Тест: Тестирование по аттестации для педагога-психолога
Список вопросов
1. Воспитательная деятельность осуществляется на основе не столько знания ребенка (факты), сколько его понимания, проникновения в его мышление, чувства, переживания (смыслы) – это положение |
|
1) Амбивалентного подхода. | |
2) Герменевтического подхода; | |
3) Акмеологического подхода; | |
2. Понятие «помогающие отношения» ввел: |
|
1) Э. Фромм | |
2) А. Маслоу | |
3) К Роджерс | |
3. З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил: |
|
1) 5 стадий; | |
2) 7 стадий. | |
3) 6 стадий; | |
4) 4 стадии; | |
4. Э.Эриксон в развитии личности выделил: |
|
1) 8 стадий; | |
2) 9 стадий. | |
3) 7 стадий; | |
4) 6 стадии; | |
5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является: |
|
1) ведущий анализатор; | |
2) вид деятельности. | |
3) активность субъекта; | |
4) предмет отражения; | |
6. При определении устойчивости произвольного внимания чаще всего используется: |
|
1) аппаратурные методы; | |
2) тахистоскопическая методика. | |
3) таблицы Шульте; | |
4) методики селективного (дихотомического) слушания; | |
7. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: |
|
1) в гештальтпсихологии; | |
2) в гуманистической психологии; | |
3) в бихеовиризме; | |
4) в психоанализе. | |
8. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является: |
|
1) Дж. Уотсон; | |
2) Б. Скиннер; | |
3) А. Бандура; | |
4) К. Хорни. | |
9. К. Леонгард изучал акцентуации характера: |
|
1) у подростков; | |
2) у детей младшего школьного возраста; | |
3) у взрослых людей. | |
4) у юношей; | |
10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это: |
|
1) пилотажный эксперимент; | |
2) включенное наблюдение. | |
3) формирующий эксперимент; | |
4) констатирующий эксперимент; | |
11. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала: |
|
1) И.С. Якиманская; | |
2) Н.А. Менчинская; | |
3) Н.Ф. Талызина; | |
4) Е.И. Кабанова – Меллер. | |
12. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.№ 191, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет: |
|
1) 40 часов в неделю; | |
2) 30 часов в неделю; | |
3) 36 часов в неделю; | |
4) 24 часа в неделю. | |
13. Копинг - это: |
|
1) преодоление стресса; | |
2) усилия, с помощью которых личность пытается предотвратить угрозу стресса | |
3) степень воспринимаемой угрозы, определяемая психологической конституцией индивидуума; | |
4) когнитивный мыслительный процесс принятия адаптационного решения. | |
14. В рамках психологической коррекции происходит формирование: |
|
1) стрессоустойчивости. | |
2) неврозоустойчивости; | |
3) навыков адаптивного поведения; | |
4) личностной позиции; | |
15. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности, в условиях педагогического взаимодействия называется: |
|
1) интерактивной толерантностью; | |
2) коммуникативной состоятельностью; | |
3) коммуникативной толерантностью; | |
4) коммуникативной компетентностью. | |
16. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что: |
|
1) обучение должно идти впереди развития; | |
2) обучение должно идти наравне с развитием; | |
3) обучение не должно совпадать с этапами развития; | |
4) обучение должно ориентироваться на нравственность. | |
17. Стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений объекта -это: |
|
1) метод самонаблюдения; | |
2) метод интроспекции; | |
3) метод феноменологического самонаблюдения. | |
4) метод объективного наблюдения; | |
18. Психика существует как: |
|
1) процесс; | |
2) состояние; | |
3) функция; | |
4) категория. | |
19. Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира: |
|
1) раздражительность; | |
2) чувствительность; | |
3) активность; | |
4) реактивность; | |
20. Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер: |
|
1) познание; | |
2) сознание: | |
3) отражение. | |
4) мышление; | |
21. Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями: |
|
1) настроение; | |
2) эмоция; | |
3) аффект; | |
4) страсть. | |
22. Ученый, выделивший так называемые «экзистенциальные потребности человека» при описании человеческого поведения в свете фундаментальной дихотомии «свобода - безопасность»: |
|
1) К. Хорни; | |
2) Э. Фромм | |
3) А. Маслоу; | |
4) Э. Фрейд. | |
23. Мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики была впервые высказана: |
|
1) Э.Торндайком. | |
2) Дж.С.Миллем; | |
3) Дж. Локком; | |
4) Д.Гартли; | |
24. Научно-экспериментальной базой бихевиоризма явились: |
|
1) положение К. Коффки о том, что обучение письму и речи может быть только с помощью подражания; | |
2) выделение психической реальности как самостоятельной сферы познания Р. Декартом и Дж. Локком. | |
3) представления Д.Гартли о значении памяти; | |
4) положение Э.Торндайка о характеристике научения и данные Г.Эббингауза о вербальном запоминании; | |
