Тест: философия


Список вопросов


1. Философия возникла

1) в Древней Греции
2) в Древней Индии
3) одновременно в Древних Индии, Китае и Греции
4) в Древнем Китае
5) в Европе

2. Первоначальное значение понятия “диалектика”:

1) искусство спора
2) любовь к прекрасному
3) степень познания
4) человек как часть мироздания
5) мировая душа

3. Философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их величину и расположение относительно друг друга.

1) Структура
2) Система
3) Материя
4) Пространство
5) Время

4. Пантеизм - это:

1) о сущности человеческой истории
2) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, отождествляя их
3) о сущности познания, о путях постижения истины
4) учение, о духовной культуре общества
5) учение, утверждающее познаваемость мира

5. Гилозоизм - это:

1) учение о бытии как таковом
2) учение о духовной культуре общества и человека
3) учение о природе
4) учение о мире как таковом
5) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи

6. Одно из важнейших сочинений К. Поппера, посвященное проблеме развития общества

1) Трактат о взглядах жителей добродетельного города
2) Государь
3) Город солнца
4) Утопия
5) Открытое общество и его враги

7. Гносеологический оптимизм означает признание

1) допущения некоторых врожденных идей
2) принципиальной познаваемости мира
3) человека как субъекта и объекта познания
4) сотворенности мира богом
5) непознаваемости мира

8. Главное убеждение Сократа заключалось в том, что истинная нравственность, высшая добродетель – это:

1) бог
2) знание
3) религия
4) религия
5) вера

9. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии и научном познании связана с направлением:

1) рационализма
2) реализма
3) гедонизма
4) скептицизма
5) сенсуализма

10. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

1) дедукция
2) индукция
3) анализ
4) синтез
5) эксперимент

11. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

1) Возрождения
2) Нового времени
3) в XX веке
4) средних веков
5) Античности

12. Определение человека как политического животного принадлежит:

1) Ф. Фукуяме
2) Аристотелю
3) В. Франклу
4) А. Камю
5) Э. Кассиреру

13. «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины:

1) Экзистенциализма
2) Феноменологии
3) Аналитической философии
4) Структурализма
5) Постпозитивизма

14. Как К.Маркс решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания?

1) Общественное бытие (общественное производство) определяет общественное сознание
2) Общественное бытие и общественное сознание не зависят друг от друга
3) Общественное бытие и общественное сознание исключают друг друга
4) Общественное бытие определяется общественным сознанием
5) Общественное бытие и общественное сознание равнозначны во взаимодействии

15. Философское учение о сущности и существовании человека:

1) Этика
2) антропология
3) гносеология
4) эстетика
5) онтология

16. Воззрение, которое основывается на ценности человека как личности, праве человека на свободу, счастье, благополучие:

1) антисциентизм
2) антропоморфизм
3) неотомизм
4) Гуманизм
5) томизм

17. Учение, суть которого состоит в том, что удовольствие является единственным благом:

1) Силлогистика
2) Майевтика
3) Панлогизм
4) Гилозоизм
5) Гедонизм

18. Силлогистика

1) синтетическое суждение
2) трансцендентный императив
3) категорический императив
4) антиномия
5) гипотетический принцип

19. «Будь человеком» - основная мысль этической концепции:

1) Абая
2) М. Дулатова
3) И. Алтынсарина
4) Ш. Кудайбердиева
5) Ч. Валиханова

20. Философское наследие Бухар-жырау отражено

1) В призывах поддержки идеи военного союза с Джунгарией
2) В одах, восхваляющих правителя Российской империи
3) В стихах, восхваляющих деятельность биев и султанов, направленных на единство народа
4) В ритуалах, обрядах
5) В стихах, восхваляющих деятельность биев и султанов, направленных на единство народа

21. Этическое начало лежит в основе всякой культуры полагал:

1) Эпикур
2) Швейцер
3) Маркс
4) Энгельс
5) Спенсер

22. Организация западных ученых, социологов, общественных деятелей, сформулировавшая понятие "глобальные проблемы"

1) ООН
2) ЮНЕСКО

23. Принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира, но отрицающий при этом его вмешательство в дальнейшее развитие мироздания….

1) теоцентризм
2) гуманизм
3) деизм
4) креационизм
5) креационизм

24. Что означает термин «коэволюция»:

1) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы
2) взаимодействие индивида и общества
3) современная теория креационизма
4) синоним эволюционного подхода
5) принцип эпистемологии

25. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется …

1) Перипатетизм
2) Идеализм
3) Материализм
4) Гилозоизм
5) Мистицизм

26. Что такое теология?

1) учение о космосе
2) жизнь Бога
3) родословная Богов
4) учение о Логосе
5) учение о Боге

27. Философы, которые относятся к арабской средневековой философии?

1) Сократ, Платон, Аристотель
2) Кант, Фихте, Гегель
3) Тойнби, Шпенглер, Вебер
4) Вольтер, Руссо, Дидро
5) Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд

28. В творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи:

1) Ы. Алтынсарин
2) Х.А. Яссауи
3) С. Бакыргани
4) м. Кашгари
5) А. Кунанбаев

29. Кто из мыслителей создал философскую поэму «Кутадгу билик»?

1) Ж. Баласагуни
2) М. Кашгари
3) С. Бакыргани
4) Х.А. Яссауи
5) Х.А. Яссауи

30. Кто из казахских мыслителей связывает основной принцип моральной концепции с изречением «будь человеком»:

1) аль-Фараби
2) Х.А. Яссауи
3) С. Бакыргани
4) М. Кашгари
5) А. Кунанбаев

31. В чем состоит сущность иррационализма?

