Тест: навыки обучения


Список вопросов


1. Почему говорят, что по глазам человека можно узнать его настроение? Настроение человека можно узнать по выражению его лица, по голосу, но всего о том, что делается у человека на душе, говорят глаза. Недаром в нашем языке есть такие выражения, как «счастливые глаза», «гнев глаза», или как у Пушкина: «Пирует Петр. И горд и ясен и славы полон взор его». Загляните в глаза человеку, который весел. Его глаза по-особому блестят, и то, что ученые называют «блеском глаз». От обиды в глазах появляются слезы, и они блестят по-иному. «Выражение» глаз меняется и от ширины зрачков. Когда человек разгневан, зрачки сужаются, когда радуется, расширяются. Ученые пытаются определить, как напряженно работает человек, насколько он утомлен. И блеск глаз, и ширина зрачков не единственные проявления радости или гнева. Когда мы радуемся или сердимся, в организме происходит процесс, обновляется состав крови, пульс и дыхание становятся более частыми и замедляются. Наконец, об очень многом говорит движение глаз. Глаза могу беспокойно бегать, пристально смотреть, внимательно следить за кем-то. Некоторые удивляются, когда учитель узнает, что они слушают урок. Ведь они все время смотрят на него! Специальные исследования показали, что взор сопровождается другим движением глаз. Глядя в глаза человека, мы видим все его лицо. Нахмуренные брови, приспущенные веки, горестно опущенные уголки губ или улыбка значительно дополняют то, что говорят глаза. Основная мысль текста. Глаза – это

1) Зеркало души
2) Изменение души
3) Образ жизни

2. Найдите ответ к следующей гипотезе. Если ученые не изучили бы изменение зрачков у человека, то

1) Невозможно было бы определить степень его утомления
2) Не был бы заметен цвет зрачков
3) Не было бы заметно движение зрачков

3. Младший научный сотрудник кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Вислобов открыл растение Aspidistra и пришел к выводу , что перед ним – новый вид. «В работе я описал новый вид растения из рода Aspidistra. Аспидистры похожи на ландыш, и действительно, эти растения являются родственниками привычного нам ландыша, но обитают в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Семена этого растения были собраны учеными в 2011 году в ходе поездки во Вьетнам. Кроме гербария было собрано живое растение, которое с тех пор культивируется в террариуме Ботанического сада МГУ. В прошлом году растение зацвело. «Проанализировав признаки цветка, я пришел к выводу, что это новый вид. Мы с коллегами в прошлом уже описали несколько видов данного растения. Это полезно для нас и в будущем. На данный момент известно около 150 видов, но дсотоврено различить их можно только по цветкам. Однако исследования Аспидистры, потому что они расположены вблизи поверхности почвы или даже в слое лесной подстилки», – комментирует Николай Вислобов. Основная мысль текста

1) Изучение растений тропиков Юго-Восточной Азии
2) Описание нового вида растения из рода Aspidistra
3) Описание 150 видов растений Aspidistra

4. Суть научного открытия младшего научного сотрудника биологического факультета МГУ

1) Изучение факторов влияния внешней среды на цветы
2) Анализ почвы тропических лесов Юго-Восточной Азии
3) Анализ и описание цветков рода Aspidistra

5. Ответом к гипотезе «Если бы ученый не изучал родственные растения, то он не смог бы...» является

1) Доказать, что «Азиатский ландыш» - это новый вид цветка рода Aspidistra
2) Достоверно различить цветки тропиков Азии
3) Определить вид цветка по внешней окраске

6. К началу IV тысячелетия до н.э. на Земле существовало и другое развитое государство – Древний Египет. Он возник в Африке, населен был в основном земледельцами, поэтому им просто было необходимо следить за временем. Надо было предугадать разлив Нила, чему способствовало событие появление на небе в лучах утренней зари самой яркой звезды всего земного неба – Сириуса (египтяне называли его Сотис). Почти каждое утро перед восходом Солнца выходивший под открытое небо и обращающий взор к востоку. Тот день, когда на мгновение яркой искры означало наступление нового года. В ближайшие дни можно было ожидать разлива животворной реки Египта. На следующее утро Сотис уже несколько блестала. И появлялась с каждым днем все раньше и раньше Солнца, вскоре она уже царственно блистала на предутреннем небосклоне. Главные боги древнего Египта связаны с небом. Солнцу было посвящено несколько богов: восходящему – бог Гепри, дневному – Ра, заходящему – Атум. Более Сотис не испускало свои лучи. Подходящий к тексту заголовок

