Тест: философия


Список вопросов


1. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части:

1) дедукция
2) аналогия
3) индукция
4) анализ
5) синтез

2. К модельному эксперименту прибегают, если:

1) ставится задача систематизировать факты
2) необходима формализация теории.
3) необходимо сформулировать теоретическое положение
4) прямой эксперимент подтвердил гипотезу
5) прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднительно

3. Описательная научная теория решает задачу:

1) методологического обеспечения фундаментальных исследований
2) формализации научного знания
3) упорядочивания и систематизацию фактов
4) фальсификации предыдущих теорий и фактов
5) интерпретации математических моделей

4. Верное отражение мира в научном познании называется:

1) чувственным познанием
2) правдой
3) научным фактом
4) истиной
5) эмпирическим познанием

5. Взаимопониманию ученых – представителей различных научных дисциплин и отраслей знания способствует:

1) владение методологией научного познания
2) индивидуализм ученого
3) субъективизм ученого
4) критичность мышления
5) наличие приборов

6. К формам научного познания относятся:

1) постановка проблемы, создание гипотезы
2) эмпирическое познание
3) воображение
4) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории
5) эксперимент, анализ, синтез, системный подход

7. Интерсубъективность научного знания проявления в том, что:

1) научное знание индивидуально
2) научное знание вырабатывается научным сообществом
3) научное знание отчуждается от личности
4) научное знание уникально
5) из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия

8. В соотношении фундаментальных и прикладных наук:

1) каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания
2) главную роль в научном познании играет философия
3) главную роль играет математика
4) на первый план выступают прикладные науки
5) на первый план выступают фундаментальные науки

9. Антисциентизм толкует науку как:

1) непосредственную производительную силу
2) эталон всей культуры
3) силу, чуждую и враждебную сущности человека
4) само развивающуюся систему
5) как ноосферу

10. Определение: «высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности» - относится к:

1) закону
2) религии
3) аксиоме
4) научный теории
5) гипотезе

11. Задачей эмпирических наук является:

1) разработка промышленных технологий
2) решение социальных проблем
3) экспериментальное обоснование результатов фундаментальных наук
4) применение результатов фундаментальных наук
5) решение проблем повседневной практики

12. Идеалом для сциентизма являются:

1) математика и кибернетика
2) методологические знания
3) результаты и методы естественонаучного познания
4) философия
5) гуманитарные науки

13. Всякий принципиально новый подход к научным проблемам с необходимостью требует:

1) использование описания
2) использование наблюдения
3) использование приборов
4) использование моделей
5) разработки новых методов и способов исследования

14. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для:

1) антисциентизма
2) структурализма
3) экзистенциализма
4) сциентизма
5) интернационализма

15. Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что:

1) знания неповторимы
2) знания уникальны
3) знания объективны
4) знания сверхъестественны
5) знания субъективны

16. Методология на общенаучном уровне выступает как:

1) учение о взаимодействие науки с другими социальными институтами
2) система готовых понятий
3) учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования
4) учение о взаимодействие науки с другими социальными институтами
5) учение о влиянии социально-экономических условий на развитие науки

17. Методология науки нужна исследователю для решения творческих задач, так как она:

1) раскрывает творческий потенциал личности
2) систематизирует знания
3) определяет алгоритм действия ученого
4) дает возможность осознать закономерности развития научной области, осмыслить ее в контексте науки как целого
5) дает универсальный инструмент решения задач

18. Возрастание роли дедукции в научном познании связано с:

1) широким распространением ЭВМ
2) утилитарностью метода дедукции
3) экономией мышления
4) недостоверностью индуктивных выводов
5) включением в научное исследование производственных задач

19. Естественный язык не вполне пригоден для решения специальных задач науки, так как:

1) естественный язык не может развиваться
2) использование естественного языка сводит научные знания к искусству
3) естественный язык включает большое количество слов, что не дает возможности кратко выразить мысль
4) естественный язык включает большое количество слов, что не дает возможности кратко выразить мысль
5) слова естественного языка многозначны, отсутствуют единые, строгие и однозначные правила

20. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют:

1) ощущением
2) восприятием
3) познанием
4) представлением
5) суждением

21. Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос:

1) методического анархизма
2) интегративную
3) коммуникативную
4) никакую
5) конкуренции научно-исследовательских программ

22. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и:

1) научная революция
2) период отрицания науки
3) абсолютность науки
4) застой в науке
5) сосуществование различных теорий

23. «От живого созерцания - к абстрактному мышлению, а от него к …» (путь познания согласно диалектическому подходу):

1) Ощущению
2) Гипотезе
3) Восприятию
4) Опыту
5) практике

24. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период):

1) интеграция знания
2) научная картина мира
3) научная теория
4) эклектика
5) парадигма

25. Два фундаментальных раздела социального познания - это:

1) литература и публицистика
2) литература и искусство
3) научное и вненаучное познание
4) знание и незнание
5) наука и религия

26. Теория научного познания:

1) антропология
2) онтология
3) аксиология
4) логика
5) эпистемология

27. К рациональному познанию относятся следующие формы:

1) ощущение, восприятие, представление
2) «я», «оно», «сверх-Я»
3) фантазия, вымысел, догадка
4) чувства, эмоции, рассудок
5) понятие, суждение, умозаключение

28. Наука, в первую очередь, - особый род:

1) познавательной деятельности
2) жизни
3) ухода от скуки
4) любопытства
5) манеры мыслить

29. Дилемма «наук о природе» и «наук о духе» появляется в философии:

1) неокантианства
2) неотомизма
3) неопозитивизма
4) неоплатонизма
5) неогегельянства

30. Основные уровни научного познания:

1) математика и гармония
2) логика и истина
3) выдумка философов
4) эмпирия и теория
5) знание и незнание

31. От философской теории познания методологию отличает:

1) теоретическая рефлексия процесса познания
2) парадигмальность познания
3) направленность на внутренние механизмы развития научного знания
4) акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания
5) изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами

32. Как определяет живой организм современная философия, опирающаяся на научные данные:

1) система, не производимая обмена энергией и веществом с окружающей средой.
2) саморазрушающаяся система открытого типа
3) закрытая , изолированная от внешней среды автономная система
4) самоорганизующаяся система открытого типа
5) совокупность живых клеток, связанная биохимическими процессами

33. Во второй половине ХХ века произошло расширение проблематики историко-научных исследований за счет:

1) анализа развития идей и проблем в той или иной области знания
2) изменения представлений о личности ученого
3) изучения закономерностей развития экспериментов
4) перечисления достижений отдельных ученых
5) биографического описания жизни и деятельности ученых

34. В чем заключается основное отличие философского определения материи от ественнонаучного:

1) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её только как логической категории
2) в указании на конкретный вид и свойства материи
3) обязательное указание на конкретные характеристики материи
4) абстрагирование от конкретных характеристик материи и фиксирование только факта существования объективной реальности
5) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её субъективной реальностью в нашем сознании.

35. Какой из перечисленных тезисов характеризует специфику рационализма:

1) теоретическое знание является продуктом деятельности разума
2) теоретическое знание складывается из отдельных, случайных открытий и фактов.
3) только опытное знание обладает достоверностью
4) источником теоретического знания являются ощущения
5) теоретическое знание возникает из опыта и обосновывается опытом

36. В чем заключается научно – философское понимание материи:

1) материя – это чувственно – конкретные вещи , процессы , явления
2) материя – это совокупность наших ощущений и восприятий объективного мира
3) материя – это неизменный , неделимый кирпичик ( элемент) мироздания
4) материя – это объективная реальность , существующая вне и независимо от нашего сознания
5) материя – это некое материальное “ первоначало “ мира

37. Какое суждение характеризует научно философское понимание пространства и времени:

1) это формы познания реальности.
2) это абсолютные начала мироздания
3) это формы субъективных переживаний
4) это порождение абсолютной идеи
5) это объективная характеристика бытия

38. Наука и техника в современном мире - это :