1) Направление в философии, считающее, что мир можно познать опытным путем
2) Направление в философии, делающей основой миропонимания нерациональные формы познания (интуиция, вживание, переживания)
3) Направление в философии, считающее, что мир можно познать в синтезе опыта и разума
4) Направление в философии, делающей основой миропонимания разум
5) Направление в философии, считающее, что мир можно познать только научным методом

32. Кто из философов создал основные категории диалектики:

1) И. Кант
2) И. Фихте
3) К. Маркс
4) Л. Фейербах
5) Г. Гегель

33. Какое направление русской философии фокусируется на судьбах России и ее роли в мировом историческом процессе?

1) Персонализм
2) Славянофильство
3) Западничество
4) Экзистенциализм
5) Модернизм

34. Как называется направление в русской философии ХIХ в., основанное на вере в православие и народность, идее общины?

1) Западничество
2) Космизм
3) Славянофильство
4) Анархизм
5) Позитивизм

35. Кто отмечает дедукцию как основной метод познания:

1) Дж. Локк
2) Ф. Бэкон
3) Дж. Локк
4) Р. Декарт
5) Ибн -Халдун

36. Ибн -Халдун

1) Человек есть совокупность общественных отношений
2) Сущность человека иррациональна и скрыта, проявляется через внутренний мир и в ситуации выбора
3) Сущность человека иррациональна и скрыта, проявляется через внутренний мир и в ситуации выбора
4) Человек- высший продукт природы
5) Человек- нравственное существо

37. «Априори», «апостериори», «антиномия», какой еще термин относится к философии И.Канта:

1) верификация
2) ассимиляция
3) вещь-в-себе
4) материя
5) фальсификация

38. Кому принадлежит идея обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой «войну всех против всех» является причиной, обуславливающей необходимость государства и права.

1) Сократу
2) О. Конту
3) Канту
4) Т. Гоббсу
5) Аристотелю

39. Кого называют «вторым учителем»:

1) аль-Фараби
2) аль-Кинди
3) аль-Газали
4) Ибн-Сина
5) Ибн -Халдун

40. Кто исследовал индукцию как метод познания:

1) Ибн -Халдун
2) Ф. Бэкон
3) Ибн-Сина
4) Дж. Локк
5) Р. Декарт

41. Фундаментальное понятие философии К. Юнга:

1) эго
2) архетип ценностей
3) архетип коллективного бессознательного
4) архетип индивидуального бессознательного
5) супер-эго

42. Каким философом ХХ века была провозглашена идея конца культуры

1) З. Фрейдом
2) А. Шопенгауэром
3) А. Тойнби
4) О. А. Шпенглером
5) Ф. Ницше

43. Что было предметом размышлений Асан- Кайгы?

1) Жизнь человека на родной земле, счастье и смысл его жизни
2) Формы и методы познания, источники знания
3) Бытие, его формы, структура мира
4) Бог и пути его постижения
5) Наука и ее роль в обществе

44. Основной философский труд Шакарима — “Три …”:

1) Нравственных закона
2) Товарища
3) Истины
4) Наставления
5) Заблуждения

45. Какие идеи развиваются во второй половине ХIХ века в Казахстане?

1) Иррационализма
2) Просвещения
3) Возрождения
4) Реформации
5) Эмпиризма

46. В творчестве какого казахского мыслителя этнографические, исторические, географические исследования приобрели философский характер:

1) Ы. Алтынсарин
2) Х.А. Яссауи
3) С. Бакыргани
4) М. Кашгари
5) Ч. Валиханов

47. Философское направление, признающее разум за основу познания:

1) Иррационализм
2) Гилозоизм
3) Сенсуализм
4) Рационализм
5) Агностицизм

48. Что означает в переводе «гуманизм»:

1) познание
2) человечность
3) истина
4) идея
5) материя

49. Религиозное учение о конечной судьбе мира и человека:

1) Апологетика
2) Экзегетика
3) Гносеология
4) Онтология
5) Эсхатология

50. В философии «агностицизм» понимается как:

1) теория ценностей
2) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания
3) рассмотрение объектов познания
4) указание на религиозный опыт как единственный источник познания
5) метод познания

51. Важнейшей особенностью философии является то, что она:

1) всегда ставит непреходящие, вечные вопросы человеческого бытия
2) основана на религии, теологии
3) всегда носит атеистический характер
4) обладает окончательной, абсолютной истиной
5) призывает стремиться к материальным благам

52. Под понятием «исторический тип философии» понимается

1) философские системы сложившиеся в древности
2) философские направления Востока и Запада
3) философы и ученые относящееся к одной философской школе
4) философы различных исторических периодов, которых объединяет одна идея, проблема
5) философы разных взглядов и убеждений, но сформировавшиеся в едином пространстве и времени культуры

53. Традиция приписывает введение термина “философия”

1) Пифагору
2) Зенону
3) Аристотелю
4) Плотину
5) Фалесу

54. Один из первых греческих философов, математик, один из «Семи мудрецов»

1) Цицерон
2) Платон
3) Сократ
4) Аристотель
5) Фалес

55. Тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы, Бога

1) антропоцентризм
2) теоцентризм
3) мифотворчество
4) практицизм
5) космоцентризм

56. Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то ее деятельность связана с2

1) гуманистической функцией
2) прогностической функцией
3) критической функцией
4) научной функцией
5) мировоззренческой функцией

57. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования?

