Тест: Сочинение ЕГЭ: проблема


Список вопросов


1. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста. Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)

1) 4) Каковы перспективы технического прогресса?
2) 3) Каковы границы познания окружающего мира?
3) 1) Что такое гармония?
4) 2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

2. Прочитайте текст. Укажите вопрос, на который в тексте нет ответа. Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и спои законы, влиявшие на систему и целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, ли которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А. Павловская)

1) 4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?
2) 3) Уступает ли российская система образования американской?
3) 2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?
4) 1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях?

3. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени... (По Ю. Полякову)

1) 4) Проблема патриотизма.
2) 2) Проблема исторической памяти.
3) 3) Проблема взаимоотношений между государствами.
4) 1) Проблема отношения человека к своей Родине.

4. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

1) 3) Какие книги можно назвать редкими?
2) 2) Роль книги в формировании личности.
3) 1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?
4) 4) Проблема отношения человека к книге.

5. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором. У человека самая яркая пора — детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет! (В. Солоухин)

1) 1) Какова роль детства в жизни человека?
2) 2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
3) 3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
4) 4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?