Тест: философия205
Список вопросов
1. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя – эта точка зрения характерна для |
|
1) неотомизма | |
2) экзистенциализма | |
3) позитивизма | |
4) персонализма | |
2. О врожденных идеях было изложено в философии рационализма 17 в. |
|
1) Гоббсом | |
2) Спинозой | |
3) Лейбницем | |
4) Декартом | |
3. Ф. Бекон различает четыре вида идола или призраков. Определите, что не относится к идолам, признакам |
|
1) Идолы пещеры | |
2) Идолы площади | |
3) Идолы рода | |
4) Идолы Вселенной | |
4. Ф. Бэкон был представителем направления |
|
1) номинализма | |
2) рационализма | |
3) эмпиризма | |
4) иррационализма | |
5. Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена проблемам |
|
1) гносеологии | |
2) аксиологии | |
3) бытия | |
4) политики | |
6. Фейербах относится к представителям |
|
1) материализма | |
2) агностицизма | |
3) идеализма | |
4) скептицизма | |
7. По Аристотелю |
|
1) Материя пассивна, форма активна | |
2) Материя и форма конечны | |
3) Материя бесконечна, форма конечна | |
4) Материя активна, форма пассивна | |
8. Укажите имя философа, не являющегося представителем античности |
|
1) Гераклит | |
2) Спиноза | |
3) Анаксимен | |
4) Фалес | |
9. Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру |
|
1) Цицерон | |
2) Плотин | |
3) Сенека | |
4) Боэций | |
10. Понятие «Ли» означает |
|
1) Любовь | |
2) Следование церемониям | |
3) Следование велению сердца | |
4) Следование естественному закону | |
11. Изречение «Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека – траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» характерно для философской школы |
|
1) Легизма | |
2) Инь-Ян | |
3) Конфуцианства | |
4) Имен | |
12. «У-вэй» - основной принцип школы |
|
1) Конфуцианства | |
2) Даосизма | |
3) Моизма | |
4) Инь-Ян | |
13. Закон сансары означает |
|
1) закон круговорота перерождений | |
2) закон воздаяния | |
3) закон первичности общечеловеческих ценностей | |
4) закон естественного роста потребностей | |
14. Настоящее имя Будды |
|
1) Сиддхартха Гаутама | |
2) Чарвака | |
3) Лао-цзы | |
4) Джина. | |
15. Термин «патристика» означает |
|
1) средневековая философия | |
2) учение «отцов церкви» | |
3) символ веры | |
4) оправдание Бога. | |
16. Первый представитель восточного аристотелизма |
|
1) Аль-Кинди | |
2) Аль-Фараби | |
3) Аль-Бируни | |
4) Ибн-Рушд | |
17. Кто автор труда «Канон врачебной науки» |
|
1) Аль-Фараби | |
2) Ибн-Сина | |
3) Аль-Бируни | |
4) Аль-Газали. | |
18. Средневековая мусульманская философия имеет свое начало в |
|
1) Италии | |
2) Африке | |
3) Испании | |
4) Аравии. | |
19. Основу неотомизма составляет философия |
|
1) Фомы Аквинского | |
2) Аврелия Августина | |
3) Пьера Абеляра | |
4) Тертуллиана. | |
20. Мусульманство связано с идеей |
|
1) строгого монотеизма | |
2) политеизма | |
3) дуализма | |
4) атеизма. | |
21. В философии суфизма основная проблема есть отношение человека к |
|
1) самому себе | |
2) Богу | |
3) обществу | |
4) природе. | |
22. Предмет философии |
|
1) система «Мир- человек» | |
2) система «Начальник-подчиненный» | |
3) система «Механизмы- элементы». | |
4) «Культура- человек» | |
23. Ступени познания- |
|
1) обыденное и научное | |
2) чувственное и рациональное | |
3) теоретическое и прагматическое | |
4) рассудок и ощущение | |
24. Выделите группу категорий, выражающих содержание закона единства и борьбы противоположностей |
|
1) отрицание, отрицание отрицания, снятие | |
2) субстанция, причинность, взаимодействие | |
3) различие, противоположность, противоречие | |
4) возможность, действительность, вероятность. | |
25. Выбрать определение истины, предложенное математиком Пуанкаре и в историю науки, оно вошло как конвенционалистская концепция истины |
|
1) истина – непротиворечивое знание | |
2) истиной считается та теория, которая подтверждается на практике и приносит пользу. | |
3) истина- соответствие знаний действительности | |
4) истина- результат соглашения ученых | |
26. Два уровня научного познания |
|
1) субъективный и объективный. | |
2) материалистический и идеалистический | |
3) физический и метафизический | |
