Тест: Культура Древнего Рима
Список вопросов
1. На этом полуострове находится Италия |
|
1) Пиренейский полуостров | |
2) Балканский полуостров | |
3) Апеннинский полуостров | |
2. Эти горы защищали Италию от холодных ветров |
|
1) Альпы | |
2) Татры | |
3) Кордильеры | |
3. Так называется река, переходя через которую Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий брошен!» |
|
1) Арно | |
2) Рубикон | |
3) Тибр | |
4. Это царь был последним седьмым царем Рима. Римляне его свергли и провозгласили республику. |
|
1) Сервий Туллий | |
2) Тарквиний Гордый | |
3) Ромул Октавиан | |
5. От какого события римляне вели счёт своей истории? |
|
1) от изгнания последнего этрусского царя | |
2) от основания города | |
3) от рождения Ромула и Рема | |
6. К какому из римских Богов восходит родословная древних римлян? |
|
1) Сатурн | |
2) Марс | |
3) Янус | |
7. Римляне почитали Януса как покровителя и защитника государства, как Бога, который решает вопросы войны и мира. Он покровительствовал дорогам, путешественникам и морякам. Януса изображали с двумя лицами («двуликий Янус»), его атрибутами были ключи и посох. Почему Януса римляне изображали двуликим? |
|
1) одно лицо Бога смотрит в прошлое, оценивая его, другое – в будущее, ожидая и предвидя его | |
2) олицетворение начала и конца | |
3) символ обмана | |
8. Из этих двух родов войск состояла римская армия |
|
1) пехота и флот | |
2) артиллерия и конница | |
3) пехота и конница | |
9. Какое римское Божество формировало характер человека и сопровождало его всю жизнь? |
|
1) Сатурн | |
2) Гений | |
3) Юпитер | |
10. Какие наказания существовали в Древнем Риме? |
|
1) лишение гражданских прав | |
2) четвертование | |
3) Долговое рабство, добровольный отказ от имущества | |
11. Торжества длились три дня. Весь первый день до самого вечера 250 разукрашенных колесниц возили захваченные у врагов произведения искусства – картины и статуи. Во 2 день многочисленные повозки провозили по улицам дорогое оружие. Третий день был самым торжественным. С самого утра по улицам шли трубачи, игравшие боевые марши. За ними вели 12о быков, украшенных пёстрыми тканями и венками. Рога их были вызолочены. На роскошной колеснице в красной одежде, затканной золотом, ехал полководец. Войско с лавровыми ветвями, распевая песни, следовало за ним. О каком торжестве идёт речь? |
|
1) триумф | |
2) пробатио | |
3) августалии | |
12. Эти люди имели большие преимущества по сравнению с другими гражданами Рима. Впереди них, как и перед высшими должностными лицами, шёл ликтор, и все уступали им дорогу. В цирках и амфитеатрах им предоставляли почётные места. Если осуждённый, которого вели на казнь, случайно встречал на пути этого человека, казнь отменялась, и осуждённый получал свободу. Эти люди очень почитались в Риме. |
|
1) матроны | |
2) весталки | |
3) консулы | |
13. В 390 г. до н.э. над Римом надвинулась страшная угроза. Через Альпы в Италию хлынули полчища галльских племён. Римляне были разбиты, а их город захвачен, разграблен и сожжён. Устояла лишь маленькая крепость на Капитолийском холме. И только они поздней ночью услышали крадущегося врага и спасли Рим. |
|
1) гуси | |
2) кони | |
3) собаки | |
14. В то время, когда Ромул начал строительство Рима, строительство города сопровождалось различными обрядами. Прежде всего вырыли большую яму, куда сложили полезные для человека плоды и хлебные злаки. Затем каждый бросил в яму горсть земли, принесённую из тех мест, откуда они родом. Что означала горсть земли и что символизировали все горсти земли вместе? |
|
1) единство всех будущих граждан города | |
2) открытость рима для всех | |
3) верность патриотическому долгу | |
15. В Риме Янусу было посвящено несколько храмов, главный из которых располагался на Форуме. Он состоял из двух больших арок, в каждой из которых были ворота. Арки соединялись друг с другом боковыми стенами. Когда начиналась война, ворота Януса отворялись и войска, отправлявшиеся в поход, проходили через храм под сводами его арок. Пока шли военные действия, ворота храма оставались настежь открытыми. Почему? |
|
1) в знак милосердия к побежденным | |
2) возможность вознести молитвы богам в любое время суток | |
3) в ожидании воинов живыми и с победой. | |
16. Каков смысл слова «император»? |
|
1) правитель, способный общаться с Богами | |
2) носитель наследственной (от первого Цезаря) верховной власти. | |
3) верховный военачальник | |
17. В истории Древнего Рима прославился конь по кличке Инцитатус Быстроногий. Почётное звание коня-сенатора присвоил своему любимцу один из императоров. В императорский дворец приглашалась римская знать от имени коня-сенатора, поселённого в особой мраморной конюшне, славившейся яслями из слоновой кости, богатыми пурпурными покрывалами с жемчужными украшениями и всевозможной дорогой утварью. Кто был этим безумцем? |
