Тест: Русский язык. Итоговый мониторинг.
Список вопросов
1. Соотнесите термин и определение. Орфоэпические нормы |
|
1) определяют правила соединения слов | |
2) определяют правила изменения слов и образования форм слов | |
3) регулируют произношение | |
2. Соотнесите термин и определение. Лексические нормы |
|
1) определяют правила соединения слов | |
2) регулируются толковыми словарями, в которых объясняются значения слов, указываются некоторые особенности образования словоформ | |
3) определяют правила изменения слов и образования форм слов | |
3. Соотнесите термин и определение. Морфологические нормы |
|
1) регулируют произношение | |
2) определяют правила соединения слов | |
3) определяют правила изменения слов и образования форм слов | |
4. Соотнесите термин и определение. Синтаксические нормы |
|
1) регулируют произношение | |
2) определяют правила соединения слов | |
3) регулируются толковыми словарями, в которых объясняются значения слов, указываются некоторые особенности образования словоформ | |
5. Соотнесите термин и определение. Язык |
|
1) процесс построения на основе языковой системы | |
2) совокупность всех средств, использующихся при общении людей | |
3) использование части средств для построения предложений | |
6. Соотнесите термин и определение. Речь |
|
1) процесс построения на основе языковой системы | |
2) совокупность всех средств, использующихся при общении людей | |
3) использование части средств для построения предложений | |
7. Соотнесите термин и определение. Речевая деятельность |
|
1) совокупность всех средств, использующихся при общении людей | |
2) использование части средств для построения предложений | |
3) процесс построения на основе языковой системы | |
8. Вставьте пропущенное слово. В русском языке различают такие типы речи, как повествование, ........, рассуждение. |
|
1) противопоставление | |
2) сравнение | |
3) описание | |
9. Вставьте пропущенное слово. Такой тип речи, как ..... имеет четкую композицию, которая включает тезис, доказательство, вывод. |
|
1) описание | |
2) повествование | |
3) рассуждение | |
10. Вставьте пропущенное слово. Такие стилевые черты, как точность, доказательность, строгость выражение мысли, некоторая сухость, а также объективность и логичность присущи ...... стилю речи |
|
1) научому | |
2) художестенному | |
3) публицистическому | |
11. Вставьте пропущенное слово( пропущенные слова). Данные стилевые черты: долженствующе-предписывающий характер изложения, точность, детальность изложения, стереотипность, стандартность - характерны для.... стиля |
|
1) научного | |
2) официально-делового | |
3) художестенного | |
12. Научный стиль употребляется в ... |
|
1) словесно-художественном творчестве или в агитационно-массовой деятельности | |
2) обыденной речи, в беседах | |
3) научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности | |
13. Публицистический стиль употребляется в ... |
|
1) в агитационно-массовой деятельности, средствах массовой информации | |
2) обыденной речи, в беседах | |
3) общении граждан с организациями и организаций между собой | |
14. Слово, имеющее значение "слепая преданность какой-либо идее" |
|
1) фанатизм | |
2) альтруизм | |
3) аскетизм | |
15. Слово, имеющее значение "недавно появившееся в языке слово" |
|
1) неологизм | |
2) фразеологизм | |
3) диалектизм | |
16. Слово, имеющее значение "человек, способный на самоотверженный труд, на самопожертвование ради достижения высокой цели" |
|
1) борец | |
2) труженик | |
3) смельчак | |
17. Слово, имеющее значение "неуместно развязный, слишком непринуждённый" |
|
1) эксцентричный | |
2) экстравагантный | |
3) фамильярный | |
18. Укажите слово, значение которого определено НЕВЕРНО |
|
1) АКТУАЛЬНЫЙ - очень важный для настоящего времени. | |
2) ГАЛАНТНЫЙ - относящийся к галантерее | |
3) ВАЛЬЯЖНЫЙ - устар. представительный, видный, преисполненный достоинства | |
