Тест: опен еду


Список вопросов


1. Процесс получения объективных знаний о действительности называется

1) научное знание
2) научное познание
3) истина

2. «Я предпочитаю найти одну истину, хотя и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины».

1) Г. Галилею
2) Л. толстому
3) Аристотелю

3. Укажите 3 социально-культурных фактора, которые наибольшим образом влияют на развитие науки:

1) исторический научный потенциал общества
2) развитие экономики
3) идеология правящего класса
4) филосовские идеи
5) политическая ситуация

4. Автором термина «парадигма» в современной науке является:

1) Т. Кун
2) Б. Рассел
3) Г. Бергман

5. По каким причинам, с точки зрения М. Вебера, современная ему молодежь разуверилась в силе науки?

1) наука противостоит высшим религиозным ценностям
2) наука не может объяснить смысл жизни и поэтому бесполезна
3) наука утратила свои предпосылки «истинного знания»

6. На какие вопросы не в состоянии ответить ни естественные, ни гуманитарные науки?

1) о полезности результатов научной деятельности
2) о всеобщих законах
3) о ценности научного познания

7. Какова роль науки как профессии?

1) быть пророком, предсказывающим будущее
2) служить делу самосознания и познания фактических связей
3) давать людям практические установки

8. Как соотносятся наука и теология?

1) теология интегрирует научные методы и сама претендует на научность, интеллектуальное познание Бога
2) наука «расколдовала» мир и люди бегут от этой излишней рациональности в сферы религиозного или интимного общения
3) между ценностями науки и религии идет постоянная и непримиримая борьба

9. Цель диссертации легко сформулировать, если вам известна:

1) Степень разработанности
2) Тема
3) Актуальность

10. Что обязательно включает в себя магистерская диссертация в отличие от ВКР:

1) Актуальность
2) Научную новизну
3) Гипотезу

11. С понятием действия, по мнению М. Вебера, коррелирует понятие:

1) Логики
2) Социальности
3) Смысла

12. Всякая интерпретация, как и наука вообще, стремится к:

1) Словоблудию
2) Логике
3) Очевидности

13. К каким формам вненаучного знания вы отнесли бы следующее рассуждение: В 1988 году доктор Хильда Кларк предложила новый способ диагностики при помощи резонанса. Ей удалось определить частоты жизнедеятельности многих патогенов.

1) лженаука
2) квазинаука
3) псевдонаука

14. Можно ли считать научным такое определение: Торсио́нные поля́ – физический термин, первоначально введённый математиком Эли Картаном в 1922 году для обозначения гипотетического физического поля, порождаемого кручением пространства. Название происходит от англ. torsion

1) нет, это не научное определение
2) да, это вполне обоснованное определение
3) как гипотеза, вполне допустимо

15. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это совокупность правил, норм, образцов научно-познавательной деятельности, обеспечивающих ____ результата познания

1) правдивость
2) истинность
3) лживость

16. ________--целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

1) научная картина мира
2) мир
3) совесть

17. «Я предпочитаю найти одну истину, хотя и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины».

1) Аристотелю
2) Г. Галилею
3) Дж. Берналу

18. ________-система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

1) Ложь
2) Парадигма
3) Совесть

19. Автором термина «парадигма» в современной науке является

1) Г. Бергман
2) Б. Рассел
3) П. Фейерабенд

20. Внимательно прочтите определение психоанализа. К какой форме знания вы бы отнесли результаты работы психоаналитика? Психоанализ – учение о способе изучения и познания психологии человека, созданное З. Фрейдом; система идей и методов интерпретации содержания сновидений, ошибок, описок, обмолвок и разнообразных случаев забывания, связанных с бессознательными или с неосознаваемыми влечениями человека. В теоретическом плане психоанализ включает в себя систему гипотез,

1) научное знание
2) псевдонаучное знание
3) донаучное знание

21. Дополните высказывание: Междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70- х гг. ХХ в. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных, – это

1) парадигма
2) синергетика
3) чушь

22. Что включается в систему научно-технической деятельности по вервии ЮНЕСКО:

1) научно-технические услуги
2) инновационное производство
3) научно-техническое образование
4) спонсирование исследований
5) научные исследования и экспериментальные разработки

23. Выберите черты современного – постнеклассического – этапа развития научной рациональности:

1) Синергетика
2) Эволюционизм
3) Междисцплинарность
4) Идеологизация
5) Методологический плюрализм
6) Технократичность
7) Демократизация

24. Переход к системе научных центров при вузах и неформальных научных обществ- клубов-кружков называют «моделью ___________ научных сил»

1) связи
2) кооперирования
3) факта

25. По каким причинам, с точки зрения М. Вебера, современная ему молодежь разуверилась в силе науки?

1) наука не может объяснить смысл жизни и поэтому бесполезна
2) наука противостоит высшим религиозным ценностям
3) наука утратила свои предпосылки «истинного знания»

26. На какие вопросы не в состоянии ответить ни естественные, ни гуманитарные науки?

1) о полезности результатов научной деятельности
2) о ценности научного познания
3) о всеобщих законах

27. Какой должна быть позиция преподавателя (ученого), если аудитория, с которой он работает, задаст вопрос о ценности его науки?

1) он должен честно и открыто высказать свои собственные взгляды, тщательно их аргументируя
2) он должен найти и открыть студентам в науке то, что будет полезно им самим
3) он должен привести объективистские аргументы в пользу разных позиций верно

28. Какова роль науки как профессии?

1) давать людям практические установки
2) быть пророком, предсказывающим будущее
3) служить делу самосознания и познания фактических связей

29. Как соотносятся наука и теология?

1) наука «расколдовала» мир и люди бегут от этой излишней рациональности в сферы религиозного или интимного общения
2) теология интегрирует научные методы и сама претендует на научность, интеллектуальное познание Бога
3) между ценностями науки и религии идет постоянная и непримиримая борьба

30. Ниже приведен отрывок из магистерской диссертации. Укажите, к какой из частей работы может относиться этот текст: Методом исследования в подавляющем большинстве случаев является численное моделирование процессов теплообмена с использованием современных программных средств, так как аналитические методы решения в подобных случаях принципиально неприменимы из-за нестационарности и нелинейности протекающих процессов в условиях реальной геометрии исследуемых объектов.

1) эмпирическая
2) методология
3) теоретическая концепция

31. Познакомьтесь с неудачной темой магистерской диссертации. Отметьте, какие ошибки допущены в формулировке темы: «Описание методов и средств повышения надёжности релейной защиты электроэнергетических систем»

1) Тема поверхностная, слишком широкая
2) Тема слишком узкая
3) Отсутствует исследовательская проблема
4) Нет указания на практическую применимость темы
5) Нет конкретного объекта, на материале которого выполняется исследование

32. Правильно ли выполнено цитирование: Исследователь Х приводит данные об исследовании композиции на основе пластифицированного диоктилфталатом поливинилхлорида с бутадиен- акрилонитрильным эластомером, содержащим 40 моль.% нитрильных групп, полипропилена с изопреновым эластомером и полиэтилена низкой плотности с бутадиеновым эластомером для проверки результатов, полученных на модельных смесях поливинилхлорида с бутадиен-акрилонитрильным эластомером. Данные этого исследования мы и используем в нашей работе.

1) Нет, поскольку нет ссылки на источник, из которого взята цитата
2) Да, нормальная косвенная цитата
3) Да, ссылка на источник не обязательно, потому что исследование общеизвестное

33. Для проверки теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных и анализа документов и фактов проводятся _______________ исследования.

1) конические
2) эмпирические
3) магические

34. Укажите, в каких случаях уместен парафраз:

1) при ссылке сразу на три источника
2) при самоцитировании
3) при использовании чужого текста в ходе своего доказательства
4) при кратком изложении чьей-то концепции
5) вместо длинной цитаты

35. Почему местоимение «Я» нежелательно употреблять при написании научного текста:

1) Научная работа – всегда коллективное произведение
2) Оно звучит хвастливо и безответственно
3) Часть ответственности за научное произведение ложится на научного руководителя или консультанта

36. Какой процент оригинального текста обычно требуется в магистерской диссертации по техническим направлениям?

