Тест: Экзамен по русскому языку
Список вопросов
1. Укажите простое предложение? |
|
1) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся | |
2) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом | |
3) Вечереет, небо на западе порозовело | |
2. Укажите односоставное предложение? |
|
1) Волга – красивейшая река России | |
2) Оттуда несло запахом свежескошенной травы | |
3) Лишь самые выносливые люди смогли одолеть подъём на снежную вершину | |
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым? |
|
1) Мы предложили ему поиграть с нами | |
2) Я буду учителем в вашей школе | |
3) Он собирается заниматься в новой спортивной школе | |
4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым? |
|
1) Я должен был признать свои ошибки | |
2) Он просил приехать нас завтра | |
3) Дом будут строить каменщики | |
5. Укажите предложение с составным именным сказуемым? |
|
1) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося | |
2) Ящериц кругом было много | |
3) Я хочу поговорить с ним об этом | |
6. Укажите определённо-личное предложение? |
|
1) Нам теперь стоять в ремонте | |
2) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины | |
3) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты | |
7. Укажите неопределённо-личное предложение? |
|
1) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой | |
2) Кому-то принесли от мастера ларец | |
3) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня | |
8. Укажите обобщённо-личное предложение? |
|
1) Еду-еду в чистом поле | |
2) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей | |
3) Из воды пустой масла не извлечёшь | |
9. Укажите безличное предложение? |
|
1) Приветствую тебя, пустынный уголок | |
2) В душу повеяло жизнью и волей | |
3) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю | |
10. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым? |
|
1) Читать значит узнавать много нового и интересного | |
2) Бедность не порок | |
3) Умный смех как прекрасный источник энергии | |
11. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи? |
|
1) Оценочность, образность, эмоциональность, призывность | |
2) Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность | |
3) Смысловая точность | |
12. Какова цель сообщения текстов художественного стиля? |
|
1) Передача научных сообщений | |
2) Создание картин и образов. | |
3) Непосредственное повседневное общение | |
13. Определите жанры научного стиля речи? |
|
1) Резолюция, заявление, докладная записка | |
2) Очерк, фельетон, репортаж | |
3) Диссертация, конспект, доклад | |
14. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля? |
|
1) Толстенный, сестрица, лгунишка | |
2) Довожу до вашего сведения, принять меры | |
3) Итак, следовательно, во-первых, наоборот | |
15. Сложное предложение - это? |
|
1) предложение, осложнённое деепричастным оборотом | |
2) предложение, осложнённоевводними конструкциями | |
3) предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений | |
16. Укажите сложное предложение? |
|
1) Ручьи, сбегающие с горы, звенели | |
2) Сбежавшие с гор ручьи, наполнили реки. | |
3) Сбежали ручьи, зацвели ландыши | |
17. Укажите сложноподчиненное предложение? |
|
1) Я побывал в городе, где прошло мое детство | |
2) Живопись Левитанаотражает неброскую красоту средней полосы России | |
3) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели | |
18. Укажите значение фразеологизма «задирать нос»? |
|
1) Зазнаваться | |
2) Баловаться | |
3) Не слушаться | |
19. Укажите значение фразеологизма «в час по чайной ложке»? |
|
1) Не слушаться | |
2) Не задумываться | |
3) Медленно | |
20. Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа: |
|
1) Стадо | |
2) Белье | |
3) Отряд | |
21. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв? |
|
1) Соловьи | |
2) Ежевика | |
3) Тень | |
22. Укажите верный вариант расстановки букв в словах? Чайное блю...це, желтая ку...шинка, горбу...ка хлеба, ручной тормо..., во...зальная площадь |
|
1) Д,В,Ш,3,К. | |
2) Д,Ф,Ж,3,К. | |
3) Т, Ф, Ш, 3, К. | |
23. Сложноподчиненное предложение состоит из предложений: |
|
1) только из придаточных | |
2) главного и зависимого | |
3) главного и придаточного | |
24. Средствами связи в сложном предложении являются |
|
1) грамматическая основа | |
2) союзы | |
3) союзные слова | |
4) союзы и союзные слова | |
25. В зависимости от средств связи частей сложного предложения все сложные предложения делятся на? |
|
1) сложносочиненные , сложноподчиненные и бессоюзные | |
2) сложносочиненные и сложноподчиненные | |
3) союзные и бессоюзные | |
26. В зависимости от типа союзов и союзных слов сложные предложения делятся на? |
|
1) главные и придаточные | |
2) сложносочиненные и сложноподчиненные | |
3) союзные, бессоюзные | |
27. Одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее в: |
|
1) сложноподчиненном предложении | |
2) сложносочиненном предложении | |
3) сложном предложении | |
28. Определите, в каком варианте слова с переносным значением? |
|
1) Ослепительная красота | |
2) Копировать чертеж | |
3) Железные гвозди | |
29. Определите, в каком варианте слова общеупотребительные: |
|
1) Нечто, выкаблучиваться, ступай | |
2) Акварель, гуашь, палитра | |
3) Кирпич, свекла, идти | |
30. Укажите сложносочиненное предложение? |
|
1) Луга за Волгой окрасились в бурый цвет, в городе все краски поблекли | |
2) Метро было почти пусто, кое-где виднелись одинокие фигуры | |
3) Ни другом считать я вас не могу, ни руки я вам не подам | |
31. Укажите фразеологизм-синоним к словам "угождать, льстить? |
|
1) Играть в кошки-мышки | |
2) Рассыпаться мелким бесом | |
3) Невзирая на лица | |
32. Определите строку с краткими прилагательными |
|
1) Сыпуч, горюч, рыж, шипуч | |
2) Роскошь, глушь, тишь, дрожь | |
3) Уж, замуж, невтерпеж | |
33. Укажите числительное, обозначающее целое число? |
|
1) Тридцать четыре | |
2) Одна сотая | |
3) Одна вторая | |
34. Укажите предложение, в котором имеется слово с пропущенной а? |
|
1) На одном месте и камень мхами обр.. .стает | |
2) Где выр.. .сла сосна, там она и красна | |
3) Не беречь пор.. .сли - не видеть дерева | |
35. Деепричастие - это... |
|
1) Указывает на предмет, не называя его | |
2) Часть речи, которая вносит различные оттенки в предложение | |
3) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом | |
36. Укажите словообразованное по модели: корень-суффикс-суффикс-окончание |
|
1) Первенство | |
2) Упражнение | |
3) Холодно. | |
37. Укажите словосочетание, в котором есть слово с приставкой при-. |
|
1) Пр…граждать дорогу | |
2) Пр... ступить к работе | |
3) Пр.. .ступить закон | |
38. Укажите вариант с написанием слова через дефис |
|
1) Пришел (ни) с (чем) | |
2) Кое (какой) товар | |
3) Не было (ни) у (кого) | |
39. Укажите ряд глаголов прошедшего времени |
|
1) Идти, вышел, съесть | |
2) Нес, достиг, испекла | |
3) Шел, сказала, говорит | |
40. Определите, чем осложнено предложение: Тонкие прозрачные дымки исчезали, расплываясь по голубому фону неба. |
|
1) Обособленными определениями | |
2) Однородными членами предложения | |
3) Обособленными обстоятельствами | |
4) Обособленными дополнениями | |
5) Вводными словами и предложениями | |
41. По сообщениям синоптиков, весна будет ранняя. Укажите значение вводного словосочетания: |
|
1) Различные чувства | |
2) Источник высказывания | |
3) Оценка стиля высказывания | |
42. Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…. |
|
1) в середине главного предложения | |
2) перед главным предложением | |
3) после главного предложения | |
43. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. |
|
1) придаточное условное | |
2) придаточное времени | |
3) придаточное определительное | |
44. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения? |
|
1) Море стало ещё спокойнее, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше | |
2) Первые лучи солнца сверкнули над водой, и одновременно облака справа стали густеть | |
3) Стоило только выйти на открытое пространство, и ветерок с гор заставлял поёживаться от холода | |
45. Укажите сложноподчиненное предложение: |
|
1) Первые лучи солнца сверкнули над водой, и одновременно облака справа стали густеть | |
2) Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь | |
3) Мост снесло во время половодья, поэтому нам пришлось делать большой крюк | |
46. Укажите средства связи в ССП |
|
1) соединительные союзы | |
2) подчиненные союзы | |
3) сочинительные союзы | |
47. В каких случаях между частями, соединенными союзом и, запятая не ставится? |
|
1) если части — двусоставные, распространенные предложения | |
2) при наличии общего придаточного предложения | |
3) при наличии общего второстепенного члена | |
48. Укажите сложносочиненное предложение? |
|
1) Первые лучи солнца сверкнули над водой, и одновременно облака справа стали густеть | |
2) Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду | |
3) Мост снесло во время половодья, поэтому нам пришлось делать большой крюк. | |
49. Укажите бессоюзное предложение? |
|
1) Первые лучи солнца сверкнули над водой, и одновременно облака справа стали густеть | |
2) Рано утром, когда пришла машина, мы сразу отправились на вокзал | |
3) Я прислушался: буря не утихала | |
50. Сложносочиненные предложения – это: |
|
1) такие предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами | |
2) такие предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами | |
3) такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу | |
51. Укажи, какому правилу общения посвящена пословица Слова хороши правдивые, лисьи шкуры –пушистые. |