19. Укажите слово, значение которого определено НЕВЕРНО |
|
1) ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ - устар. высокопарный, напыщенно красноречивый | |
2) ГОЛОСЛОВНЫЙ - проголосовавший | |
3) АДЕКВАТНЫЙ - точно соответствующий, совпадающий с чем-либо | |
20. Укажите слово, значение которого определено НЕВЕРНО |
|
1) ДЕБАТЫ - обсуждение какого-либо вопроса | |
2) ЗАУРЯДНЫЙ - стоящий в одном ряду | |
3) ЖАЖДАТЬ - перен. сильно, страстно желать чего-либо. | |
21. Укажите слово, значение которого определено НЕВЕРНО |
|
1) АББРЕВИАТУРА - условное сокращение слов на письме | |
2) ОПТИМАЛЬНЫЙ - наиболее благоприятный, наилучший | |
3) ИДЕНТИЧНЫЙ - непохожий, несовпадающий | |
22. Предложение, в котором вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить слово ДИПЛОМАНТ |
|
1) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ | |
2) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте | |
3) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми | |
23. Укажите слово , которое является синонимом слову "АБСТРАКТНЫЙ" |
|
1) непонятный | |
2) конкретный | |
3) странный | |
24. Слово или сочетание слов, которое является синонимом слову "ДЕРЗНОВЕННЫЙ" |
|
1) решительный | |
2) вызывающе смелый, отважный | |
3) грубый, наглый | |
25. Укажите лишнее слово в ряду синонимов |
|
1) ЗЛОБОДНЕВНЫЙ | |
2) СОВРЕМЕННЫЙ | |
3) ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ | |
26. Укажите лишнее слово в ряду синонимов |
|
1) ОТДЫХАТЬ | |
2) БЛАЖЕНСТВОВАТЬ | |
3) НАСЛАЖДАТЬСЯ | |
27. Укажите лишнее слово в ряду синонимов |
|
1) МОРАЛЬНЫЙ | |
2) ВЕРУЮЩИЙ | |
3) ДУХОВНЫЙ | |
28. Укажите лишнее слово в ряду синонимов |
|
1) МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНО | |
2) КРАСНОРЕЧИВО | |
3) ВЫРАЗИТЕЛЬНО | |
29. Укажите предложение, в котором вместо слова "ГУМАННЫЙ" нужно употребить слово "ГУМАНИТАРНЫЙ" |
|
1) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе | |
2) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека | |
3) Между нашими странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере | |
30. Предложение, в котором вместо слова "ДИПЛОМНИК" нужно употребить слово "ДИПЛОМАНТ" |
|
1) По результатам конкурса молодых исполнителей звание ДИПЛОМНИК получили студенты 1-го курса. | |
2) Этой весной всех студентов пятого курса стали называть | |
3) ДИПЛОМНИКИ педагогического института в августе собираются приступить к работе. | |
31. Предложение, в котором вместо слова "ЭКОНОМНЫЙ" нужно употребить слово "ЭКОНОМИЧНЫЙ". |
|
1) ЭКОНОМНАЯ хозяйка всегда знает бюджет своей семьи. | |
2) Мастер предложил ЭКОНОМНЫЙ способ литья металла. | |
3) В течение нескольких лет мы вынуждены вести ЭКОНОМНЫЙ образ жизни. | |
32. Предложение, в котором вместо слова "ПРАКТИЧЕСКИЙ" нужно употребить слово "ПРАКТИЧНЫЙ" |
|
1) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием. | |
2) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе. | |
3) Марина очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице. | |
33. Укажите слово, которое является синонимом фразеологизму "КОТ НАПЛАКАЛ" |
|
1) мало | |
2) глупо | |
3) вредно | |
34. Укажите слово (словосочетание), которое является синонимом фразеологизму "БИТЬ БАКЛУШИ". |
|
1) глупо выглядеть | |
2) забивать гвозди | |
3) бездельничать | |
35. Укажите предложение с фразеологизмом |
|
1) Набери два ведра воды. | |
2) Что ты стоишь с открытым ртом? | |
3) Он как будто воды в рот набрал. | |
36. Укажите предложение с фразеологизмом |
|
1) Не жди у моря погоды. | |
2) У моря я почувствовал себя очень хорошо. | |
3) Я буду ждать тебя у моря. | |
37. Фразеологизмы, синонимичные выражению "ТРУДИТЬСЯ УСЕРДНО" |
|
1) Засучив рукава | |
2) Спустя рукава | |
3) Через пень колоду | |
38. Фразеологизмы, синонимичные выражению "ТРУДИТЬСЯ УСЕРДНО" |
|
1) Спустя рукава | |
2) Через пень колоду | |
3) Не покладая рук | |