1) панацея от всех бед
2) причина упадка культуры кризиса духовности
3) основа развития цивилизации
4) двойственный феномен со своим позитивом и негативом
5) единственное условие прогресса

39. Философия науки начинается с:

1) вопросов о духе
2) деятельности жрецов
3) замысла понять логику и методологию научного познания
4) астрономических наблюдений
5) геометрических теорем

40. Применительно к социологии науки основной единицей научной деятельности может быть признано:

1) большинство современных физиков
2) научное сообщество
3) все, где есть приборы, доска с мелом и аудитория слушателей
4) все, что называется «лабораторией»
5) лицо, совершившее открытие на уровне Нобелевской премии

41. Какое из положений выражает этику научного познания:

1) нравственная оценка относится только к использованию научных положений.
2) научные положения не могут оцениваться с точки зрения этики
3) все, что объективно истинно, то нравственно
4) достижения науки не могут быть безнравственными
5) научные теории могут быть как нравственными , так и безнравственными

42. Определите прагматическое суждение об истине:

1) это знание, ведущее к достижению цели
2) это знание, с которым все согласны
3) это род веры.
4) это отражение действительности в сознании, независимо от человека
5) это значение не зависящее от действительности

43. Какой ответ об источнике познания верен для сенсуализма:

1) источником познания является интуиция
2) источником познания являются разум и ощущения.
3) источником познания является опыт
4) источником познания является разум
5) источником познания являются ощущения

44. Согласие, с каким из положений выражает позицию агностицизма:

1) человек сможет до конца исчерпать тайны природы
2) процесс познания бесконечен
3) в науке есть неразрешимые задачи.
4) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего познания
5) все наши знания приблизительны

45. Какая точка зрения характерна для философского подхода к рассмотрению познания:

1) признание познавательного процесса как случайного открытия человечеством тайн природы
2) выявление только логических закономерностей познавательного процесса
3) рассмотрение познания в широком культурно – историческом контексте, в связи с многообразием человеческой деятельности
4) изолированность познавательных структур от остальных сторон деятельности человека
5) рассмотрение познания как отдельных , не связанных друг с другом достижений научной мысли у разных народов

46. Проблема познаваемости мира является центральной для такого раздела философского знания как:

1) антропология
2) диалектика
3) аксиология
4) онтология
5) гносеология

47. Какое философское течение определило своей задачей формировать искусство истолкования высказываний и текстов для правильного понимания содержащейся в них информации:

1) Герменевтика
2) Позитивизм
3) Логическая семантика
4) Экзистенциализм
5) Аналитическая философия

48. Какое определение материи послужило одной из причин кризиса философии и в естествознании на рубеже XIX - XX веков:

1) Материя есть вещество
2) Материя - это совокупность ощущений
3) Материя - это объективная реальность
4) Материя есть все состоящее из атомов и имеющее массу
5) Материя есть все существующее

49. Представители какого философского объединения поставили проблемы взаимодействия общества и природы на первое место, занимаются прогнозированием развития цивилизации:

1) Марбургская школа
2) Римский клуб
3) Франкфуртская школа
4) Львовско-Варшавская школа
5) Венский кружок

50. Как определяет живой организм современная философия, опирающаяся на научные данные:

1) система, не производимая обмена энергией и веществом с окружающей средой.
2) самоорганизующаяся система открытого типа
3) закрытая , изолированная от внешней среды автономная система
4) совокупность живых клеток, связанная биохимическими процессами
5) саморазрушающаяся система открытого типа

51. Какие исторические типы мировоззрения можно выделить:

1) метафизическое, религиозное, позитивное
2) литература, философия, наука
3) мифология, наука, откровение
4) мифология, религия, философия
5) эпос, пафос, логос

52. Решающая роль в становлении гносеологии как самостоятельной отрасли философского знания принадлежит:

1) Постпозитивизму
2) Неогегельянству
3) Неокантианству
4) Классическому марксизму
5) Неопозитивизму

53. В ХХ веке проблему методов научного познания в принципиально новом контексте осмысливали представители философии:

1) ницшеанства
2) фрейдо-марксизма
3) неотомизма
4) неопозитивизма
5) экзистенциализма