|
1) говорить искренне, не лгать | |
2) говорить только то, что хорошо знаешь | |
3) говорить коротко и ясно | |
52. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным |
|
1) Одно тёплое слово и в жестокий мороз согреет | |
2) Доброе слово человеку, что дождь в засуху | |
3) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз | |
53. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой |
|
1) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел. | |
2) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» | |
3) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку». | |
54. Укажите способ передачи чужой речи в предложении По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. |
|
1) предложение с косвенной речью | |
2) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения | |
3) предложение с прямой речью | |
55. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег. |
|
1) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-; | |
2) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-; | |
3) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-; | |
56. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн… |
|
1) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е; | |
2) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е; | |
3) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е; | |
57. Назовите существительные мужского рода: |
|
1) проныра, задира, ябеда, соня; | |
2) шампунь, тюль, какаду, кофе; | |
3) шоссе, метро, такси, радио; | |
58. Какое словосочетание связано способом согласования: |
|
1) моему сыну | |
2) доволен одним | |
3) приду поговорить; | |
59. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием: |
|
1) В лагере кое-кто проснулся | |
2) Наше завтра будет прекрасно | |
3) У сильного всегда бессильный виноват | |
60. Укажите прилагательные с –НН-: |
|
1) кожа…ый, глиня…ый; | |
2) нефтя…ой, сви…ой; | |
3) це…ый, оловя…ый | |
61. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»: |
|
1) не покладая рук | |
2) сложа руки | |
3) бить баклуши | |
62. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении? |
|
1) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос; | |
2) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора; | |
3) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия | |
63. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый: |
|
1) сложение основ | |
2) приставочно-суффиксальный | |
3) суффиксальный | |
64. Укажите верный вариант переноса слов: |
|
1) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство, | |
2) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка, | |
3) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить, | |
65. Выделите вариант с непроизносимой согласной: |
|
1) горес…ный, радос…ный; | |
2) словес…ный, безопас…ный; | |
3) вкус…ный, прекрас…ный; | |
66. Определите правильный вариант названий частей речи в предложении. Относитесь к родному языку бережно и любовно. |
|
1) Глагол, предлог, прилагательное, существительное, наречие, союз, наречие. | |
2) Наречие, союз, глагол, предлог, существительное, прилагательное, частица. | |
3) Глагол, местоимение, прилагательное, существительное, союз, наречие, наречие. | |
67. Вчера в Алматы завершился семнадцатый Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов. В течение нескольких дней работы космонавты и астронавты из многих стран мира обсуждали проблемы экологии нашей планеты. Этот фрагмент текста относится к стилю: |
|
1) художественный стиль | |
2) публицистический стиль | |
3) научный стиль | |
68. Определите, к какому стилю речи относится приведенный отрывок: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! |
|
1) научный стиль | |
2) разговорный стиль | |
3) стиль художественной литературы | |
69. Назовите стиль по его особенностям: Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии |
|
1) публицистический стиль | |
2) научный стиль | |
3) разговорный стиль | |
70. Эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы характерны для стиля |
|
1) официально-деловой стиль | |
2) стиль художественной литературы | |
3) разговорный стиль | |
71. Стиль, используемый в общественно-политической литературе, периодической печати: |
|
1) публицистический стиль | |
2) разговорный стиль | |
3) официально-деловой стиль | |
72. Стиль, который обслуживает сферу административно-правовой деятельности: |
|
1) научный стиль | |
2) публицистический стиль | |
3) официально-деловой стиль | |
73. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом. |
|
1) Мы сейчас много говорим о правовом обществе, а Шакарим часто говорил о становлении нравственного общества и государства | |
2) Лесной запах усиливается, и слегка повеяло тёплой сыростью | |
