбирает

1) указаний руководства
2) пожеланий клиента
3) в зависимости от собственной теоретической (методологической) ориентации
4) все ответы верны

14. Консультативный контакт, при котором консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению; клиент должен активной апробировать новые способы поведения; вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения, характерен для

1) терапии поведения
2) рационально-эмоциональной терапии (A. Ellis)
3) адлерианского направления
4) психоаналитического направления

15. Логика телефонной беседы строится в опоре на структурирование проблемы клиента и включает в себя следующую последовательность этапов:

1) Проблемную ситуацию Поведенческий аспект Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации Рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации
2) Проблемную ситуацию Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации Рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации Поведенческий аспект
3) Поведенческий аспект Проблемную ситуацию Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации Рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации
4) Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации Проблемную ситуацию Рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации Поведенческий аспект

16. Помощь клиенту в осознании своей свободы и собственных возможностей; побуждение к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицирование блокирующих свободу факторов как цель психологического консультирования характерна для

1) экзистенциальная терапия
2) терапия поведения
3) психоаналитическое направление
4) ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)

17. Пятишаговая модель психологического интервью включает:

1) установление эмпатического контакта – выслушивание – рефлексия - этап поиска возможностей – резюме
2) установление контакта с клиентом; сбор информации по проблеме; формулирование желаемого результата; выработка альтернативных решений; обобщение
3) установление контакта - эмоциональное приятие пациента – интеллектуальное овладение ситуации - планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации - активная психологическая поддержка
4) установление контакта - эмоциональное приятие пациента - структурирования ситуации - планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации - активная психологическая поддержка.

18. Телефонное консультирование

1) не предполагает ориентацию на общие цели психологического консультирования
2) не предназначено для оказания неотложной психопрофилактической помощи
3) все ответы верны
4) не предназначено для организации традиционной психотерапии

19. Цели консультирования зависят от

1) теоретической ориентации консультанта
2) общих целей психологического консультирования
3) запроса клиента
4) все ответы верны

20. Для консультанта важно исходить из установок, разработанных … и предполагающих безусловное принятие личности человека, которому оказывается психологическая помощь, и его внутренних переживаний

1) К. Роджерсом
2) В.Франклом
3) А. Маслоу
4) А. Эллисом

21. К приемам … слушания, относят: выяснение, перефразирование, отражение, резюмирование.

1) все ответы верны
2) эмпатическое слушание
3) рефлексивное слушание
4) нерефлексивное слушание

22. Какая техника консультирования активизирует обсуждение, показывает уровень понимания

1) пересказ
2) открытые вопросы
3) закрытые вопросы
4) поощрение

23. Какая техника консультирования задает новые рамки, в которых клиент может увидеть ситуацию? Может быть получена из теории или собственного опыта. Ее можно рассматривать как сердцевину методов воздействия.

1) резюме
2) пересказ
3) отражение чувств
4) интерпретация

24. Какая техника консультирования предоставляет конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведение и стиль мышления, что создает возможность иного самовосприятия

1) резюме
2) логическая последовательность
3) самораскрытие
4) обратная связь

25. НЕ верно, что нерефлексивное слушание

1) этого приема бывает недостаточно когда у него нет желания говорить, когда он боится быть непонятым, отвергнутым
2) не применяется для консультирования людей, переживающих эмоциональный кризис
3) больше всего подходит к напряженным ситуациям

26. Параллельный речевому анализ голоса и связанных с ним факторов — ... — дает косвенную информацию о сиюминутном состоянии клиента и изменениях этого состояния в процессе беседы

1) паузы
2) все ответы верны
3) плач, смех, покашливания
4) интонация, громкость, темп речи

27. Прием краткосрочной психотерапии, который используется в ситуациях, в которых клиент, сообщив всю значимую информацию, испытывает трудности в ее осмыслении, интеллектуальном овладении. Этот прием эффективен в острых кризисных ситуациях, при суицидальных намерениях пациента. Его не следует использовать с постоянными абонентами, где осуществляется долгосрочная психотерапия; клиент в этом случае должен сам сформулировать свои проблемы.