1) Наука о человеке
2) Наука о справедливости
3) Наука о жизни
4) Наука о совести
5) Наука о добре

58. Определение «Философия - служанка богословия» характеризует период

1) Просвещения
2) Античности
3) Нового времени
4) Возрождения
5) Средневековья

59. Авиценна - западное прочтение имени:

1) Аль-Кинди
2) Ибн-Рушд
3) Аль-Газали
4) Ибн-Сина
5) Ибн-Араби

60. Что такое сублимация?

1) Это импульсы, влечения, страсти, которые не осознаются человеком
2) Перемещение бессознательной энергии в деятельность
3) Та часть психики, которая обусловлена воспитанием и культурой
4) Способность сознания анализировать бессознательное
5) Мысли, эмоции, человека, являющиеся объектом познания

61. Философское направление, признающее существование двух независимых начал, субстанций:

1) монотеизм
2) дуализм
3) политеизм
4) плюрализм
5) монизм

62. Понятие «атом» в переводе с греческого означает:

1) Неделимый
2) Простой
3) Сложный
4) Изменчивый
5) Непростой

63. Универсальной формой существования материи является:

1) ограниченность в пространстве
2) дух
3) неподвижность
4) движение
5) сознание

64. Первым в истории философской мысли теоретически осмыслил категорию бытие

1) Кант
2) Августин
3) Пифагор
4) Парменид
5) Хайдеггер

65. Фрейду принадлежит открытие проблемы

1) сознания
2) нравственности
3) эмпатии
4) Фрейду принадлежит открытие проблемы
5) воли

66. Что можно отнести к основным признакам постиндустриального общества

1) Капитал и собственность
2) Машинное оборудование
3) Знания и труд
4) Землю и простые орудия труда
5) Информацию и знание

67. Термин «Глобальная деревня» ввел

1) П. Фейерабенд
2) Ж. Лиотар
3) М. Маклюэн
4) О. Конт
5) Д. Бэлл

68. В ранней философии категория «сознание» определялась через понятие

1) апейрон
2) атом
3) душа
4) логос
5) гносис

69. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

1) материализм
2) скептицизм
3) рационализм
4) идеализм
5) эмпиризм

70. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

1) абстрактна
2) критична
3) абсолютна
4) объективна
5) субъективна

71. Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется:

1) критическим
2) абстрактным
3) обыденным
4) теоретическим
5) научным

72. Логическая операция перехода от частного к общему называется

1) пропаганда
2) предрассудок
3) заблуждение
4) иллюзия
5) критика

73. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

1) дефиниция
2) категория
3) слово
4) символ
5) восприятие

74. Что означает «пограничная ситуация» в экзистенциализме?

1) Ситуацию между взрослыми и подростками
2) Ситуацию между жизнью и смертью
3) Ситуацию межличностную
4) Ситуацию геополитическую
5) Ситуацию межгосударственную

75. Согласно учению Ницше, место умершего бога должен занять

1) правитель
2) сверхчеловек
3) новый бог
4) комедиант
5) пророк

76. Как Ж.П.Сартр определяет свободу?

1) Свобода- это добровольное следование установленным нормам
2) Свобода- это следование своей собственной природе
3) Свобода- это осознанная необходимость
4) Свобода- это добровольное следование долгу
5) Свобода- это способ бытия человека, это выбор, на что обречен человек и за что он несет ответственность

77. В чем суть человеческой жизни согласно Буддизму

1) Общение
2) Жизнь в обществе
3) Счастье
4) Страдание
5) Труд

78. Какие формы движения характерны неживой материи согласно классификации форм движения Ф.Энгельса?

1) социальная
2) Ядерная реакция, питание, адаптация
3) Физическая, питание, обмен веществ
4) Механическая, питание, размножение
5) Механическая, физическая, химическая

79. Бытие – это…

1) философское понятие, обозначающее все, что существует
2) философское понятие, обозначающее все, что существует объективно
3) философское понятие, обозначающее все, что существует само по себе и через себя
4) философское понятие, обозначающее все, что существует субъективно
5) философское понятие, обозначающее изменения происходящие в мире вещей

80. Сократ придерживался мнения, что высшей ценностью является

1) добродетель
2) власть
3) власть
4) материальное богатство
5) Бог

81. Что такое герменевтика?

1) Учение о чистой модели рациональности
2) Учение о практической полезности знания
3) Учение о феноменах человеческого сознания
4) Искусство и теория истолкования текстов
5) Объяснение мира исходя из него самого

82. Благо – это ценность

1) религиозная
2) имеющая разрушительный смысл
3) имеющая исключительно духовный смысл
4) связанная с материальными интересами
5) на которую главным образом направлены человеческие достижения

83. Учение о морали, нравственности

1) Антропология
2) Онтология
3) Эстетика
4) Гносеология
5) Этика

84. В своих высказываниях Конфуций отмечает, что «Чрезмерность так же плоха, как и отставание», поясняя важнейший этический, антропологический и социально-политический принцип -

1) Путь неба
2) Принцип дуализма
3) Перфекционизм
4) Путь золотой середины
5) Путь аскезы

85. Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения?

