Тест: Тестирование по аттестации для педагога-психолога


Список вопросов


1. Воспитательная деятельность осуществляется на основе не столько знания ребенка (факты), сколько его понимания, проникновения в его мышление, чувства, переживания (смыслы) – это положение

1) Амбивалентного подхода.
2) Герменевтического подхода;
3) Акмеологического подхода;

2. Понятие «помогающие отношения» ввел:

1) Э. Фромм
2) А. Маслоу
3) К Роджерс

3. З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил:

1) 5 стадий;
2) 7 стадий.
3) 6 стадий;
4) 4 стадии;

4. Э.Эриксон в развитии личности выделил:

1) 8 стадий;
2) 9 стадий.
3) 7 стадий;
4) 6 стадии;

5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

1) ведущий анализатор;
2) вид деятельности.
3) активность субъекта;
4) предмет отражения;

6. При определении устойчивости произвольного внимания чаще всего используется:

1) аппаратурные методы;
2) тахистоскопическая методика.
3) таблицы Шульте;
4) методики селективного (дихотомического) слушания;

7. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

1) в гештальтпсихологии;
2) в гуманистической психологии;
3) в бихеовиризме;
4) в психоанализе.

8. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

1) Дж. Уотсон;
2) Б. Скиннер;
3) А. Бандура;
4) К. Хорни.

9. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

1) у подростков;
2) у детей младшего школьного возраста;
3) у взрослых людей.
4) у юношей;

10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это:

1) пилотажный эксперимент;
2) включенное наблюдение.
3) формирующий эксперимент;
4) констатирующий эксперимент;

11. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

1) И.С. Якиманская;
2) Н.А. Менчинская;
3) Н.Ф. Талызина;
4) Е.И. Кабанова – Меллер.

12. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.№ 191, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет:

1) 40 часов в неделю;
2) 30 часов в неделю;
3) 36 часов в неделю;
4) 24 часа в неделю.

13. Копинг - это:

1) преодоление стресса;
2) усилия, с помощью которых личность пытается предотвратить угрозу стресса
3) степень воспринимаемой угрозы, определяемая психологической конституцией индивидуума;
4) когнитивный мыслительный процесс принятия адаптационного решения.

14. В рамках психологической коррекции происходит формирование:

1) стрессоустойчивости.
2) неврозоустойчивости;
3) навыков адаптивного поведения;
4) личностной позиции;

15. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности, в условиях педагогического взаимодействия называется:

1) интерактивной толерантностью;
2) коммуникативной состоятельностью;
3) коммуникативной толерантностью;
4) коммуникативной компетентностью.

16. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:

1) обучение должно идти впереди развития;
2) обучение должно идти наравне с развитием;
3) обучение не должно совпадать с этапами развития;
4) обучение должно ориентироваться на нравственность.

17. Стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений объекта -это:

1) метод самонаблюдения;
2) метод интроспекции;
3) метод феноменологического самонаблюдения.
4) метод объективного наблюдения;

18. Психика существует как:

1) процесс;
2) состояние;
3) функция;
4) категория.

19. Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:

1) раздражительность;
2) чувствительность;
3) активность;
4) реактивность;

20. Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:

1) познание;
2) сознание:
3) отражение.
4) мышление;

21. Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:

1) настроение;
2) эмоция;
3) аффект;
4) страсть.

22. Ученый, выделивший так называемые «экзистенциальные потребности человека» при описании человеческого поведения в свете фундаментальной дихотомии «свобода - безопасность»:

1) К. Хорни;
2) Э. Фромм
3) А. Маслоу;
4) Э. Фрейд.

23. Мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики была впервые высказана:

1) Э.Торндайком.
2) Дж.С.Миллем;
3) Дж. Локком;
4) Д.Гартли;

24. Научно-экспериментальной базой бихевиоризма явились:

1) положение К. Коффки о том, что обучение письму и речи может быть только с помощью подражания;
2) выделение психической реальности как самостоятельной сферы познания Р. Декартом и Дж. Локком.
3) представления Д.Гартли о значении памяти;
4) положение Э.Торндайка о характеристике научения и данные Г.Эббингауза о вербальном запоминании;

25. Основных периодов развития интеллекта по Ж. Пиаже:

1) 5
2) 7
3) 3
4) 6

26. Абстрагирование относится к:

1) мыслительным операциям;
2) мыслительным видам.
3) мыслительным факторам;
4) мыслительным процессам;

27. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homosapiens и завершающаяся сегодняшним днем-

1) антропогенез;
2) микрогенез;
3) филогенез;
4) отногенез.

28. Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:

1) стадия развития социальных отношений;
2) кризисная ситуация развития;
3) латентный период развития;
4) социальная ситуация развития ребенка;

29. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:

1) учебная деятельность
2) ведущая деятельность;
3) коммуникативная деятельность;
4) предметно-манипулятивная деятельность.

30. Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:

1) психологический возраст;
2) социальный возраст;
3) условный возраст.
4) хронологический возраст;

31. В основе возрастной периодизации А.Н. Леонтьева лежит:

1) собственная активность человека;
2) становление морали
3) ведущий тип деятельности;
4) удовлетворение либидо.

32. Понятие «критических периодов» введено в психологию:

1) Л.С. Выготским;
2) В.В.Давыдовым;
3) Б.Г.Ананьевым;
4) А.Н. Леонтьевым.

33. Основные признаки кризиса – потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» - характерны для :

1) кризиса 3 лет;
2) кризиса 7 лет;
3) кризиса среднего возраста;
4) кризиса подросткового возраста

34. Возрастом интенсивного интеллектуального развития принято считать:

1) дошкольный возраст;
2) младший школьный возраст;
3) юношеский возраст.
4) подростковый возраст;

35. Развивающее обучение рассматривает учащегося:

1) как самообучающийся субъект учения
2) как объект обучающих воздействий учителя;
3) как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития;
4) как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития.

36. При либеральном стиле педагогического общения учитель:

1) единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований;
2) привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность;
3) дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса;
4) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.

37. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1) Е.В Бондаревской
2) О.С. Газмана
3) Н.Е. Щурковой

38. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в авторской концепции

1) Е.В. Бондаревской
2) О.С. Газмана
3) Г.К. Селевко

39. Система основных научных подходов (теорий, методов, достижений), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенной исторический период:

1) парадигма;
2) концепция;
3) обучающая модель;
4) все ответы верны.

40. Подход к обучению, строится на таком способе организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно в учебном процессе, называется:

1) деятельностный подход
2) компетентностный подход;
3) когнитивный подход.
4) личностный подход;

41. Новым подходом в воспитании детей является:

1) когнитивный подход
2) природосообразный подход
3) деятельностный
4) личностно-ориентированный подход

42. Теория обучения младших школьников, которая основывается на учете внутренних закономерностей развития ребенка, развитии нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формировании внутреннего побуждения к учению:

1) психологическая теория Л.В. Занкова;
2) психологическая теория Н.А. Менчинской;
3) психологическая теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
4) психологическая теория Ш.А. Амонашвили.

43. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1) диагностический, поисковый, договорный. деятельностный, рефлексивный
2) анализ, моделирование, реализация, контроль
3) изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

44. Социально-биологическая характеристика, основанная на различии полов (понятий «мужчина» и «женщина»):

1) пол.
2) маргинал
3) стереотип поведения;
4) гендер;

45. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1) толерантным в жизни на этой земле
2) счастливым в жизни на этой земле
3) свободным в жизни на этой земле

46. Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.:

1) дифференциация;
2) социализация;
3) подражание;
4) идентификация.

47. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

1) прав человека
2) прав ребёнка
3) основных свобод

48. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении:

1) стресс;
2) тревога;
3) фрустрация;
4) настроение.

49. Создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения:

1) теоретическое мышление;
2) практическое мышление;
3) аналитическое мышление;
4) продуктивное мышление.

50. Одну из первых теорий структуры интеллекта предложил:

1) Д.П. Гилфорд;
2) Ч.Э. Спирмен;
3) А. Бине;
4) Т. Симон.

51. Состояние, обусловленное врожденным или приобретенным недоразвитием психики и интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватным социальное функционирование человека:

1) задержка психического развития;
2) недоразвитие психического развития;
3) патология умственного развития;
4) психический дефект.

52. Автором теории конвергенции двух факторов является:

1) А.Л. Гезелл.
2) Г.С. Холл;
3) К.Л. Бюлер;
4) У.Л. Штерн;

53. Создателем теории когнитивного развития является:

1) Дж. Болдуин.
2) А. Валлон;
3) Ж. Пиаже;
4) З.Фрейд;

54. Побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека:

1) мотив;
2) потребность;
3) цель.
4) мотивация;

55. По теории А. Маслоу, наивысшей потребностью человека является:

1) потребность в безопасности;
2) потребность в признании;
3) потребность в безопасности;
4) потребность в самоактуализации.

56. Мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления:

1) идентификация;
2) перцепция.
3) рефлексия;
4) эмпатия;

57. Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния:

1) неадекватные аффективные реакции;
2) эмоциональные нарушения;
3) способность к эмоционально-ценностному отношению.
4) способность к эмоциональной децентрации;

58. Стереотипы в деятельности педагога…

1) влияют на взаимоотношения с учащимися;
2) оба ответа не верны.
3) верны оба ответа;
4) не влияют на взаимоотношения с учащимися;

59. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека. содержится в методологии;

1) герменевтического подхода;
2) акмеологического подхода;
3) амбивалентного подхода.

60. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я -концепции человек с высокой самооценкой?

1) «ложная скромность»;
2) самовозвышение;
3) «умаление других»;
4) «ложная уникальность».