1) преодоление исключительности ситуации
2) фокусирование на ситуации
3) терапия успехами и достижениями
4) формулировка ситуации

28. Прием краткосрочной психотерапии, который используется когда абонент считает, что критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях сотрудник телефона доверия подчеркивает, что у обратившегося есть время на обдумывание и на принятие решения

1) преодоление исключительности ситуации
2) включение ситуации в контекст жизненного пути
3) структурирование ситуации
4) снятие остроты ситуации

29. Простейший прием консультативной беседы, состоящий в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника.

1) рефлексивное слушание
2) эмпатическое слушание
3) нерефлексивное слушание
4) все ответы верны

30. Эта техника характеризуется установкой на понимание чувств, переживаемых другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств

1) все ответы верны
2) эмпатическое слушание
3) нерефлексивное слушание
4) рефлексивное слушание

31. Этот прием помогает абоненту наиболее полно выразить свои чувства, является объективной обратной связью для говорящего, и служит критерием точности восприятия услышанного

1) нерефлексивное слушание
2) рефлексивное слушание
3) эмпатическое слушание
4) все ответы верны

32. В консультировании взрослых клиентов важно

1) помочь клиенту сформировать отношение к своей жизни как к значимому явлению, пусть даже в масштабах отношений с родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами
2) все ответы верны
3) существить коррекцию временной перспективы клиента, разъясняя, что взрослость, в отличие от молодости, ориентированной на будущее, ставит цели, реализуемые именно в настоящем
4) оддерживать стремление «быть самим собой», не стремясь подогнать себя под чужие образцы.

33. В консультировании пожилых клиентов НЕ верно

1) осуществление обзора жизни, помогающего использовать эффективные ранее ресурсы
2) содействие в получении работы, которую они могут выполнять,
3) совместное планирование их домашнего труда (здесь почти всегда себя оправдывает «философия малых дел», когда планируется и обязательно осуществляется одно дело в день),
4) создание у клиента ощущения «наполненности жизни» и своей, пусть даже ограниченной, социальной нужности, востребованности его опыта, жизненной мудрости

34. В отношении детей-абонентов телефонной помощи верно, что

1) детям оказывается по силам внести в процесс консультирования свое уникальное видение актуальной проблемной ситуации
2) все ответы верны
3) без их непосредственного участия нельзя решить, какой выход из нее является для них лучшим или наиболее желательным
4) в качестве абонентов служб телефонной помощи дети и подростки обладают теми же правами, что и взрослые

35. В ситуации насилия над ребенком НЕ верно

1) после прояснения консультант помогает разработать план понятных, конкретных и посильных действий по выходу из проблемной ситуации, стараясь максимально точно определить, есть ли у ребенка возможность его реализовать
2) ребенка следует детально расспросить о ситуации и суггестировать
3) если становится очевидным, что абонент находится в непосильной конфронтации с ситуацией и не руководит ею, то это обстоятельство следует считать допустимым пределом конфиденциальности, после чего важно предпринять немедленные необходимые действия по спасению, даже если абонент об этом не просит
4) вмешиваться в существующую систему воспитания стоит только, если жизни ребенка начинает угрожать непосредственная опасность

36. Наиболее сложные в консультирования молодых людей проблемы, чреватые суицидами и формированием зависимостей, связаны с

1) все ответы верны
2) оциально-эмоциональным давлением, обусловленным учебными притязаниями, групповыми отношениями со сверстниками, родительским влиянием
3) потерями (разрыв романтических отношений, смерть близкого или любимого человека и даже домашнего животного, утрата работы или материальной поддержки родственников, «потеря лица», развод родителей)
4) заниженной самооценкой, которая связана с представлениями о собственной физической непривлекательности (истинной или мнимой), приписыванием себе некоей «второсортности»

