Тест: Определение педагогических способностей
Список вопросов
1. Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже. |
|
1) 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение» | |
2) 5. «Люблю веселых людей» | |
3) 4. «Ты что, дурачок?» | |
4) 3. «Ну, и ради бога!» | |
5) 2. «А что тебе смешно?» | |
6) 1. «Вот тебе и на!» | |
2. Ситуация 2. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция: |
|
1) 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль» | |
2) 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь» | |
3) 4. «Тебе просто не хочется учиться» | |
4) 3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?» | |
5) 2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить» | |
6) 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя» | |
3. Ситуация 3. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция учителя? |
|
1) 6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав» | |
2) 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?» | |
3) 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?» | |
4) 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос» | |
5) 1. «Не хочешь - заставим!» | |
6) 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?» | |
4. Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?». Что должен на это ему ответить учитель? |
|
1) 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать» | |
2) 5. «Давай поговорим и выясним проблемы» | |
3) 4. «Почему ты сомневаешься в себе?» | |
4) 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды» | |
5) 2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться» | |
6) 1. «Если честно сказать - сомневаюсь». | |
5. Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как нужно ответить ему? |
|
1) 8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так именно для тебя» | |
2) 7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе» | |
3) 6. «А что ты собираешься делать дальше?» | |
4) 5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?» | |
5) 4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям» | |
6) 3. «Это - твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу» | |
7) 2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями» | |
8) 1. «Попробуй только!» | |
6. Ситуация 6. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель? |
|
1) 6. «Ты - очень внимательный, спасибо за заботу!» | |
2) 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям» | |
3) 4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы» | |
4) 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри» | |
5) 2. «Да, я плохо себя чувствую» | |
6) 1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания» | |
7. Ситуация 7. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». Как на это должен отреагировать учитель? |
|
1) 5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?» | |
2) 6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?» | |
3) 4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?» | |
4) 3. «Может быть, тебе найти другого учителя?» | |
5) 2. «Ничего себе, додумался!» | |
6) 1. «Перестань говорить глупости!» | |
8. Ситуация 8. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». Какой должна быть на это реплика учителя? |
|
1) 6. «Излишняя самоуверенность вредит делу» | |
2) 5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения» | |
3) 4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится» | |
4) 3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?» | |
5) 1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе» | |
6) 2. «С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!» | |
9. Ситуация 9. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить ему на это учитель? |
|
1) 6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности» | |
2) 5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении» | |
3) 4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе» | |
4) 3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются» | |
5) 2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом» | |
6) 1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь» | |
10. Ситуация 10. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю? |
|
1) 6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?» | |
2) 5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?» | |
3) 4. «Я хотел (а) бы знать, почему?» | |
4) 3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее» | |
5) 1. «Ну вот, опять!» | |
6) 2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?» | |
11. Ситуация 11. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика? |
|
1) 4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?» | |
2) 3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты» | |
3) 2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!» | |
4) 1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?» | |
5) 5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?» | |
6) 6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?» | |
12. Ситуация 12. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?». Что должен на это ответить учитель? |
|
1) 1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности» | |
2) 2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства» | |
3) 3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы» | |
4) 4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить» | |
5) 5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать» | |
6) 6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось» | |
13. Ситуация 13. Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ учителя? |
|
1) 1. «Это - плохо» | |
2) 2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься» | |
3) 3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится» | |
4) 4. «Почему?» | |
5) 5. «А что ты сам любишь и готов защищать?» | |
6) 6. «На вкус и цвет товарища нет» | |
7) 7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?» | |
14. Ситуация 14. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как на это должен отреагировать учитель? |
|
1) 1. «Ну и что?» | |
2) 2. «Никуда не денешься, все равно придется» | |
3) 3. «Это глупо с твоей стороны» | |
4) 4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой» | |
5) 5. «Почему?» | |
6) 6. «Я думаю, что ты не прав» |