1) Августин
2) Маркузе
3) Мао Цзэдун
4) Мальтус
5) Августин

86. Понимание общественной жизни через законы и категории биологии характеризует

1) Социальный дарвинизм
2) Структурализм
3) Аналитическую философию
4) Экзистенциализм
5) Постпозитивизм

87. «Философия истории» - термин, введенные в оборот и последовательно представленный в рассуждениях об обществе и принципах его бытия у …

1) Ясперса
2) Вольтера
3) Маркса
4) Канта
5) Гегеля

88. Эстетика – это

1) Наблюдение за природой
2) Качество предметов
3) Гармония
4) Раздел философии
5) Учение «у-син»

89. Как называется философское учение о развитии, о всеобщих связях и взаимодействии?

1) Догматика
2) Софистика
3) Эклектика
4) Диалектика
5) Майевтика

90. Ведущая роль в постиндустриальном обществе принадлежит

1) Сельскому хозяйству
2) Информационным технологиям
3) Добывающей промышленности
4) Земле и простым орудиям труда
5) Добыче природных ресурсов

91. Какое направление в философии ХХ в. выдвигает на первый план проблему жизни и смерти человека

1) неотомизм
2) схоластика
3) экзистенциализм
4) томизм
5) томизм

92. Рефлексивный тип мировоззрения:

1) Самовосприятие
2) Вера
3) Философия
4) Мифология
5) Религия

93. Как называется в философии теория познания

1) эстетика
2) этика
3) гносеология
4) герменевтика
5) аксиология

94. Как называется уровень научного познания, который обобщает данные опыта и выводит из них концепции?

1) Интуитивный
2) Эмпирический
3) Теоретический
4) Дедуктивный
5) Абстрактный

95. Как называется уровень научного познания, основу которого составляет опыт, наблюдение?

1) Абстрактный
2) Эмпирический
3) Дедуктивный
4) Теоретический
5) Интуитивный

96. Как называется совокупность принципов, приемов, правил, которыми надо руководствоваться в процессе познания?

1) Воображение
2) Интуиция
3) Чувства
4) Разум
5) Метод

97. Основные проблемы этики

1) проблема пространства и движения
2) проблема необходимого
3) проблема критериев добра и зла
4) проблема свободы воли
5) проблема субстанции

98. Какая форма мышления отражает общие, существенные признаки и свойства предметов и явлений?

1) умозаключение
2) гипотеза
3) понятие
4) суждение
5) доказательство

99. Как называется истина, содержание которой не зависит от человека?

1) Интуитивная истина
2) Относительная истина
3) Абсолютная истина
4) Объективная истина
5) Субъективная истина

100. Основными составляющими суфизма принято считать:

1) Гедонизм и скептицизм
2) Аскетизм и мистицизм
3) экзорцизм и сатанизм
4) Политеизм и анимизм
5) Эвдемонизм и дуализм

101. Политеизм и анимизм

1) Понятия о власти, о государстве, его сущности, формах, устройстве
2) Фантастическое отражение внешних сил, которые господствуют над людьми в повседневной жизни
3) Отражение мира в художественных образах и преобразование мира по законам красоты
4) Представления о добре, благе, должном, справедливости, ответственности
5) Представления и понятия о правопорядке, законе

102. Научные знания отличаются от других знаний:

1) Наивностью и догматичностью
2) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной
3) своей исключительной эстетической ценностью
4) доказательностью и обоснованностью
5) Эмоциональностью и образностью

103. Что является предметом социальной философии?

1) Сознание
2) Природа
3) Познание
4) Бытие
5) Общество

104. В число основных вопросов философии истории входят:

1) фальсификация исторических фактов
2) вопросы гносеологии и эпистемологии
3) критика археологических знаний
4) критерии исторического прогресса
5) Закон исключенного третьего

105. Главное в триединстве “воли, разума, сердца” Абая:

1) Рассудительность
2) Настойчивость
3) Воля
4) Сердце
5) Разум

106. Какой признак характерен для постиндустриального общества

1) Развитие обрабатывающих отраслей
2) Приоритет отдается сфере услуг
3) Преобладание промышленности
4) Нет преимуществ в труде
5) Приоритетно сельское хозяйство

107. Что такое общественно- экономическая формация?

1) Этап развития, форма общества в основе которого лежит определенный способ производства
2) Стадия в развитии цивилизации
3) Деление общества на социальные группы в зависимости от доходов, занятий
4) Стадия в развитии материальной сферы
5) Культурно- исторический тип

108. Среди представителей казахской интеллигенции, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие казахской философии начала ХХ в. огромную роль сыграли

1) Роллан Сейсенбаев, Дулат Исабеков
2) Миржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов
3) Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов
4) Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари
5) Ибн Сина, аль-Газали

109. Какое положение лучше всего выражает суть идеалистического понимания истории?

1) Идеи правят миром
2) История общества зависит от самих людей
3) Политика определяет историю общества
4) Все зависит от настроения великого человека
5) Все зависит от экономики

110. Что такое общество?

1) Это процесс взаимодействия человека с природой
2) Это процесс материального производства благ для удовлетворения потребностей людей
3) Это процесс духовного производства знаний, идей
4) Это социальная реальность, сущность которой состоит в отношениях и связях между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности
5) Это атомарная сумма отдельных индивидов

111. Укажите исторические типы мировоззрения, предшествовавшие философскому

1) Религиозное, мифологическое
2) Экзистенциализм, гуманизм
3) Научное, теоретическое
4) Атеизм, постмодернизм
5) Монотеизм, неотомизм

112. Какое из перечисленных понятий можно отнести к философским категориям

1) электрон
2) гравитация
3) валентность
4) атом
5) бытие

113. В чем просветители видели источник исторического прогресса?