37. Помощь старикам … во всех терапевтических школах рассматривается как основной позитивный фактор работы с пожилыми людьми

1) все ответы верны
2) в виде социального обслуживания и сопровождения
3) в налаживании позитивного взаимодействия с родственниками
4) быть как можно более включенными в общество, в жизнь

38. Спецификой телефонного консультирования детей является прежде всего то, что

1) линии важно находиться в тесном контакте и взаимодействии с социальными службами, школами, приютами, врачами
2) иметь возможность осуществлять очное общение с родителями в случаях насилия в семье или других трудностей
3) линии важно находиться в тесном контакте и взаимодействии с юристами, правоохранительными органами,
4) все ответы верны

39. В консультировании по проблемам семьи предметом анализа могут становиться

1) все ответы верны
2) структура семьи и распределение ролей внутри нее
3) установки членов семьи, вынесенные из процессов ранней семейной социализации, воспитания и обучения
4) характер взаимосвязей между ее членами, процессы лидерства и распределения власти, семейные конфликты, создание внутрисемейных коалиций

40. В отношении консультирования зрелых семей верно, что

1) если какая-то одна семейная роль последовательно не выполняется, это постепенно разрушает все остальные функции
2) основной целью консультирования становится попытка психолога добиться того, чтобы каждая семейная функция так или иначе хотя бы минимально соответствовала потребностям каждого члена семьи
3) все ответы верны
4) зрелых семей есть потребность и тенденция к объединению всех своих функций, и это объясняет, почему психологическая коррекция отдельных сфер супружеских отношений (сексуальных, бытовых), как правило, способствует налаживанию всего комплекса отношений.

41. В случаях запроса по поводу эмоциональных проблем супругов (отсутствие взаимности, близости, уважения, принятия личности другого и т.д.) от консультанта требуется

1) специальная психотерапевтическая работа по развитию и усилению рефлексии супругов в отношении чувств, желаний, позиций, намерений, планов друг друга
2) психотерапевтическая работа по развитию и усилению рефлексии абонента
3) все ответы верны
4) психопросвещение по возрастным закономерностям эмоциональных процессов

42. По своей ориентированности психологическая помощь семье может оказываться:

1) ребенку или подростку
2) семье в целом;
3) родителю или родителям; родителям и детям;
4) все ответы верны

43. При консультировании по проблеме семейного конфликта в любой из семейных подсистем в службах неотложной телефонной помощи с абонентом НЕ следует:

1) поощрить собеседника на поиск сочувствия и союзников вне семьи. Они могут стать существенной системой поддержки личности
2) предложить возможность оценить семейный конфликт с противоположной позиции, отразить переживания другого участника
3) проанализировать развитие текущего семейного конфликта, обратившись к опыту разрешения схожих ситуаций с друзьями или значимыми близкими и использовать их опыт ошибок и удач.
4) побудить абонента снять с себя ответственность за разрешение конфликта

44. «Ревиктимизация» - это

1) все ответы не верны
2) психическое нарушение у жертв насилия
3) множественная личность
4) склонность к неоднократному пребыванию в роли жертвы у жертв насилия

45. «Синдромом жертвы изнасилования» не включает

1) мании
2) хроническое мышечное напряжение
3) частые приступы страха, фобий, тревоги, гнева
4) депрессии

46. В консультировании жертвы изнасилования НЕ следует

1) расследовать обстоятельства психотравмы
2) поощрять ее к рассказу об ощущениях и чувствах
3) все ответы верны
4) беждать жертву, что она действовала правильно, соответственно сложившимся обстоятельствам

47. В консультировании жертвы изнасилования после этапа отреагирования эмоционального напряжения следует постепенно переходить к

1) работе по восстановлению «базового доверия к миру»
2) работе по восстановлению личностного контроля
3) работе по восстановлению самооценки
4) В консультировании жертвы изнасилования после этапа отреагирования эмоционального напряжения следует постепенно переходить к