61. Как соотносятся понятия навыка и умения?

1) они синонимичны;
2) умения формируются позже навыка;
3) это не связанные понятия;
4) навык сложнее умения.

62. Человеческие способности…

1) являются врожденными;
2) постоянны в течении жизни;
3) существуют в развитии;
4) передаются по наследству.

63. Анатомо-физиологический задаток-это…

1) результат воспитания;
2) главное условие развития способности;
3) степень развития способности;
4) предпосылка способности.

64. Одаренность-это…

1) черта характера;
2) сочетание способностей;
3) врожденное качество ума;
4) внезапное внутреннее озарение.

65. Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы-

1) психопатия;
2) акцентуация;
3) дезадаптация;
4) отклонение.

66. Решающее значение для формирования характера имеет…

1) обучение.
2) воспитание.
3) поощрение.
4) наказание.

67. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется…

1) изучением;
2) сравнением;
3) конкретизацией;
4) абстрагированием.

68. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют…

1) рациональным;
2) интуитивным;
3) творческим;
4) репродуктивным.

69. Социализация в полном понимании - это…

1) процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы;
2) приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.
3) двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности;
4) приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности;

70. Факторы социализации - это…

1) конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества;
2) генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека;
3) общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив;
4) все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.

71. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии?

1) первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная;
2) дотрудовая, трудовая, послетрудовая;
3) раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подростничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость;
4) предконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная.

72. Социальную установку можно охарактеризовать как…

1) переживание индивидом значения и смысла социального объекта;
2) статус индивида в группе.
3) готовность к деятельности;
4) удовлетворение витальных потребностей;

73. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…

1) новообразования, ведущий тип деятельности;
2) новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;
3) динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития
4) новообразования, социальная ситуация развития.

74. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…

1) Ж. Пиаже;
2) Э. Эриксону;
3) Л.С. Выготскому.
4) З.Фрейду;

75. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для…

1) психогенетических концепций.
2) концепции конвергенции двух факторов;
3) социогенетических концепций психического развития;
4) биогенетических концепций психического развития;

76. Высший уровень проблемного обучения характеризуется…

1) возникновением познавательной потребности;
2) быстрым темпом усвоения учебного материала.
3) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;
4) умением решать сложные задачи;

77. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высший уровень трудности определяется…

1) необходимостью запоминания большого количества информации.
2) познанием существенных связей явлений;
3) самостоятельным изучением учебного материала;
4) большим объемом учебного материала;

78. Научно-теоретический тип мышления характеризуется…

1) умением четко излагать свои мысли.
2) овладением большой суммы знаний;
3) формированием содержательных обобщений;
4) усвоением логических форм;

79. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля?

1) внимание.
2) исполнительность;
3) дисциплинированность;
4) знание;

80. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, – это:

1) Декларация прав человека.
2) Конвенция о правах ребенка;
3) Закон Республики Татарстан «Об образовании»;
4) Закон Российской Федерации «Об образовании»;

81. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, "государства-участники признают право ребенка на образование, с этой целью они, в частности:

1) предлагают бесплатное основное общее образование и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;
2) предлагают обязательное начальное образование, с предоставлением в случае необходимости финансовой помощи.
3) предлагают бесплатное среднее образование (общее и профессиональное. и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;
4) предлагают бесплатное и обязательное начальное образование;

82. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

1) с 14 лет
2) с 16 лет
3) с 18 лет
4) с 25 лет

83. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

1) Да
2) Нет
3) В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций
4) Разрешается эпизодически в связи

84. Является ли информационная компетентность обязательным требованием квалификационной характеристики по всем педагогическим должностям работников образования ?

1) Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит
2) Требование предъявляется дифференцированно от занимаемой педагогической должности
3) Да, за исключением педагогов-психологов
4) Да

85. Согласно требованиям квалификационной характеристики, должен ли педагог-психолог, не занятый преподавательской работой, принимать участие в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы:

1) в квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено
2) по усмотрению администрации учреждения
3) да
4) нет

86. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности педагога-психолога?

1) В квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено
2) Да
3) Требование предъявляется дифференцированно от типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог-психолог
4) нет

87. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1) 3 компетентностей
2) 4 компетентностей
3) 5 компетентностей
4) 6 компетентностей

88. «Социальное закаливание» как принцип воспитания декларируется в концепции «Воспитание как….

1) школа социализации»
2) система социализации»
3) компонент социализации»

89. IQ умственно отсталого ребенка :

1) выше 0,75
2) ниже 0,75
3) равен 1,0;
4) меньше 1,0;
5) больше 1,0;

90. Отличие детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью: а) б)

1) первичность нарушения речи
2) непонимание прочитанного текста, отсутствие логики в пересказе;
3) диспластичность облика и аномалии черепа;
4) более высокая обучаемость, способность выполнять задания по аналогии;