Тест: философия 100шт 1вариант
Список вопросов
1. С греческого языка слово «философия» переводится как: |
|
1) Любовь к мудрости | |
2) любовь к истине | |
3) божественная мудрость | |
4) учение о мире | |
2. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»: |
|
1) Пифагор | |
2) Аристотель | |
3) Цицерон | |
4) Сократ | |
3. Определите время возникновения философии: |
|
1) XVII-ХVIII в.в. | |
2) середина III тысячелетия до н.э. | |
3) VII-VI в.в. до н.э. | |
4) V-XV в.в | |
4. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает: |
|
1) онтология | |
2) философия | |
3) гносеология | |
4) этика | |
5. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право: |
|
1) история | |
2) философия | |
3) социология | |
4) культурология | |
6. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что: |
|
1) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры | |
2) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего | |
3) философия способствует улучшению характеров людей | |
4) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире | |
7. Мировоззрение – это: |
|
1) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе | |
2) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно | |
3) совокупность знаний, которыми обладает человек | |
4) система адекватных предпочтений зрелой личности | |
8. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»? |
|
1) Ход истории зависит от направленности мышления философов | |
2) Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время | |
3) Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени | |
4) Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут | |
9. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является: |
|
1) вера в единого бога-творца | |
2) отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом | |
3) вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире | |
4) презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности | |
10. Направление, отрицающее существование Бога, называется: |
|
1) атеизм | |
2) неотомизм | |
3) агностицизм | |
4) скептицизм | |
11. Что характерно для эпистемной линии в философии? |
|
1) отождествление философии с теологией | |
2) понимание философии в качестве высшей науки | |
3) рассмотрение действительности как постоянно развивающейся | |
4) утверждение в качестве субстанции только одного начала | |
12. Онтология – это: |
|
1) учение о всеобщей обусловленности явлений | |
2) учение о сущности и природе науки | |
3) учение о бытии, о его фундаментальных принципах | |
4) учение о правильных формах мышления | |
13. Гносеология – это: |
|
1) учение о развитии и функционировании науки | |
2) учение о природе, сущности познания | |
3) учение о логических формах и законах мышления | |
4) учение о сущности мира, его устройстве | |
14. Антропология – это: |
|
1) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи | |
2) учение о человеке | |
3) наука о поведении животных в естественных условиях | |
4) философское учение об обществе | |
15. Аксиология – это: |
|
1) учение о ценностях | |
2) теория справедливости | |
3) учение о развитии | |
4) теория о превосходстве одних групп людей над другими | |
16. Этика – это |
|
1) учение о развитии | |
2) учение о бытии | |
3) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими | |
4) учение о морали и нравственных ценностях | |
17. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания |
|
1) Гносеология | |
2) Этика | |
3) Эстетика | |
4) Онтология | |
18. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в: |
|
1) отношении сознания к материи | |
2) движущих силах развития общества | |
3) смысле жизни | |
4) соотношении природного и социального миров | |
19. Для идеализма характерно утверждение |
|
1) первично сознание, материя независимо от сознания не существует | |
2) это строгая непротиворечивая система суждений о природе | |
3) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга | |
4) первично сознание, материя не существует | |
20. Для дуализма характерен тезис: |
|
1) первично сознание, материя независимо от сознания не существует | |
2) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга | |
3) это строгая непротиворечивая система суждений о природе | |
4) Первично сознание, материя не существует | |
21. Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»? |
|
1) Материалисту | |
2) Объективному идеалисту | |
3) Дуалисту | |
4) Субъективному идеалисту | |
22. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»? |
|
1) Мифологии | |
2) Науке | |
3) Религии | |
4) Философии | |
23. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир? |
|
1) Пантеизму | |
2) Субъективному идеализму | |
3) Объективному идеализму | |
4) Вульгарному материализму | |
24. С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель: |
|
1) метафизического материализма | |
2) диалектического материализма | |
3) вульгарного материализма | |
4) естественнонаучного материализма | |
25. Агностицизм – это |
|
1) учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира | |
2) учение, постулирующее наличие потусторонних сил | |
3) учение о развитии философских знаний | |
4) учение о ценностях | |
26. Агностицизм – это: |
|
1) направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно | |
2) философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии | |
3) недоверие чувственному опыту | |
4) отрицание рациональных путей познания мира | |
27. Отрицают возможность познания мира: |