48. В работе с жертвами домашнего насилия, консультант должен

1) помочь клиенту преодолевать выученную беспомощность, страх перед партнером, злость на себя, самообвинения, стыд, зависимость на фоне амбивалентного отношения к партнеру
2) помочь клиенту вспомнить все способы, которые были успешны в противостоянии домашнему насилию, чтобы выстроить новое поведение
3) помочь им выговориться, поддерживая их эмоции (право быть недовольным, разгневанным, оскорбленным), стимулируя использование собственных психических ресурсов для поиска выхода из ситуации насилия
4) все ответы верны

49. В широком понимании насилие - это

1) принудительное воздействием на человека
2) сексуальное и психологическое насилие
3) всякое осуществляемое в пространстве свободной воли доминирование людей друг над другом
4) умышленные действия, выражающиеся в причинении вреда соматическому и/или психическому здоровью человека

50. Группу риска в плане совершения семейного насилия в первую очередь образуют семьи

1) в которых есть субъект с психопатическими отклонениями
2) с низким уровнем материального благосостояния
3) с низким социальным статусом
4) имеющие статус «социально опасной семьи»

51. Проявление домашнего насилия может не зависеть

1) от уровня материального благосостояния семьи
2) образовательного статуса
3) все ответы верны
4) от социального статуса

52. У жертв насилия может наблюдаться

1) все ответы верны
2) «синдромом жертвы изнасилования»
3) множественная личность
4) феномен «ревиктимизации»,

53. Эмоциональная реакция жертвы изнасилования при которой сложившаяся ситуация не осознается или представляется нереальной является признаком

1) отрицания серьезности или вообще существования проблемы
2) страха, который может приводить к развитию фобий
3) чувства вины
4) потрясения отсутствием или неприемлемостью альтернатив — выходов из ситуации

54. На этой стадии кризисного консультирования необходимо использовать: закрытые вопросы, промежуточный ответ, парафраз

1) стадия проблемы
2) стадия альтернативы
3) стадия принятия
4) стадия принятия решения

55. При каком типе кризисных звонков в консультативной беседе настоятельно рекомендуется избегать упоминание имени обидчика?

1) убийства
2) избитые
3) смерть любимых
4) прерванные отношения

56. Среди стадий кризисной терапии единственная стадия, которую обязательно необходимо достигать, это

1) стадия принятия
2) стадия принятия решения
3) стадия проблемы
4) стадия альтернативы

57. Эффективное консультирование кризисных абонентов предполагает

1) отвлеченность
2) эмпатию: способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно клиенту (понимание не только самой истории, но и чувств)
3) добродушие: консультант должен быть человечным, подлинным
4) уважение: относитесь к абоненту как к нормальному человеку

58. Эффективной является модель кризисной терапии, построенной на

1) активном слушании
2) эмпатическом слушании
3) нерефлексивном слушании
4) рефлексивном слушании

59. Задачи экстренного психологического консультирования не включают

1) обучение новым формам поведения
2) расширение пространственно-временной зоны восприятия
3) восстановление или установление социальных и межличностных связей
4) восстановление эмоционального равновесия

60. Когда необходимо применение приема фокусировки

1) в работе с клиентом, у которого множество проблем
2) все ответы верны
3) когда консультант запутался или чего-то не понимает
4) . в работе с

61. В начале телефонной беседы такой клиент скрывает садистические или деструктивные цели за благовидным фасадом, легко использует незаметные хитрости, уловки, фокусы, трюки или надувательство, предпочитает говорить только на темы, которые считает приемлемыми, и легко озлобляется, если консультант проявляет иные намерения

1) мастурбирующий абонент
2) абонент в состоянии алкогольного опьянения
3) манипулятивный абонент
4) агрессивный абонент

62. В случаях такого типа звонков следует беседовать с обратившимися до возникновения уверенности, что им не грозит какая-либо непосредственная опасность и не требуется постороннее вмешательство