1) Нил – источник жизни
2) Сотис – источник жизни
3) Небо в жизни древних Египтян

7. Слово, близкое по смыслу к слову животворный

1) Содержащий живицу
2) Поддерживающий жизнь
3) Утоляющий жажду

8. Цель данного текста: сообщить общие сведения

1) О жизни египтян широкому кругу читателей
2) Широкому кругу читателей об отношений египтян к небу
3) О жизни египтян специалистам в области теологии

9. В международном журнале Aging, издающемся в США, вышла в свет масштабная научная статья российско-шведского коллектива на тему внутриклеточных энергетических станций – митохондрий – в процессе старения организма. Также была предпринята попытка изучения вещества – искусственного антиоксиданта SkQ1, адресованного в митохондрии. Это вещество было разработано несколько лет назад и провели испытание на линию генетически-модифицированных лабораторных мышей, полученных в Швеции. В геном этих животных была внесена мутирующая инъекция от случайных мутаций в митохондриях. Это приводит к ускоренному старению и ранней смерти таких мышей – они не доживают и до 1-2 лет. Что важно, дефект приводит к ускоренному развитию сразу многих старческих признаков, то есть главной проблемой этих «мутаций». Определите стиль данного текста

1) Официально-деловой
2) Научный
3) Публицистический

10. Выделите факт от следующих мнений Люди считают, что роль внутриклеточных энергетических станций – митохондрий не изучена

1) Люди думают, что мутация невозможна
2) Ученые МГУ разработали вещество – искусственный антиоксидант SkQ1 несколько лет назад
3) Есть суждение о том, что мутации не приводят к ускоренному старению

11. Найдите основную информацию к тексту

1) Разработанное вещество укорачивает жизнь
2) Данное вещество приводит к ускоренному развитию
3) Разработанное вещество замедляет старение

12. То, что звезды расположены далеко друг от друга, нельзя назвать правилом. Многие из них образуют пары, обращаясь вокруг общей зоны тяготения, и называются двойными звездами. Иногда светила, составляющие звездную «парочку», настолько похожи, что напоминают двух друзей, похожие на неразлучных «товарищей» из басни Крылова – Слона и Моську. Обычно в таких случаях «слон» – огромнейшая, яркая и красная, а «моська» – маленькая, слабая, но горячая и голубоватая. По методам наблюдений атсрономы выделяют визуально-двойные звезды, обнаруживаемые при помощи устройства телескоп, спектрально-двойные звезды, обнаруживаемые по периодическим колебаниям или раздвоению спектральных линий, и затменно-двойные звезды, обнаруживаемые из-за затмения одного компонента двойной звезды. Подходящий к тексту заголовок

1) Визуально-двойные звезды
2) Меняющиеся звезды
3) Двойные звезды

13. Слово, близкое по смыслу к слову общий

1) Принадлежащий многим
2) Наиболее характерный
3) Основной принцип

14. Цель данного текста

1) Дать представление о понятии двойные звезды
2) Дать определение понятию двойная звезда
3) Сравнить типы двойных звезд

15. Еще наши предки стали объединять находящиеся раядом звезды в группы – созвездия. Теперь-то, конечно, мы знаем, что звезды одной плеяды проецируются не только на один участок земного неба, а на самом деле могут относиться к разным галактикам. Тем не менее скопления звезд существуют и в реальности. Увидеть невооруженным глазом, были известны еще с древности, другие можно рассмотреть лишь в телескоп. Звездные скопления – это группы звезд, связанных между собой силами взаимного притяжения. У этих светил одинаковый возраст, происхождение которых неизвестно и это неудивительно, потому что рождаются эти звезды сразу целыми «семействами» из газопылевых облаков. Астрононмы выделяют движущиеся и рассеянные. Слово, близкое по смыслу к слову проецируются

1) Перемещаются
2) Отображаются
3) Выглядят

16. Цель данного текста

1) Сообщить основную информацию о звездах
2) Сообщить общие сведения о созвездиях
3) Дать исчерпывающее определение понятию созвездие

17. Подходящий к тексту заголовок

1) Типы звездных скоплений
2) Происхождение созвездий
3) Что мы знаем о созвездиях