|
1) материалисты | |
2) агностики | |
3) догматики | |
4) позитивисты | |
28. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета: |
|
1) философия жизни | |
2) прагматизм | |
3) неотомизм | |
4) позитивизм | |
29. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения: |
|
1) карма | |
2) сансара | |
3) жэнь | |
4) мокша | |
30. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный: |
|
1) Будда | |
2) Лао-цзы | |
3) Нагарджуна | |
4) Конфуций | |
31. Имя основателя буддизма |
|
1) Бадараяна | |
2) Патанджали | |
3) Махавира | |
4) Сидхартха | |
32. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений: |
|
1) нирвана | |
2) сансара | |
3) дао | |
4) жэнь | |
33. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало: |
|
1) Янь | |
2) Карма | |
3) Жэнь | |
4) Дао | |
34. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало: |
|
1) Инь | |
2) Жэнь | |
3) Прана | |
4) Пуруша | |
35. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: |
|
1) Конфуций | |
2) Лао-Цзы | |
3) Сидхартха Гаутама Будда | |
4) Сократ | |
36. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра: |
|
1) Закон, управляющий миром | |
2) Высший Разум | |
3) Субстанцию всех вещей | |
4) Мировую гармонию | |
37. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл: |
|
1) Жэнь | |
2) Инь | |
3) Дао | |
4) Ли | |
38. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии: |
|
1) Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения | |
2) Подлинное достоверное знание Абсолюта | |
3) Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей | |
4) Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни | |
39. К древнеиндийским философским текстам относятся |
|
1) Упанишады | |
2) Дао-дэ-цзин | |
3) Лунь-Юй | |
4) Книга перемен | |
40. К древнекитайским философским текстам относится |
|
1) Махабхарата | |
2) Ригведа | |
3) Дао-дэ-цзин | |
4) Чхандогья-упанишада | |
41. В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения |
|
1) Сансара | |
2) Карма | |
3) Нирвана | |
4) Дхарма | |
42. Китайский философ, основатель даосизма |
|
1) Лао-цзы | |
2) Конфуций | |
3) Сюнь-цзы | |
4) Мэн-цзы | |
43. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано: |
|
1) Сократом | |
2) Конфуцием | |
3) Протагором | |
4) Буддой | |
44. Хронологические рамки развития античной философии: |
|
1) 28 - 18 вв. до н.э. | |
2) VI в. до н.э – VI в. н.э. | |
3) VI в. - XVI в. | |
4) VI в. до н.э. – II в. до н.э. | |
45. Основным принципом античной философии был: |
|
1) теоцентризм | |
2) космоцентризм | |
3) антропоцентризм | |
4) сциентизм | |
46. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: |
|
1) проблема познаваемости мира | |
2) проблема первичности материи или духа | |
3) проблема первоначала | |
4) проблема природы человеческой души | |
47. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу: |
|
1) «Познай себя» | |
2) «Первооснова мира – огонь» | |
3) «Все течет» | |
4) «В одну реку нельзя войти дважды» | |
48. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу |
|
1) «Все течет» | |
2) «В одну реку нельзя войти дважды» | |
3) «Первооснова мира – огонь» | |
4) «Начало всех вещей -- вода» | |
49. Анаксимен за первооснову всех вещей принимал |
|
1) Воздух | |
2) = Огонь | |
3) Число | |
4) = Воду | |
50. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит: |
|
1) Пифагору | |
2) Протагору | |
3) Евклиду | |
4) Н. Коперник | |
51. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь |
|
1) Н. Коперник | |
2) Филолай | |
3) Лукреций Кар | |
4) Парменид | |
52. Впервые понятие бытия в философии употребил |
|
1) Боэций | |
2) Плотин | |
3) Парменид | |
4) Г.В.Ф.Гегель | |
53. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали: |
|
1) пифагорейцы | |
2) элеаты | |
3) милетцы | |
4) эпикурейцы | |
54. Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира: |
|
1) Пифагорейской | |
2) Элейской | |
3) Милетской | |
4) Эпикурейской | |
55. Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»? |
|
1) Платона и Аристотеля | |
2) Декарта и Спинозы | |
3) Зенона и Гераклита | |
4) Фалеса и Эмпедокла | |
56. Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды: |
|
1) Фалес | |
2) Гераклит | |
3) Платон | |
4) Демокрит | |
57. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? |
|
1) Фалес | |
2) Гераклит | |
3) Платон | |
4) Демокрит | |
58. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает: |
|
1) Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире | |
2) Всеобщая изменчивость вещей | |
3) Божественное Слово | |
4) Один из первоэлементов | |
59. Впервые выразил идею атомистического строения материи: |
|
1) Гераклит | |
2) Демокрит | |
3) Платон | |
4) Диоген Синопский | |
60. Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит: |
|
1) И.Канту | |
2) Протагору | |
3) К.Марксу | |
4) Аристотелю | |
61. «Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма: |
|
1) Сократ | |
2) Фалес | |
3) Эпикур | |
4) Платон | |
62. Знание по Сократу тождественно: |
|
1) чувствам | |
2) добродетели | |
3) мудрости | |
4) моральным законам | |
63. Суть «этического рационализма» Сократа: |
|
1) относиться к другому как к самому себе | |
2) добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания | |
3) относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству | |
4) возлюбить ближнего как самого себя | |
64. Объективно-идеалистическая философия была основана: |
|
1) Демокритом | |
2) Парменидом | |
