Тест: социология
Список вопросов
1. 1. Социология - это: |
|
1) Наука об особенностях поведения человека | |
2) наука о закономерностях, путях и формах возникновения и развития политических явлений | |
3) наука, изучающая прошлое общества | |
4) наука об общих и специфических законах и закономерностях развития общества | |
2. 2. Объект социологии |
|
1) социальная реальность | |
2) экономические процессы, происходящие в обществе | |
3) объективная реальность, данная нам в ощущениях | |
4) культура | |
3. 3. Определение социологии, наиболее точно отражающее предмет ее изучения |
|
1) система общественных наук | |
2) Наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах | |
3) наука о социальном поведении людей | |
4) наука об особенностях человека | |
4. 4. Социология в отличие от обыденных представлений об обществе: |
|
1) опирается на систему понятий и эмпирические данные | |
2) преподается в университетах | |
3) оторвана от проблем реальных людей | |
4) имеет давнюю историю | |
5. 5. Предмет социологии |
|
1) экономические, политические и правовые основы государства | |
2) законы функционирования человеческого сознания и формирование на их основе межличностных отношений | |
3) Конституция | |
4) Совокупность общественных отношений, строение общества и поведение людей как представителей определенных социальных общностей | |
6. Социальное - это: |
|
1) характеристика человеческого общества, обусловленная взаимосвязями и взаимоотношениями, возникающими между людьми | |
2) представления людей о современном обществе | |
3) особый признак человеческого существования, обусловленный тем, что люди живут в рамках государства | |
4) биологическое | |
7. Часть социологии, занимающаяся изучением глобальных процессов общественного развития |
|
1) макросоциология | |
2) микросоциология | |
3) история социологии | |
4) фундаментальная | |
8. Часть социологии, изучающая поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в сравнительно небольших социальных группах |
|
1) макросоциология | |
2) микросоциология | |
3) социальная психология | |
4) эмпирическая | |
9. Входит в предмет изучения социологии |
|
1) политическое сознание личности | |
2) поведение людей, обусловленное индивидуальным или коллективным сознанием | |
3) социальная психология | |
4) социальные институты, возникающие в обществе | |
10. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых |
|
1) закон | |
2) правило | |
3) парадигма | |
4) Конституция | |
11. Принципиальное отличие социологии от философии |
|
1) эмпирический сбор и систематизация данных | |
2) ориентация исключительно на наблюдение | |
3) вера в сверхъестественное | |
4) анализ и синтез | |
12. Что изучает микросоциология? |
|
1) модели поведения людей в обществе | |
2) взаимодействие между различными частями общества | |
3) поведение людей в повседневной жизни | |
4) социальную адаптивность | |
13. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии как науки |
|
1) достижения в области естествознания, развитие эмпирических социальных исследований | |
2) колониальные завоевания | |
3) Великие географические открытия | |
4) перестройка и ускорение социально-экономической сферы | |
14. Социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в социальной системе, а также их социальных функций |
|
1) системный подход | |
2) структурный функционализм | |
3) бихевиоризм | |
4) медиевистика | |
15. Функция социологии, определяющая степень ее участия в разработке конкретных рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами |
|
1) теоретико-познавательная | |
2) организационно-управленческая | |
3) воспитательно-идеологическая | |
4) социального контроля | |
16. Объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых |
|
1) объект | |
2) метод | |
3) цель | |
4) гипотеза | |
17. Социологическое определение понятия "общество" |
|
1) население страны в совокупности с его историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией | |
2) объединение граждан для осуществления общей хозяйственной деятельности | |
3) сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями | |
4) трудящиеся страны | |
18. Признак общества |
|
1) государственная граница | |
2) поддержание и воспроизводство внутренних взаимосвязей | |
3) государственный язык | |
4) герб и флаг | |
19. Интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений |
|
1) социальное пространство | |
2) социальное время | |
3) социальное поле | |
4) социальные координаты | |
20. Действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми |
|
1) символы | |