1) абонента в состоянии алкогольного опьянения
2) мастурбирующего абонента
3) манипулятивного абонента
4) агрессивного абонента

63. Использование простых образных метафор и применение эриксонианской техники разрыва шаблонов является наиболее эффективным приемом в работе консультанта с

1) агрессивным абонентом
2) абонентом в состоянии алкогольного опьянения
3) мастурбирующим абонентом
4) манипулятивным абонентом

64. Один из исключительных случаев в телефонном консультировании, когда беседа прерывается сотрудниками службы на полуслове без каких бы то ни было извинений, относится к звонкам

1) абонента в состоянии алкогольного опьянения
2) мастурбирующего абонента
3) агрессивного абонента
4) манипулятивного абонента

65. Одно из основных правил телефонной помощи гласит

1) завершение беседы – решение клиента
2) консультант не должен первым класть трубку
3) консультант в ответе за клиента
4) клиент всегда прав

66. Причиной «молчащих звонков» чаще всего является

1) абоненту не хватает решительности начать разговор, он не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п.
2) розыгрыш
3) психическое заболевание абонента
4) манипулятивный характер абонента

67. ти принципы эффективно применяются для консультативной и психотерапевтической помощи при всех видах аддиктивного поведения (наркомании, игровой зависимости, сексуальной аддикции и т.д.)

1) общества «Анонимных алкоголиков»
2) гуманистической психологии
3) общества «Открытые сердца»
4) гештальт-психологии

68. В службах неотложной телефонной помощи осуществляется для предотвращения феномена «сгорания» у консультантов, исследования сложных случаев работы и используется в качестве формы регулярного усовершенствования навыков консультирования и, соответственно, повышения качества консультативной работы

1) психопрофилактика
2) педагогическая супервизия
3) супервизия
4) самоподдержка

69. К непродуктивным чувствам,установкам,мыслям и действиям консультантаНЕ относится:

1) желание угодить клиенту
2) депрессивные, тяжелые чувства, возникающие у психолога после консультирования
3) получение огромного удовольствия от похвалы или благодарности клиента;
4) следование за мыслями и чувствами клиента

70. К характеристикам квалифицированного консультанта не относят:

1) понимает и работает внутри нескольких теорий
2) обсуждает с клиентом альтернативные способы восприятия жизни; в случае необходимости указывает на конкретные действия, которые надо совершить клиенту
3) продолжает работать с клиентом даже в том случае, если нет результатов
4) практикует работу с супервизором

71. Модель личности эффективного психолога-консультанта (Р.Качунас) НЕ включает:

1) аутентичность
2) глубина отношений с другими людьми
3) постановка оптимистичных целей
4) толерантность к неопределенности

72. Причиной возникновения «феномена сгорания» у консультанта является

1) острая или хроническая фрустрация
2) внутриличностный конфликт
3) все ответы верны
4) острый психологический стресс

73. Феномен «сгорания» может быть успешно предотвращен в процессе

1) умножения знаний и совершенствования навыков в ходе систематических тренингов в Т-группах
2) прохождении систематической супервизии
3) участия в балинтовских группах
4) все ответы верны

74. Феномен «сгорания» характеризуется

1) утратой веры в свои силы
2) душевной и физической усталостью
3) невозможностью проводить эффективное консультирование
4) все ответы верны

75. Фокусируется на анализе процесса и/или отдельных этапов консультативной беседы; исследуется то, что вносит консультант в двусторонний процесс взаимодействия с абонентом, каким образом препятствует развитию консультативного диалога; особое внимание обращается на прояснение ключевой темы, с которой обратился абонент, и на резонанс, возникающий в переживаниях консультанта

1) педагогическая супервизия
2) аналитическая супервизия
3) экзистенциальная супервизия
4) индивидуальная супервизия

76. Является обязательной для волонтеров так называемых «сверстниковых линий»

1) немедленная супевизия
2) групповая супервизия
3) индивидуальная супервизия
4) педагогическая супервизия