3) Платоном | |
4) Пифагором | |
65. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит: |
|
1) Пифагору | |
2) Сократу | |
3) Платону | |
4) Аристотелю | |
66. Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ. |
|
1) Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна | |
2) Идея содержательно богаче, чем живая лошадь | |
3) Идея первична, настоящая лошадь вторична | |
4) Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна | |
67. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит: |
|
1) = Диогену | |
2) Сократу | |
3) Платону | |
4) Демокриту | |
68. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал: |
|
1) И.Кант | |
2) Аристотель | |
3) Платон | |
4) Демокрит | |
69. Философ, считавший логику главным орудием познания: |
|
1) Платон | |
2) Аристотель | |
3) Демокрит | |
4) Пифагор | |
70. Философ, ученик Платона: |
|
1) Эпикур | |
2) Зенон | |
3) Парменид | |
4) Аристотель | |
71. Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика» |
|
1) Парменид | |
2) Зенон | |
3) Аристотель | |
4) Эпикур | |
72. Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит |
|
1) Животная душа | |
2) Растительная душа | |
3) Минеральная душа | |
4) Разумная душа | |
73. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что: |
|
1) надо наслаждаться жизнью | |
2) надо во всём себе отказывать | |
3) надо жить для блага других | |
4) надо служить богам и делать добро | |
74. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей» |
|
1) Цицерон | |
2) Плотин | |
3) Боэций | |
4) Лукреций Кар | |
75. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению: |
|
1) киников | |
2) неоплатоников | |
3) стоиков | |
4) эпикурейцев | |
76. Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма |
|
1) Сократ | |
2) Сенека | |
3) Плотин | |
4) Диоген | |
77. Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству |
|
1) Эпикур | |
2) Диоген Синопский | |
3) Аристарх Самосский | |
4) Ксенофан | |
78. Характерной чертой средневековой философии является: |
|
1) космоцентризм | |
2) антропоцентризм | |
3) теоцентризм | |
4) скептицизм | |
79. Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли? |
|
1) Эсхатологизм | |
2) Авторитаризм | |
3) Экзегетичность | |
4) Сциентизм | |
80. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: |
|
1) Бога | |
2) человека | |
3) природы | |
4) космоса | |
81. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: |
|
1) богословию | |
2) науке | |
3) психологии | |
4) этике | |
82. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: |
|
1) монадология | |
2) теология | |
3) антропоцентризм | |
4) феноменология | |
83. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными» |
|
1) Апокрифы | |
2) Апологии | |
3) Хроники | |
4) Евангелия | |
84. Эсхатология – это |
|
1) Учение о ценностях | |
2) Учение о бытии, его фундаментальных принципах | |
3) Учение о конечных судьбах мира и человека | |
4) Учение о происхождении богов | |
85. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий |
|
1) Игумен | |
2) Авторитет | |
3) Инок | |
4) Мессия | |
86. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества: |
|
1) аскетизм | |
2) гедонизм | |
3) рационализм | |
4) эпикурейство | |
87. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется: |
|
1) Диалектика | |
2) Креационизм | |
3) Монотеизм | |
4) Дуализм | |
88. Учение о спасении души |
|
1) Метафизика | |
2) Сотериология | |
3) Диалектика | |
4) Деонтология | |
89. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека |
|
1) Фидеизм | |
2) Провиденциализм | |
3) Креационизм | |
4) Монотеизм | |
90. Главная задача христианских апологетов состояла в: |
|
1) В доказательстве бытия Бога | |
2) В обосновании преимуществ христианства перед язычеством | |
3) В переводе Священного писания на европейские языки | |
4) В создании целостного христианского мировоззрения | |
91. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: |
|
1) апологетика | |
2) патристика | |
3) схоластика | |
4) экзегетика | |
92. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем» |
|
1) Климент Александрийский | |
2) Мейстер Экхарт | |
3) Августин | |
4) Цицерон | |
93. «Шестоднев» -- это книга, в которой излагались: |
|
1) Православная аксиология и этика | |
2) Христианская онтология и космогония | |
3) Метафизика каббалы | |
4) Средневековая историософия | |
94. Схоластика – это: |
|
1) философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога | |
2) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем | |
3) теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе | |
4) учение о происхождении Бога | |
95. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи: |
|
1) схоластике | |
2) мистике | |
3) рационализму | |
4) эмпиризму | |
96. Представитель средневековой философии: |
|
1) Гераклит Эфесский | |
2) Диоген Лаэртский | |
3) Фома Аквинский | |
4) Парменид Элейский | |
97. Представитель средневековой западноевропейской философии: |
|
1) Ф.Аквинский | |
2) М.Хайдеггер | |
3) Ж.П.Сартр | |
4) К.Маркс | |
98. Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья |
|
1) Мистика | |
2) Нумерология | |
3) Экзегетика | |
4) Пропедевтика | |
99. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для |
|
1) Фомы Аквинского | |
2) Демокрита | |
3) Гуго Сен-Викторского | |
4) Тертуллиана | |
100. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе: |
|
1) Средние века | |
2) Возрождение | |
3) Новое время | |
4) Просвещение |