Тест: экономика


Список вопросов


1. ОК-1. Философия

1) Человек — биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры. Индивид - понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих. Личность - это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств 2Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. С одной стороны, человек - создание природы. Он есть животное, вид живых организмов. Но биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное. 3 Культурно-историческая парадигма человека:Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. 4 Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного. 5 Современные философские концепции человека: 1) С точки зрения Ф. Энгельса, Свобода человека состоит не в воображаемой независимости от природных или общественных законов, а в знании этих законов и выстраивании своей деятельности в соответствии с ними. 2) С точки зрения Ж.П.Сартра: человек просто обречен быть свободным, ибо свобода составляет неотъемлемую внутреннюю сущность человека и специфику его бытия. Это, в свою очередь, предполагает и абсолютную ответственность человека за себя и мир в целом.
2) 1Иммануил Кант - представитель немецкой классической философии. Творчество этого философа принято делить на докритический и критический периоды. 2Априорные формы знания Иммануила Канта По Канту, условиями познания являются априорные формы знания. Априорные формы чувственности у Канта — пространство и время. Априорные формы рассудка — категории, такие как единство, множество, цельность, причинность и т.д. 3Гносеология Иммануила Канта В своей работе «Критика чистого разума», И.Кант задаётся вопросом «что я могу знать?» и приходит к выводу, что единственным источником достоверного знания является опыт. Если человек пытается дать ответы на вопросы, выходящие за рамки опыта, он впадает в антиномии, т.е. противоречия. И.Кант предложил решать антиномии разума делением на мир вещей-в-себе и мир явлений. Вещь-в-себе - умопостигаемый объект, вещь как таковая. По Канту, человек познает не вещи-в-себе, а их явления. 4Этика Иммануила Канта Основной закон этики по Канту - это «категорический императив», который гласит: поступать надо так, чтобы данный поступок мог стать примером для всех людей. Категорический императив - это внутреннее поведение человека, связанное с пониманием им своего нравственного долга. 5 Гегель создал систему идеалистической диалектики и сформулировал принципы диалектического миропонимания: принцип развития и принцип всеобщей связи явлений. Гегель сформулировал три закона диалектики: ● закон перехода количественных изменений в качественные ● закон единства и борьбы противоположностей ● закон отрицания
3) 1Философия - это форма теоретической деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. 2Предмет: все сущее, все смысловые обобщения частных наук, нашедших свое выражение в универсальных законах бытия и мышления.. 3Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений и теоретических знаний человека о мире и его месте в нём, об отношении к себе и окружающим людям. · При религиозном мировоззрении происходит удваивание мира на естественнонаучный и сверхъестественный. · Мифология -очелотворение окружающей седы. · Философия - отвержение веры, стремление к максимальной обоснованности. 4Структура философии 1онтология - учение о бытие 2 гносеология - учение о познании 3 аксиология - учение о ценностях 4 логика - наука о законах и формах человеческого мышления; 5 этика - теория морали 6 эстетика - наука об эстетическом отношении человека к миру 7 социальная философия - наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития общества 8 философская антропология - учение о сущности человека 5Функции философии
4) 1Под национальной самобытностью понимают специфические черты социально-этнической общности, отличающие ее от других подобных общностей. 2Этапы развития русской философии: 1. X в. - начало XIX в. - «Предыстория» - появления отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру; 2. Вторая половина XIX в. - в результате реформ Петра I возникли первые самостоятельные отечественные философ.концепции - славянофилы и западники; 3. Конец XIX - начало ХХ в. - расцвет отечественной философии, ее «Серебряный век»; 4. Начало ХХ в. - 1991г. - в СССР - развитие философии в рамках марксистско-ленинской традиции; в русском зарубежье - продолжение традиций «Серебряного века»; 5. После 1991 г. - отказ от марксистско-ленинской идейной парадигмы, освоение западной философии. 3Характерные черты: - критическое отношение к абстрактности классической западноевропейской философской мысли, ее «голому» рационализму и сциентизму; - стремление придать философским доктринам практический смысл, связать их с задачами нравственной эволюции человека, переустройства социума; - концентрация внимания на проблемах человеческой личности и общества; - глубокая связь с религиозной, христианской проблематикой. 