4) теоретический и эмпирический | |
27. Каков наиболее фундаментальный критерий истины с позиции диалектического материализма |
|
1) общепризнанность | |
2) полезность | |
3) практика . | |
4) красота | |
28. Утверждение, что все в мире относительно и только относительно, является |
|
1) релятивизмом. | |
2) субъективизмом | |
3) агностицизмом | |
4) скептицизмом. | |
29. Что является принципиальным в процессе познания |
|
1) необходимо наличие субъекта и объекта познания | |
2) наличие предмета познания | |
3) наличие абсолютного самосознания. | |
4) наличие способности к познанию | |
30. Метод, основанный на переходе от общего знания к частному |
|
1) дедукция | |
2) синтез | |
3) анализ. | |
4) индукция | |
31. Полагая, что ценность- это норма, проблему ценностей в социологию ввел |
|
1) Сорокин | |
2) Вебер. | |
3) Риккерт | |
4) Конт | |
32. Патристика – это |
|
1) философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой | |
2) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу | |
3) принцип принятия за основу всего сущего одного начала | |
4) совокупность теолого-философских взглядов христианских мыслителей. | |
33. Философия стала «служанкой богословия». Какому периоду истории философии соответствует эта характеристика |
|
1) эпохе Средних веков | |
2) эпохе Возрождения | |
3) эпохе Просвещения. | |
4) новому времени | |
34. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса – это |
|
1) переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира | |
2) борьба против антропоцентризма | |
3) стремление к мирному существованию | |
4) возвращение к космоцентрическому мировоззрению. | |
35. Основатель гелиоцентрической системы мира |
|
1) Птолемей | |
2) Н. Коперник | |
3) Архимед | |
4) Г. Галилей. | |
36. Пантеизм – это учение о единстве |
|
1) разума и воли | |
2) знания и веры. | |
3) идеи и материи | |
4) бога и природы | |
37. Признание двух независимых субстанций – мыслящей и протяженной – принадлежит |
|
1) Ф. Бэкону | |
2) Р. Декарту | |
3) Дж. Локку. | |
4) Б. Спинозе | |
38. В философии В. С. Соловьева центральной категорией является всеединство |
|
1) природное | |
2) историческое | |
3) положительное. | |
4) диалектическое | |
39. Основным критерием марксистской типологии общества является |
|
1) специфические правовые и законодательные формы | |
2) уровень технического и научного развития общества. | |
3) географическое положение | |
4) уровень развития производительных сил общества | |
40. Энгельс упрекал материалистическую философию Нового времени из-за наличия в ее чертах |
|
1) волюнтаризма | |
2) рационализма | |
3) механистичности | |
4) диалектичности. | |
41. Основным этапом развития средневековой философии является |
|
1) софистика | |
2) схоластика | |
3) стоя. | |
4) диалектика | |
42. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту |
|
1) религиозная, научная, позитивная | |
2) теологическая, метафизическая, позитивная | |
3) религиозная, этическая, метафизическая | |
4) эстетическая, этическая, метафизическая | |
43. Автором формационной концепции членения исторического процесса является |
|
1) К. Ясперс | |
2) О. Шпенглер | |
3) П. Сорокин | |
4) К. Маркс. | |
44. Выберите верное определение, отражающее философию марксизма |
|
1) народ – творец истории. | |
2) личность – творец истории | |
3) индивидуум – творец истории | |
4) мировой дух – творец истории | |
45. Философско-научное рассмотрение Вселенной |
|
1) эсхатология | |
2) астрология | |
3) астрономия | |
4) космология. | |
46. Идея антропоцентризма принадлежит эпохе |
|
1) Возрождения | |
2) Просвещения | |
3) Средневековья | |
4) Античности | |
47. Критерием научной рациональности теории по К. Попперу является |
|
1) связь с практикой | |
2) логическая соотнесенность с предшествующими знаниями | |
3) принципиальная опровергаемость | |
4) непротиворечивость. | |
48. Чувственно-наглядный образ, сохраняемый в памяти и воспроизводимый в сознании |
|
1) восприятие | |
2) понятие. | |
3) ощущение | |
4) представление | |
49. Выберите концепцию пространства и времени, являющейся сейчас общепринятой, исходя из достижений науки |