25. Основных периодов развития интеллекта по Ж. Пиаже: |
|
1) 5 | |
2) 7 | |
3) 3 | |
4) 6 | |
26. Абстрагирование относится к: |
|
1) мыслительным операциям; | |
2) мыслительным видам. | |
3) мыслительным факторам; | |
4) мыслительным процессам; | |
27. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homosapiens и завершающаяся сегодняшним днем- |
|
1) антропогенез; | |
2) микрогенез; | |
3) филогенез; | |
4) отногенез. | |
28. Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни: |
|
1) стадия развития социальных отношений; | |
2) кризисная ситуация развития; | |
3) латентный период развития; | |
4) социальная ситуация развития ребенка; | |
29. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития: |
|
1) учебная деятельность | |
2) ведущая деятельность; | |
3) коммуникативная деятельность; | |
4) предметно-манипулятивная деятельность. | |
30. Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом: |
|
1) психологический возраст; | |
2) социальный возраст; | |
3) условный возраст. | |
4) хронологический возраст; | |
31. В основе возрастной периодизации А.Н. Леонтьева лежит: |
|
1) собственная активность человека; | |
2) становление морали | |
3) ведущий тип деятельности; | |
4) удовлетворение либидо. | |
32. Понятие «критических периодов» введено в психологию: |
|
1) Л.С. Выготским; | |
2) В.В.Давыдовым; | |
3) Б.Г.Ананьевым; | |
4) А.Н. Леонтьевым. | |
33. Основные признаки кризиса – потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» - характерны для : |
|
1) кризиса 3 лет; | |
2) кризиса 7 лет; | |
3) кризиса среднего возраста; | |
4) кризиса подросткового возраста | |
34. Возрастом интенсивного интеллектуального развития принято считать: |
|
1) дошкольный возраст; | |
2) младший школьный возраст; | |
3) юношеский возраст. | |
4) подростковый возраст; | |
35. Развивающее обучение рассматривает учащегося: |
|
1) как самообучающийся субъект учения | |
2) как объект обучающих воздействий учителя; | |
3) как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития; | |
4) как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития. | |
36. При либеральном стиле педагогического общения учитель: |
|
1) единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований; | |
2) привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность; | |
3) дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса; | |
4) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. | |
37. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции |
|
1) Е.В Бондаревской | |
2) О.С. Газмана | |
3) Н.Е. Щурковой | |
38. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в авторской концепции |
|
1) Е.В. Бондаревской | |
2) О.С. Газмана | |
3) Г.К. Селевко | |
39. Система основных научных подходов (теорий, методов, достижений), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенной исторический период: |
|
1) парадигма; | |
2) концепция; | |
3) обучающая модель; | |
4) все ответы верны. | |
40. Подход к обучению, строится на таком способе организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно в учебном процессе, называется: |
|
1) деятельностный подход | |
2) компетентностный подход; | |
3) когнитивный подход. | |
4) личностный подход; | |
41. Новым подходом в воспитании детей является: |
|
1) когнитивный подход | |
2) природосообразный подход | |
3) деятельностный | |
4) личностно-ориентированный подход | |
42. Теория обучения младших школьников, которая основывается на учете внутренних закономерностей развития ребенка, развитии нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формировании внутреннего побуждения к учению: |
|
1) психологическая теория Л.В. Занкова; | |
2) психологическая теория Н.А. Менчинской; | |
3) психологическая теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; | |
4) психологическая теория Ш.А. Амонашвили. | |
43. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают: |
|
1) диагностический, поисковый, договорный. деятельностный, рефлексивный | |
2) анализ, моделирование, реализация, контроль | |
3) изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия | |
44. Социально-биологическая характеристика, основанная на различии полов (понятий «мужчина» и «женщина»): |
|
1) пол. | |
2) маргинал | |
3) стереотип поведения; | |
4) гендер; | |
45. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть: |
|
1) толерантным в жизни на этой земле | |
2) счастливым в жизни на этой земле | |
3) свободным в жизни на этой земле | |
46. Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.: |
|
1) дифференциация; | |
2) социализация; | |
3) подражание; | |
4) идентификация. | |
47. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации» |
|
1) прав человека | |
2) прав ребёнка | |
3) основных свобод | |
48. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении: |
|
1) стресс; | |
2) тревога; | |
3) фрустрация; | |
4) настроение. | |
49. Создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения: |
|
1) теоретическое мышление; | |
2) практическое мышление; | |
3) аналитическое мышление; | |
4) продуктивное мышление. | |
50. Одну из первых теорий структуры интеллекта предложил: |
|
1) Д.П. Гилфорд; | |
2) Ч.Э. Спирмен; | |
3) А. Бине; | |
4) Т. Симон. | |
51. Состояние, обусловленное врожденным или приобретенным недоразвитием психики и интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватным социальное функционирование человека: |
|
1) задержка психического развития; | |
2) недоразвитие психического развития; | |
3) патология умственного развития; | |
4) психический дефект. | |
52. Автором теории конвергенции двух факторов является: |
|
1) А.Л. Гезелл. | |
2) Г.С. Холл; | |
3) К.Л. Бюлер; | |
4) У.Л. Штерн; | |
53. Создателем теории когнитивного развития является: |
|
1) Дж. Болдуин. | |
2) А. Валлон; | |
3) Ж. Пиаже; | |
4) З.Фрейд; | |
54. Побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека: |
|
1) мотив; | |
2) потребность; | |
3) цель. | |
4) мотивация; | |
55. По теории А. Маслоу, наивысшей потребностью человека является: |
|
1) потребность в безопасности; | |
2) потребность в признании; | |
3) потребность в безопасности; | |
4) потребность в самоактуализации. | |
56. Мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления: |
|
1) идентификация; | |
2) перцепция. | |
3) рефлексия; | |
4) эмпатия; | |
57. Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния: |
|
1) неадекватные аффективные реакции; | |
2) эмоциональные нарушения; | |
3) способность к эмоционально-ценностному отношению. | |
4) способность к эмоциональной децентрации; | |
58. Стереотипы в деятельности педагога… |
|
1) влияют на взаимоотношения с учащимися; | |
2) оба ответа не верны. | |
3) верны оба ответа; | |
4) не влияют на взаимоотношения с учащимися; | |
59. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека. содержится в методологии; |
|
1) герменевтического подхода; | |
2) акмеологического подхода; | |
3) амбивалентного подхода. | |
60. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я -концепции человек с высокой самооценкой? |
|
1) «ложная скромность»; | |
2) самовозвышение; | |
3) «умаление других»; | |
4) «ложная уникальность». | |
61. Как соотносятся понятия навыка и умения? |
|
1) они синонимичны; | |
2) умения формируются позже навыка; | |
3) это не связанные понятия; | |
4) навык сложнее умения. | |
62. Человеческие способности… |
|
1) являются врожденными; | |
2) постоянны в течении жизни; | |
3) существуют в развитии; | |
4) передаются по наследству. | |
63. Анатомо-физиологический задаток-это… |
|
1) результат воспитания; | |
2) главное условие развития способности; | |
3) степень развития способности; | |
4) предпосылка способности. | |
64. Одаренность-это… |
|
1) черта характера; | |
2) сочетание способностей; | |
3) врожденное качество ума; | |
4) внезапное внутреннее озарение. | |
65. Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы- |
|
1) психопатия; | |
2) акцентуация; | |
3) дезадаптация; | |
4) отклонение. | |
66. Решающее значение для формирования характера имеет… |
|
1) обучение. | |
2) воспитание. | |
3) поощрение. | |
4) наказание. | |
67. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется… |
|
1) изучением; | |
2) сравнением; | |
3) конкретизацией; | |
4) абстрагированием. | |
68. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют… |
|
1) рациональным; | |
2) интуитивным; | |
3) творческим; | |
4) репродуктивным. | |
69. Социализация в полном понимании - это… |
|
1) процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы; | |
2) приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями. | |
3) двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности; | |
4) приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности; | |
70. Факторы социализации - это… |
|
1) конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества; | |
2) генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека; | |
3) общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив; | |
4) все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности. | |
71. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии? |
|
1) первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная; | |
2) дотрудовая, трудовая, послетрудовая; | |
3) раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подростничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость; | |
4) предконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная. | |
72. Социальную установку можно охарактеризовать как… |
|
1) переживание индивидом значения и смысла социального объекта; | |