54. В числе первых фундаментальных понятий философской онтологии должно быть указано, в числе следующих, понятие:

1) бытие
2) субстрат
3) энергия
4) логос
5) свобода

55. Чем отличается представление В. Вернадского о ноосфере с представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена:

1) Вернадский не рассматривал понятие “ноосфера”
2) ничем не отличается
3) естественно-научным содержанием
4) религиозно-философским подходом
5) теологической направленностью

56. В чем суть категории Dasein в философии Хайдеггера:

1) духовное бытие
2) чистое бытие
3) бытие природы
4) бытие человека
5) тут-бытие, здесь-бытие, присутствие

57. В каком понятии отражается процесс взаимодействия природы и общества, подчеркивается роль науки и разума человека:

1) социосфера
2) биосфера
3) геосфера
4) ноосфера
5) техносфера

58. Основные проблемы онтологии Хайдеггер рассмотрел в книге:

1) Бытие
2) Бытие и время
3) Бытие Природы и бытие Духа
4) Бытие как Существование
5) Иметь или Быть

59. Чтобы лучше познать мир, по Хайдеггеру, нужно:

1) вопрошать бытие
2) нечего не просить у людей
3) спросить у философов
4) спрашивать ученых
5) спросить у Бога

60. Парадокс Хайдеггера относительно нашего познания бытия, мира:

1) Невозможно познать мир…
2) Истина где-то там…
3) Кое-кто мыслит абстрактно…
4) нет никаких парадоксальных мыслей
5) Мы все еще не мыслим…

61. Философское учение, согласно которому не может быть полностью решен вопрос об истинности познания действительности называется:

1) гностицизм
2) рационализм
3) сенсуализм
4) неотомизм
5) агностицизм

62. Выделите основную категорию гносеологии:

1) субстанция
2) истина
3) материя
4) мера
5) норма

63. Пол Фейерабенд - это, как известно, не только ученик и критик К.Р. Поппера, но и:

1) аналитик-прагматик
2) друг У. Куайна
3) гражданин мира
4) “методолог-анархист”
5) директор ЦРУ

64. Слова, типа “симулякр”, “ризома”, - безусловно из теоретического словаря:

1) писателей-фантастов
2) структуралистов
3) митьков
4) постмодернистов
5) постпозитивистов

65. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи”:

1) децентрация
2) деконструкция
3) эпистема
4) маргинальность
5) вещизм

66. Какая школа очевидно не вписывается в последовательность:

1) Метапозитивизм
2) Неопозитивизм
3) Постпозитивизм
4) Позитивизм
5) Эмпириокритицизм

67. Философское учение о познании:

1) Онтология
2) Метафизика
3) Аксиология
4) Гносеология
5) Диалектика

68. Эпистемология - это:

1) учении о бытии
2) учение о нирване
3) учение о развитии
4) учение о боге
5) учение о знании

69. Науки о культуре («науки о духе») -термин философии:

1) неокантианства
2) постструктурализма
3) гегельянства
4) марксизма
5) позитивизма

70. Что выступает в качестве методологической основы комплекса наук о культуре и цивилизации:

1) Антропология
2) Культурология
3) Психология
4) Этнография
5) География.

71. Основатель психоанализа:

1) Э. Фромм.
2) Г. Маркузе.
3) К. Юнг.
4) О. Ранк.
5) З. Фрейд

72. Как называется наука, занимающаяся интерпретацией текста не только реконструируя, но и конструируя смысл:

1) Культурология
2) Философия
3) Эстетика
4) Этика
5) Герменевтика

73. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил:

1) Римский клуб.
2) Парижский клуб.
3) Московский клуб.
4) Германский клуб.
5) Австрийский клуб.

74. Кто автор концепции «осевое время»:

1) К. Ясперс.
2) Э. Тэйлор.
3) О. Шпенглер.
4) Б. Малиновский.
5) М. Вебер.