|
1) субстанциональная | |
2) квантовая | |
3) трансцендентальная. | |
4) реляционная | |
50. Священная религия индусов. |
|
1) иудаизм | |
2) индуизм | |
3) вудуизм | |
4) буддизм. | |
51. Священная религия японцев. |
|
1) синтоизм | |
2) янсенизм | |
3) дзэн-буддизм | |
4) христианство. | |
52. Одна из первобытных форм религии, основывающаяся на поклонении предкам или животным. |
|
1) тотемизм. | |
2) шаманизм | |
3) анимизм | |
4) фетишизм | |
53. Учение, которое признаёт единое начало в основе мира. |
|
1) дуализм | |
2) монизм | |
3) теизм | |
4) монотеизм. | |
54. Учение, согласно которому в основе мира признаются два начала духовное и материальное |
|
1) теизм | |
2) монизм | |
3) дуализм | |
4) атеизм. | |
55. Учение, признающее множественность принципов и начал, лежащих в основе мира. |
|
1) монизм | |
2) дуализм | |
3) пантеизм | |
4) плюрализм. | |
56. Что являлось центральной проблемой в философии Н. Кузанского |
|
1) ученое незнание | |
2) рациональное познание | |
3) учение о монадах | |
4) теория двойственной истины | |
57. Философ Нового времени, который ввел термин «монада» как духовную единицу бытия |
|
1) Лейбниц | |
2) Гоббс | |
3) Бэкон | |
4) Локк | |
58. О характере изменений мира в целом учит |
|
1) биология | |
2) химия | |
3) диалектика | |
4) астрономия | |
59. Принцип «двойственной истины» заключает в себе |
|
1) разделение научной и религиозной истин | |
2) представление об относительности истины | |
3) представление о Боге как источнике знания | |
4) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным | |
60. Кому принадлежали слова«… поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и ни когда лишь как средство» |
|
1) Ж. Ж. Руссо | |
2) И. Канту | |
3) Сократу | |
4) Конфуцию | |
61. С точки зрения философии Канта сущность вещи познать |
|
1) нельзя | |
2) можно | |
3) он вообще не касается этой проблемы | |
4) он не дает конкретного ответа на этот вопрос | |
62. К законам диалектики относится |
|
1) Закон отрицания отрицания | |
2) Закон достаточного основания | |
3) Закон естественного отбора | |
4) Закон исключённого третьего | |
63. Автор работы «Феноменология духа» |
|
1) Г. Лейбниц | |
2) Г. Гегель | |
3) Б. Спиноза | |
4) И. Кант | |
64. Античный философ, автор тезиса «Человек есть мера всех вещей» |
|
1) Сократ | |
2) Горгий | |
3) Протагор | |
4) Аристотель | |
65. Основоположник атомизма |
|
1) Демокрит | |
2) Аристотель | |
3) Анаксагор | |
4) Платон | |
66. В Древней Греции искусство вести беседу - одна из форм |
|
1) Метафизики | |
2) Дуализма | |
3) Воображения | |
4) Диалектики | |
67. Природа платоновской идеи |
|
1) Не материальна, но умопостигаема | |
2) Не материальна и неумопостигаема | |
3) Материальна, умопостигаема | |
4) Материальна, но не умопостигаема | |
68. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями |
|
1) матери и детей | |
2) отца и сына | |
3) тренера и тренируемого | |
4) мужа и жены | |
69. Основатель даосизма |
|
1) Лао-цзы | |
2) Сюнь-цзы | |
3) Мен-цзы | |
4) Кун-Фу-цзы | |
70. Книги «Китайской образованности» в своем составе насчитывают |
|
1) 5 книг | |
2) 3 книги | |
3) 2 книги | |
4) 7 книг | |
71. Основателем джайнистского учения считается |
|
1) Будда | |
2) Махавира Вардхамана | |
3) Чарвака. | |
4) Конфуций | |
72. Священные тексты Древней Индии |
|
1) Библия | |
2) Веды | |
3) Коран | |
4) Руны | |
73. «Жизнь человека – страдание, выход – в достижении нирваны» относятся к философской системе |
|
1) Буддизм | |
2) Даосизм | |
3) Джайнизм | |
4) Чарвака. | |
74. Переход противоположностей друг в друга – это принцип |
|
1) даосизма | |
2) легизма | |
3) буддизма. | |
4) конфуцианства | |
75. Главный философский труд Августина называется |
|
1) «Исповедь» | |
2) Об уме» | |
3) «Исследования о человеческом разуме» | |
4) «О бессмертии человеческой души». | |
76. Какое направление средневековой арабо-мусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога |
|
1) Аверроизм | |
2) Философия ортодоксального ислама | |
3) Суфизм | |
4) Восточный перипатетизм | |
77. Смысл теории «двойственной истины», согласно Ибн-Рушду, заключается в |