|
1) Калигула | |
2) Нерон | |
3) Тиберий | |
18. С латыни это переводится как ежегодная запись событий.И действительно, в Риме в них ежегодно записывали важнейшие события истории. Что это такое? |
|
1) летописи | |
2) анналы | |
3) хроники | |
19. Известно, что он сказал однажды: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным». Сенат, к которому он проявил почтительность, наградил его титулом «наилучший император», при нем были сделаны последние завоевания, а в Риме поставлена колонна. |
|
1) Га́й Ю́лий Це́зарь А́вгуст Герма́ник | |
2) Нерон Клавдий Цезарь Август Германик | |
3) Цезарь Нерва Траян Август | |
20. Этим принципом руководствовались римляне, когда завоевывали другие народы. |
|
1) разделяй и властвуй | |
2) казни и милуй | |
3) завоевывай и защищай | |
21. «Моих собратьев преследуют и истребляют, а римляне поставили мне памятник на Капитолийском холме. Если бы не я, то сам Рим не был бы основан. Ведь статую, да еще в центре города просто так, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе, тем и горжусь!» |
|
1) пантера | |
2) львица | |
3) волчица | |
22. Самый знаменитый поэт древнего Рима, создавший «Энеиду» об истории возникновения римлян. |
|
1) Вергилий | |
2) Овидий | |
3) Гораций | |
23. В этот год империя была разделена на Западную и Восточную. |
|
1) 380 г. | |
2) 395 г. | |
3) 335 г. | |
24. Что римляне называли делом общественным (буквально res publica)? |
|
1) свое достоинство | |
2) свое имущество | |
3) свое государство | |
25. Древние латиняне считали, что душа умершего, покидая тело, превращается в птицу. В честь этой птицы получило название хранилище урн с сожженным прахом. О какой птице идет речь? |
|
1) голубь | |
2) коршун | |
3) соловей | |
26. Римляне считали, что именно в этих четырех вещах сила закона. Две из них нам понятны и привычны: наказывать и запрещать. |
|
1) наказывать и миловать | |
2) властвовать и запрещать | |
3) приказывать и разрешать | |
27. Однажды, когда галлы осадили Рим и осажденным угрожал голод, к ним явился бог Юпитер и посоветовал бросить врагам самое ценное, что у них есть. Римляне так и сделали. Когда на головы галлов посыпалось это, те решили снять осаду. Что же это было? |
|
1) драгоценности | |
2) еда | |
3) оружие | |
28. В этот год пала Западная Римская империя и, как считают, кончилась история Древнего мира. |
|
1) 753 г. до н.э. | |
2) 395 г. | |
3) 476 г. | |
29. Именно они стали памятниками римской архитектуры, отличающей ее от архитектуры греков. |
|
1) базилики | |
2) городские площади | |
3) триумфальные арки | |
30. Укажите хронологические рамки культуры Рима. |
|
1) VIII в.в. до н.э. – Vв.в. н.э. | |
2) I – V в.в. н.э. | |
3) I – VIII в.в. н.э. | |
31. Выберите правильный вариант формулы римской архитектуры, выведенной Витрувием |
|
1) Красота – польза – прочность | |
2) Польза – прочность – красота | |
3) Прочность – польза – красота | |
32. В какой области греки оказали на римлян наибольшее влияние? |
|
1) юриспруденция | |
2) политика | |
3) искусство | |
33. Какие черты наиболее характерны для архитектуры Древнего Рима? |
|
1) гармоничность | |
2) пышность | |
3) величественность | |
34. Какие древние племена, населявшие Апеннинский полуостров, создавшие свою цивилизацию, оказали огромное влияние на римскую культуру? |
|
1) галлы | |
2) этруски | |
3) вандалы | |
35. Чем закончилась борьба патрициев и плебеев |
|
1) тем, что консулом мог стать только патриций, богатый или бедный | |
2) тем, что консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин | |
3) тем, что консулом мог стать только богатый гражданин | |
36. В древнем Риме собрание патрициев: |
|
1) выбирало царя | |
2) объявляло войну | |
3) заключало мир | |
37. Как называлось войсковое соединение в римской армии: |
|
1) легион | |
2) батальон | |
3) фаланга | |
38. Что называется триумфом: |
|
1) торжественный въезд в Рим полководца – победителя | |
2) торжественное богослужение в Риме | |
3) строительство триумфальной арки | |
39. Своим названием эти колонны обязаны корабельному носу |
|
1) обелиски | |
2) триумфальные | |
3) ростральные | |
40. Какой компонент не входил в состав бетона? |
|
1) соль | |
2) известь | |
3) вода | |
41. Какое изобретение древнеримских архитекторов послужило основой для строительства железнодорожных мостов? |
|
1) мост | |
2) виадук | |
3) акведук | |
42. Одним из шедевров римского зодчества является данное сооружение, построенное в 125 г. Главная его достопримечательность-грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. К цилиндрической части храма прилегает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Верхний ярус стены декорирован ложными окнами и пилястрами, а потолок свода разделён глубокими кессонами. Свет проникает внутрь здания через сферическое окно диаметром 9м. |