3) Он особое внимание обращал не на материальные ценности, а на духовную культуру. | |
74. Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых. |
|
1) Река чернела, зябла, и паровые струйки перебегали всюду, и потому она не замерзала | |
2) С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь | |
3) Черёмуха душистая, развесившись, стоит, а зелень золотистая на солнышке горит. | |
75. Какое это предложение? Надя уже сильно тосковала, и каждый день думала о матери и бабушке. |
|
1) бессоюзное сложное предложение | |
2) простое | |
3) ССП | |
76. Найдите сложноподчиненное предложение: |
|
1) Выпал первый снег, и стало белым-бело | |
2) Мраком затянуты небо и даль, ветер осенний наводит печаль | |
3) Впереди, куда вела дорога, было немного посвежее | |
77. Сложносочиненные предложения – это: |
|
1) не связаны союзами | |
2) такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу | |
3) такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому; | |
78. Главное и придаточное предложения входят в состав: |
|
1) сложноподчиненного | |
2) бессоюзного предложения | |
3) сложносочиненного | |
79. Укажите, какой вид текста относится к официально-деловому стилю? |
|
1) заявление | |
2) диссертация | |
3) статья в газете | |
80. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?» |
|
1) текст – описание | |
2) текст- рассуждение | |
3) текст- повествование | |
81. Бессоюзное сложное предложение: « Смелые побеждают – трусливые погибают» имеет значение: |
|
1) сравнение | |
2) значение условия | |
3) противопоставление | |
82. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия предмета и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как? |
|
1) обстоятельство | |
2) дополнение | |
3) подлежащее | |
83. Слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но одинаковые или близкие по значению. |
|
1) синонимы | |
2) антонимы | |
3) паронимы | |
4) омонимы | |
84. Служебные части речи… |
|
1) все утверждения верны | |
2) к ним нельзя задать вопрос ; | |
3) не являются членами предложения ; | |
4) не имеют лексического значения; | |
85. . Сколько местоимений в предложении: "Одинокая собака бежала по дороге, и казалось, что у нее никогда не было хозяина, дома и вкусного корма по утрам; она была ничья"? |
|
1) 3 | |
2) 2 | |
3) 1 | |
86. Укажите ряд, в котором все местоимения отрицательные |
|
1) весь, сам, самый, иной, другой, всякий | |
2) некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то | |
3) никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего | |
87. Наречия: |
|
1) изменяются по лицам | |
2) изменяются по числам | |
3) не изменяются | |
88. В какой пословице в окончании глаголов пишется буква и ? |
|
1) Труд корм...т, а лень порт...т. | |
2) Дружная семья и землю превраща…т в золото. | |
3) Скромность украша...т человека. | |
89. Укажите строку, в которой все слова – деепричастия |
|
1) рассмеявшись, улыбающийся, растаять, улыбался; | |
2) дыша, крутясь, забежав, съежившись | |
3) смеясь, шутя, смеющийся, шутит | |
90. Инфинитив – |
|
1) начальная форма глагола; | |
2) можно узнать по специфичным окончаниям (суффиксам) -ть, -ти, | |
3) все варианты верны | |
91. Чем чаще всего в предложении выражено сказуемое? |
|
1) наречием; | |
2) прилагательным; | |
3) глаголом; | |
92. Согласование – это тип подчинительной связи в словосочетании, при котором: |
|
1) вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже; | |
2) вид связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует от него главное слово; | |
3) способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу; | |
93. Укажите дефисное написание слова. |
|
1) (вечно)зелёный; | |
2) (чисто)сердечный; | |
3) (историко)литературный; | |
94. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением? |
|
1) к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает; | |
2) к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять; | |
3) изд..лека, оч...ровательный, ст..рпеть, прогл..тить. | |
95. . В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется ь? |
|
1) отреж.. пирога, нет телепередач..; | |
2) очень тощ.., брееш..ся плохо; | |
3) спелая рож.., береч..ся от огня; | |
96. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? |
|
1) зачеркнув; | |
2) возрождение; | |
3) полосатый | |
97. Словосочетание – это… |
|
1) сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически | |
2) имеет одну грамматическую основу (подлежащее + сказуемое) | |
3) состоит из главных и второстепенных членов | |
98. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква |
|
1) св…рлить, пер…лесок, в комнат… | |
2) грус…ный, опас…ный, напрас…ный | |
3) ед…ница, в тетрад…, в л…сах | |
99. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ъ |
|
1) солов…и | |
2) в…юга | |
3) об…явление |