1) В развитии человеческого разума, науки, образовании, воспитании человека
2) В социальной революции
3) В развитии экономики
4) В религии и церкви
5) В классовой борьбе

114. Назовите представителя философского идеализма

1) Г. Гегель
2) Т. Гоббс
3) К. Маркс
4) Ф. Энгельс
5) А. Камю

115. Что можно отнести к ведическим текстам

1) Книгу перемен
2) Упанишады
3) Книга букв
4) Книгу песен
5) Авесту

116. Назовите представителей философского материализма

1) М. Хайдеггер
2) Д. Юм
3) К. Маркс
4) Дж. Беркли
5) А. Камю

117. Укажите характерные особенности большинства философских учений Древней Индии

1) исследование познавательных способностей личности
2) разработка научной методологии
3) исследование логики
4) существенная связь с наукой
5) большое значение уделялось практическим этико-психологическим проблемам

118. Укажите основные проблемы философии Конфуция

1) искусство управления государством, воспитание человека
2) изучение и разработка методов познания
3) доказательство существования абсолюта
4) изучение природы вещей
5) исследование логики

119. Согласно философии И. Канта с какими трудностями сталкивается человек в процессе познания:

1) непротиворечивость теоретического познания
2) ограниченность познавательных возможностей
3) неограниченность познавательных возможностей
4) практикой
5) абсолютное тождеств объективного и субъективного

120. Какие черты раскрывают сущность средневековой западноевропейской философии

1) Теоцентризм, креационизм
2) Фетишизм, тотемизм
3) Космоцентризм, плюрализм
4) Позитивизм, рационализм
5) Сциентизм, анимизм

121. Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:

1) теоцентризм
2) антропоцентризм
3) провиденциализм
4) креационизм
5) символизм

122. Укажите труды аль-Фараби

1) Книга исцеления
2) Мир как воля и представление
3) По ту сторону добра и зла
4) Государь
5) Трактат о взглядах жителей добродетельного города

123. Кто из российских ученых развивал космическую философию:

1) Н.Г. Чернышевский
2) Н.Г. Чернышевский
3) В.И. Вернадский
4) Н. Бердяев
5) М. Ломоносов

124. Кто из представителей русской философии были известными славянофилами

1) В.С. Соловьев, А. Герцен
2) А.С. Хомяков, И. П. Киреевский
3) Н.С. Трубецкой
4) Н.Г. Чернышевский
5) В. Белинский, П. Чаадаев

125. В чем состоит сущность цивилизационной теории исторического развития?

1) История предстает как развитие и смена самостоятельных, ничем не связанных друг с другом цивилизаций
2) История общества предстает как закономерная смена общественно- экономических формаций
3) Сущность общества, уровень его развития выводит из природно- географических условий жизни общества
4) История человечества есть проявление развития объективного и абсолютного духа
5) История общества предстает как классовая борьба

126. В чем состоит сущность формационной теории исторического развития?

1) История общества предстает как христианизация
2) История человечества есть проявление развития абсолютного духа
3) История общества предстает как закономерная смена общественно- экономических формаций
4) История предстает как развитие и смена цивилизаций
5) Развитие общества выводит из природно- географических условий его жизни

127. В чем формационная теория видит источник развития общества?

1) В человеческой субъективности
2) В божественном разуме
3) В противоречии между производительными силами и производственными отношениями
4) В человеческом разуме
5) В природно- географических условиях

128. Философские произведения эпохи Возрождения, которые носят социально-утопический характер

1) Государь
2) Об общественном договоре
3) Гармония
4) Атлантида
5) Город Солнца

129. Античная философия - это учения:

1) Древней Греции и Древнего Рима
2) Арабского Востока и Египта
3) Германии и Скандинавии
4) Византии и Шумера
5) Древнего Китая и Древней Индии

130. Каково марксистское понимание сущности человека?

1) Космо-планетарное
2) Идеально-духовное
3) Идеально-духовное
4) Теологическое
5) Социально- трудовое

131. В каком понятии обозначается уникальность, неповторимость, самобытность человека во всем богатстве его свойств и качеств?

1) Особа
2) Индивид
3) Личность
4) Индивидуальность
5) Персона

132. Исторически многие гуманитарные и естественные науки

1) достигли полного, абсолютного знания
2) противоречат философии
3) достигли полного, абсолютного знания
4) появились в древности и никак не связаны с философией
5) Исторически многие гуманитарные и естественные науки

133. Философские категории:

1) отражают наиболее общие связи и отношения реальности
2) используются только в философии
3) содержат минимум абстракции
4) конкретны и предметны
5) основаны на наблюдении конкретных свойств реальности

134. Для философии и методологии Р. Декарта характерно:

1) призыв подвергать сомнению абсолютно все
2) критика рационализма
3) утверждение приоритета веры перед разумом
4) разработка теории эмпиризма
5) формулировка онтологического доказательства бытия Бога

135. Философия Нового времени

1) Философия ХХ – ХХІ веков
2) период развития философии на Арабском Востоке
3) период который называют эпохой научной революции
4) период, который характеризуется приматом веры на разумом
5) период развития философии VII-XII веков

136. Что характеризует понятие «личность» в человеке?

1) Видовое
2) Социальное
3) Родовое
4) Биологическое
5) Физическое

137. Произведение Ж. Деррида

1) Исповедь
2) Размышление о методе
3) Критика чистого разума
4) О грамматологии
5) Капитал

138. Материализм:

1) философская теория, основанная на предположении о том, что в мире не существует ничего, помимо материи
2) философская теория, утверждающая непознаваемость мира
3) теория, утверждающая что в мире существуют только духи
4) теория о сотворении мира богом из неживой материи
5) утверждает, что материя конечна

139. Какие формы отражения выделяются в процессе развития материи?

