Тест: РЯ тест Раздел VII Синтаксис и пунктуации.


Список вопросов


1. Укажите правильное утверждение:

1) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
2) Подлежащее не зависит от сказуемого.
3) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) собрал корзинку 
2) нашел под кусточком 
3) нашел и собрал 

3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
2) Наивысшая вершина Карпат Говерла
3) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.

5. По эмоциональной окраске предложения делятся:

1) на побудительные
2) на восклицательные
3) на восклицательные и невосклицательные

6. По цели высказывания предложения делятся:

1) на повествовательные, вопросительные, побудительные
2) на повествовательные и вопросительные
3) на восклицательные и невосклицательные

7. Укажите верное утверждение Грамматическая основа предложения состоит:

1) из подлежащего и однородных сказуемых
2) из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов
3) из подлежащего и сказуемого (или одного из них)

8. Укажите нераспространенное предложение

1) Присутствующие много говорили и пели.
2) Люблю пройтись весенним утром по лесу.
3) Лес молчит и млеет.

9. Среди предложений найдите простое односоставное.

1) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею.
2) Отчего вы никогда не говорите со мной серьёзно?
3) Святая ночь, где мне сулишь ночлег?

10. Среди предложений найдите односоставное определённо-личное.

1) Приветствую тебя, свободный океан.
2) Вырубленного места было всего с версту.
3) Хлеба давно смолотили, а зерно увезли на мельницу.

11. Определите вид односоставного предложения: Приходите, пожалуйста, пораньше

1) неопределённо-личное
2) обобщенно-личное
3) определённо-личное

12. Укажите правильную характеристику предложения: Постараюсь сдать работу в срок.

1) простое односоставное неопределенно-личное
2) простое односоставное определённо-личное
3) простое двусоставное

13. Подлежащее- это …

1) главный член предложения, отвечающий на вопросы Что делать? Что сделали?
2) второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы Где? Куда?
3) главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? Что?

14. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения. Перелётные птицы почистили пёрышки и отправились в путь.

1) птицы почистили
2) перелётные птицы
3) птицы почистили и отправились
4) отправились в путь
5) почистили пёрышки

15. Подлежащее в предложении может быть выражено…

1) Именем числительным
2) Глаголом
3) Наречием
4) Именем существительным в именительном падеже.
5) Именем прилагательным

16. Сказуемое- это …

1) главный член предложения, отвечающий на вопросы Что делать? Что сделали? -
2) второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы Какой? Чей?
3) главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? Что?

17. Дополнение отвечает на вопросы

1) Чей? Который?
2) Кого? Чему?
3) Где? Куда?

18. Обстоятельства подчёркиваются:

1) волнистой линией;
2) двумя чертами
3) пунктирной линией с точками;
4) одной чертой;

19. В этом предложении нет определения:

1) Живое замерзло вокруг.
2) Страшны ночные голоса.
3) Это всё дневные радости.

20. Обстоятельства отвечают на вопросы:

1) какой, какая;
2) где, куда, откуда;
3) косвенных падежей;

21. Выберите правильный ответ: Однородными членами предложения могут являться:

1) только главные члены предложения
2) только второстепенные члены предложения
3) главные и второстепенные члены предложения

22. Как называется слово, общее для всех однородных по значению?

1) значимое
2) обобщающее
3) обращение

23. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
3) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.

24. Найти предложение с обособленным определением (знаки препинания не расставлены).

1) Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру.
2) Густая зелень густо разросшихся кустов сирени подступала к домам.
3) Уцелело висевшее в простенке зеркало.

25. В каком предложении выделенное слово является вводным?

1) Книжный магазин находится напротив школы.
2) Этому явлению должно быть реальное объяснение.
3) К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.

26. В каком варианте вводное слово выражает чувства говорящего?

1) А Булычев надо прямо сказать в плохом виде!
2) Найденов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеч кожанку присел к столу
3) По словам капитана до ближайшего порта остается два дня пути.

27. Укажите предложение с вводным словом.

1) Утро кажется жарким.
2) Среди опавшей листвы шляпки сыроежек кажутся цветами.
3) Раннее утро мне показалось прохладным.
4) Утро нам кажется прохладным.
5) Утро кажется будет жарким.

28. Какое утверждение является неверным?