|
1) Пантеон | |
2) Базилика Максенция | |
3) Парфенон | |
43. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управление государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства. Отсюда начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. |
|
1) форум | |
2) термы | |
3) базилики | |
44. Крупнейшими общественными постройками Рима являлись эти сооружения. Они были неотъемлемой частью любого города и служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян. Здесь собиралась изысканная публика, велись философские и литературные беседы, звучала музыка, можно было в уединении поразмышлять о смысле бытия. |
|
1) базилики | |
2) термы | |
3) инсулы | |
45. Размеры этой вершины римской архитектуры поражают и в наши дни: длина по окружности – 524 м, длина 184 м, высота 50 м, вместимость зрителей 50 тыс., вместимость арены (количество пар сражающихся гладиаторов) – 3 тыс. о каком сооружении идет речь? |
|
1) Колизей | |
2) Цирко Массимо | |
3) Ипподром в Константинополе | |
46. Назовите самые важные достижения древнеримской архитектуры |
|
1) кирпич | |
2) стекло | |
3) бетон | |
47. Колизей имеет аркадную ярусную структуру. Ярусы амфитеатра декорированы колоннами греческих ордеров. В каком порядке они следуют, считая снизу вверх: |
|
1) коринфский, дорический ионичесикй | |
2) ионический, дорический, коринфский, | |
3) дорический, ионический, коринфский | |
48. Какой ордер считается римским изобретением? |
|
1) Композитный | |
2) Дорический | |
3) Тосканский | |
49. Одно из самых главных достижений римской художественной культуры. Его появление относится к периоду в развитии мирового искусства, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров. О каком жанре искусства идёт речь? |
|
1) о скульптурном портрете | |
2) о театре | |
3) о Пантеоне | |
50. О каком скульптурном портрете идет речь? «В нём удачно сочетаются не только индивидуальные, но и обобщённо-идеализированные черты римского <гражданина>. Гордая, величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, эффектно перекинутый через руку, держащую копьё или жезл, - всё призвано подчеркнуть монументальность и значительность образа». |
|
1) Авл Метел | |
2) Марк Аврелий | |
3) Октавиан Август | |
51. Один из жанров театра, связанный с религией. Сюжет обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. В текстах нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Хроники иногда упоминают о том, что одновременно с этим жанром исполнялся и фарс. Что это за жанр? |
|
1) Вакханалия | |
2) Мистерия | |
3) Комедия | |
52. Декоративное убранство интерьеров римского дома выполнялось в технике |
|
1) сграффито | |
2) фрески и мозаики | |
3) деревянная скульптура | |
53. В древнеримском искусстве предпочтение отдавалось |
|
1) изображению атлетов | |
2) скульптурному портрету | |
3) изображению мифологических героев | |
4) изображению богов | |
54. Что предшествовало иконописи |
|
1) древнеримские фрески | |
2) древнеримские мозаики | |
3) фаюмский портрет | |
55. Древние римляне очень чтили предков и со своих умерших снимали посмертные маски, чтобы сохранить черты усопших. Это привело к созданию |
|
1) портретов , сохраняющих индивидуальные черты конкретного человека | |
2) семейных портретов | |
3) памятных портретов | |
56. Конная статуя какого императора возвышается в центре Рима? |
|
1) Брута Капитолийского | |
2) Октавиана Августа | |
3) Марка Аврелия | |
57. Он - один из самых жестоких императоров. Самые знаменитые термы носят имя этого императора. Подчеркнутым драматизмом отмечен его портрет . Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи, гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок — все говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора… |
|
1) Нерон | |
2) Тиберий | |
3) Каракалла | |
58. Лучший памятник этрусской скульптуры, это |
|
1) Капитолийская волчица | |
2) памятник Ромулу и Рему | |
3) Брут Капитолийский | |
59. Назовите главное отличие скульптурных портретов, изготавливаемых в Древнем Риме |
|
1) они носят обобщённые черты разных людей | |
2) им придавали черты конкретного человека | |
3) черты людей зависели от фантазии скульптора | |
60. Более тысячелетия список artes liberales - свободных искусств - наук, которыми достойно заниматься свободному человеку в Риме, оставался неизменным. все попытки ввести в него философию, гимнастику и медицину оставались безуспешными. в этот список входили: грамматика, диалектика, риторика, математика, геометрия, астрономия. какой еще предмет, преподающийся сейчас в некоторых учебных заведениях входил в этот список |
|
1) танец | |
2) музыка | |
3) рисование |