18. В долине азиатских рек Тигра и Евфрата (грека назвали её Месопотамией – Междуречьем) около 6000 лет назад возникли первые в мире государства Вавилон и Ассирия – эти государства прославили не только цари и воины, но и звездочёты. Последний правитель Ассирии, грозный и воинственный, известен не только как полководец, но и как… основатель первой в мире библиотеки. Царь повелел собрать множество глиняных клинописных табличек. Более того, он повелел из книг переписать все важные сведения, которые они отыщут в древних книгах. Именно из этих глиняных «книг» мы узнали о том, что древние люди наблюдали за тем, что происходило на небе. Имена их богов были связаны с небесными светилами: Солнцу они дали имя бога Шамаш, богиня плодородия Иштар дала имя планете, которую теперь мы называем Венерой. «Блистательная госпожа неба», – говорили о ней вавилоняне. Наблюдатели звездного неба – а в Месопотамии этим занимались жрецы, используя свое положение среди неподвижных звезд (греки позже назвали их планетами – «блуждающими светилами»). Им жители Междуречья благодарны. Слово, близкое по смыслу к слову книги

1) Тома
2) Журналы
3) Источники

19. Подходящий к тексту заголовок

1) Небесные светила
2) Древние астрономы
3) Первые познания в астрономии

20. Цель данного текста

1) Сообщить ученым сведения о древних познаниях в астрономии
2) Дать информацию о первой библиотеке Междуречья
3) Сообщить о первых культурах, внесших вклад в развитие астрономии

21. После выхода на широкий экран фильма «Матрица» и его продолжений, многие люди задумались: а действительно, не живем ли мы все в матрице? Основным доказательством того, что мы все живем не в матрице является тот факт, что о мире, в котором мы живем можно собрать бесконечный поток информации. Ведь действительно, если бы мы жили в матрице, то свойства этой матрицы, т.е. виртуального мира в который мы были бы погружены, должны были быть как носитель, который был бы очевидно конечным в том другом вображаемом «реальном мире». Иначе на создание такого носителя «ушел» бы весь реальный мир и просто мы в нем жили бы, раз он собран для нас, т.е. опять-таки, живем мы не в матрице. Слово, близкое по смыслу к слову непознанный

1) Незаметный
2) Непопулярный
3) Неизученный

22. Согласно тексту основное доказательство того, что мы живем в реальном мире - это

1) Существование чисел Пи и Экспонента
2) Невозможность создать носитель для всей информации
3) Число «Пи» – матричный компонент информации

23. Один из самых знаменитых метеоритов так никогда и не был найден. 30 июня 1908 г. в бассейне сибирской реки Подкаменная Тунгуска упал метеорит, вспышка света была видна за сотни километров от места происшествия, а грохот разнесся на тысячи километров. Взрывная волна обрушилась оглушительным звуком (к счастью, никто из местных жителей не пострадал), буквально снесла тайгу на огромной территории. Очевидцы наблюдали, как за падающим телом тянулся след, характерный для метеоритов. Слышался мощный гул. Огромный шар очень скоро превратился в огненный столб высотой 20 км, а когда он исчез, появился вначале дорожки. Слово, близкое по смыслу к слову оглушительный

1) Ошеломительный
2) Невероятный
3) Невероятно громкий

24. Цель данного текста

1) Вызвать интерес читателя к тайне Тунгусского метеорита
2) Рассказать об особенностях района реки Каменная Тунгуска
3) Привести показания очевидцев падения метеорита

25. Температура обычных вещей – это мера средней скорости движения атомов и молекул, из которых они состоят. Чем больше средлняя скорость движения атомов, составляющих некоторый предмет, тем выше его температура. Нам кажется, что естьчеткая взаимосвязь, если у чего-то высокая температура, то он горяч. Таким образом, мы воспринимаем свои ощущения как весьма точные измерения. Однако это совсем не так. Если вы дотронетесь до куска металла или книги, достав из морозилки, то металл будет казаться намного холоднее, чем книга. При этом металл имеет ту же температуру, но металл будет казаться намного холоднее. Металл – это вещество, которое очень хорошо проводит тепло, быстро его «забирает» у более теплых и быстро «отдает» тепло предмету. С бумагой все совсем наоборот, она плохо проводит тепло, медленно его «отдает» и «забирает». Несмотря на то, что у металла и у книги одинаковая температура, тепло в наших руках намного быстрее поглощается металлом, чем бумагой. Металл заставляет температуру наших рук падать быстрее, из-за чего нам кажется он холодным. То, что мы чувствуем на самом деле – это температура наших рук. Наш внутренный термометр измеряет только свою собственную температуру. Вы можете тактильно измерить температуру других вещей, обеспечив их контакт с вашей кожей. Термочувствительные нервы в нашей коже могут использовать нервы самой кожи. Когда мы дотрагиваемся до чего-то, то не чувствуем его температуру, а ощущаем лишь воздействие данного объекта на вашу кожу. Основное решение проблемы в определении температуры различных вещей

1) Все объекты имеют одинаковую проводимость
2) Ощущение человека совпадает с измерением температуры тела
3) Дотрагиваясь до объекта, можно измерить его температуру

26. Ответ к следующей гипотезе: Если человек дотрагивается до объектов с разной температурой, то он

1) Не чувствует их температуру, а лишь ощущает их воздействие на собственную кожу
2) Может с точностью определить температуру
3) Может дотронуться и не опеределить температуру

27. Основная мысль текста

1) Люди способны точно определить температуру
2) Температура обычных вещей – это мера средней скорости движения атомов и молекул, их которых она состоит
3) Горячее и холодное – это концепты

28. Бурное развитие астрономии в Европе началось еще в эпоху Возрождения, вызвали его две причины – культурный подъем в Италии и эпоха географических открытий. Первая вернула Европе ценности античного мира, вторая потребовала от науки решения вопросов навигации и картографии, а они опираются на география и геометрию. На протяжении столетий авторитет Птолемеева «Альмагеста», учивший, что все светила и планеты обращаются вокруг Земли, был незыблим. Однако в 1543 г. польский атсроном Николай Коперник, много лет бившийся над «усовершенствованием» геометрической системы Птолемея и исследовавший несколько движений планет вокруг Земли, пришел к революционному выводу, сложная картина имеет единственное объяснение – Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца и являются гелиоцентрическим. Расчеты, которые Коперник составил в соответствии с новой системой, оказались точнее Птолемеевых, их использование моряками способствовало распознаванию системы мира. Однако для морских путешествий требвоались не только таблицы, но и точные приборы, компасы, не боящиеся качки, угломерные инструменты. Человеком, ушедшим вперед в астрономическом приборостроении и наблюдениях планет и звезд, стал датский дворянин Тимо Браге (1546-1601). При поддержке короля Франции открыли в городе Вен близ Копенгагена обсерваторию – научный центр, где получил лучшие для того времени результаты наблюдений. Цель данного текста

1) Показать специалистам состояние астрономии в Европе 16 века
2) Сообщить общие сведения о развитии астрономии в Европе
3) Описать суть гелиоцентрической системы в общем

29. Выражение, которое лучше всего объясняет слово гелиоцентрический

1) Наполненный гелием
2) Вращающийся вокруг Солнца
3) Зависящий от солнечной энергий

30. Подходящий к тексту заголовок

1) Развитие астрономии в Европе
2) Эпоха географических открытий
3) Новая система Николая Коперника

31. Существенный шаг вперед в понимании природы сверхпроводимости в железосодержащих высокотемпературных сверхпроводимых Fe-ВТСП являтся труды сотрудника химического факультета МГУ. Результаты работы позволяют приблизиться к пониманию механизма сверхпроводимости в этих новых материалах, которые могут быть использованы в создании мощных электромоторов, магнитных томографов и фильтров для беспроводной связи. Исследуя механизмы формирования сверхпроводимости в железосодержащих сверхпроводниках, международная группа исследователей при участии сотрудника МГУ впервые пришла к выводу вопреки устоявшемуся мнению, существенную роль в этом процессе играет так называемое спин-орбитальное взаимодействие. Спин-орбитальным взаимодействием называют взаимодействие движущейся частицы с её собственным магнитным моментом. В данном случае имеется в виду взаимодействие электронов на орбитах с собственным спином. Такое взаимодействие, в частности приводит к возникновению тонкой структуры энергетического спина спектроскопических линий атома. Основное решение проблемы в выборе сверхпроводника для электромоторов и томографов

1) Изучение факторов влияния сверхпроводников
2) Исследование спин-орбитального взаимодействия
3) Понимание сверхпроводимости в новых сверхпроводниках

32. Ответ к гипотезе Если бы международная группа исследователей не изучила механизмы формирования сверхпроводимости, то не пришла бы к выводу

1) Существенную роль в этом процессе играет так называемое спин-орбитальное взаимодействие
2) Сделан существенный шаг вперед
3) Взаимодействие электронов имеет важное значение

