Тест: учитель дефектолог


Список вопросов


1. Педагог, который впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения:

1) М. Монтессори
2) Ф. Пинель
3) Л.С. Выготский
4) Я.А. Коменский

2. Воспитание умственно отсталых по Э. Сегену должно охватывать:

1) физическое, нравственное, духовное воспитание
2) воспитание ощущений, мышления, воли
3) воспитание деятельности, мышления, воли
4) воспитание памяти, восприятия, чувств

3. Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все формы слабоумия под общим названием «задержка психического развития»:

1) Э. Крепелин
2) Н.Н. Малофеев
3) Л.С. Выготский
4) А. Бине

4. История приютов для слабоумных в России связано с именем:

1) Е.К. Грачевой
2) Л.С. Выготского
3) Г.М. Дульнева
4) А.Р. Лурия

5. Им была создана школа-санаторий для дефективных детей, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогики РАО:

1) Г.Я. Трошин
2) Г.М. Дульнѐв
3) Г.И. Россолимо
4) В.П. Кащенко

6. Внесла значительный вклад в развитие клинико-генетических и нейрофизиологических исследований детей с нарушениями развития:

1) А.Г. Басова
2) А.Г. Доброва
3) М.С. Певзнер
4) В.А. Феоктистова

7. Данный документ, принятый в Генеральной Ассамблеей ООН (1969 год), утверждает необходимость «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками»:

1) Декларация прав человека
2) Женевские конвенции
3) Европейская социальная хартия
4) Декларация социального прогресса и развития

8. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц»?

1) 1950
2) 1960
3) 1970
4) 1971

9. В каком году принята Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация о правах инвалидов»?

1) 1950 год
2) 1975 год
3) 1960 год
4) 1971 год

10. Термин «инклюзия» означает:

1) адаптация
2) изоляция
3) сегрегация
4) включение

11. Какую идею современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей?

1) идею независимого образа жизни
2) идею самостоятельного передвижения
3) идею активности субъекта
4) идею интенсивного общения

12. Какая парадигма общественного и государственного сознания характерна для пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии?

1) единое сообщество, включающее людей с различными индивидуальными особенностями
2) общество с национальными, этническими, религиозными, сексуальными, физическими и интеллектуально неполноценными меньшинствами
3) полноценное большинство – неполноценное меньшинство

13. Какие два основных вида действия в своей деятельности использует педагог при работе с обучающимися с ОВЗ?

1) анализирующее и компенсирующее
2) анализирующее и корректирующее
3) корректирующее и компенсирующее
4) анализирующее и развивающее

14. Речевая патология у умственно отсталого ребенка выраженная неправильным произношением, бедным словарем, аграмматизмами - это:

1) несформированность речи
2) задержка развития речи
3) системное недоразвитие речи
4) общее недоразвитие речи

15. В категорию лиц с интеллектуальными нарушениями включаются:

1) дети с нарушениями речи
2) дети умственно-отсталые и дети с ЗПР
3) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4) дети с сенсорными нарушениями (нарушение слуха и зрения)

16. Коррекция это:

1) замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма
2) исправление или ослабление недостатков психофизического развития аномального ребенка
3) преодоление затруднений, вызванных дефектом развития
4) всестороннее развитие личности ребенка

17. Что понимается под первичным дефектом развития?

1) узость, замедленность восприятия
2) недоразвитие аналитической и синтетической деятельности головного мозга
3) замедленное формирование знаний и умений
4) органическое поражение центральной нервной системы

18. Определить основные характеристики высших психических функций по Л.С. Выготскому:

1) формируются только в определенный период жизни, опосредованы по своему психологическому строению, не произвольны по способу осуществления
2) формируются только в определенный период жизни, опосредованы по своему психологическому строению, произвольны по способу осуществления
3) формируются пожизненно, опосредованы по своему психологическому строению, произвольны по способу осуществления
4) формируются пожизненно, опосредованы по своему психологическому строению, не произвольны по способу осуществления

19. Нарушения произвольных движений и действий с предметом, возникающих при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора – это…

1) гиперкинез
2) апраксия
3) паралич
4) тремор

20. Олигофрения при синдроме Шершевского-Тернера встречается:

1) оба ответа верны
2) только у женщин
3) только у мужчин

21. Сколько патопсихологических параметров психического дизонтогенеза определил В.В. Лебединский:

1) 4 параметра
2) 3 параметра
3) 2 параметра
4) 5 параметров

22. Какой метод исследования мышления разработал и усовершенствовал А. Бине?