1) Пассивное отражение в неживой материи, активное отражение в живой материи, психическое отражение, сознание
2) Механическое, физическое, химическое, биологическое формы движения
3) Материальное производство, социальное действие
4) Перемещение тел в пространстве
5) Направленное движение материи от низшего к высшему

140. Синергетика:

1) Диалектика
2) Теория объясняющая механизм сотворения человека
3) Теория самоорганизации сложных систем
4) Раздел психологии
5) Синоним современной гносеологии

141. Какая идея характеризует воззрения Дж. Бруно:

1) Идея бесконечности вселенной
2) Борьба добра и зла
3) Антропоморфизм
4) Представление о свободной воле
5) Идея развития человечества от Земного Града к Граду Небесному

142. Как называется процесс формирования социальных качеств человека, усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей?

1) Социализация
2) Аккультурация
3) Обобществление
4) Цивилизация
5) Антропосоциогенез

143. Представитель философии персонализма, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации:

1) Р. Карнап
2) И. Лакатос
3) Э. Дюркгейм
4) Г. Спенсер
5) Н.А Бердяев

144. В центре философии представителей экзистенциализма находится проблема человеческой свободы:

1) Ф. Ницше, А. Бергсон
2) Р. Карнап, Ж. Лакан
3) М. Шлик, Р. Рорти
4) Т. Кун, К. Поппер
5) Ж.П. Сартр, К. Ясперс

145. Как называется социальный пол, т.е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью?

1) маскулинность
2) Гендер
3) Архетип
4) Сексизм
5) Феминность

146. Аскетизм в этике:

1) отказ от принципа сомнения в познании
2) утверждение, что цель человеческой жизни в достижении счастья
3) учение, основанное на стремлении к практической пользе
4) стремление к удовольствиям
5) отказ от мирских благ и наслаждений

147. Прагматизм как направление в философии морали исходит из того, что

1) смысл жизни усматривает в достижении успеха
2) мир не познаваем
3) смысл жизни в аскезе и поисках самого себя
4) все предопределено свыше
5) мир состоит из мгновенных вспышек, дхарм

148. Раздел прикладной этики

1) Аскетизм
2) Биоэтика
3) Теории блага
4) Теории счастья
5) Теории долга

149. В чем состоит сущность сознания?

1) Сознание- это физиологический процесс протекающий в организме
2) Сознание- свойство высокоорганизованной материи отражать мир в идеальных образах
3) Сознание- объективная вещественная реальность
4) Сознание- это особый вид материи
5) Сознание- свойство всей материи

150. Что такое самосознание?

1) Высшая нервная система человека
2) Атомно- молекулярная структура, лежащая в основе организма
3) Анатомия и физиология человека
4) Способность сознания отражать свое собственное содержание
5) Обмен веществ, протекающий в организме человека

151. Кто разработал учение о том, что решающим фактором развития культуры и цивилизации является ответ на вызов истории или природы?

1) Х.Ортега-и-Гассет
2) О.Шпенглер
3) А.Тойнби
4) Н.Данилевский
5) П.Сорокин

152. Какие цивилизации О.Шпенглер называет локальными?

1) Цивилизации, основу которых составляет уровень развития техники
2) Цивилизации, взаимодействующие друг с другом
3) Цивилизации, противостоящие, друг другу как чуждые
4) Самостоятельные, ничем не связанные друг с другом цивилизации, адаптированные к природной среде
5) Цивилизации, наследующие достижения предшествующих цивилизаций

153. Как называется философская теория, предметом которой выступают природа ценностей?

1) Аксиология
2) Гносеология
3) Онтология
4) Праксиология
5) Антропология

154. Цивилизационный подход, а также циклическое представление исторического развития характерно для работ:

1) Аристотеля, Платона
2) А. Тойнби, О. Шпенглера
3) Маркса, Энгельса
4) Вольтера, Дидро
5) М. Вебера, В. Соловьева

155. Кто обосновал классовый подход в понимании ценностей?

1) Ф.Ницше
2) К.Маркс
3) З.Фрейд
4) А.Шопенгауэр
5) В.Шеллинг

156. К числу основных методологических подходов к исследованию истории человечества относится:

1) иррациональный подход
2) фальсификационный подход
3) эмоциональный подход
4) цивилизационный подход
5) экзистенциальный подход

157. Кто из философов утверждал, что все, к чему прикасается наука, дегуманизируется, поскольку перманентная цель науки – покорение природы?

1) В. О.Тоффлер
2) С. И. Стенгерс
3) Е. Ф. Бэкон
4) Д. И. Пригожин
5) А. М. Хайдеггер

158. Какой раздел философии изучает цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса?