2) статус индивида в группе. | |
3) готовность к деятельности; | |
4) удовлетворение витальных потребностей; | |
73. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства… |
|
1) новообразования, ведущий тип деятельности; | |
2) новообразования, динамика перехода от одного периода к другому; | |
3) динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития | |
4) новообразования, социальная ситуация развития. | |
74. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит… |
|
1) Ж. Пиаже; | |
2) Э. Эриксону; | |
3) Л.С. Выготскому. | |
4) З.Фрейду; | |
75. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для… |
|
1) психогенетических концепций. | |
2) концепции конвергенции двух факторов; | |
3) социогенетических концепций психического развития; | |
4) биогенетических концепций психического развития; | |
76. Высший уровень проблемного обучения характеризуется… |
|
1) возникновением познавательной потребности; | |
2) быстрым темпом усвоения учебного материала. | |
3) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения; | |
4) умением решать сложные задачи; | |
77. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высший уровень трудности определяется… |
|
1) необходимостью запоминания большого количества информации. | |
2) познанием существенных связей явлений; | |
3) самостоятельным изучением учебного материала; | |
4) большим объемом учебного материала; | |
78. Научно-теоретический тип мышления характеризуется… |
|
1) умением четко излагать свои мысли. | |
2) овладением большой суммы знаний; | |
3) формированием содержательных обобщений; | |
4) усвоением логических форм; | |
79. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля? |
|
1) внимание. | |
2) исполнительность; | |
3) дисциплинированность; | |
4) знание; | |
80. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, – это: |
|
1) Декларация прав человека. | |
2) Конвенция о правах ребенка; | |
3) Закон Республики Татарстан «Об образовании»; | |
4) Закон Российской Федерации «Об образовании»; | |
81. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, "государства-участники признают право ребенка на образование, с этой целью они, в частности: |
|
1) предлагают бесплатное основное общее образование и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования; | |
2) предлагают обязательное начальное образование, с предоставлением в случае необходимости финансовой помощи. | |
3) предлагают бесплатное среднее образование (общее и профессиональное. и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования; | |
4) предлагают бесплатное и обязательное начальное образование; | |
82. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности: |
|
1) с 14 лет | |
2) с 16 лет | |
3) с 18 лет | |
4) с 25 лет | |
83. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)? |
|
1) Да | |
2) Нет | |
3) В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций | |
4) Разрешается эпизодически в связи | |
84. Является ли информационная компетентность обязательным требованием квалификационной характеристики по всем педагогическим должностям работников образования ? |
|
1) Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит | |
2) Требование предъявляется дифференцированно от занимаемой педагогической должности | |
3) Да, за исключением педагогов-психологов | |
4) Да | |
85. Согласно требованиям квалификационной характеристики, должен ли педагог-психолог, не занятый преподавательской работой, принимать участие в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы: |
|
1) в квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено | |
2) по усмотрению администрации учреждения | |
3) да | |
4) нет | |
86. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности педагога-психолога? |
|
1) В квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено | |
2) Да | |
3) Требование предъявляется дифференцированно от типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог-психолог | |
4) нет | |
87. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность: |
|
1) 3 компетентностей | |
2) 4 компетентностей | |
3) 5 компетентностей | |
4) 6 компетентностей | |
88. «Социальное закаливание» как принцип воспитания декларируется в концепции «Воспитание как…. |
|
1) школа социализации» | |
2) система социализации» | |
3) компонент социализации» | |
89. IQ умственно отсталого ребенка : |
|
1) выше 0,75 | |
2) ниже 0,75 | |
3) равен 1,0; | |
4) меньше 1,0; | |
5) больше 1,0; | |
90. Отличие детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью: а) б) |
|
1) первичность нарушения речи | |
2) непонимание прочитанного текста, отсутствие логики в пересказе; | |
3) диспластичность облика и аномалии черепа; | |
4) более высокая обучаемость, способность выполнять задания по аналогии; |