1) метод психологических профилей
2) тестовый метод измерения умственных способностей ребёнка
3) теоретический метод обоснования умственных отклонений
4) экспериментальный метод изучения особенностей умственных отклонений

23. Принцип, который предусматривает опору на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой системы мер – это …

1) принцип развивающего обучения
2) принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка
3) принцип коррекционно-компенсирующей направленности
4) принцип систематичности и последовательности

24. Принцип, который предполагает одновременное воздействие технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект воздействия, называется:

1) принцип системности
2) принцип систематичности и последовательности
3) принцип концентризма
4) принцип комплексности

25. Этот принцип основывается на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»:

1) систематичности и последовательности
2) принцип доступности (посильности)
3) принцип прочности усвоения
4) принцип развивающего обучения

26. Ведущая деятельность ребёнка в определенный период жизни определяется:

1) все ответы верны
2) окружающими взрослыми
3) этапом развития
4) выбором ребенка

27. Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее характерно следующее:

1) более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг
2) замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах
3) наличие тяжёлых нарушений отдельных анализаторных систем
4) раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем

28. Исправление или ослабление недостатков психического и физического развития учащихся с ОВЗ с целью возможно большего приближения их развития к уровню развития нормальных школьников носит название:

1) перевоспитание
2) компенсация
3) коррекция
4) восстановительное обучение

29. Чтение вслух относится:

1) к письменному выражению своей мысли
2) к восприятию устной речи
3) к восприятию письменной речи
4) к устному выражению своей мысли

30. Поражения, которые ведут к нарушению фонематического анализа и синтеза, локализуются в:

1) лево-височных отделах коры головного мозга
2) в затылочных отделах
3) в теменных отделах
4) нет верного ответа

31. В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

1) все ответы верны
2) близкими мотивами
3) достижением конечного результата
4) далекой перспективой

32. Понятие «умственная отсталость» включает в себя следующие состояния:

1) все ответы верны
2) педагогическая запущенность
3) олигофрения, деменция
4) задержка психического развития

33. Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на:

1) на формирование коммуникативно-речевой активности в процессе игровой или учебной деятельности
2) все ответы верны.
3) решение задач развития когнитивных процессов
4) решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале

34. Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание, является следующим параметром внимания:

1) устойчивость
2) нет правильного ответа
3) объем
4) распределение

35. Отклонения в познавательной деятельности детей с ДЦП характеризуются:

1) тотальным недоразвитием психических функций
2) нет правильного ответа
3) развитие психических функций соответствует возрасту детей
4) неравномерностью, дисгармоничностью развития психических функций

36. К поврежденному психическому развитию относится:

1) деменция
2) РДА
3) все ответы верны
4) ЗПР

37. Причинами деменции является следующее (исключите лишнее):

1) поражение зародыша и плода (краснуха, грипп, сифилис и др.)
2) постнатальные инфекции (различные энцефалиты, менингит)
3) прогрессирующие органические заболевания мозга
4) интоксикации и травмы центральной нервной системы на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет)

38. К психопатоподобным изменениям личности в силу органического поражения головного мозга можно отнести:

1) эпилептоидные психопатии
2) астенические психопатии
3) истероидные психопатии
4) возбудимые психопатии

39. Тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова носит название:

1) фонематический слух
2) фонетико-фонематическое недоразвитие
3) фонематический анализ и синтез
4) фонематическое восприятие

40. ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации – это:

1) нет правильного ответа
2) ЗПР церебрально-органического генеза
3) ЗПР соматогенного происхождения
4) ЗПР конституционального происхождения

41. Нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы, в основе которого лежит торможение речедвигательного анализатора, как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель, может носить временный характер, но может продолжаться годами - это:

1) аутизм
2) нет верного ответа
3) мутизм
4) речевой негативизм

42. Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название:

1) эхолалии
2) гиперакузии
3) парафазии
4) эхопраксии

43. Способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать насколько различных действий – это:

1) переключаемость внимания
2) устойчивость внимания
3) сосредоточенность внимания
4) распределение внимания

44. Патологический механизм, обуславливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности называется:

1) симптоматикой
2) патогенезом
3) декомпенсацией
4) нет правильного ответа

45. Возможно широкое использование паралингвистических средств детьми раннего возраста со следующими нарушениями (исключите неверный ответ):

1) с системным недоразвитием речи при умственной отсталости
2) с системным недоразвитием речи вследствие тугоухости
3) с моторной алалией
4) с задержкой речевого развития

46. Кто из перечисленных авторов предложил(а) понятие о «речи - как о высшей психической функции»?

1) Р.Е.Левина
2) А.А.Леонтьев
3) Л.С.Выготский
4) А.Р.Лурия

47. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями – это …

1) субъект специальной педагогики
2) объект специальной педагогики
3) предмет специальной педагогики
4) объект общей педагогики

48. К искаженному психическому развитию относится:

1) минимальные мозговые дисфункции
2) ранний детский аутизм
3) нарушения межполушарного взаимодействия
4) синдром дефицита внимания с гиперактивностью

49. У какой группы детей с РДА (по классификации О.С.Никольской и др.) более благоприятный социальный прогноз? 1. 2. 3. 4.