1) онтология
2) философская антропология
3) гносеология
4) методология и философия науки
5) социальная философия и философия истории

159. «Глобальная деревня» - метафора, описывающая

1) Традиционное общество
2) историческую альтернативу
3) догосударственное состояние общества
4) Патриархальную организацию общества
5) Интернет, Всемирную паутину

160. Географический детерминизм:

1) теория коэволюции человека и техники
2) концепция, согласно которой географические условия предопределяют развитие общества
3) наиболее последовательно разработан в неотомизме
4) связывает успехи развития культуры с Великими географическими открытиями
5) отрицает влияние природных факторов на общественное развитие

161. Различают следующие направления развития

1) Рефлексия и сублимация
2) Кризис и расцвет
3) Прогресс и регресс
4) Экспансия и агрессия
5) Движение и торможение

162. Восходящее развитие или прогресс:

1) переход материи в дух
2) движение по горизонтали
3) движение от простого к сложному, от низшего к высшему
4) деградация биологических видов
5) утрата творческого начала

163. Наиболее существенным и всеохватывающим для начала современной НТР явилось:

1) Развитие атомной энергетики
2) Химизация
3) Автоматизация производства
4) Освоение космоса
5) Экологизация производства

164. Эвтаназия означает:

1) клиническая смерть
2) биологическая смерть
3) жизнь после смерти
4) Реанимация
5) «тихая» смерть

165. Основные признаки “субкультуры”

1) консерватизм, невосприимчивость к новому
2) динамичность, адаптивность, мобильность
3) укорененность, традиционность, самобытность
4) автономность, альтернативность, контрарность
5) официальность, идеологичность, эпизодичность

166. Специфика философии:

1) в практическом отношении к миру
2) в отсутствии возможности доказать, объяснить полученные выводы
3) в фанатизме
4) в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности
5) в догматизме

167. Элементы социальной системы:

1) Государство, право, мораль, религия
2) Галактика и метагалактика
3) Атом, молекула, электрон
4) Литосфера, атмосфера
5) Природа и её составляющие

168. Мировоззрение представляет собой

1) систему взглядов, определяющих общее понимание мира и места человека в мире
2) только строго научные взгляды
3) результат взаимосвязи души и тела
4) коллективное сверхсознание
5) систему донаучных взглядов

169. Майевтика:

1) метод Аристотеля
2) раздел эстетики
3) сократовский метод установления истины
4) вид бытия
5) учение о бытии как существовании в мире

170. Религия как форма общественного сознания – это:

1) Система нравственных заповедей
2) Совокупность ценностных ориентаций
3) Свобода индивидуального выбора
4) Совокупность взгляда отражающих веру в Бога
5) Научные высказывания и гипотезы

171. Регресс – это

1) отступление в пространстве
2) потеря ориентации
3) разрушение противоречий
4) Деградация природы и общества
5) Зигзагообразность развития

172. Основное понятие философии Ф. Ницше

1) абсолютная идея
2) точка Омега
3) воля к власти
4) эпифеномен
5) бессознательное

173. Представитель философии суфизма

1) Платон
2) Ибн-Сина
3) аль-Фараби
4) аль-Кинди
5) Яссауи

174. Как называется духовное образование, выражающее отношение человека к предмету, значимому для него?

1) Предмет
2) Ценность
3) Объект
4) Явление
5) Субъект

175. Кто обосновал необходимость переоценки ценностей в европейской культуре и является автором «неприятных» истин?

1) Ф.Ницше
2) И.Кант
3) К.Маркс
4) И.Фихте
5) Ф.Шеллинг

176. Кто впервые ввел понятие «ценность»?

1) А.Камю
2) М.Хайдеггер
3) К.Маркс
4) Р.Лотце
5) Г.Гегель

177. К теоретическим методам познания относится:

1) описание
2) сравнение
3) идеализация
4) наблюдение
5) измерение

178. Р. Декарт:

1) Утверждал, что «Я мыслю – следовательно, я существую»
2) Считал, что душа человека является материальной и протяженной
3) Утверждал, что сознание человека есть «чистая доска»
4) Подверг критике философские взгляды позитивистов
5) Доказал существование Бога

179. Основные понятия, связанные с Родиной, которые занимают центральное место в иерархии ценностей у казахов:

1) Темир казык
2) Сырдарья
3) Сарыарқа
4) Жетісу
5) Атамекен, кіндік қаны тамған жер

180. Специфика казахской философии:

1) развивалась только в средневековых городах Средней Азии
2) отражала особенности кочевой культуры и развивалась в форме поэзии
3) в основном обращалась к проблемам философии науки
4) развивалась в форме комментариев к священным текстам
5) в описании познавательных процедур

181. Объяснение сущности сознания и его происхождения в религиозно-философских учениях

1) сознание результат эволюции человека в животном мире
2) сознание умирает вместе с телом
3) человек не обладает сознанием
4) сознание свойство высокоорганизованной материи
5) человек рассматривается как творение Бога

182. Процесс получения знания предполагает взаимодействие

1) Движения и покоя
2) Субъекта и объекта
3) Материи и сознания
4) Идей и чувств
5) Времени и пространства

183. По вопросу о роли чувственного и рационального в процессе познания в истории философии сложились две прямо противоположные точки зрения:

1) Рационализм и эмпиризм
2) Рационализм и эмпиризм
3) Плюрализм и деизм
4) Монизм и дуализм
5) Унитаризм и федерализм

184. Гносеология - это учение:

1) о развитии вселенной
2) о бытии как таковом
3) о путях постижения истины
4) о сущности познания
5) о сущности познания

185. Автор теории «Двойственной истины»

1) Кузанский
2) Л. да Винчи
3) Ибн-Рушд
4) Монтень
5) Аристотель

186. Уровни научного познания:

1) Диалектический и символический
2) Символический и психологический
3) Чувственный и рациональный
4) Религиозный и мифологический
5) Эмпирический и теоретический

187. Практику возможно определить как:

1) Вид знания
2) Заблуждение
3) Синтетическое отношение
4) Основу и источник познания
5) Препятствие познания

188. Рефлексия – это

1) Тип истины
2) Синоним априорного знания
3) Исторический тип мировоззрения
4) Практическая проверка знаний
5) Принцип мышления, направленный на осмысление и осознание самого себя