4Славянофилы и западники В центре внимания славянофилов и западников - осмысление российской истории и определение роли России в мировом историческом процессе. Славянофилы: идеализация допетровской Руси, негативно оценивали петровские реформы, настаивая на абсолютной самобытности России и ее религиозно-спасительной миссии для всего человечества в будущем. Западники: позитивно оценивали преобразования Петра 1, выдвигая тезис о необходимости преодоления цивилизационной изоляции России и «о необходимости включения её в единый культурно-исторический процесс Запада». 5 Русский космизм: религиозный и естественнонаучный космизм. Религиозные космисты (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк и др.) считали, что мироздание может исчезнуть из-за зла, которое укоренилось в человеке. Спасение мира - в победе Добра, которую обеспечит кардинальная нравственная перестройка каждой личности. Для этого человек должен осознать свою божественную природу, раскрыть её и стать Богочеловеком. Естественнонаучные космисты (К.Циолковский, А.Чижевский, В.Вернадский и др.) полагали, что человек должен осознать себя космическим существом, понять космичность своих деяний, взяв на себя всю полноту ответственности за судьбы мира. Они видели в успехах науки возможные пути решения мировых проблем. 6«Философия человека» Ф. Достоевского: Основным направлением философии Достоевского называют Гуманизм — систему идей и взглядов в которой человек является наибольшей ценностью, и которая призвана создать лучшие условия для жизни и духовного развития. 7 Философия «всеединства» В.С.Соловьева Концепция: бытие, согласно Соловьеву, это то, благодаря чему существует сущее, совместно с его проявлением в разных видах. Сущее является безусловным и вечным; бытие является переходящим и относительным. Сущее отражает Божественность, а бытие - мир материальных вещей.
5) Русская Философия. Русская философия глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре. Существует две основные точки зрения на возникновение русской философии. Представители первой из них считают, что философия на Руси существует с Х века, и характеризуют средневековую мысль как целостный культурный феномен, включающий в себя совокупность представлений философского, религиозного, этического, художественного характера. Сторонники другой точки зрения определяют данный период как предфилософский и считают, что русская философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. 1. Национальная самобытность – специфические черты социально-этнической общности, отличающие ее от других подобных общностей: национальные традиции, обычаи, обряды, язык, народное творчество, одежда, национальная кухня и т.д. В целом национальная самобытность наиболее ярко и рельефно проявляется в национальной культуре и психологии. 2. Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40 — 50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. 3. Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. 4. Философия Достоевского - это философия гуманизма, призывающая к миру, единству народов и благополучию. В то же время для Достоевского как части русской философии характерна так называемая
6) 1Наука - это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельности. 2 Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п 3 Характерные черты научного знания: 1. Объективность 2. Точность 3. Системность 4. Обоснованность, воспроизводимость, проверяемость 5. Предметность б. Абстрактность 7. Свои нормы и идеалы научной деятельности 8. Рациональность 9. Практичность 9. Ориентация на предвидение 4 Уровни научного познания 4.1Эмпирическое исследование предполагает контакт исследователя с объектами. Основные формы знания: факты и эмпирические законы Методы: Наблюдение - сбор информации с помощью органов чувств Описание- фиксация сведений об объекте познания с помощью средств языка. Измерение - количественное сравнение величин одного и того же качества. Эксперимент - опыт, проводимый для подтверждения выявленной закономерности. 4.2Теоретическое исследование предполагает отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами. Основные формы знания: Научная теория - логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Гипотеза - это утверждение, достоверность которого требуется доказать. Теория - это система взаимосвязанных положений, которая разрабатывается для обоснования существующих явлений и фактов. Методы: 1.Анализ 2.Синтез 3.Индукция 4.Дедукция 5.Абстрагирование 6. Моделирование 7.Формализация 5 По мере развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности, что приводит к научным революциям.