|
1) Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения | |
2) Стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от опеки религии | |
3) Существовании двух истин одна для себя, а другая – для остальных | |
4) Признании истинными положения, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанной логическим путем. | |
78. Категория – |
|
1) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и общества; | |
2) это общие понятия, отражающие взаимосвязи общества, познания; | |
3) это общее понятие, отражающее общие взаимосвязи природы, общества и познания, идеальные формы практической деятельности; | |
4) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и познания. | |
79. Основатель даосизма |
|
1) Лао-цзы | |
2) Мо-цзы | |
3) Конфуций. | |
4) Мэн-цзы | |
80. Субстратом всех физических процессов являются |
|
1) звезды. | |
2) макротела | |
3) молекулы | |
4) элементарные частицы | |
81. Формулу тождества бытия и мышления вывел древнегреческий философ |
|
1) Парменид | |
2) Гераклит | |
3) Пифагор | |
4) Сократ. | |
82. Фундаментальный принцип диалектического мышления – единство диалектики |
|
1) и искусства спора | |
2) и методологии | |
3) и умения говорить | |
4) логики и теории познания. | |
83. Диалектика сущности и явления такова |
|
1) явление существенно, сущность- является | |
2) явление и сущность тождественны | |
3) явление выше сущности. | |
4) явление и сущность независимы друг от друга | |
84. Выберите определение материи, являющееся философским |
|
1) материя – вещество, поле и вакуум | |
2) материя – это молекулы и атомы | |
3) материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях | |
4) материя – это все то, что обладает массой, энергией. | |
85. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Такая точка зрения принадлежит |
|
1) марксизму | |
2) прагматизму | |
3) экзистенциализму | |
4) феноменологии. | |
86. Классическое определение материи с позиции диалектического материализма дано в работе |
|
1) «Диалектика природы» | |
2) Материализм и эмпириокритицизм» | |
3) «Шаг назад, два вперед» | |
4) « О движение небесных сфер». | |
87. Понятие движения является |
|
1) абсолютным | |
2) сравнимым | |
3) положительным. | |
4) относительным | |
88. К параметрам пространства относится |
|
1) масса | |
2) угол | |
3) Материализм и эмпириокритицизм | |
4) давление. | |
89. Автором философского учения о «материи» и «форме» был |
|
1) Сократ | |
2) Гераклит | |
3) Демокрит | |
4) Аристотель. | |
90. Желание возродить идеалы и ценности античности характерно для эпохи |
|
1) Возрождения | |
2) Просвещения | |
3) средневековья. | |
4) феодализма | |
91. Идея диалектики впервые была обозначена в философии |
|
1) Платона | |
2) Сократа | |
3) Эпикура. | |
4) Гераклита | |
92. Теоретическое оформление диалектики было сделано |
|
1) Гегелем | |
2) Юмом. | |
3) Марксом | |
4) Спенсером | |
93. К законам диалектики относится |
|
1) закон исключенного третьего | |
2) закон достаточного основания | |
3) закон перехода количественных изменений в качественные. | |
4) закон естественного отбора | |
94. Принцип всеобщей связи принадлежит |
|
1) диалектике | |
2) дуализму | |
3) скептицизму | |
4) монизму. | |
95. Философия, исповедующая знание в его функции полезности, называется |
|
1) марксизмом | |
2) прагматизмом | |
3) неотомизмом | |
4) неоэмпиризмом. | |
96. Неявное осознание людьми общественного бытия без специальной познавательной деятельности |
|
1) идеология | |
2) философия. | |
3) обыденное сознание | |
4) теоретическое сознание | |
97. Методология это |
|
1) усовершенствование, обновление | |
2) учение о научном методе познания | |
3) учение о человеке. | |
4) теория о происхождении Вселенной | |
98. Причина человеческих страданий по буддизму |
|
1) в поклонении небу | |
2) в стремлении к нирване | |
3) в жажде желаний | |
4) в любви к человеку. | |
99. Что такое сознание |
|
1) субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности; | |
2) психическое вообще | |
3) божественный дар осознания себя и окружающей действительности. | |
4) сфера мышления | |
100. Существует несколько определений отражения. Какое из них является философским |
|
1) отражение есть снимок | |
2) отражение есть зеркальное отражение | |
3) отражение есть след | |
4) отражение есть любая реакция на любое воздействие. | |
101. Психический образ |
|
1) материален | |
2) идеален | |
3) визуален | |
4) социален. | |
102. Искусство, мораль, религия, политика – это |
|
1) формы духовного опыта. | |
2) формы массового сознания | |
3) формы общественного сознания | |
4) формы практического сознания | |
103. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена |
|
1) науке | |
2) нации | |
3) экономике | |
4) религии. | |
104. Первая основная функция морали |
|
1) регулятивная | |
2) Просветительская | |
3) читать нотации | |
4) воспитательная | |
105. Сущность мифологического взгляда на мир состоит |
|
1) в нерасчлененности, слитности, целостности миропонимания | |
2) в признании субстанционального начала в мире | |
3) в противопоставлении человека и природы. | |
4) в вере во всемогущество единого Бога | |
106. Философии не свойственна функция |
|
1) познавательная | |
2) мировоззренческая | |
3) технологическая | |
4) интеграция культуры | |
107. Философские взгляды Гераклита Эфесского, Зенон Элейского … роднит |
|
1) стихийная диалектика | |
2) стихи | |
3) стихийный материализм | |
4) стихийная ученость | |
108. Последователей философии Аристотеля называют |
|
1) схоластиками | |
2) скептиками | |
3) перипатетиками | |
4) реалистами | |
109. Учение о Граде земном и Граде небесном создал |
|
1) А. Августин | |
2) Ф. Аквинский | |
3) Ямвлих | |
4) Плотин | |
110. Понятие субстанции характерно для философии |
|
1) Р. Декарта | |
2) М. Хайдеггера | |
3) А. Камю | |
4) П. Абеляра | |
111. Основным методом получения истинных фактов считал дедукцию |
|
1) Б. Паскаль | |
2) Р. Декарт | |
3) Ф. Бэкон | |
4) Мальбранш | |
112. Проблему онтологии Р. Декарт решает |
|
1) архаически | |
2) монистически | |
3) дуалистически | |
4) плюралистически | |
113. «Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения |
|
1) Р. Декарт | |
2) Г. Гегель | |
3) Аль – Фараби | |
4) Аль – Кинди | |
114. Учение о единой субстанции разработал |
|
1) Т. Гоббс | |
2) Дж. Бекон | |
3) Б. Спиноза | |
4) Д. Юм | |
115. Основным методом получения истинных фактов в “Новом Органоне” считал индукцию |
|
1) Дж. Локк | |
2) Б. Паскаль | |
3) Ф. Бэкон | |
4) Р. Декарт | |
116. «Оно», «Я» и «сверх-Я» - понятия |
|
1) фрейдизма | |
2) феноменологии | |
3) структурализма | |
4) позитивизма | |
117. В философии Нового времени было два следующих направления |
|
1) эмпиризм-рационализм | |
2) правильного ответа нет | |
3) номинализм-реализм | |
4) агностицизм-идеализм | |
118. Понятие “монады” относится к философии |
|
1) Эпикура | |
2) Г. Лейбница | |
3) Ф. Аквинского | |
4) Ф. Бэкона | |
119. Представитель «Философии жизни» |
|
1) К. Ясперс | |
2) М. Хайдеггер | |
3) Г. Зиммель | |
4) А. Камю | |
120. Работа Канта «Критика практического разума» посвящена проблемам |
|
1) морали | |
2) политики | |
3) гносеологии | |
4) бытия | |
121. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» – два основных направления своей философии выразил |
|
1) Г. Гегель | |
2) И. Кант | |
3) Л. Фейербах | |
4) И. Фихте | |
122. По мнению Фейербаха |
|
1) Бог создал человека | |
2) Человек создал Бога | |
3) Бог создал природу | |
4) Демиург является автором мироздания | |
123. «Философия жизни» относится |
|
1) классической философии | |
2) немецкой классической философии | |
3) неклассической философии | |
4) рациональной философии | |
124. Понятие «вещь в себе» принадлежит философии |
|
1) Г. Гегеля | |
2) И. Фихте | |
3) Ф. Шеллинга | |
4) И. Канта | |
125. Понятие императив означает |
|
1) закон | |
2) принцип | |
3) политика | |
4) счастье | |
126. По мнению Фейербаха исходным пунктом философии является |
|
1) познание | |
2) политика | |
3) человек | |
4) бог | |
127. Проблема человека является центральной в философии 20 века |
|
1) позитивизма | |
2) сциентизма | |
3) экзистенциализма | |
4) неотомизма | |
128. Понятие «пограничной ситуации» характерно для философии |
|
1) экзистенциализма | |