189. Абсолютизация позитивной роли науки в жизни общества, в системе культуры:

1) гносеология
2) эпистемология
3) сциентизм
4) наукофобия
5) антисциентизм

190. Классическое общефилософское утверждение гласит, что личность человеческая …

1) Социальна по своей природе
2) Результат божественного творения
3) Что-то неуловимое и неопределенное
4) Результат эксперимента
5) Вид конформизма

191. Факторы, позволивший человечеству выделиться из природной среды — …

1) Эксперимент инопланетян
2) Совокупность психологических черт
3) Трудовая деятельность, общение
4) Развитие телесных качеств
5) Брачные обряды, религия

192. Детерминизм является учением:

1) о непознаваемости мира
2) учение о свободной воле
3) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности
4) о божественной предопределенности
5) направлением антропологии, отрицающем свободу человека

193. Философы периода Казахского Просвещения:

1) Шокан Валиханов, Ыбырай Алтынсарин
2) Аль-Фараби, Аль-Газали
3) Казтуган-жырау, Шалкииз
4) Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари
5) Актамберды-жырау, Доспамбет

194. Вопрос о смысле и ценности жизни связан с проблемами:

1) смерти и бессмертия человека
2) осознания конечности жизни человека
3) гносеологическим оптимизмом
4) теодицеи
5) осознанию принципиальной непознаваемости мира

195. Идеал:

1) методология достижения истины
2) религиозное понятие
3) результат радикального сомнения
4) выражает частные интересы людей
5) выражает высшую цель стремлений и деятельности человека

196. Деонтология - это:

1) дуализм
2) монизм
3) теории пользы
4) теория долга
5) теория духовного

197. Понимание свободы Ж.-П. Сартра характеризует тезис:

1) Все действительное разумно
2) Свобода – это гуманизм
3) Свобода – это свобода выбора, которую никто не может отнять у человека
4) Все абсурдно
5) Жизнь и судьба человека предопределены

198. Волюнтаризм наиболее характерен для этического иррационализма:

1) Маркса, Энгельса
2) Шопенгауэра, Ницше
3) Ибн Сины, Аль Фараби
4) Платона, Сократа
5) Канта, Гегеля

199. Представителем философии эпохи Возрождения является:

1) Б. Спиноза
2) Р. Декарт
3) П. Абеляр
4) Н. Кузанский
5) Эпикур

200. Идея антропоцентризма принадлежит эпохе

1) Нового времени
2) Средневековья
3) Возрождения
4) Просвещения
5) Античности

201. Что являлось центральной проблемой в философии Н. Кузанского:

1) ученое незнание
2) рациональное познание
3) теория двойственной истины
4) учение о монадах
5) учение о «врожденных идеях»

202. Философ Нового времени, который ввел термин «монада» как духовную единицу бытия:

1) Бэкон
2) Локк
3) Декарт
4) Лейбниц
5) Гоббс

203. О характере изменений мира в целом учит:

1) история
2) астрономия
3) химия
4) биология
5) диалектика

204. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:

1) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным
2) признание равноправными двух начал: духа и материи
3) представление о Боге как источнике знания
4) представление об относительности истины
5) разделение научной и религиозной истин

205. Ф. Бекон различает четыре вида идола или призраков. Определите, что не относится к идолам, признакам?

1) Идолы рода
2) Идолы пещеры
3) Идолы Вселенной
4) Идолы площади
5) Идолы театра

206. О врожденных идеях было изложено в философии рационализма 17 в.

1) Декартом
2) Лейбницем
3) Бэконом
4) Спинозой
5) Гоббсом

207. Понятие субстанции характерно для философии:

1) Мо-цзы
2) П. Абеляра
3) А. Камю
4) Р. Декарта
5) М. Хайдеггера

208. Основным методом получения истинных фактов считал дедукцию:

1) Дж. Локк
2) Р. Декарт
3) Мальбранш
4) Ф. Бэкон
5) Б. Паскаль

209. Проблему онтологии Р. Декарт решает:

1) дуалистически
2) монистически
3) плюралистически
4) архаически
5) скептически

210. «Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения?

1) Аль – Фараби
2) Р. Декарт
3) Г. Гегель
4) Платон
5) Аль – Кинди

211. Учение о единой субстанции разработал:

1) Б. Спиноза
2) Т. Гоббс
3) Дж. Бекон
4) Дж. Локк
5) Д. Юм

212. Основным методом получения истинных фактов в “Новом Органоне” считал индукцию:

1) Дж. Локк
2) П. Гассенди
3) Р. Декарт
4) Б. Паскаль
5) Ф. Бэкон

213. «Оно», «Я» и «сверх-Я» - понятия:

1) феноменологии
2) фрейдизма
3) структурализма
4) экзистенциализма
5) позитивизма

214. В философии Нового времени было два следующих направления:

1) абсурдизм – нигилизм
2) правильного ответа нет
3) агностицизм-идеализм
4) номинализм-реализм
5) эмпиризм-рационализм

215. Понятие “монады” относится к философии:

1) Ф. Аквинского
2) Г. Лейбница
3) Эпикура
4) П. Гассенди
5) Ф. Бэкона

216. Ф. Бэкон был представителем направления:

1) волюнтаризма
2) иррационализма
3) номинализма
4) рационализма
5) эмпиризма

217. Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена проблемам:

1) бытия
2) гносеологии
3) аксиологии
4) политики
5) общества