7) 1Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. Субъект познания - это активный элемент познавательного процесса, тот, кто осуществляет процесс познания. Это может быть человек, коллектив, общество. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. 2Виды познания: 2.1- Чувственное познание - получение знаний осуществляется через органы чувств. Формами чувственного познания являются: 1 Ощущение - воссоздание отдельных частей предмета 2 Восприятие - отражение цельного объекта 3 Представление - создание образа предмета в сознании человека 2.2- Рациональное познание - получение знание при помощи мыслительной деятельности. Формы рационального познания: 1Понятие - положение, выделяющее общие, значимые черты или свойства предмета 2Суждение - связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо. 3Умозаключение - некое новое суждение, образованное из совокупности суждений, обозначенных ранее, объединенных общей тематикой. 3.Виды знаний: 1Житейское 2Научное 3Религиозное 4Художественное 5Рациональное 6Иррациональное 7Практическое 8Личностное 4Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий 5Критерии истины: 1. Всеобщность и необходимость 2. Простота и ясность 3. Логическая непротиворечивость, общезначимость 4. Полезность и экономность; 5. Эстетический критерий Универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика. 6Основные теории истины: -Авторитарная - подразумевает собой доверие к авторитетному источнику какого-либо высказывания - Когерентная - полагает непротиворечивость основных критериев истины - Конвенциональная - истина является результатом соглашения - Прагматическая - практическая значимость, получаемая в момент познания результата
8) Немецкая классическая философия. Э.Канта. и Г.Гегеля. Диалектический характер — это особенность проявления мира, которая заключается в том, что все явления содержат в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Такое взаимодействие противоречий является основой диалектики, философского учения, которая позволяет осознавать и понимать сложность и многогранность мира. Учение о диалектике возникло в Древней Греции, благодаря философам Гераклиту и Платону. Гносеология. Этика Эммануила Канта Немецкая классическая философия (2-я половина XVIII – 1-я половина XIX веков) является периодом, завершающим классическую философскую традицию, которая начинается с досократиков и заканчивается на творчестве Фейербаха и Маркса. 1. Первым представителем данной традиции является Эммануил Кант, идеи которого оказали значительное влияние на теорию познания и этики. В теории познания Кант обосновывал идеи активности человеческого сознания. Основной идеей гносеологии Канта является утверждение активной роли познающего субъекта в процессе познания: то есть наше сознание непассивно отражает (копирует) внешний мир, само участвует в его формировании в качестве объекта познания. 2. Критическая философия И. Канта подразумевает под собой тот факт, что человек, живущий по моральным законам, приобретает подлинную свободу. Заключается она в том, что личность может самостоятельно принимать решения и определять свою жизнь, а не действовать «по указке» своих естественных потребностей, которые могут быть разрушительными. 3. Под априорным знанием Кант понимал всеобщие и необходимые, не зависящие от опыта понятия, под апостериорным знанием — все опытное знание, которое случайно и единично. Например, суждение «7 + 5 = 12» универсально (является правилом и не имеет исключений) и необходимо (должно быть истинным): мы усматриваем, что 7 + 5 не может быть ничем иным, как 12. 4. Вещь В Себе - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Вещь В Себе – это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Понятие «вещь в себе» обозначает некую границу нашего познания, контуры которой определяются не «извне», а «изнутри», т.е. полагаются самим познанием как предел своих внутренних возможностей. 5. Категорический императив — это закон, который гласит: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали все». Кант утверждал, что все преступления нерациональны, потому что человек не готов встать на место жертвы, а действует исходя из своих потребностей. Из этого следует, что только добро является рациональным. Категорический императив является универсальным моральным законом в философии Канта. Идеи Канта оказали значительное влияние на философскую методологию познания, этики, а также на теорию государства и права. Философские системы Георга Гегеля Гегель считал, что вершиной мировоззрения является философия, лишь она дает истинное и фундаментальное знание о мире, т.к., с одной стороны, философия основывается на разуме, а с другой – способна помыслить различные мировые явления из некоторого единого основания. Остальные науки, по мнению Гегеля, менее совершенны по сравнению с философией, т.к. они разделяют мир на множество автономных сфер исследования, т.е. мир предстает не в виду единой научной системы (как в философии), но в виду множества оторванных друг от друга теорий и гипотез. 1. Абсолютный идеализм Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь духовный и природный мир единым понятием. Таким исходным понятием у Гегеля является «Абсолютная идея». «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление, есть первоначало или субстанция всего существующего. 2. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. 3. Диалектика Гегеля – это: - прежде всего процесс развития Абсолютной идеи как единства предмета и понятия о нем; - движение мышления от абстрактного к конкретному, формой которого выступает понятие; - движение от одного противоречия к другому, поэтому истинное знание с необходимостью должно включать в себя анализ противоречивых, разнонаправленных сторон бытия. 3. На основе полученных знаний и опыта он создал систему диалектической логики и открыл три закона диалектики: - Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник движущей силы развития - Закон перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития - Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития по диалектической спирали.
9) 1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение. Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo — любовь и sophia — мудрость, т.е. философия — это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427—347 гг. до н. э.). Философы- это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания — это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение — пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания. Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Религия — это мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной силы; вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов. Мифоло́гия — совокупность мифов — фантастических историй о сотворении мира, о деяниях божеств и героев; способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории; основной метод общинно-родового мышления. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют следующие основные разделы: Онтология – учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика – учение о морали, и т.д. Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика. Логика - учение о формах человеческого мышления. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть