Тест: философия
Список вопросов
1. Философия возникла |
|
1) в Древней Греции | |
2) в Древней Индии | |
3) одновременно в Древних Индии, Китае и Греции | |
4) в Древнем Китае | |
5) в Европе | |
2. Первоначальное значение понятия “диалектика”: |
|
1) искусство спора | |
2) любовь к прекрасному | |
3) степень познания | |
4) человек как часть мироздания | |
5) мировая душа | |
3. Философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их величину и расположение относительно друг друга. |
|
1) Структура | |
2) Система | |
3) Материя | |
4) Пространство | |
5) Время | |
4. Пантеизм - это: |
|
1) о сущности человеческой истории | |
2) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, отождествляя их | |
3) о сущности познания, о путях постижения истины | |
4) учение, о духовной культуре общества | |
5) учение, утверждающее познаваемость мира | |
5. Гилозоизм - это: |
|
1) учение о бытии как таковом | |
2) учение о духовной культуре общества и человека | |
3) учение о природе | |
4) учение о мире как таковом | |
5) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи | |
6. Одно из важнейших сочинений К. Поппера, посвященное проблеме развития общества |
|
1) Трактат о взглядах жителей добродетельного города | |
2) Государь | |
3) Город солнца | |
4) Утопия | |
5) Открытое общество и его враги | |
7. Гносеологический оптимизм означает признание |
|
1) допущения некоторых врожденных идей | |
2) принципиальной познаваемости мира | |
3) человека как субъекта и объекта познания | |
4) сотворенности мира богом | |
5) непознаваемости мира | |
8. Главное убеждение Сократа заключалось в том, что истинная нравственность, высшая добродетель – это: |
|
1) бог | |
2) знание | |
3) религия | |
4) религия | |
5) вера | |
9. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии и научном познании связана с направлением: |
|
1) рационализма | |
2) реализма | |
3) гедонизма | |
4) скептицизма | |
5) сенсуализма | |
10. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам: |
|
1) дедукция | |
2) индукция | |
3) анализ | |
4) синтез | |
5) эксперимент | |
11. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: |
|
1) Возрождения | |
2) Нового времени | |
3) в XX веке | |
4) средних веков | |
5) Античности | |
12. Определение человека как политического животного принадлежит: |
|
1) Ф. Фукуяме | |
2) Аристотелю | |
3) В. Франклу | |
4) А. Камю | |
5) Э. Кассиреру | |
13. «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины: |
|
1) Экзистенциализма | |
2) Феноменологии | |
3) Аналитической философии | |
4) Структурализма | |
5) Постпозитивизма | |
14. Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания? |
|
1) Общественное бытие (общественное производство) определяет общественное сознание | |
2) Общественное бытие и общественное сознание не зависят друг от друга | |
3) Общественное бытие и общественное сознание исключают друг друга | |
4) Общественное бытие определяется общественным сознанием | |
5) Общественное бытие и общественное сознание равнозначны во взаимодействии | |
15. Философское учение о сущности и существовании человека: |
|
1) Этика | |
2) антропология | |
3) гносеология | |
4) эстетика | |
5) онтология | |
16. Воззрение, которое основывается на ценности человека как личности, праве человека на свободу, счастье, благополучие: |
|
1) антисциентизм | |
2) антропоморфизм | |
3) неотомизм | |
4) Гуманизм | |
5) томизм | |
17. Учение, суть которого состоит в том, что удовольствие является единственным благом: |
|
1) Силлогистика | |
2) Майевтика | |
3) Панлогизм | |
4) Гилозоизм | |
5) Гедонизм | |
18. Силлогистика |
|
1) синтетическое суждение | |
2) трансцендентный императив | |
3) категорический императив | |
4) антиномия | |
5) гипотетический принцип | |
19. «Будь человеком» - основная мысль этической концепции: |
|
1) Абая | |
2) М. Дулатова | |
3) И. Алтынсарина | |
4) Ш. Кудайбердиева | |
5) Ч. Валиханова | |
20. Философское наследие Бухар-жырау отражено |
|
1) В призывах поддержки идеи военного союза с Джунгарией | |
2) В одах, восхваляющих правителя Российской империи | |
3) В стихах, восхваляющих деятельность биев и султанов, направленных на единство народа | |
4) В ритуалах, обрядах | |
5) В стихах, восхваляющих деятельность биев и султанов, направленных на единство народа | |
21. Этическое начало лежит в основе всякой культуры полагал: |
|
1) Эпикур | |
2) Швейцер | |
3) Маркс | |
4) Энгельс | |
5) Спенсер | |
22. Организация западных ученых, социологов, общественных деятелей, сформулировавшая понятие "глобальные проблемы" |
|
1) ООН | |
2) ЮНЕСКО | |
23. Принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира, но отрицающий при этом его вмешательство в дальнейшее развитие мироздания…. |
|
1) теоцентризм | |
2) гуманизм | |
3) деизм | |
4) креационизм | |
5) креационизм | |
24. Что означает термин «коэволюция»: |
|
1) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы | |
2) взаимодействие индивида и общества | |
3) современная теория креационизма | |
4) синоним эволюционного подхода | |
5) принцип эпистемологии | |
25. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется … |
|
1) Перипатетизм | |
2) Идеализм | |
3) Материализм | |
4) Гилозоизм | |
5) Мистицизм | |
26. Что такое теология? |
|
1) учение о космосе | |
2) жизнь Бога | |
3) родословная Богов | |
4) учение о Логосе | |
5) учение о Боге | |
27. Философы, которые относятся к арабской средневековой философии? |
|
1) Сократ, Платон, Аристотель | |
2) Кант, Фихте, Гегель | |
3) Тойнби, Шпенглер, Вебер | |
4) Вольтер, Руссо, Дидро | |
5) Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд | |
28. В творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи: |
|
1) Ы. Алтынсарин | |
2) Х.А. Яссауи | |
3) С. Бакыргани | |
4) м. Кашгари | |
5) А. Кунанбаев | |
29. Кто из мыслителей создал философскую поэму «Кутадгу билик»? |
|
1) Ж. Баласагуни | |
2) М. Кашгари | |
3) С. Бакыргани | |