2) правила | |
3) обычаи | |
4) законы | |
21. Совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок |
|
1) ритуал | |
2) норма | |
3) закон | |
4) традиция | |
22. Это общество характеризуется развитием сферы услуг, науки и образования? |
|
1) доиндустриальное | |
2) индустриальное | |
3) постиндустриальное | |
4) традиционное | |
23. Это общество характеризуют: натуральное хозяйство, сильные традиции и власть церковников |
|
1) доиндустриальное | |
2) индустриальное | |
3) постиндустриальное | |
4) аграрное | |
24. Общество с аграрным укладом, преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией |
|
1) традиционное | |
2) простое | |
3) закрытое | |
4) открытое | |
25. За что выступают регрессивные движения? |
|
1) постепенное реформирование существующего общества | |
2) коренное изменение существующего строя, всех его ценностей и институтов | |
3) либерализацию | |
4) возвращение (частичное или полное) к старым порядкам | |
26. Какие типы политических систем существуют? |
|
1) тоталитарная и демократическая | |
2) тоталитарная и олигархическая | |
3) демократическая и монархическая | |
4) олигархическая и монархическая | |
27. На что должна опираться позитивная (научная) социальная теория? |
|
1) на субъективные мнения ученых | |
2) на веру | |
3) на документы | |
4) на методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить, подтвердить или опровергнуть другим исследователем | |
28. Теоретические предпосылки возникновения социологии как науки |
|
1) достижения в области естествознания, развитие эмпирических социальных исследований | |
2) экономический кризис и падения уровня жизни населения | |
3) политический кризис и смена политической власти | |
4) урбанизация | |
29. Совокупность основных познавательных приемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование |
|
1) интерпретация и анализ данных | |
2) программа исследования | |
3) методология | |
4) гипотеза | |
30. На что обратит внимание социолог при изучении всеобщей политической стачки? |
|
1) на дату и место проведения | |
2) на выработку понятия "всеобщая политическая стачка" | |
3) на лидера и участников | |
4) на чсленность | |
31. Макросоциология изучает |
|
1) механизмы функционирования социальных систем | |
2) наиболее существенные явления в человеческой жизни | |
3) человеческое поведение | |
4) отличия человека от животных | |
32. Микросоциология изучает |
|
1) общество | |
2) малые социальные группы | |
3) то, что невидимо человеческому глазу | |
4) наиболее существенные явления в человеческой жизни | |
33. Что обозначает термин "интеракция" |
|
1) взаимодействие | |
2) общение | |
3) общество | |
4) реакция | |
34. Общество - это: |
|
1) совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия | |
2) большая группа людей, проживающих на одной территории и говорящих на одном языке | |
3) совокупность людей, проживающих в одной стране | |
4) члены одной группы | |
35. Трактовал аномию как отсутствие норм в обществе |
|
1) Э. Дюркгейм | |
2) Г. Зиммель | |
3) М. Вебер | |
4) К. Маркс | |
36. Рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов |
|
1) дезинтеграция | |
2) аномия | |
3) беззаконие | |
4) депрессия | |
37. Признак, лежащий в основе типологии обществ Карла Маркса |
|
1) этнический состав | |
2) способ производства | |
3) социального контроля и свободы индивида | |
4) способ управления | |
38. Сторонник революционного пути развития общества |
|
1) П. Сорокин | |
2) М. Вебер | |
3) Э. Дюркгейм | |
4) К. Маркс | |
39. Подход, разработанный Карлом Марксом |
|
1) цивилизационный | |
2) формационный | |
3) трёх стадий | |
4) культурный | |
40. Видел положительную перспективу исторического процесса в развитии бюрократии |
|
1) Т. Парсонс | |
2) М. Вебер | |
3) О. Конт | |
4) Г. Зиммель | |
41. Действие, совершая которое необходимо строго придерживаться принятых в обществе ценностей и норм, порой даже в ущерб своим личным целям |
|
1) целерациональное | |
2) ценностно-рациональное | |
3) традиционное | |
4) аффективное | |
42. Относительно кратковременное действие, совершаемое в бурном эмоциональном состоянии в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса) |
|
1) активное | |
2) аффективное | |
3) аномичное | |
4) эффективное | |
43. Типы обществ, которые различал Герберт Спенсер |
|
1) письменные и дописьменные | |
2) военные и промышленные | |
3) аграрные и индустриальные | |
4) активные и пассивные | |
44. Описал циклическое развитие общества |
|
1) Д. Белл | |
2) А. Тойнби | |
3) К. Маркс | |
4) Э. Дюркгейм | |
45. Совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством |
|
1) государство | |
2) культура | |
3) мораль | |
4) законы | |
46. Повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах |
|
1) этноцентризм | |
2) релятивизм | |
3) феодализм | |
4) культурные универсалии | |
47. Что такое субкультура |
|
1) наилучший тип культуры | |
2) часть доминирующей культуры | |
3) противоположность доминирующей культуры | |
4) массовая культура | |
48. Описал каналы вертикальной мобильности ("социальные лифты") |
|
1) М. Восленский | |
2) П. Сорокин | |
3) Л. Уорнер | |
4) К. Маркс | |
49. Ввел в социологию термин "социальная мобильность" |
|
1) А. Турен | |
2) П. Сорокин | |
3) Р. Дарендорф | |
4) Г. Зиммель | |
50. Конкретное место, которое индивид занимает в социальной системе? |
|
1) статус | |
2) роль | |
3) диспозиция | |
4) личность | |
51. Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом |
|
1) ролевой набор | |
2) норма | |
3) санкция | |
4) функция | |
52. К какому виду статусов относятся национальность, социальное происхождение, место рождения? |
|
1) приписанный (прирожденный) | |
2) достигнутый (приобретенный) | |
3) личный | |
4) групповой | |
53. К какому виду статусов относятся образование, заслуги, квалификация? |
|
1) приписанный (прирожденный) | |
2) достигнутый (приобретенный) | |
3) личный | |
4) групповой | |
54. Достигнутый статус |
|
1) депутат | |
2) царь | |
3) афроамериканец | |
4) князь | |
55. Достигаемый статус |
|
1) приобретается через личные усилия и конкуренцию | |
2) достается при рождении | |
3) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности | |
4) покупается за деньги | |
56. Совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга |
|
1) социальная система | |
2) социальная структура | |
3) социальные связи | |
4) социальные роли | |
57. Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия |
|
1) народ | |
2) толпа | |
3) публика | |
4) социальная общность | |
58. Социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим ее до этой общности? |
|
1) агрегация | |
2) аудитория | |
3) масса | |
4) общность | |
59. Группа, члены которой связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами |
|
1) референтная | |
2) номинальная | |
3) малая | |
4) научная | |
60. Группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института или организации, имеющая целью достижение определенного результата |
|
1) формальная | |
2) неформальная | |
3) номинальная | |
4) референтная | |
61. Ввел термин "социальная стратификация |
|
1) Э. Дюркгейм | |
2) П. Сорокин | |
3) П. Лавров | |
4) К. Маркс | |
62. Индивидуальный подъем индивидов из низшего слоя в высший слой |
|
1) восходящая индивидуальная мобильность | |
2) межпоколенная мобильность | |
3) социальный прогресс | |
4) социальная эволюция | |
63. Выталкивание отдельного индивида с его высоких социальных позиций на более низкие |
|
1) нисходящая групповая мобильность | |
2) восходящая групповая мобильность | |
3) восходящая индивидуальная мобильность | |
4) нисходящая индивидуальная мобильность | |
64. Промежуточное, пограничное состояние индивида или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа жизни |
|
1) толерантность | |
2) легитимность | |
3) маргинальность | |
4) структурализм | |
65. Что означает понятие "страта"? |
|
1) слой | |
2) класс | |
3) группа | |
4) роль | |
66. Что такое социальная мобильность? |
|
1) изменение власти | |
2) изменение степени открытости общества | |
3) изменение индивидом или группой социального статуса | |
4) социальный прогресс | |
67. Человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой |
|
1) маргинал | |
2) иммигрант | |
3) изгой | |
4) лидер | |
68. Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества |
|
1) классовость | |
2) сословность | |
3) стратификация | |
4) корпоративность | |
69. Расслоение население на два противоположных класса: бедных и богатых |
|
1) поляризация | |
2) дезинтеграция | |
3) стратификация | |
4) массовость | |
70. Тип стратификации, характеризующий открытое общество |
|
1) касты | |
2) сословия | |
3) классы | |
4) группы | |
71. Социальная страта, членством в которой человек обязан исключительно своему рождению |
|
1) класс | |
2) каста | |
3) общность | |
4) группа | |
72. Социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству |
|
1) сословие | |
2) класс | |
3) каста | |
4) общность | |
73. Форма стратификации, при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как собственность |
|
1) рабство | |
2) касты | |
3) сословия | |
4) сословия | |
74. Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег и престижа |
|
1) бедность | |
2) безработица | |
3) неравенство | |
4) миграция | |
75. Общество, в котором перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены |
|
1) открытое | |
2) простое | |
3) кочевое | |
4) массовое | |
76. Этнос - это: |
|
1) социальная общность | |
2) социальная организация | |
3) социальный институт | |
4) социальная страта | |
77. Совокупность нескольких родов |
|
1) племя | |
2) народность | |
3) нация | |
4) класс | |
78. Группа, отличающаяся высоким уровнем эмоциональности взаимоотношений |
|
1) вторичная | |
2) первичная | |
3) квазигруппа | |
4) референтная | |
79. Стиль лидерства, предполагающий невмешательство лидера в действия подчиненных и отстранение от реального руководства группой |
|
1) демократический | |
2) авторитарный | |
3) попустительский | |
4) либеральный | |
80. Самый многочисленный класс США, "стабилизатор общества" (выступает за политическую, социальную и экономическую стабильность) |
|
1) высший | |
2) средний | |
3) низший | |
4) рабочий | |
81. Неравенство в доходах различных групп населения |
|
1) классовость | |
2) сословность | |
3) миграция | |
4) дифференциация | |
82. Метод, позволяющий изучать структуру малой группы |
|
1) эксперимент | |
2) наблюдение | |
3) анкетирование | |
4) социометрия | |
83. Историческая ступень развития этноса |
|
1) государство | |
2) народность | |
3) социальная группа | |
4) каста | |
84. Социальная общность, выделяемая по поселенческому признаку |
|
1) народность | |
2) горожане | |
3) класс | |
4) сословие | |
85. Социальный престиж - это |
|
1) степень признания достоинств личности | |
2) уровень образования | |
3) оценка, которую общество дает статусу личности или должности | |
4) денежный эквивалент выполняемой работы | |
86. Носители политико-управленческих качеств и функций |
|
1) политическая партия | |
2) политическая фракция | |
3) политическая элита | |
4) профессиональный союз | |
87. Состояние общества, при котором "социальные лифты" постепенно отключаются и социальная мобильность замедляется |
|
1) стабилизация | |
2) революция | |
3) реформа | |
4) эволюция | |
88. Какую концепцию разработал Питирим Сорокин? |
|
1) диалектический материализм | |
2) социальная стратификация и мобильность | |
3) субъективный идеализм | |
4) коэволюция | |
89. К какому виду статусов относится принадлежность индивида к определенной группе и престиж группы? |
|
1) социальный | |
2) главный | |
3) достигаемый | |
4) личный | |
90. Ожидаемое поведение индивида |
|
1) социальный статус | |
2) социальная роль | |
3) девиантное поведение | |
4) адаптация | |
91. В современных обществах статусы чаще всего являются |
|
1) достигаемыми | |
2) приписываемыми | |
3) прирождёнными | |
4) личными | |
92. Приписанный статус |
|
1) дворянин | |
2) преступник | |
3) маркетолог | |
4) революционер | |
93. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей |
|
1) ролевой конфликт | |
2) ролевое поведение | |
3) ролевой набор | |
4) ролевое ожидание | |
94. Социальная организация - это: |
|
1) группа взаимодействующих людей | |
2) группа людей, ориентированная на достижение фиксированной цели, реализация которой требует совместных и скоординированных действий | |
3) субординация должностей и распределение функций в учреждении | |
4) люди одного происхождения | |
95. Главное предназначение социальных институтов |
|
1) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность | |
2) обеспечивать динамизм, подвижность, изменчивость общества | |
3) давать дипломы выпускникам | |
4) приносить доход | |
96. Как проявляется дисфункция социального института? |
|
1) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности | |
2) институт неэффективен, его престиж в обществе падает | |
3) институт является престижным, авторитетным в обществе | |
4) институт менее полно исследуется | |
97. Институт, проявлением дисфункции которого являются: снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность |
|
1) производство | |
2) семья | |
3) религия | |
4) культура | |
98. Социальный институт, удовлетворяющий потребность в безопасности и социальном порядке |
|
1) производство | |
2) государство | |
3) семья | |
4) религия | |
99. Неформальный социальный институт |
|
1) государство | |
2) собственность | |
3) армия | |
4) семья | |
100. Главное предназначение социальных институтов |
|
1) гарантия соблюдения прав человека | |
2) создание стабильности в обществе, удовлетворении общественных потребностей | |
3) обеспечение социальных реформ | |
4) высокий доход |