1) Обращение и вводные слова не связаны с другими словами ни сочинительной, ни подчинительной связью.
2) Вводные слова не являются членами предложения.
3) Вводные слова на письме выделяются запятыми.
4) Вводные слова являются членами предложения.
5) В поэтической речи обращениями могут быть неодушевлённые существительные.

29. Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.)
2) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)
3) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)

30. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.

1) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)
2) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.(Батюшков К.)
3) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.(Павлова К.)

31. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)
2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)
3) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)

32. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) -«Чего ты пристал к человеку, Птаха? — щурясь на меня, сказал Вадик. — Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)
2) -«Он свой, Вадик, свой, — стал оправдываться Федька. — Он у нас живёт». (Распутин В.)
3) Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)

33. Жена уехала, и вам давно пора… (С. Довлатов. «Наши») Определите вид этого предложения.

1) сложносочиненное
2) сложноподчиненное
3) простое
4) бессоюзное

34. Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперёк себя шире. (М.А. Булгаков. «Собачье сердце») Определите вид этого предложения

1) сложноподчиненное
2) бессоюзное
3) сложносочиненное
4) простое

35. Хотя у нее был слабый голос, в детстве она мечтала о том, что когда-нибудь станет оперной певицей. Определите вид этого предложения.

1) сложноподчиненное
2) Сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
3) сложносочиненное
4) бессоюзное
5) простое

36. Я помню чудное мгновенье (1) Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. (А.С. Пушкин)

1) точка запятая
2) двоеточие
3) запятая

37. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: 

1) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. 
2) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
3) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

38. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом

1) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. 
2) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег. 
3) Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью. 

39. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: 

1) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
2) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 
3) Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась. 

40. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом. 

1) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
2) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт. 
3) Мой старый пёс стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром. 

41. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом: 

1) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт. 
2) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
3) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. 

42. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом: 

1) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. 
2) То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет. 
3) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 

43. Определите сложносочинённое предложение с разделительными союзами : 

1) Либо ты посадишь на участке цветы, либо я займу его под овощи. 
2) Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня. 
3) Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко. 

44. Определите предложение с разделительным союзом : 

1) Молод годами, да стар умом. 
2) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело.
3) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.

45. Найдите сложные предложения.

1) Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
2) Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
3) По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.

46. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз

1) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
2) Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
3) Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.

47. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

1) Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
2) Не только взрослые, но и дети работали в саду.
3) Месяца не было, звёзды тоже не светили

48. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

1) То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали
2) Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
3) Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы  были ко всему равнодушны.

49. Укажите СПП с придаточными определительными (знаки препинания не расставлены).

1) Кто родиной торгует тот кары не минует.
2) Каким образом лосёнку удалось спастись в такую непогоду никто из жителей посёлка сказать не мог.
3) Это святая обязанность любить страну которая вспоила и вскормила нас как родная мать.

50. Укажите сложноподчинённое предложение, в построении которого допущена ошибка.

1) Которые лилии уже распустились, они издавали нежный запах.
2) Жаль мне людей, которые в тайге не были.
3) По временам мы видим берег, вдоль которого идём к северу в сторону маяка.

51. Укажите сложноподчинённое предложение, в построении которого допущена ошибка.

1) Люди, чьи слова не расходятся с делом, достойны уважения.
2) То время, какое потребуется на исправление ошибок, мне ещё придётся найти.
3) Шум слышался из подвала, который с каждой минутой усиливался.

52. Укажите СПП с придаточными определительными (знаки препинания не расставлены).

1) Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды.
2) Кто отважен тому враг не страшен.
3) Дом до которого дошёл Николай стоял в пустынном закоулке между огородами на самом конце города.

53. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

1) с помощью союзных слов
2) с помощью союзов
3) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли

54. Укажите СПП с придаточным изъяснительным

1) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
2) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
3) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.

55. Найдите предложение, соответствующее схеме [.., (что),..]

1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
2) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
3) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники.

56. Какая характеристика предложения Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них верна:

1) СПП с придаточным изъяснительным
2) СПП с придаточным обстоятельственным
3) СПП с придаточным определительным

57. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия

1) Махамбет после приезда из Петербурга по- прежнему не вникал в дела хана, пока не был однажды приглашен в ставку старшина Исатай.  (А. Алимжанов.)
2) Друзья намекнули Махамбету, что многие жигиты мечтают о ней. (А. Алимжанов.)
3) Если не показать сейчас людям, что он решился на большое дело, они  отшатнутся от него, пойдут своим путём… (И. Есенберлин)

58. Найдите предложение с придаточным места.