1) у четвертой группы
2) у третьей группы
3) у второй группы
4) у первой группы

50. При сниженном слухе основная нагрузка ложится на:

1) вестибулярный аппарат
2) речедвигательный анализатор
3) зрительный анализатор
4) слуховой анализатор

51. Объект тифлопедагогики – это …

1) теоретические и практические вопросы обучения и воспитания лиц с нарушением зрения
2) лица с нарушением зрения
3) воспитание лиц с нарушением зрения
4) специальное образование лиц с нарушенным зрением

52. Нерезко выраженные отклонения характера (промежуточный вариант между нормой и психопатией), которые наиболее отчетливо проявляются в переходном возрасте, называются:

1) нет правильного ответа
2) психопатия
3) декомпенсация
4) акцентуация

53. Ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз, причинами которого являются функциональные расстройства зрительного анализатора – это:

1) амимия
2) астигматизм
3) амблиопия
4) амбидекстрия

54. Дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (в т.ч. встречающееся и при стертой дизартрии) носит название:

1) эхопраксии
2) нет верного ответа
3) гиперкинеза
4) синкинезии

55. Особенностью паретичных мышц является:

1) атония и атрофия
2) гиперкинез
3) синкинезии
4) анемия

56. Неполноценность слухового гнозиса в значительной степени обуславливает:

1) недоразвитие устной речи
2) нарушение поведения
3) нарушения эмоциональной сферы
4) стойкие нарушения интеллекта

57. Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»:

1) тождественны
2) используются в разных областях
3) обозначают разные категории
4) одно является частью другого

58. Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

1) во всех видах деятельности
2) не отмечается
3) в трудовой деятельности
4) в продуктивных видах деятельности

59. Для этих различных видов патологии характерно наличие в речи детей большое количество эхолалий (исключите лишнее):

1) при детском аутизме
2) при моторной алалии
3) при сенсорной алалии
4) при некоторых видах афазий

60. Автором рельефно-точечного шрифта является:

1) М.Кунц
2) Мзьюрен
3) В. Гаюи
4) Л. Брайль

61. Повышенное слюноотделение, особенно при нагрузке на органы артикуляции обозначается термином:

1) синкинезия
2) гиперакузия
3) гиперкинез
4) гиперсаливация

62. Определите тип психопатии: одним из центральных свойств личности является эгоцентризм и стремление любой ценой оказаться в центре внимания окружающих:

1) эпилептоидная
2) психастеническая
3) шизоидная
4) истероидная

63. Повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шелест бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т.п., характерная для детей с сенсорной алалией – это:

1) гиперемия
2) гидроцефалия
3) гиперакузия
4) гипертония

64. Вживление электронных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных стимулов – это…

1) электрокохлеограмма
2) акустическая импедансометрия
3) компьютерная аудиометрия
4) кохлеарная имплантация

65. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:

1) восстановлением
2) коррекцией
3) декомпенсацией
4) компенсацией

66. Закрепление материала у детей с минимальными нарушениями слуха происходит в следующих акустических условиях:

1) все ответы верны.
2) только со зрительной опорой
3) в условиях наглядного выбора
4) при исключении зрительной опоры

67. Ведущим видом деятельности у ребенка двухлетнего возраста является:

1) эмоциональное общение
2) учебная деятельность
3) предметно-манипулятивная деятельность
4) игра

68. Детский церебральный паралич относится к следующему варианту аномального развития:

1) поврежденное развитие
2) задержанное развитие
3) искаженное развитие
4) дефицитарное развитие

69. Приведение индивидуального и группового поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей является:

1) коррекцией
2) социальной адаптацией
3) компенсацией
4) абилитацией

70. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей:

1) реабилитация
2) социальная дезадаптация
3) декомпенсация
4) депривация

71. Определите вариант ЗПР: обусловлен длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:

1) психогенного типа
2) церебрально-органического типа
3) соматогенного типа
4) конституционального типа

72. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:

1) патогенезом
2) коррекцией
3) компенсацией
4) симптоматикой

73. К какому виду дизонтогенеза относится олигофрения?

1) искаженному
2) дисгармоническому
3) общему стойкому недоразвитию
4) дефицитарному

74. Особенностью спастичных мышц является:

1) гипертонус
2) гипотонус
3) гиперкинез
4) атрофия

75. Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?

