Тест: 2 часть ЕГЭ


Список вопросов


1. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! Вероломное военное нападение ____________________ на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, …враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. [Вражеским] войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины... Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала [врагу] ряд наших городов и районов? Неужели [вражеские] войска в самом деле являются непобедимыми войсками, как об этом трубят неустанно [их] хвастливые пропагандисты? Конечно, нет! Эта армия не встречала ещё серьезного сопротивления на континенте Европы. Только на нашей территории встретила она серьёзное сопротивление. Что касается того, что часть нашей территории оказалась всё же захваченной [врагом], то это объясняется главным образом тем, что война ________________ против СССР началась при выгодных условиях для [вражеских] войск и невыгодных для советских войск. Дело в том, что войска _______________, как страны, ведущей войну, были уже целиком отмобилизованы и 170 дивизий, брошенных _______________ против СССР и придвинутых к границам СССР, находились в состоянии полной готовности, ожидая лишь сигнала для выступления, тогда как советским войскам нужно было ещё отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что _________________ неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключённый… между ней и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром стороной нападающей… Наша доблестная армия, …все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии… — клеймят вероломные действия _______________ и сочувственно относятся к Советскому правительству, …и видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить». В каком году была произнесена данная речь? Напишите название страны, обозначенное пропусками в тексте. Назовите советского руководителя, отрывок из речи которого приведён в тексте.

1) 1939 год, Япония, Жуков Г.К.
2) 1940 год, Польша, Берия
3) 1941 год, Германия, Сталин И.В.

2. Как советский руководитель обосновывает своё мнение, что непобедимость вражеских армий – миф? Приведите два объяснения успешности наступления вражеских армий в начале войны, которые приводит автор.

1) – войска Германии, уже ведущие военные действия до нападения на СССР, были полностью отмобилизованы на момент вторжения в отличие от советских войск; – Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении.
2) Что касается того, что часть нашей территории оказалась всё же захваченной [врагом], то это объясняется главным образом тем, что война против СССР началась при выгодных условиях для [вражеских] войск и невыгодных для советских войск. Дело в том, что войсканаходились в состоянии полной готовности, ожидая лишь сигнала для выступления, тогда как советским войскам нужно было ещё отмобилизоваться и придвинуться к границам.
3) Армия Вермахта не встречала сопротивления и не была готова к боевым действиям, а также нарушила пакт о ненападении

3. Привлекая исторические знания, назовите три последствия для СССР заключения договора, о котором говорится в тексте.

1) 1) подрыв международного престижа СССР как страны, заключившей договор с агрессором и, по мнению западных стран 2) отсрочка войны на 2 года 3) нарастание агрессивной политики СССР в отношении западных территорий
2) 1) отсрочка войны на 2 года; 2) предотвращение угрозы войны на два фронта – Япония переориентировалась на агрессию против США; 3) присоединение СССР территорий, ранее входивших в состав Российской империи (Западная Украина и Беларусь, Прибалтика))
3) 1) заключение союза с Германией; 2) участие советских войск оккупации Польши в 1939 году; 3) расширение западных границ СССР за счет присоединения Прибалтики и Западной Беларуси&Украины

4. В IX–X вв. восточнославянские племена жили разрозненно, часто враждуя друг с другом. Существовали два сильных центра – Новгород и Киев. Но через какое-то время они были объединены под властью одного князя. Под руководством этого князя даже не подчинённые ему племена участвовали в военных походах на Византию. Укажите имя этого князя. Назовите две цели осуществляемых им походов на Византию.

1) Олег Вещий, 1) получение русскими купцами торговых привилегий; 2) поход направленный на разграбление Византийской территории
2) Игорь, 1) подтверждение торгового договора с Византией, 2) расширение торговых привилегий купцов
3) Святослав, 1) расширение границ своего государства путем захвата новых территорий; 2) получение дани от Византии

5. «Царствование Александра I отличается тем, что все начинания императора были безуспешными, не оказали благотворного влияния на развитие России». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её

1) создаваемые в период царствования конституционные проекты (М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева) не были реализованы, Россия осталась самодержавной монархией при том, что возросшие функции государства и его возросшая территория всё хуже контролировались самодержцем; − не были реализованы проекты по отмене крепостного права (проекты А.А. Аракчеева, Е.Ф. Канкрина и др.), а в конце царствования даже были отменены некоторые меры, ограничивавшие помещичий произвол (возврат помещикам права ссылать крепостных в Сибирь), в итоге сохранившееся крепостничество стало тормозить экономическое развитие страны;
2) учреждение министерств и Государственного совета (существовавших до конца империи) значительно повысили эффективность государственного управления, позволили усовершенствовать законодательный процесс и наладить связь центральных и местных органов власти; − меры Александра I в крестьянском вопросе (отказ от раздачи государственных крестьян, предоставление всем свободным сословиям права владеть землёй, указ о вольных хлебопашцах) готовили общественное мнение России к отмене крепостного права, закладывали юридический фундамент под будущее освобождение;
3) За: 1) организация военных поседений, которые ухудшили материальное положение крестьян и солдат 2) подавление инакомыслия в университетах и армии (Восстание Преображенского полка 1821 год)); Против: 1) Подписание указа о вольных хлебопашцах в 1803 году, освобождение крестьян 2) появление тайных свободных обществ, отстаивавших либеральные идеи в России