33. Основная мысль текста

1) Возникновение тонкой структуры энергетического спектра электрона
2) Сверхпроводников для электромоторов и магнитных томографов
3) Описание взаимодействия электронов

34. В иерархии спецодежды жилет занимает одно из самых почетных мест. Достаточно вспомнить пуленепробиваемый жилет, спасательный жилет или оранжевые доспехи дорожных рабочих... Список жилетов специального назначения с каждым годом растет. Английские медики, например, разработали реанимационный жилет для непрямого массажа сердца – надувной мешок с прорезями для рук. Полости этого жилета соединены с компактным автономным компрессором. Если у пациента остановилось сердце или есть другие предпосылки для того, чтобы прибегнуть к интенсивной терапии, врач включает компрессор – и в полость жилета начинает толчками поступать сжатый воздух. Вариант 30 Вопрос 1 Факт в соответствии с текстом

1) Предполагают, что в пуленепробиваемый жилет недостаточно надежен
2) Очевидно, что полости реанимационного жилета соединены с компрессором
3) Говорят, что данные жилеты занимает одно из самых почетных мест

35. Согласно тексту, слово “иерархия” обозначает

1) строй
2) созвучие
3) система

36. Подходящая к тексту информация

1) разработка жилета для проведения хирургических операций
2) разработка для непрямого массажа сердца
3) разработка жилета для прямого массажа сердца

37. Архимед, изобретатель различных машин, всерьез занимался не только земными, но и небесными проблемами. Так, сконструировал прибор для определения видимого (углового) диаметра Солнца и нашел значение этого угла с поразительной точностью и нашёл значение этого угла с высокой точностью, построил механич. прибор (небесную сферу), на котором можно было наблюдать движение планет, фазы Луны, солнечные и лунные затмения. Гиппарх обнаружил, что видимое движение Солнца и Луны на небе является неравномерным. Поэтому он стал на точку зрения, что эти светила движутся равномерно по круговым орбитам, однако центр круга смещен по отношению к центру Земли. Такие орбиты были названы эксцентрами. Гиппарх составил таблицы, по которым можно было определить положение Солнца и луны на небе на любой день года. Что же касается планет, то, по замечанию Птолемея, он “не сделал других попыток объяснения движения планет, а довольствовался приведением в порядок сделанных до него наблюдений, присоединив к ним еще гораздо большее количество своих собственных Подходящий к тексту заголовок:

1) Архимед- великий ученый Греции
2) Наследие древних греков в
3) Гиппарх -великий ученый Греции

38. Цель данного текста

1) Показать хронологию развития астрономии в древней Греции
2) Показать вклад ученых древней Греции в развитие астрономии
3) Сравнить достижения Архимеда и Гиппарха

39. Согласно тексту, слово, которое близко по смыслу к слову “Уникальный”

1) Один из многих
2) Единственный в своём роде
3) Редкий экземпляр

40. Древняя Греция стала колыбелью науки. Греки еще не были учеными в современном представлении, они были больше мыслителями, чем исследователями, экспериментов не проводили, а выводы делали на основе умозрительных рассуждений. Простейшее приспособление для астрономических наблюдений — гномон — известно с глубокой древности. Гномон представлял собой стержень, установленный на плоской ровной площадке, по направлению и длине, отбрасываемой им тени можно было определять время суток. Точность таких солнечных часов была невелика, ведь Солнце день ото дня меняло свою высоту над горизонтом, и соответственно этому длина тени гномона тоже изменялась. В VI в. до н. э. Анаксимен из Милета (ок. 585 — ок. 525 г. до н. э.), усовершенствовал эти часы. Он направил стержень на Полярную звезду, сделав гномон параллельным оси вращения Земли. Знаменитый современник Анаксимена Пифагор Самосский (ок. 570 — ок. 500 г. до н. э.) — математик, мыслитель, теоретик музыки, политик — известен, наверное, каждому школьнику. Но не все знают, что в сферу интересов Пифагора входила и астрономия: предполагается, что он одним из первых заявил о шарообразности земли. ВАРИАНТ 37 вопрос 1 Подходящий к тексту заголовок

1) Великие ученые Греции
2) Древние инструменты астрономии
3) Вклад древних греков в историю науки

41. Цель данного текста

1) Рассказать о древних греках, внесших вклад в развитие науки
2) раскрыть понятие “Мыслитель”
3) установить хронологию в развитии науки в древней Греции