1) Он не сказал, когда приходить.
2) Боль в груди была такой сильной, что словно сквозь сон слышал он голос продолжавшего петь Умбетея-жырау. (И.Есенберлин)
3) Он посмотрел туда, где играл сын.  (И.Есенберлин)

59. Определите предложение с придаточным причины.

1) Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри
2) Я спросил, не может ли она взять меня с собой. 
3) Цветы, оттого что их только полили, издавали влажный, раздражающий запах. 

60. Определите предложение с придаточным цели. 

1) Всю жизнь он посвятил искусству, чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного
2) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. 
3) Не могу точно сказать, когда случилось это чудо. 

61. Найдите бессоюзное сложное предложение.

1) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.
2) По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело.
3) Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

62. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

1) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
2) Поезд ушёл его огни исчезли.
3) Случилась беда селевый поток размыл дорогу.

63. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире

1) На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце.
2) В феврале много инея на деревьях будет много мёда.
3) Богатому не спится богатый вора боится.

64. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

1) Улетели птицы за море миновало время жатв.
2) Печален я со мною друга нет.
3) Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.

65. Найдите бессоюзное сложное предложение.

1) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.
2) Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
3) По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело.

66. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

1) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
2) Случилась беда селевый поток размыл дорогу.
3) Поезд ушёл его огни исчезли.

67. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

1) На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце.
2) В феврале много инея на деревьях будет много мёда.
3) Богатому не спится богатый вора боится.

68. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

1) Печален я со мною друга нет.
2) Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
3) Улетели птицы за море миновало время жатв.

69. Найдите бессоюзное сложное предложение.

1) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.
2) По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело.
3) Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

70. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

1) Поезд ушёл его огни исчезли.
2) Случилась беда селевый поток размыл дорогу.
3) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

71. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

1) Богатому не спится богатый вора боится.
2) В феврале много инея на деревьях будет много мёда. -
3) На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце

72. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

1) Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
2) Печален я со мною друга нет
3) Улетели птицы за море миновало время жатв.

73. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
2) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
3) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

74. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение?

1) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
2) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

75. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) подчинение?

1) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

76. Сколько частей в сложном предложении? Не помню где мы еще бродили в эту ночь только помню что никак не могли уйти от Шевы (Астафьев).

1) 2
2) 4
3) 5

77. Сколько частей в сложном предложении? Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась

1) 3
2) 5
3) 4

78. Какое предложение является сложным?

1) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальными способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.
2) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.
3) Все так(же) как обычно твердым шагом двигалась статная фигура полковника.

79. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:

1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).
2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.
3) Все было ясно батальон передавался в распоряжение дивизий

80. Сколько запятых в данном предложении? По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны (Ахматова)

1) 5
2) 2
3) 4

81. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: 

1) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра. 
2) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. 
3) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. 

82. Жена уехала, и вам давно пора… (С. Довлатов. «Наши») Определите вид этого предложения.

1) простое с однородными членами предложения
2) сложносочиненное
3) сложноподчиненное

83. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

84. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение?

1) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
2) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
3) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

85. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) подчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

86. Сколько частей в сложном предложении? Не помню где мы еще бродили в эту ночь только помню что никак не могли уйти от Шевы (Астафьев).

1) 3
2) 4
3) 6

87. Найдите бессоюзное сложное предложение.

1) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра
2) По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело
3) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

88. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

1) Случилась беда селевый поток размыл дорогу.
2) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
3) Чайка прилетела значит скоро лёд пойдёт.

89. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

1) Богатому не спится богатый вора боится.
2) В феврале много инея на деревьях будет много мёда.
3) На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце.

90. Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

1) Печален я со мною друга нет.
2) Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
3) Улетели птицы за море миновало время жатв.

91. Сколько частей в сложном предложении? Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.

1) 5
2) 4
3) 6

92. Какое предложение является сложным?

1) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.
2) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальными способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.
3) Сегодня рыба клевала так(же) хорошо как и вчера.

93. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:

1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).
2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.
3) Все было ясно батальон передавался в распоряжение дивизий.

94. Сколько запятых в данном предложении? По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны (Ахматова).

1) 5
2) 3
3) 4