39. Фразеологизмы, синонимичные выражению "ТРУДИТЬСЯ УСЕРДНО" |
|
1) Спустя рукава | |
2) Через пень колоду | |
3) В поте лица | |
40. Предложение с фразеологизмом |
|
1) Спектакль всем очень понравился. | |
2) Спектакль вызвал восторг у публики. | |
3) Мы пришли в восторг от спектакля. | |
41. Предложение с фразеологизмом |
|
1) В июне бывают самые длинные ночи. | |
2) Я люблю прогулки в светлые ночи. | |
3) Многие приезжают на север посмотреть белые ночи. | |
42. Укажите предложение, в котором есть ЭПИТЕТ |
|
1) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено. | |
2) Студенты поднимаются до высот знания и мастерства. | |
3) Я за лето прочитал миллион книг. | |
43. Укажите предложение, в котором есть МЕТАФОРА |
|
1) На небе взошло солнце красное. | |
2) Издалека показалось крыло самолёта. | |
3) Уснули деревья и дома. | |
44. Укажите средство выразительности, использованное в предложении "Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков". |
|
1) эпитет | |
2) метафора | |
3) фразеологизм | |
45. Укажите средство выразительности, использованное в предложении "Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда" |
|
1) олицетворение | |
2) метафора | |
3) эпитет | |
46. Укажите слово, в котором произносится звук [Ы] |
|
1) ДИРИЖЁР | |
2) ЧИСТО | |
3) ЦИФРА | |
47. Укажите слово, в котором произносится звук [О] |
|
1) КОРЗИНА | |
2) ЖЁСТКИЙ | |
3) ШОКОЛАД | |
48. Укажите слово, в котором произносится звук [Э] |
|
1) ШЕПЧУТ | |
2) ПОЕЗД | |
3) ЖЕНА | |
49. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв |
|
1) Есть | |
2) Проезд | |
3) Семья | |
50. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков |
|
1) Приют | |
2) Объезд | |
3) Деньги | |
51. Укажите слово, в котором произносится звук [С] |
|
1) Счёт | |
2) Извлечь | |
3) Близко | |
52. Укажите слово, в котором произносится звук [Т] |
|
1) Пересадка | |
2) Затем | |
3) Портиться | |
53. Укажите ряд слов, в которых больше букв, чем звуков |
|
1) Бобр, эгоист, чёрствый | |
2) Сосна, смородина, щедрый | |
3) Дождь, сельдь, утренний | |
54. Укажите, каким фонетическим признаком объединены слова: просьба, сбросить, сборник |
|
1) Озвончение согласных | |
2) Оглушение согласных на конце слова | |
3) Смягчение согласных перед другими согласными | |
55. Расположите слова в порядке возрастания количества звуков в них. 1) конь 2) ёрш 3) ёжик |
|
1) 321 | |
2) 123 | |
3) 132 | |
56. Слова с ударением на последнем слоге |
|
1) торты, крапива, положить | |
2) красивее, положить, торты | |
3) квартал, положить, договор | |
57. Слова с ударением на последнем слоге |
|
1) щавель, у доски, позвонит | |
2) созвал, мельком, уведомить | |
3) уведомить, щавель, созвал | |
58. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ звук |
|
1) создАлась | |
2) изОгнутый | |
3) красивЕе | |
59. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) просвЕрлит | |
2) премИровать | |
3) на тОрте | |
60. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) созвонИмся | |
2) тортЫ | |
3) намерЕние | |
61. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) нАчала (петь) | |
2) принЯвший | |
3) звОнишь | |
62. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) отогнАла | |
2) катАлог | |
3) щавЕль | |
63. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) кранОв | |
2) убрАла | |
3) полОжил | |
64. Укажите ряд безударных гласных в корне, проверяемых ударением |
|
1) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая | |
2) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание | |
3) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение | |
65. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) премИровать | |
2) звонИшь | |
3) дОговор | |
66. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук |
|
1) сливОвый | |
2) катАлог | |
3) квартАл | |
67. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук |
|
1) облЕгчить; | |
2) принЯть | |
3) кухОнный; |