4) Х.А. Яссауи | |
5) Х.А. Яссауи | |
30. Кто из казахских мыслителей связывает основной принцип моральной концепции с изречением «будь человеком»: |
|
1) аль-Фараби | |
2) Х.А. Яссауи | |
3) С. Бакыргани | |
4) М. Кашгари | |
5) А. Кунанбаев | |
31. В чем состоит сущность иррационализма? |
|
1) Направление в философии, считающее, что мир можно познать опытным путем | |
2) Направление в философии, делающей основой миропонимания нерациональные формы познания (интуиция, вживание, переживания) | |
3) Направление в философии, считающее, что мир можно познать в синтезе опыта и разума | |
4) Направление в философии, делающей основой миропонимания разум | |
5) Направление в философии, считающее, что мир можно познать только научным методом | |
32. Кто из философов создал основные категории диалектики: |
|
1) И. Кант | |
2) И. Фихте | |
3) К. Маркс | |
4) Л. Фейербах | |
5) Г. Гегель | |
33. Какое направление русской философии фокусируется на судьбах России и ее роли в мировом историческом процессе? |
|
1) Персонализм | |
2) Славянофильство | |
3) Западничество | |
4) Экзистенциализм | |
5) Модернизм | |
34. Как называется направление в русской философии ХIХ в., основанное на вере в православие и народность, идее общины? |
|
1) Западничество | |
2) Космизм | |
3) Славянофильство | |
4) Анархизм | |
5) Позитивизм | |
35. Кто отмечает дедукцию как основной метод познания: |
|
1) Дж. Локк | |
2) Ф. Бэкон | |
3) Дж. Локк | |
4) Р. Декарт | |
5) Ибн -Халдун | |
36. Ибн -Халдун |
|
1) Человек есть совокупность общественных отношений | |
2) Сущность человека иррациональна и скрыта, проявляется через внутренний мир и в ситуации выбора | |
3) Сущность человека иррациональна и скрыта, проявляется через внутренний мир и в ситуации выбора | |
4) Человек- высший продукт природы | |
5) Человек- нравственное существо | |
37. «Априори», «апостериори», «антиномия», какой еще термин относится к философии И.Канта: |
|
1) верификация | |
2) ассимиляция | |
3) вещь-в-себе | |
4) материя | |
5) фальсификация | |
38. Кому принадлежит идея обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой «войну всех против всех» является причиной, обуславливающей необходимость государства и права. |
|
1) Сократу | |
2) О. Конту | |
3) Канту | |
4) Т. Гоббсу | |
5) Аристотелю | |
39. Кого называют «вторым учителем»: |
|
1) аль-Фараби | |
2) аль-Кинди | |
3) аль-Газали | |
4) Ибн-Сина | |
5) Ибн -Халдун | |
40. Кто исследовал индукцию как метод познания: |
|
1) Ибн -Халдун | |
2) Ф. Бэкон | |
3) Ибн-Сина | |
4) Дж. Локк | |
5) Р. Декарт | |
41. Фундаментальное понятие философии К. Юнга: |
|
1) эго | |
2) архетип ценностей | |
3) архетип коллективного бессознательного | |
4) архетип индивидуального бессознательного | |
5) супер-эго | |
42. Каким философом ХХ века была провозглашена идея конца культуры |
|
1) З. Фрейдом | |
2) А. Шопенгауэром | |
3) А. Тойнби | |
4) О. А. Шпенглером | |
5) Ф. Ницше | |
43. Что было предметом размышлений Асан- Кайгы? |
|
1) Жизнь человека на родной земле, счастье и смысл его жизни | |
2) Формы и методы познания, источники знания | |
3) Бытие, его формы, структура мира | |
4) Бог и пути его постижения | |
5) Наука и ее роль в обществе | |
44. Основной философский труд Шакарима — “Три …”: |
|
1) Нравственных закона | |
2) Товарища | |
3) Истины | |
4) Наставления | |
5) Заблуждения | |
45. Какие идеи развиваются во второй половине ХIХ века в Казахстане? |
|
1) Иррационализма | |
2) Просвещения | |
3) Возрождения | |
4) Реформации | |
5) Эмпиризма | |
46. В творчестве какого казахского мыслителя этнографические, исторические, географические исследования приобрели философский характер: |
|
1) Ы. Алтынсарин | |
2) Х.А. Яссауи | |
3) С. Бакыргани | |
4) М. Кашгари | |
5) Ч. Валиханов | |
47. Философское направление, признающее разум за основу познания: |
|
1) Иррационализм | |
2) Гилозоизм | |
3) Сенсуализм | |
4) Рационализм | |
5) Агностицизм | |
48. Что означает в переводе «гуманизм»: |
|
1) познание | |
2) человечность | |
3) истина | |
4) идея | |
5) материя | |
49. Религиозное учение о конечной судьбе мира и человека: |
|
1) Апологетика | |
2) Экзегетика | |
3) Гносеология | |
4) Онтология | |
5) Эсхатология | |
50. В философии «агностицизм» понимается как: |
|
1) теория ценностей | |
2) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания | |
3) рассмотрение объектов познания | |
4) указание на религиозный опыт как единственный источник познания | |
5) метод познания | |
51. Важнейшей особенностью философии является то, что она: |
|
1) всегда ставит непреходящие, вечные вопросы человеческого бытия | |
2) основана на религии, теологии | |
3) всегда носит атеистический характер | |
4) обладает окончательной, абсолютной истиной | |
5) призывает стремиться к материальным благам | |
52. Под понятием «исторический тип философии» понимается |
|
1) философские системы сложившиеся в древности | |
2) философские направления Востока и Запада | |
3) философы и ученые относящееся к одной философской школе | |
4) философы различных исторических периодов, которых объединяет одна идея, проблема | |
5) философы разных взглядов и убеждений, но сформировавшиеся в едином пространстве и времени культуры | |
53. Традиция приписывает введение термина “философия” |
|
1) Пифагору | |
2) Зенону | |
3) Аристотелю | |
4) Плотину | |
5) Фалесу | |
54. Один из первых греческих философов, математик, один из «Семи мудрецов» |
|
1) Цицерон | |
2) Платон | |
3) Сократ | |
4) Аристотель | |
5) Фалес | |
55. Тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы, Бога |
|
1) антропоцентризм | |
2) теоцентризм | |
3) мифотворчество | |
4) практицизм | |
5) космоцентризм | |
56. Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то ее деятельность связана с2 |
|
1) гуманистической функцией | |
2) прогностической функцией | |
3) критической функцией | |
4) научной функцией | |
5) мировоззренческой функцией | |
57. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования? |
|
1) Наука о человеке | |
2) Наука о справедливости | |
3) Наука о жизни | |
4) Наука о совести | |
5) Наука о добре | |
58. Определение «Философия - служанка богословия» характеризует период |
|
1) Просвещения | |
2) Античности | |
3) Нового времени | |
4) Возрождения | |
5) Средневековья | |
59. Авиценна - западное прочтение имени: |
|
1) Аль-Кинди | |
2) Ибн-Рушд | |
3) Аль-Газали | |
4) Ибн-Сина | |
5) Ибн-Араби | |
60. Что такое сублимация? |
|
1) Это импульсы, влечения, страсти, которые не осознаются человеком | |
2) Перемещение бессознательной энергии в деятельность | |
3) Та часть психики, которая обусловлена воспитанием и культурой | |
4) Способность сознания анализировать бессознательное | |
5) Мысли, эмоции, человека, являющиеся объектом познания | |
61. Философское направление, признающее существование двух независимых начал, субстанций: |
|
1) монотеизм | |
2) дуализм | |
3) политеизм | |
4) плюрализм | |
5) монизм | |
62. Понятие «атом» в переводе с греческого означает: |
|
1) Неделимый | |
2) Простой | |
3) Сложный | |
4) Изменчивый | |
5) Непростой | |
63. Универсальной формой существования материи является: |
|
1) ограниченность в пространстве | |
2) дух | |
3) неподвижность | |
4) движение | |
5) сознание | |
64. Первым в истории философской мысли теоретически осмыслил категорию бытие |
|
1) Кант | |
2) Августин | |
3) Пифагор | |
4) Парменид | |
5) Хайдеггер | |
65. Фрейду принадлежит открытие проблемы |
|
1) сознания | |
2) нравственности | |
3) эмпатии | |
4) Фрейду принадлежит открытие проблемы | |
5) воли | |
66. Что можно отнести к основным признакам постиндустриального общества |
|
1) Капитал и собственность | |
2) Машинное оборудование | |
3) Знания и труд | |
4) Землю и простые орудия труда | |
5) Информацию и знание | |
67. Термин «Глобальная деревня» ввел |
|
1) П. Фейерабенд | |
2) Ж. Лиотар | |
3) М. Маклюэн | |
4) О. Конт | |
5) Д. Бэлл | |
68. В ранней философии категория «сознание» определялась через понятие |
|
1) апейрон | |
2) атом | |
3) душа | |
4) логос | |
5) гносис | |
69. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется: |
|
1) материализм | |
2) скептицизм | |
3) рационализм | |
4) идеализм | |
5) эмпиризм | |
70. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: |
|
1) абстрактна | |
2) критична | |
3) абсолютна | |
4) объективна | |
5) субъективна | |
71. Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется: |
|
1) критическим | |
2) абстрактным | |
3) обыденным | |
4) теоретическим | |
5) научным | |
72. Логическая операция перехода от частного к общему называется |
|
1) пропаганда | |
2) предрассудок | |
3) заблуждение | |
4) иллюзия | |
5) критика | |
73. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: |
|
1) дефиниция | |
2) категория | |
3) слово | |
4) символ | |
5) восприятие | |
74. Что означает «пограничная ситуация» в экзистенциализме? |
|
1) Ситуацию между взрослыми и подростками | |
2) Ситуацию между жизнью и смертью | |
3) Ситуацию межличностную | |
4) Ситуацию геополитическую | |
5) Ситуацию межгосударственную | |
75. Согласно учению Ницше, место умершего бога должен занять |
|
1) правитель | |
2) сверхчеловек | |
3) новый бог | |
4) комедиант | |
5) пророк | |
76. Как Ж.П.Сартр определяет свободу? |
|
1) Свобода- это добровольное следование установленным нормам | |
2) Свобода- это следование своей собственной природе | |
3) Свобода- это осознанная необходимость | |
4) Свобода- это добровольное следование долгу | |
5) Свобода- это способ бытия человека, это выбор, на что обречен человек и за что он несет ответственность | |
77. В чем суть человеческой жизни согласно Буддизму |
|
1) Общение | |
2) Жизнь в обществе | |
3) Счастье | |
4) Страдание | |
5) Труд | |
78. Какие формы движения характерны неживой материи согласно классификации форм движения Ф.Энгельса? |
|
1) социальная | |
2) Ядерная реакция, питание, адаптация | |
3) Физическая, питание, обмен веществ | |
4) Механическая, питание, размножение | |
5) Механическая, физическая, химическая | |
79. Бытие – это… |
|
1) философское понятие, обозначающее все, что существует | |
2) философское понятие, обозначающее все, что существует объективно | |
3) философское понятие, обозначающее все, что существует само по себе и через себя | |
4) философское понятие, обозначающее все, что существует субъективно | |
5) философское понятие, обозначающее изменения происходящие в мире вещей | |
80. Сократ придерживался мнения, что высшей ценностью является |
|
1) добродетель | |
2) власть | |
3) власть | |
4) материальное богатство | |
5) Бог | |
81. Что такое герменевтика? |
|
1) Учение о чистой модели рациональности | |
2) Учение о практической полезности знания | |
3) Учение о феноменах человеческого сознания | |
4) Искусство и теория истолкования текстов | |
5) Объяснение мира исходя из него самого | |
82. Благо – это ценность |
|
1) религиозная | |
2) имеющая разрушительный смысл | |
3) имеющая исключительно духовный смысл | |
4) связанная с материальными интересами | |
5) на которую главным образом направлены человеческие достижения | |
83. Учение о морали, нравственности |
|
1) Антропология | |
2) Онтология | |
3) Эстетика | |
4) Гносеология | |
5) Этика | |
84. В своих высказываниях Конфуций отмечает, что «Чрезмерность так же плоха, как и отставание», поясняя важнейший этический, антропологический и социально-политический принцип - |
|
1) Путь неба | |
2) Принцип дуализма | |
3) Перфекционизм | |
4) Путь золотой середины | |
5) Путь аскезы | |
85. Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения? |
|
1) Августин | |
2) Маркузе | |
3) Мао Цзэдун | |
4) Мальтус | |
5) Августин | |
86. Понимание общественной жизни через законы и категории биологии характеризует |
|
1) Социальный дарвинизм | |
2) Структурализм | |
3) Аналитическую философию | |
4) Экзистенциализм | |
5) Постпозитивизм | |
87. «Философия истории» - термин, введенные в оборот и последовательно представленный в рассуждениях об обществе и принципах его бытия у … |
|
1) Ясперса | |
2) Вольтера | |
3) Маркса | |
4) Канта | |
5) Гегеля | |
88. Эстетика – это |
|
1) Наблюдение за природой | |
2) Качество предметов | |
3) Гармония | |
4) Раздел философии | |
5) Учение «у-син» | |
89. Как называется философское учение о развитии, о всеобщих связях и взаимодействии? |
|
1) Догматика | |
2) Софистика | |
3) Эклектика | |
4) Диалектика | |
5) Майевтика | |
90. Ведущая роль в постиндустриальном обществе принадлежит |
|
1) Сельскому хозяйству | |
2) Информационным технологиям | |
3) Добывающей промышленности | |
4) Земле и простым орудиям труда | |
5) Добыче природных ресурсов | |
91. Какое направление в философии ХХ в. выдвигает на первый план проблему жизни и смерти человека |
|
1) неотомизм | |
2) схоластика | |
3) экзистенциализм | |
4) томизм | |
5) томизм | |
92. Рефлексивный тип мировоззрения: |
|
1) Самовосприятие | |
2) Вера | |
3) Философия | |
4) Мифология | |
5) Религия | |
93. Как называется в философии теория познания |
|
1) эстетика | |
2) этика | |
3) гносеология | |
4) герменевтика | |
5) аксиология | |
94. Как называется уровень научного познания, который обобщает данные опыта и выводит из них концепции? |
|
1) Интуитивный | |
2) Эмпирический | |
3) Теоретический | |
4) Дедуктивный | |
5) Абстрактный | |
95. Как называется уровень научного познания, основу которого составляет опыт, наблюдение? |
|
1) Абстрактный | |
2) Эмпирический | |
3) Дедуктивный | |
4) Теоретический | |
5) Интуитивный | |
96. Как называется совокупность принципов, приемов, правил, которыми надо руководствоваться в процессе познания? |
|
1) Воображение | |
2) Интуиция | |
3) Чувства | |
4) Разум | |
5) Метод | |
97. Основные проблемы этики |
|
1) проблема пространства и движения | |
2) проблема необходимого | |
3) проблема критериев добра и зла | |
4) проблема свободы воли | |
5) проблема субстанции | |
98. Какая форма мышления отражает общие, существенные признаки и свойства предметов и явлений? |
|
1) умозаключение | |
2) гипотеза | |
3) понятие | |
4) суждение | |
5) доказательство | |
99. Как называется истина, содержание которой не зависит от человека? |
|
1) Интуитивная истина | |
2) Относительная истина | |
3) Абсолютная истина | |
4) Объективная истина | |
5) Субъективная истина | |
100. Основными составляющими суфизма принято считать: |
|
1) Гедонизм и скептицизм | |
2) Аскетизм и мистицизм | |
3) экзорцизм и сатанизм | |
4) Политеизм и анимизм | |
5) Эвдемонизм и дуализм | |
101. Политеизм и анимизм |
|
1) Понятия о власти, о государстве, его сущности, формах, устройстве | |
2) Фантастическое отражение внешних сил, которые господствуют над людьми в повседневной жизни | |
3) Отражение мира в художественных образах и преобразование мира по законам красоты | |
4) Представления о добре, благе, должном, справедливости, ответственности | |
5) Представления и понятия о правопорядке, законе | |
102. Научные знания отличаются от других знаний: |
|
1) Наивностью и догматичностью | |
2) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной | |
3) своей исключительной эстетической ценностью | |
4) доказательностью и обоснованностью | |
5) Эмоциональностью и образностью | |
103. Что является предметом социальной философии? |
|
1) Сознание | |
2) Природа | |
3) Познание | |
4) Бытие | |
5) Общество | |
104. В число основных вопросов философии истории входят: |
|
1) фальсификация исторических фактов | |
2) вопросы гносеологии и эпистемологии | |
3) критика археологических знаний | |
4) критерии исторического прогресса | |
5) Закон исключенного третьего | |
105. Главное в триединстве “воли, разума, сердца” Абая: |
|
1) Рассудительность | |
2) Настойчивость | |
3) Воля | |
4) Сердце | |
5) Разум | |
106. Какой признак характерен для постиндустриального общества |
|
1) Развитие обрабатывающих отраслей | |
2) Приоритет отдается сфере услуг | |
3) Преобладание промышленности | |
4) Нет преимуществ в труде | |
5) Приоритетно сельское хозяйство | |
107. Что такое общественно- экономическая формация? |
|
1) Этап развития, форма общества в основе которого лежит определенный способ производства | |
2) Стадия в развитии цивилизации | |
3) Деление общества на социальные группы в зависимости от доходов, занятий | |
4) Стадия в развитии материальной сферы | |
5) Культурно- исторический тип | |
108. Среди представителей казахской интеллигенции, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие казахской философии начала ХХ в. огромную роль сыграли |
|
1) Роллан Сейсенбаев, Дулат Исабеков | |
2) Миржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов | |
3) Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов | |
4) Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари | |
5) Ибн Сина, аль-Газали | |
109. Какое положение лучше всего выражает суть идеалистического понимания истории? |
|
1) Идеи правят миром | |
2) История общества зависит от самих людей | |
3) Политика определяет историю общества | |
4) Все зависит от настроения великого человека | |
5) Все зависит от экономики | |
110. Что такое общество? |
|
1) Это процесс взаимодействия человека с природой | |
2) Это процесс материального производства благ для удовлетворения потребностей людей | |
3) Это процесс духовного производства знаний, идей | |
4) Это социальная реальность, сущность которой состоит в отношениях и связях между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности | |
5) Это атомарная сумма отдельных индивидов | |
111. Укажите исторические типы мировоззрения, предшествовавшие философскому |
|
1) Религиозное, мифологическое | |
2) Экзистенциализм, гуманизм | |
3) Научное, теоретическое | |
4) Атеизм, постмодернизм | |
5) Монотеизм, неотомизм | |
112. Какое из перечисленных понятий можно отнести к философским категориям |
|
1) электрон | |
2) гравитация | |
3) валентность | |
4) атом | |
5) бытие | |
113. В чем просветители видели источник исторического прогресса? |
|
1) В развитии человеческого разума, науки, образовании, воспитании человека | |
2) В социальной революции | |
3) В развитии экономики | |
4) В религии и церкви | |
5) В классовой борьбе | |
114. Назовите представителя философского идеализма |
|
1) Г. Гегель | |
2) Т. Гоббс | |
3) К. Маркс | |
4) Ф. Энгельс | |
5) А. Камю | |
115. Что можно отнести к ведическим текстам |
|
1) Книгу перемен | |
2) Упанишады | |
3) Книга букв | |
4) Книгу песен | |
5) Авесту | |
116. Назовите представителей философского материализма |
|
1) М. Хайдеггер | |
2) Д. Юм | |
3) К. Маркс | |
4) Дж. Беркли | |
5) А. Камю | |
117. Укажите характерные особенности большинства философских учений Древней Индии |
|
1) исследование познавательных способностей личности | |
2) разработка научной методологии | |
3) исследование логики | |
4) существенная связь с наукой | |
5) большое значение уделялось практическим этико-психологическим проблемам | |
118. Укажите основные проблемы философии Конфуция |
|
1) искусство управления государством, воспитание человека | |
2) изучение и разработка методов познания | |
3) доказательство существования абсолюта | |
4) изучение природы вещей | |
5) исследование логики | |
119. Согласно философии И. Канта с какими трудностями сталкивается человек в процессе познания: |
|
1) непротиворечивость теоретического познания | |
2) ограниченность познавательных возможностей | |
3) неограниченность познавательных возможностей | |
4) практикой | |
5) абсолютное тождеств объективного и субъективного | |
120. Какие черты раскрывают сущность средневековой западноевропейской философии |
|
1) Теоцентризм, креационизм | |
2) Фетишизм, тотемизм | |
3) Космоцентризм, плюрализм | |
4) Позитивизм, рационализм | |
5) Сциентизм, анимизм | |
121. Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения: |
|
1) теоцентризм | |
2) антропоцентризм | |
3) провиденциализм | |
4) креационизм | |
5) символизм | |
122. Укажите труды аль-Фараби |
|
1) Книга исцеления | |
2) Мир как воля и представление | |
3) По ту сторону добра и зла | |
4) Государь | |
5) Трактат о взглядах жителей добродетельного города | |
123. Кто из российских ученых развивал космическую философию: |
|
1) Н.Г. Чернышевский | |
2) Н.Г. Чернышевский | |
3) В.И. Вернадский | |
4) Н. Бердяев | |
5) М. Ломоносов | |
124. Кто из представителей русской философии были известными славянофилами |
|
1) В.С. Соловьев, А. Герцен | |
2) А.С. Хомяков, И. П. Киреевский | |
3) Н.С. Трубецкой | |
4) Н.Г. Чернышевский | |
5) В. Белинский, П. Чаадаев | |
125. В чем состоит сущность цивилизационной теории исторического развития? |
|
1) История предстает как развитие и смена самостоятельных, ничем не связанных друг с другом цивилизаций | |
2) История общества предстает как закономерная смена общественно- экономических формаций | |
3) Сущность общества, уровень его развития выводит из природно- географических условий жизни общества | |
4) История человечества есть проявление развития объективного и абсолютного духа | |
5) История общества предстает как классовая борьба | |
126. В чем состоит сущность формационной теории исторического развития? |
|
1) История общества предстает как христианизация | |
2) История человечества есть проявление развития абсолютного духа | |
3) История общества предстает как закономерная смена общественно- экономических формаций | |
4) История предстает как развитие и смена цивилизаций | |
5) Развитие общества выводит из природно- географических условий его жизни | |
127. В чем формационная теория видит источник развития общества? |
|
1) В человеческой субъективности | |
2) В божественном разуме | |
3) В противоречии между производительными силами и производственными отношениями | |
4) В человеческом разуме | |
5) В природно- географических условиях | |
128. Философские произведения эпохи Возрождения, которые носят социально-утопический характер |
|
1) Государь | |
2) Об общественном договоре | |
3) Гармония | |
4) Атлантида | |
5) Город Солнца | |
129. Античная философия - это учения: |
|
1) Древней Греции и Древнего Рима | |
2) Арабского Востока и Египта | |
3) Германии и Скандинавии | |
4) Византии и Шумера | |
5) Древнего Китая и Древней Индии | |
130. Каково марксистское понимание сущности человека? |
|
1) Космо-планетарное | |
2) Идеально-духовное | |
3) Идеально-духовное | |
4) Теологическое | |
5) Социально- трудовое | |
131. В каком понятии обозначается уникальность, неповторимость, самобытность человека во всем богатстве его свойств и качеств? |
|
1) Особа | |
2) Индивид | |
3) Личность | |
4) Индивидуальность | |
5) Персона | |
132. Исторически многие гуманитарные и естественные науки |
|
1) достигли полного, абсолютного знания | |
2) противоречат философии | |
3) достигли полного, абсолютного знания | |
4) появились в древности и никак не связаны с философией | |
5) Исторически многие гуманитарные и естественные науки | |
133. Философские категории: |
|
1) отражают наиболее общие связи и отношения реальности | |
2) используются только в философии | |
3) содержат минимум абстракции | |
4) конкретны и предметны | |
5) основаны на наблюдении конкретных свойств реальности | |
134. Для философии и методологии Р. Декарта характерно: |
|
1) призыв подвергать сомнению абсолютно все | |
2) критика рационализма | |
3) утверждение приоритета веры перед разумом | |
4) разработка теории эмпиризма | |
5) формулировка онтологического доказательства бытия Бога | |
135. Философия Нового времени |
|
1) Философия ХХ – ХХІ веков | |
2) период развития философии на Арабском Востоке | |
3) период который называют эпохой научной революции | |
4) период, который характеризуется приматом веры на разумом | |
5) период развития философии VII-XII веков | |
136. Что характеризует понятие «личность» в человеке? |
|
1) Видовое | |
2) Социальное | |
3) Родовое | |
4) Биологическое | |
5) Физическое | |
137. Произведение Ж. Деррида |
|
1) Исповедь | |
2) Размышление о методе | |
3) Критика чистого разума | |
4) О грамматологии | |
5) Капитал | |
138. Материализм: |
|
1) философская теория, основанная на предположении о том, что в мире не существует ничего, помимо материи | |
2) философская теория, утверждающая непознаваемость мира | |
3) теория, утверждающая что в мире существуют только духи | |
4) теория о сотворении мира богом из неживой материи | |
5) утверждает, что материя конечна | |
139. Какие формы отражения выделяются в процессе развития материи? |
|
1) Пассивное отражение в неживой материи, активное отражение в живой материи, психическое отражение, сознание | |
2) Механическое, физическое, химическое, биологическое формы движения | |
3) Материальное производство, социальное действие | |
4) Перемещение тел в пространстве | |
5) Направленное движение материи от низшего к высшему | |
140. Синергетика: |
|
1) Диалектика | |
2) Теория объясняющая механизм сотворения человека | |
3) Теория самоорганизации сложных систем | |
4) Раздел психологии | |
5) Синоним современной гносеологии | |
141. Какая идея характеризует воззрения Дж. Бруно: |
|
1) Идея бесконечности вселенной | |
2) Борьба добра и зла | |
3) Антропоморфизм | |
4) Представление о свободной воле | |
5) Идея развития человечества от Земного Града к Граду Небесному | |
142. Как называется процесс формирования социальных качеств человека, усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей? |
|
1) Социализация | |
2) Аккультурация | |
3) Обобществление | |
4) Цивилизация | |
5) Антропосоциогенез | |
143. Представитель философии персонализма, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации: |
|
1) Р. Карнап | |
2) И. Лакатос | |
3) Э. Дюркгейм | |
4) Г. Спенсер | |
5) Н.А Бердяев | |
144. В центре философии представителей экзистенциализма находится проблема человеческой свободы: |
|
1) Ф. Ницше, А. Бергсон | |
2) Р. Карнап, Ж. Лакан | |
3) М. Шлик, Р. Рорти | |
4) Т. Кун, К. Поппер | |
5) Ж.П. Сартр, К. Ясперс | |
145. Как называется социальный пол, т.е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью? |
|
1) маскулинность | |
2) Гендер | |
3) Архетип | |
4) Сексизм | |
5) Феминность | |
146. Аскетизм в этике: |
|
1) отказ от принципа сомнения в познании | |
2) утверждение, что цель человеческой жизни в достижении счастья | |
3) учение, основанное на стремлении к практической пользе | |
4) стремление к удовольствиям | |
5) отказ от мирских благ и наслаждений | |
147. Прагматизм как направление в философии морали исходит из того, что |
|
1) смысл жизни усматривает в достижении успеха | |
2) мир не познаваем | |
3) смысл жизни в аскезе и поисках самого себя | |
4) все предопределено свыше | |
5) мир состоит из мгновенных вспышек, дхарм | |
148. Раздел прикладной этики |
|
1) Аскетизм | |
2) Биоэтика | |
3) Теории блага | |
4) Теории счастья | |
5) Теории долга | |
149. В чем состоит сущность сознания? |
|
1) Сознание- это физиологический процесс протекающий в организме | |
2) Сознание- свойство высокоорганизованной материи отражать мир в идеальных образах | |
3) Сознание- объективная вещественная реальность | |
4) Сознание- это особый вид материи | |
5) Сознание- свойство всей материи | |
150. Что такое самосознание? |
|
1) Высшая нервная система человека | |
2) Атомно- молекулярная структура, лежащая в основе организма | |
3) Анатомия и физиология человека | |
4) Способность сознания отражать свое собственное содержание | |
5) Обмен веществ, протекающий в организме человека | |
151. Кто разработал учение о том, что решающим фактором развития культуры и цивилизации является ответ на вызов истории или природы? |
|
1) Х.Ортега-и-Гассет | |
2) О.Шпенглер | |
3) А.Тойнби | |
4) Н.Данилевский | |
5) П.Сорокин | |
152. Какие цивилизации О.Шпенглер называет локальными? |
|
1) Цивилизации, основу которых составляет уровень развития техники | |
2) Цивилизации, взаимодействующие друг с другом | |
3) Цивилизации, противостоящие, друг другу как чуждые | |
4) Самостоятельные, ничем не связанные друг с другом цивилизации, адаптированные к природной среде | |
5) Цивилизации, наследующие достижения предшествующих цивилизаций | |
153. Как называется философская теория, предметом которой выступают природа ценностей? |
|
1) Аксиология | |
2) Гносеология | |
3) Онтология | |
4) Праксиология | |
5) Антропология | |
154. Цивилизационный подход, а также циклическое представление исторического развития характерно для работ: |
|
1) Аристотеля, Платона | |
2) А. Тойнби, О. Шпенглера | |
3) Маркса, Энгельса | |
4) Вольтера, Дидро | |
5) М. Вебера, В. Соловьева | |
155. Кто обосновал классовый подход в понимании ценностей? |
|
1) Ф.Ницше | |
2) К.Маркс | |
3) З.Фрейд | |
4) А.Шопенгауэр | |
5) В.Шеллинг | |
156. К числу основных методологических подходов к исследованию истории человечества относится: |
|
1) иррациональный подход | |
2) фальсификационный подход | |
3) эмоциональный подход | |
4) цивилизационный подход | |
5) экзистенциальный подход | |
157. Кто из философов утверждал, что все, к чему прикасается наука, дегуманизируется, поскольку перманентная цель науки – покорение природы? |
|
1) В. О.Тоффлер | |
2) С. И. Стенгерс | |
3) Е. Ф. Бэкон | |
4) Д. И. Пригожин | |
5) А. М. Хайдеггер | |
158. Какой раздел философии изучает цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса? |
|
1) онтология | |
2) философская антропология | |
3) гносеология | |
4) методология и философия науки | |
5) социальная философия и философия истории | |
159. «Глобальная деревня» - метафора, описывающая |
|
1) Традиционное общество | |
2) историческую альтернативу | |
3) догосударственное состояние общества | |
4) Патриархальную организацию общества | |
5) Интернет, Всемирную паутину | |
160. Географический детерминизм: |
|
1) теория коэволюции человека и техники | |
2) концепция, согласно которой географические условия предопределяют развитие общества | |
3) наиболее последовательно разработан в неотомизме | |
4) связывает успехи развития культуры с Великими географическими открытиями | |
5) отрицает влияние природных факторов на общественное развитие | |
161. Различают следующие направления развития |
|
1) Рефлексия и сублимация | |
2) Кризис и расцвет | |
3) Прогресс и регресс | |
4) Экспансия и агрессия | |
5) Движение и торможение | |
162. Восходящее развитие или прогресс: |
|
1) переход материи в дух | |
2) движение по горизонтали | |
3) движение от простого к сложному, от низшего к высшему | |
4) деградация биологических видов | |
5) утрата творческого начала | |
163. Наиболее существенным и всеохватывающим для начала современной НТР явилось: |
|
1) Развитие атомной энергетики | |
2) Химизация | |
3) Автоматизация производства | |
4) Освоение космоса | |
5) Экологизация производства | |
164. Эвтаназия означает: |
|
1) клиническая смерть | |
2) биологическая смерть | |
3) жизнь после смерти | |
4) Реанимация | |
5) «тихая» смерть | |
165. Основные признаки “субкультуры” |
|
1) консерватизм, невосприимчивость к новому | |
2) динамичность, адаптивность, мобильность | |
3) укорененность, традиционность, самобытность | |
4) автономность, альтернативность, контрарность | |
5) официальность, идеологичность, эпизодичность | |
166. Специфика философии: |
|
1) в практическом отношении к миру | |
2) в отсутствии возможности доказать, объяснить полученные выводы | |
3) в фанатизме | |
4) в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности | |
5) в догматизме | |
167. Элементы социальной системы: |
|
1) Государство, право, мораль, религия | |
2) Галактика и метагалактика | |
3) Атом, молекула, электрон | |
4) Литосфера, атмосфера | |
5) Природа и её составляющие | |
168. Мировоззрение представляет собой |
|
1) систему взглядов, определяющих общее понимание мира и места человека в мире | |
2) только строго научные взгляды | |
3) результат взаимосвязи души и тела | |
4) коллективное сверхсознание | |
5) систему донаучных взглядов | |
169. Майевтика: |
|
1) метод Аристотеля | |
2) раздел эстетики | |
3) сократовский метод установления истины | |
4) вид бытия | |
5) учение о бытии как существовании в мире | |
170. Религия как форма общественного сознания – это: |
|
1) Система нравственных заповедей | |
2) Совокупность ценностных ориентаций | |
3) Свобода индивидуального выбора | |
4) Совокупность взгляда отражающих веру в Бога | |
5) Научные высказывания и гипотезы | |
171. Регресс – это |
|
1) отступление в пространстве | |
2) потеря ориентации | |
3) разрушение противоречий | |
4) Деградация природы и общества | |
5) Зигзагообразность развития | |
172. Основное понятие философии Ф. Ницше |
|
1) абсолютная идея | |
2) точка Омега | |
3) воля к власти | |
4) эпифеномен | |
5) бессознательное | |
173. Представитель философии суфизма |
|
1) Платон | |
2) Ибн-Сина | |
3) аль-Фараби | |
4) аль-Кинди | |
5) Яссауи | |
174. Как называется духовное образование, выражающее отношение человека к предмету, значимому для него? |
|
1) Предмет | |
2) Ценность | |
3) Объект | |
4) Явление | |
5) Субъект | |
175. Кто обосновал необходимость переоценки ценностей в европейской культуре и является автором «неприятных» истин? |
|
1) Ф.Ницше | |
2) И.Кант | |
3) К.Маркс | |
4) И.Фихте | |
5) Ф.Шеллинг | |
176. Кто впервые ввел понятие «ценность»? |
|
1) А.Камю | |
2) М.Хайдеггер | |
3) К.Маркс | |
4) Р.Лотце | |
5) Г.Гегель | |
177. К теоретическим методам познания относится: |
|
1) описание | |
2) сравнение | |
3) идеализация | |
4) наблюдение | |
5) измерение | |
178. Р. Декарт: |
|
1) Утверждал, что «Я мыслю – следовательно, я существую» | |
2) Считал, что душа человека является материальной и протяженной | |
3) Утверждал, что сознание человека есть «чистая доска» | |
4) Подверг критике философские взгляды позитивистов | |
5) Доказал существование Бога | |
179. Основные понятия, связанные с Родиной, которые занимают центральное место в иерархии ценностей у казахов: |
|
1) Темир казык | |
2) Сырдарья | |
3) Сарыарқа | |
4) Жетісу | |
5) Атамекен, кіндік қаны тамған жер | |
180. Специфика казахской философии: |
|
1) развивалась только в средневековых городах Средней Азии | |
2) отражала особенности кочевой культуры и развивалась в форме поэзии | |
3) в основном обращалась к проблемам философии науки | |
4) развивалась в форме комментариев к священным текстам | |
5) в описании познавательных процедур | |
181. Объяснение сущности сознания и его происхождения в религиозно-философских учениях |
|
1) сознание результат эволюции человека в животном мире | |
2) сознание умирает вместе с телом | |
3) человек не обладает сознанием | |
4) сознание свойство высокоорганизованной материи | |
5) человек рассматривается как творение Бога | |
182. Процесс получения знания предполагает взаимодействие |
|
1) Движения и покоя | |
2) Субъекта и объекта | |
3) Материи и сознания | |
4) Идей и чувств | |
5) Времени и пространства | |
183. По вопросу о роли чувственного и рационального в процессе познания в истории философии сложились две прямо противоположные точки зрения: |
|
1) Рационализм и эмпиризм | |
2) Рационализм и эмпиризм | |
3) Плюрализм и деизм | |
4) Монизм и дуализм | |
5) Унитаризм и федерализм | |
184. Гносеология - это учение: |
|
1) о развитии вселенной | |
2) о бытии как таковом | |
3) о путях постижения истины | |
4) о сущности познания | |
5) о сущности познания | |
185. Автор теории «Двойственной истины» |
|
1) Кузанский | |
2) Л. да Винчи | |
3) Ибн-Рушд | |
4) Монтень | |
5) Аристотель | |
186. Уровни научного познания: |
|
1) Диалектический и символический | |
2) Символический и психологический | |
3) Чувственный и рациональный | |
4) Религиозный и мифологический | |