1) коррекция
2) адаптация
3) компенсация
4) развитие

76. Нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга носит название:

1) афазия
2) апраксия
3) агнозия
4) амнезия

77. Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии – это:

1) нет верного ответа
2) субъект специальной педагогики
3) предмет специальной педагогики
4) объект специальной педагогики

78. На нарушение слухового восприятия влияют поражения, локализующиеся:

1) в затылочных долях
2) в височных долях
3) в задних отделах теменной доли
4) в передних отделах теменной доли

79. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

1) недостаточность познавательных возможностей
2) нарушение центральной нервной системы
3) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга
4) стойкое нарушение анализаторных систем

80. Какой признак, по мнению Л.Каннера, считался самым типичным, если даже не патогномоничным в картине детского аутизма:

1) большое количество эхолалий
2) неологизмы
3) долгое отсутствие в речи личного местоимения «Я», реверсии других личных местоимений
4) нарушение семантики

81. Коррекционно – воспитательная работа – это:

1) система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно-отсталых детей
2) специальные упражнения, развивающие познавательные процессы.
3) замещение или перестройка нарушенных функций организма;
4) система комплексных мер педагогического воздействия на особенности аномального развития;

82. Глубокая умственная отсталость - это:

1) невыраженное умственное недоразвитие и незначительные отклонения в физическом развитии
2) менее резкая форма психического и физического развития, аномалии в строении черепа
3) резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства строения черепа и скелета

83. Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как:

1) замедленный темп психической деятельности
2) тяжелое нарушение познавательной деятельности, нарушение процессов анализа и синтеза
3) отсутствие интереса к изменениям в окружающем мире

84. «Актуальный уровень» умственного развития – это:

1) нарушение эмоционально – волевой сферы
2) запас знаний и умений, которые сформированы к моменту обследования
3) потенциальные возможности овладения навыками
4) когнитивное расстройство

85. Тип урока, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам:

1) урок повторения и закрепления умений и навыков
2) урок формирования новых знаний
3) систематизация и обобщение знаний, умений, навыков
4) контрольный урок
5) комбинированный урок

86. Готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта:

1) навыки
2) умения
3) знания
4) способности

87. Автоматизированный компонент сознательного действия человека, которое вырабатывается в процессе его выполнения путём многократно повторяемых упражнений:

1) способность
2) знание
3) навык
4) умение

88. Результат усвоения фактов, понятий, законов, в которых отражены закономерности развития природы и общества – это:

1) умение
2) навык
3) знание
4) восприятие

89. Метод обучения, заключающийся в организации планомерного целенаправленного восприятия учащимися явлений окружающей действительности, активная форма чувственного познания:

1) устный рассказ
2) наблюдение
3) беседа
4) практические работы

90. Особенность логопедической работы по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на:

1) формирование УУД в личностных, познавательных, коммуникативных сферах
2) развитие устной речи
3) исправление нарушений чтения и письма
4) обучение детей чтению и письму

91. Работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития предполагает:

1) формирование фонематического восприятия
2) формирование понимания обращенной речи с использованием карточек-символов
3) коррекция письменной речи
4) развитие связной речи.

92. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основании:

1) рекомендации ПМПК
2) заявления родителей
3) решения педсовета
4) психолого-педагогического консилиума школы

93. Какой документ разрабатывается образовательной организацией с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР на основании требований ФГОС?

1) ИПР
2) АООП
3) СИПР

94. В каком из вариантов ФГОС для ОВЗ при значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции?

1) 5 вариант
2) 2 вариант
3) 3 вариант
4) 4 вариант
5) 1 вариант

95. В чем заключается синдром Ушера?

1) врожденное нарушение слуха и нарушение работы опорно-двигательного аппарата
2) врожденная глухота и постепенно увеличивающееся нарушение зрения в виде сужения полей зрения и дистрофии сетчатки
3) врожденные нарушения работы всех анализаторов
4) врожденная слепота и нарушения слуха

96. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

1) смешанный
2) концентрический
3) спиралеобразный
4) линейный

97. Для какой категории детей характерно настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов из своего тела?

1) синдром Дауна
2) с расстройством аутистического спектра
3) синдром Шершевского-Тернера
4) синдром дефицита внимания с гиперактивностью

98. Какая категория детей с олигофренией (по классификации М.С. Певзнер) характеризуется диффузным поражением коры головного мозга, без грубых выпадений в пределах того или иного анализатора и первичных нарушений в эмоционально-волевой сфере?

1) олигофрения с психопатоподобными формами поведения
2) неосложнённая форма олигофрении
3) олигофрении с выраженной лобной недостаточностью
4) олигофрения с нарушениями различных анализаторов

99. Какая форма олигофрения не относится к классификации М.С. Певзнер?

1) олигофрении с выраженной лобной недостаточностью
2) олигофрения с психопатоподобными формами поведения
3) олигофрения с аутоподобными формами поведения
4) Осложнённая нарушениями нейродинамики

100. Какой синдром характеризуется специфическими трудностями социального взаимодействия, а так же ограниченным стереотипным повторяющимся репертуаром интересов и занятий?

1) синдром Ушера
2) синдром Дауна
3) синдром Аспергера
4) синдром Шершевского-Тернера