1) 50–60%
2) 60–80%
3) 75–90%

37. Познакомьтесь с цитатой, относящейся к науке. Укажите, к какому типу анормального знания Вы отнесли бы это высказывание. «Всюду нас окружает воздух. Он покрывает Землю слоем толщиной во много километров. В этой воздушной оболочке Земли, или, как говорят, в её атмосфере разыгрываются многообразные природные явления — грозные и величественные, могущественные и стихийные. Раньше, когда человек не имел достаточных знаний о природе, все подобные, загадочные на первый взгляд, явления вызывали у людей страх. Люди преклонялись перед неведомыми могущественными силами природы, обожествляли их, придумывали им объяснения. Наивны были такие «объяснения» различных атмосферных явлений. Так, наши предки — древние славяне — думали, что на небе сидит бог — громовержец Перун; гневаясь на людей, он поражает их огненными стрелами —

1) знание, связанное со сменой парадигмы
2) это из художественной литературы молниями»
3) популярное знание

38. Выберите три характеристики нормального знания из предложенного списка.

1) популярное и модное
2) общезначимое в рамках парадигмы
3) универсальное для своей эпохи
4) универсальное во все времена
5) детализирующее господствующие идеи
6) выходящее за рамки общепринятого

39. Дополните определение одной из характеристик современной научной рациональности. Представление в научных материалах способов проникновения в сущностный смысл явления, его критической оценки, использование рефлексии, определение реального смысла понятий, описывающих научные феномены, установление связей их смыслов, сопоставления значений; умение распознавать теории и системы на предмет их соответствия той или иной научной парадигме называется

1) э
2) методологичность
3) э

40. Выберите из предложенного списка три показателя, которыми не характеризуется научная рациональность.

1) креативность
2) устойчивость во времени
3) практическая применимость
4) абстрактность

41. Какими новыми отношениями характеризуется постнеклассическая научная рациональность по сравнению с классической и неклассической?

1) соотносится с социальными запросами
2) соотносится с художественной культурой
3) соотносится с этическими ценностями
4) соотносится только с внутринаучными ценностями

42. Выберите правильный ответ на вопрос: Первоначально проблема демаркации ставила своей задачей

1) разграничение науки, философии и религии
2) отделение научного подхода от повседневного
3) определение границ между науками

43. Чем не устраивала К. Поппера верификация как принцип демаркации научного подхода?

1) математика и логика оказывались неверифицируемыми и лишались статуса научности
2) в число научных направлений не входила философия, которая послужила основанием всех остальных наук
3) в число научных направлений не попали области знания с новыми, слишком сложными или идеализированными объектами исследования
4) для полного подтверждения научных законов потребуется бесконечное число проверок, а частично можно подтвердить, все, что угодно.
5) Все экзистенциальные суждения (суждения существования) неверифицируемы, а, значит, ненаучны.

44. Дополните определение одной из форм научного знания: Научное утверждение, имеющее универсальный характер и описывающее в концентрированном виде важнейшие аспекты изучаемой предметной области, устойчивую и необходимую связь ее явлений называется

1) законом
2) правом
3) ложью

45. Что такое «ноу-хау»?

1) Секретная информация о новом производственном объекте
2) Набор приемов и методов успешного ведения дела в какой-либо отрасли
3) Информация о коммерческой информации

46. 1. На какое знание опираются технические науки:

1) Общедоступное
2) Гуманитарное
3) Естественнонаучное

47. В чем причина не очень корректных формулировок цели в магистерских диссертациях технического профиля:

1) отсутствие параллелей между науками техническими и фундаментальными
2) отсутствие четкого разграничения между науками техническими и фундаментальными
3) отсутствие нечеткого разграничения между науками техническими и фундаментальными

48. Науки, которые аправлены на познание абсолютно всех без исключения объектов реальности (естественной среды):

1) Технические науки
2) Естественные
3) Гуманитарные науки

49. В этих науках познание направлено на фрагменты природной среды, которые можно использовать в практике как техническое средство, технологический материал или технологический метод

1) Технические науки
2) Социальные науки
3) Гуманитарные науки