5) Эмпирический и теоретический | |
187. Практику возможно определить как: |
|
1) Вид знания | |
2) Заблуждение | |
3) Синтетическое отношение | |
4) Основу и источник познания | |
5) Препятствие познания | |
188. Рефлексия – это |
|
1) Тип истины | |
2) Синоним априорного знания | |
3) Исторический тип мировоззрения | |
4) Практическая проверка знаний | |
5) Принцип мышления, направленный на осмысление и осознание самого себя | |
189. Абсолютизация позитивной роли науки в жизни общества, в системе культуры: |
|
1) гносеология | |
2) эпистемология | |
3) сциентизм | |
4) наукофобия | |
5) антисциентизм | |
190. Классическое общефилософское утверждение гласит, что личность человеческая … |
|
1) Социальна по своей природе | |
2) Результат божественного творения | |
3) Что-то неуловимое и неопределенное | |
4) Результат эксперимента | |
5) Вид конформизма | |
191. Факторы, позволивший человечеству выделиться из природной среды — … |
|
1) Эксперимент инопланетян | |
2) Совокупность психологических черт | |
3) Трудовая деятельность, общение | |
4) Развитие телесных качеств | |
5) Брачные обряды, религия | |
192. Детерминизм является учением: |
|
1) о непознаваемости мира | |
2) учение о свободной воле | |
3) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности | |
4) о божественной предопределенности | |
5) направлением антропологии, отрицающем свободу человека | |
193. Философы периода Казахского Просвещения: |
|
1) Шокан Валиханов, Ыбырай Алтынсарин | |
2) Аль-Фараби, Аль-Газали | |
3) Казтуган-жырау, Шалкииз | |
4) Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари | |
5) Актамберды-жырау, Доспамбет | |
194. Вопрос о смысле и ценности жизни связан с проблемами: |
|
1) смерти и бессмертия человека | |
2) осознания конечности жизни человека | |
3) гносеологическим оптимизмом | |
4) теодицеи | |
5) осознанию принципиальной непознаваемости мира | |
195. Идеал: |
|
1) методология достижения истины | |
2) религиозное понятие | |
3) результат радикального сомнения | |
4) выражает частные интересы людей | |
5) выражает высшую цель стремлений и деятельности человека | |
196. Деонтология - это: |
|
1) дуализм | |
2) монизм | |
3) теории пользы | |
4) теория долга | |
5) теория духовного | |
197. Понимание свободы Ж.-П. Сартра характеризует тезис: |
|
1) Все действительное разумно | |
2) Свобода – это гуманизм | |
3) Свобода – это свобода выбора, которую никто не может отнять у человека | |
4) Все абсурдно | |
5) Жизнь и судьба человека предопределены | |
198. Волюнтаризм наиболее характерен для этического иррационализма: |
|
1) Маркса, Энгельса | |
2) Шопенгауэра, Ницше | |
3) Ибн Сины, Аль Фараби | |
4) Платона, Сократа | |
5) Канта, Гегеля | |
199. Представителем философии эпохи Возрождения является: |
|
1) Б. Спиноза | |
2) Р. Декарт | |
3) П. Абеляр | |
4) Н. Кузанский | |
5) Эпикур | |
200. Идея антропоцентризма принадлежит эпохе |
|
1) Нового времени | |
2) Средневековья | |
3) Возрождения | |
4) Просвещения | |
5) Античности | |
201. Что являлось центральной проблемой в философии Н. Кузанского: |
|
1) ученое незнание | |
2) рациональное познание | |
3) теория двойственной истины | |
4) учение о монадах | |
5) учение о «врожденных идеях» | |
202. Философ Нового времени, который ввел термин «монада» как духовную единицу бытия: |
|
1) Бэкон | |
2) Локк | |
3) Декарт | |
4) Лейбниц | |
5) Гоббс | |
203. О характере изменений мира в целом учит: |
|
1) история | |
2) астрономия | |
3) химия | |
4) биология | |
5) диалектика | |
204. Принцип «двойственной истины» заключает в себе: |
|
1) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным | |
2) признание равноправными двух начал: духа и материи | |
3) представление о Боге как источнике знания | |
4) представление об относительности истины | |
5) разделение научной и религиозной истин | |
205. Ф. Бекон различает четыре вида идола или призраков. Определите, что не относится к идолам, признакам? |
|
1) Идолы рода | |
2) Идолы пещеры | |
3) Идолы Вселенной | |
4) Идолы площади | |
5) Идолы театра | |
206. О врожденных идеях было изложено в философии рационализма 17 в. |
|
1) Декартом | |
2) Лейбницем | |
3) Бэконом | |
4) Спинозой | |
5) Гоббсом | |
207. Понятие субстанции характерно для философии: |
|
1) Мо-цзы | |
2) П. Абеляра | |
3) А. Камю | |
4) Р. Декарта | |
5) М. Хайдеггера | |
208. Основным методом получения истинных фактов считал дедукцию: |
|
1) Дж. Локк | |
2) Р. Декарт | |
3) Мальбранш | |
4) Ф. Бэкон | |
5) Б. Паскаль | |
209. Проблему онтологии Р. Декарт решает: |
|
1) дуалистически | |
2) монистически | |
3) плюралистически | |
4) архаически | |
5) скептически | |
210. «Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения? |
|
1) Аль – Фараби | |
2) Р. Декарт | |
3) Г. Гегель | |
4) Платон | |
5) Аль – Кинди | |
211. Учение о единой субстанции разработал: |
|
1) Б. Спиноза | |
2) Т. Гоббс | |
3) Дж. Бекон | |
4) Дж. Локк | |
5) Д. Юм | |
212. Основным методом получения истинных фактов в “Новом Органоне” считал индукцию: |
|
1) Дж. Локк | |
2) П. Гассенди | |
3) Р. Декарт | |
4) Б. Паскаль | |
5) Ф. Бэкон | |
213. «Оно», «Я» и «сверх-Я» - понятия: |
|
1) феноменологии | |
2) фрейдизма | |
3) структурализма | |
4) экзистенциализма | |
5) позитивизма | |
214. В философии Нового времени было два следующих направления: |
|
1) абсурдизм – нигилизм | |
2) правильного ответа нет | |
3) агностицизм-идеализм | |
4) номинализм-реализм | |
5) эмпиризм-рационализм | |
215. Понятие “монады” относится к философии: |
|
1) Ф. Аквинского | |
2) Г. Лейбница | |
3) Эпикура | |
4) П. Гассенди | |
5) Ф. Бэкона | |
216. Ф. Бэкон был представителем направления: |
|
1) волюнтаризма | |
2) иррационализма | |
3) номинализма | |
4) рационализма | |
5) эмпиризма | |
217. Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена проблемам: |
|
1) бытия | |
2) гносеологии | |
3) аксиологии | |
4) политики | |
5) общества |