2) немецкой классической философии | |
3) марксизма | |
4) герменевтики | |
129. Представителем критического рационализма является |
|
1) Г. Гадамер | |
2) Э. Фромм | |
3) Ж. -П. Сартр | |
4) К. Поппер | |
130. О чем шел спор между реалистами и номиналистами |
|
1) О природе общих понятий (универсалий) | |
2) О Боге | |
3) Об обществе | |
4) О природе человека. | |
131. Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе |
|
1) Теодицея | |
2) Теология | |
3) Телеология | |
4) Теогония. | |
132. «Золотой век схоластики» приходится на |
|
1) 11 век | |
2) 13 век | |
3) 2 век. | |
4) 14 век | |
133. Дискуссия между реалистами и номиналистами происходила в |
|
1) античной философии | |
2) средневековой философии. | |
3) Философии Просвещения | |
4) философии Нового времени | |
134. Креационизм объясняет возникновение жизни |
|
1) творением Бога | |
2) эманацией идеи | |
3) проявлением воли к жизни | |
4) появлением из космоса. | |
135. Человек в средневековой философии рассматривался как |
|
1) Дитя природы | |
2) Образ и подобие Бога | |
3) Существо самодостаточное | |
4) Часть Космоса. | |
136. Основоположник новоевропейского рационализма |
|
1) Р. Декарт | |
2) Т. Гоббс | |
3) И. Кант | |
4) Г. Лейбниц. | |
137. В средневековой арабо-язычной мысли термин «фалсафа» означает |
|
1) догматы веры | |
2) мистический способ постижения Бога | |
3) мусульманское право. | |
4) рациональный способ постижения мира | |
138. Важнейшая традиция, воспринятая Аль-Фараби из античной философии |
|
1) Перипатетизм | |
2) Гилозоизм | |
3) Скептицизм | |
4) Идеализм. | |
139. «Пространство и время – это формы нашего восприятия» - суждение |
|
1) объективного идеализма | |
2) дуализма | |
3) метафизического материализма | |
4) субъективного идеализма | |
140. Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий |
|
1) диалектике | |
2) метафизике | |
3) синергетике | |
4) софистике. | |
141. В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает |
|
1) цикличность | |
2) механизм | |
3) направленность | |
4) обратимость | |
142. Категории диалектики |
|
1) сущность и явление | |
2) атомарность, валентность | |
3) круговорот | |
4) пространство. | |
143. Под структурностью материи понимается |
|
1) внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого | |
2) отсутствие внутренней организации | |
3) ее абсолютная однородность | |
4) наличие каких-то элементов. | |
144. К уровням организации неживых систем можно отнести |
|
1) литосферу | |
2) клетку | |
3) биоценоз. | |
4) социальную систему | |
145. К рациональному познанию относятся следующие формы- |
|
1) понятие, суждение, умозаключение | |
2) ощущение, восприятие | |
3) чувства, эмоции, рассудок | |
4) «я», «оно», сверх я». | |
146. Учение о красоте, о прерасном в философии называется |
|
1) эстетика | |
2) гносеология | |
3) социальная философия | |
4) этика. | |
147. Духовные ценности |
|
1) Обладают неутилитарным характером | |
2) Носят практический характер. | |
3) Носят мистический характер | |
4) Имеют и практический и неутилитарный характер | |
148. Права человека- это одна из |
|
1) Общечеловеческих ценностей | |
2) Ценностей общения | |
3) Материальных ценностей | |
4) Ценностей стиля жизни | |
149. В переводе с латинского языка слово «мораль» означает |
|
1) психический | |
2) чувственный | |
3) разумный | |
4) Нравственный | |
150. Ценностные отношения- это |
|
1) Взаимодейтсвие между приборами | |
2) Отношения между людьми и ценностями | |
3) Отношения между людьми по поводу существующих в обществе систем ценностей | |
4) Принятая в данном обществе иерархия ценностей | |
151. Предметом этики является |
|
1) поведение конкретного человека | |
2) конкретная материальная вещь | |
3) особенности неформальных групп | |
4) мораль как явление общественной жизни | |
152. Производственно-потребительские ценности – это |
|
1) самостоятельный вид ценностей | |
2) техническая система. | |
3) элемент материальных ценностей | |
4) то же, что и материальные ценности | |
153. Теоцентрическим мировоззрением можно назвать мировоззрение |
|
1) эпохи Античности (Древней Греции) | |
2) эпохи Средневековья | |
3) эпохи Научной революции | |
4) эпохи Просвещения. | |
154. Препятствия на пути познания, порождающиеся употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках, в общественных местах, Бэкон называл |
|
1) идолами театра | |
2) идолами пещеры | |
3) идолами площади | |
4) плюрализмом. | |
155. Логическая форма умозаключения, лежащая в основании эмпиризма, называется |
|
1) индукцией | |
2) дедукцией | |
3) анализом | |
4) аналогией | |
156. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это |
|
1) развитие че6ловеческого духа и знаний о мире | |
2) общественная польза и улучшение жизни людей | |
3) достижение славы и власти | |
4) достижение абсолютной истины | |
157. Философия Нового времени опиралась на авторитет |
|
1) общества | |
2) науки | |
3) церкви | |
4) человека | |
158. Всякое знание начинается, по Канту |
|
1) истины | |
2) чувств | |
3) разума | |
4) опыта | |
159. По Ф. Бэкону, эмпирия- это |
|
1) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании. | |
2) форма, присущая самой вещи | |
3) опыт, опирающийся на эксперимент | |
4) изолированное чувственное восприятие | |
160. По учению Спинозы существует только одна субстанция – это |
|
1) материя | |
2) природа-Бог | |
3) атом | |
4) электрон | |
161. Центральное понятие русского славянофильства |
|
1) Соборность | |
2) Теоретический разум | |
3) Всеединство | |
4) Благодать. | |
162. Представителем философии эпохи Возрождения является |
|
1) Эпикур | |
2) Н. Кузанский | |
3) Р. Декарт | |
4) П. Абеляр | |
163. "Соборность" – это |
|
1) Абсолютизация индивидуального начала | |
2) Духовный опыт | |
3) Духовное единение | |
4) Сельская община | |
164. Соловьев, Флоренский представители |
|
1) славянофилов | |
2) западников | |
3) религиозной философии | |
4) софистов. | |
165. Родоначальник немецкой классической философии |
|
1) Гегель | |
2) Кант | |
3) Маркс. | |
4) Фихте | |
166. «Человек – животное символическое» - это определение человека |
|
1) Фридриха Ницше | |
2) Эрнста Кассирера | |
3) Арнольда Гелена | |
4) Хельмута Плеснера. | |
167. Что означает понятие «метафизика» в системе античного мышления |
|
1) учение о первопричинах бытия | |
2) наука о правильном непротиворечивом мышлении. | |
3) основной элемент мироздания | |
4) чувственное восприятие | |
168. Автором этики благоговения перед жизнью является |
|
1) Бертран Рассел | |
2) Альберт Швейцер | |
3) Освальд Шпенглер | |
4) Эрих Фромм. | |
169. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме Называется |
|
1) фальсификация. | |
2) специализация | |
3) консолидация | |
4) верификация | |
170. Учение, утверждающее первоначальность духовной основы в вопросах миросоздания и появления человека, особенностей бытия, жизни и смерти. |
|
1) атеизм | |
2) теизм | |
3) идеализм | |
4) материализм. | |
171. По Аристотелю, материя- это |
|
1) Логос | |
2) потенциальная предпосылка или возможность существования вещи | |
3) космический разум | |
4) душа любой вещи | |
172. Учение, утверждающее первичность материального начала, абсолютизирующего материю и её свойства |
|
1) идеализм | |
2) материализм | |
3) атеизм | |
4) пантеизм. | |
173. Учение, которое отвергает Бога и религиозные ценности. |
|
1) теизм | |
2) анархизм. | |
3) нигилизм | |
4) атеизм | |
174. Учение, абсолютизирующее веру в Бога и религиозные ценности. |
|
1) атеизм | |
2) нигилизм | |
3) анархизм | |
4) теизм. | |
175. Крайняя форма агрессивного национализма, фанатизма, абсолютизирующая превосходство отдельной личности, нации и государства. |
|
1) терроризм. | |
2) фундаментализм | |
3) шовинизм | |
4) анархизм | |
176. Учение, отрицающее всякие ценности, полагающее их устаревшими. |
|
1) нигилизм. | |
2) шовинизм | |
3) анархизм | |
4) космополитизм | |
177. Учение, отрицающее власть в любом её проявлении. |
|
1) нигилизм | |
2) космополитизм | |
3) анархизм | |
4) атеизм. | |
178. Учение, суть которого заключается в возвышении человека, защите его достоинства, требовании права на свободу, творчество, саморазвитие и самореализацию, на счастье и т.п. |
|
1) демократизм. | |
2) телеологизм | |
3) теизм | |
4) гуманизм | |
179. Идеи какого направления в философии получили четкое выражение в деятельности |
|
1) «Венского кружка» | |
2) неопозитивизм | |
3) философия жизни | |
4) экзистенциализм | |
5) персонализм | |
180. Специальный раздел философии, который занимается проблемой человека, называется |
|
1) антропологией | |
2) праксиологией | |
3) эристикой | |
4) гносеологией | |
181. Представитель экзистенциализма |
|
1) Т. Кун | |
2) Л. Фейербах | |
3) К. Ясперс | |
4) М. Вебер | |
182. Экзистенция – категория философии. |
|
1) Экзистенциализма | |
2) Неопозитивизма | |
3) Неотомизма | |
4) Фрейдизма | |
183. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после сотворения мира |
|
1) атеизм | |
2) пантеизм | |
3) деизм | |
4) панентеизм | |
184. Фундаментальная идея психоанализа – идея |
|
1) понимания | |
2) бессознательного | |
3) бытия | |
4) абсурда | |
185. С философской точки зрения человек есть существо |
|
1) биосоциальное | |
2) социальное | |
3) биологическое | |
4) религиозное | |
186. Одним из объектов исследования структурализма является |
|
1) политические теории | |
2) знаковые системы | |
3) проблемы ценностей | |
4) экономические проблемы | |
187. Представителем «герменевтики» является |
|
1) Шопенгауэр | |
2) Ницше | |
3) Фейерабенд | |
4) Гадамер | |
188. Представителем постмодернизма является |
|
1) Ж. Делёз | |
2) А. Камю | |
3) Ж. П. Сартр | |
4) Г. Марсельии | |
189. Античный мудрец Зенон пытался теоретически осмыслить движение. Как назывались его доказательства |
|
1) теории | |
2) атрибуты | |
3) апории | |
4) модусы | |
190. Центральной идеей джайнизма является |
|
1) Принцип а-химсы (непричинение зла) | |
2) Обращение к богу | |
3) Познание всего сущего | |
4) Аскетизм | |
191. Древнеиндийская система материализма |
|
1) чарвака | |
2) йога | |
3) вайшешика | |
4) ньяя. | |
192. Первая заповедь буддизма гласит |
|
1) Жизнь есть наслаждение | |
2) Жизнь есть любовь к человеку | |
3) Жизнь есть страдание | |
4) Жизнь есть искание истины | |
193. К ортодоксальным школам-даршан относятся |
|
1) буддизм | |
2) конфуцианство. | |
3) джайнизм | |
4) ньяя | |
194. Будда в переводе означает |
|
1) праведный | |
2) разумный | |
3) умиротворенный | |
4) просветленный. | |
195. Догмат – это установление, истинность которого принимается |
|
1) Через доказательство | |
2) Без доказательства | |
3) Через эксперимент | |
4) Через наблюдение | |
196. Представителем периода схоластики является |
|
1) Фома Аквинский | |
2) Аврелий Августин | |
3) Диоген Синопский | |
4) Цицерон | |
197. Что такое пантеизм |
|
1) признание первичности материи по отношению к сознанию | |
2) центром всего мироздания является бог | |
3) всебожие – признание присутствия Бога во всей природе | |
4) признание того, что разум-главное орудие познания. | |
198. Христианство как религия выросла из недр |
|
1) брахманизма | |
2) ислама. | |
3) иудаизма | |
4) конфуцианства | |
199. Что не относится к формам рационального познания |
|
1) Понятия | |
2) Индуктивные умозаключения | |
3) Суждения | |
4) Воля | |
200. Назовите философское понятие, которое отражает процесс осмысления собственных духовных процессов, раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью. |
|
1) Майевтика | |
2) Рефлексия (принцип человеческого сознания) | |
3) Эмпириокритицизм | |
4) Трансцендентальная апперцепция | |
201. Понятие «верификации» принадлежит философии |
|
1) томизма | |
2) неопозитивизма | |
3) психоанализма | |
4) герменевтики | |
202. Понятие «экзистенция» переводится как |
|
1) существование | |
2) свобода | |
3) равенство | |
4) порядок | |
203. Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении |
|
1) Аль-Фараби | |
2) Аль-Газали. | |
3) Ибн-Рушда | |
4) Аль-Бируни | |
204. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины в Древней Греции считалось |
|
1) Главным недостатком философии | |
2) Бесполезной тратой времени | |
3) Основанием для порицания | |
4) Высшей ценностью, идеалом свободного человека | |
205. Кто из перечисленных древнегреческих философов принадлежал к элейской школе |
|
1) Зенон | |
2) Сократ | |
3) Гераклит | |
4) Демокрит |