75. Форма мышления в гносеологии, отражающая суть понимания явлений:

1) восприятие
2) умозаключение
3) понятие
4) представление
5) ощущение

76. Э. Каппа понимал машину как:

1) человеческое отражение идей Творца
2) универсальную ценность
3) проекцию органов человека на природный материал
4) простой механизм
5) закон человеческого бытия

77. С точки зрения М. Хайдеггера, отношения человека и техники определяются:

1) техникой
2) Богом
3) уровнем науки
4) культурно-исторической спецификой
5) человеком

78. Как М. Хайдеггер определяет характер технического пути постижения истины:

1) эпистема
2) постав
3) дискурс
4) логос
5) алетейя

79. Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она:

1) создает ложное представление о мире
2) изменяет сущность человека
3) противоречит сущности человека
4) закрывает другие пути усмотрения истины
5) вытесняет человека из его онтологической ниши

80. Чаще всего рождение направления философии техники связывают с именем:

1) Пико дела Мирандолы
2) Лейбница
3) Августина
4) Э. Каппы
5) Платона

81. Выделите имена мыслителей, которые исходили из позиций технологического детерминизма в понимании истории и общества:

1) Х. Ортега-и-Гассет
2) Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Грант, М. Кастельс
3) Л. Мэмфорд
4) М. Шелер, Э. Дюркгейм, О. Тоффлер
5) М. Хайдеггер, К. Ясперс

82. В концепции Л. Мэмфорда Мегамашина понимается как:

1) сеть взаимосвязанных кибернетических устройств
2) организация человеческой деятельности по механическому образцу
3) тоталитарное общество
4) государство
5) квазиинтеллектуальное механическое устройство

83. С помощью какого понятия Мэмфорд объясняет суть технического влияния на человека:

1) бытие
2) отчуждение
3) трансценденция
4) инструкция
5) постав

84. Значение термина «постав» в философии Хайдеггера:

1) способ производства
2) отношение к природе
3) характер технического пути постижения истины
4) отношения в обществе
5) духовное производство

85. Значение термина «технэ» в античности:

1) производство
2) творчество
3) природа
4) деятельность
5) искусство, ремесло

86. Направление социальной мысли, абсолютизирующее роль техники в обществе:

1) технократизм
2) антисциентизм
3) прагматизм
4) гуманизм
5) сциентизм

87. В ХХ в. проблему человека в принципиально по-новому осмысливали представители философии:

1) синергетизма
2) неогегельянства
3) неопозитивизма
4) экзистенциализма
5) герменевтики

88. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период):

1) научная картина мира
2) эклектика
3) научная теория
4) парадигма
5) интеграция знания

89. Какой раздел философии был наиболее разработан в Новое время

1) гносеология
2) онтология
3) герменевтика
4) аксиология
5) антропология

90. Направление в философии, полагавшее основой познания чувственный опыт:

1) агностицизм
2) рационализм
3) эмпиризм
4) скептицизм
5) материализм

91. Метод познания, предложенный Френсисом Бэконом:

1) схоластический
2) дедуктивный
3) аналитический
4) метафизический
5) индуктивный

92. Родоначальник европейского рационализма:

1) Спиноза
2) Гоббс
3) Декарт
4) Локк
5) Оккам

93. Заблуждения, возникающие в результате неверного употребления слов в процессе общения людей, Ф. Бэкон называл:

1) идолы языка
2) идолы площади
3) идолы пещеры
4) идолы театра
5) идолы рода

94. Автор афоризма “Знание – сила”:

1) Руссо
2) Декарт
3) Гоббс
4) Бэкон
5) Дидро

95. “Признание в наблюдаемом нами мире наличия закономерных связей между явлениями происходит только в силу сложившихся привычек в человеческом восприятии” – такое высказывние характеризует философию:

1) Юма
2) Лейбница
3) Спинозы
4) Беркли
5) Декарта

96. “Рассуждение о методе” является произведением:

1) Лейбница
2) Бэкона
3) Спинозы
4) Юма
5) Декарта

97. “Нет ничего в разуме, чего не содержалось бы в ощущениях” – это позиция:

1) концептуализма
2) рационализма
3) сенсуализма
4) субъективизма
5) волюнтаризма

98. “Великое восстановление наук” предполагал произвести:

1) Локк
2) Декарт
3) Ф. Бэкон
4) Гоббс
5) Спиноза

99. Труд “Монадология” принадлежит:

1) Спинозе
2) Декарту
3) Беркли
4) Паскалю
5) Лейбницу

100. Философ, разделявший идеи рационализма:

1) Т. Гоббс
2) Б. Спиноза
3) Р. Бэкон
4) Ф. Бэкон
5) Д. Локк

101. Какой логический способ познания признавали основным представители рационализма:

1) индукцию
2) моделирование
3) абстрагирование
4) редукцию
5) дедукцию

102. Учение о существовании врожденных знаний характерно для философии:

1) субъективизма
2) эмпиризма
3) сенсуализма
4) рационализма
5) материализма

103. Этот философ признавал наличие двух субстанций – мыслящей и протяженной:

1) Гоббс
2) Лейбниц
3) Локк
4) Декарт
5) Бэкон

104. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума” – это утверждение противопоставил позиции эмпириков:

1) Гоббс
2) Лейбниц
3) Беркли
4) Локк
5) Юм

105. Заблуждения, связанные с заблуждениями отдельного человека, проистекающими от его воспитания Ф.Бэкон называл:

1) идолы рынка
2) идолы познания
3) идолы пещеры
4) идолы театра
5) идолы рода

106. В философии Нового времени эмпиризм признает наиболее истинным знание:

1) художественное
2) интуитивное
3) религиозное
4) опытное
5) абстрактное

107. Теория существования “первичных” и “вторичных” качеств появляется в философии:

1) Локка
2) Декарта
3) Спинозы
4) Юма
5) Гоббса

108. Отличительной чертой философии Нового времени является:

1) самостоятельность бытия человека
2) утверждение проблемы бессознательного
3) доказательство бытия Бога
4) поиск универсального метода познания
5) разработка диалектической логики

109. Субстанция есть причина самой себя”, поэтому субстанция одна – так полагал:

1) Спиноза
2) Юм
3) Локк
4) Декарт
5) Беркли

110. Душа родившегося человека не имеет никаких знаний, она есть “чистая доска” – это идея:

1) Лейбница
2) Спинозы
3) Бэкона
4) Беркли
5) Локка

111. Ведущим способом познания сторонники эмпиризма считали:

1) формализацию
2) редукцию
3) дедукцию
4) абстрагирование
5) индукцию

112. Оформление науки в качестве социального института связано с…:

1) превращением науки в производство
2) возникновением лабораторий
3) возникновением первых научных журналов
4) развитием теоретического естествознания и началом использования в науке эксперимента
5) проведением экспериментов

113. Революция в естествознании конца ХIХ – начала ХХ века привела к утверждению образа науки:

1) как теории, охватывающей все проблемы окружающей реальности
2) как системы знаний, находящейся в постоянном движении, постоянно совершенствующейся
3) как системы неизменных знаний
4) как совокупности готовых ответов о природе окружающего мира
5) как синтеза с религией и философией

114. Цели науки можно сформулировать как:

1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов
2) предотвращение негативных воздействий человека на окружающую среду
3) образование ноосферы
4) обслуживание практических потребностей человеческого общества
5) понимание окружающей действительности и предоставление возможности использовать ее в интересах человека

115. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется:

1) анализом
2) дедукцией
3) синтезом
4) классификацией
5) аналогией

116. Местом возникновения науки считают:

1) Египет
2) Римскую империю
3) Древнюю Индию
4) Китай
5) Древнюю Грецию

117. Философские основания науки обеспечивают:

1) подтверждение уникальности научного знания
2) определение критериев научности
3) стыковку научных картин мира
4) соответствие научного поиска теории познания
5) определение методологических ориентиров научного поиска

118. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на…:

1) эмпирические закономерности в естествознании
2) математические методы исследования
3) материал истории развития конкретных наук
4) психологические аспекты научного творчества
5) статистику

119. Научный факт может быть рассмотрен как

1) аксиома
2) форма теоретического знания
3) элемент метода научного познания
4) форма эмпирического знания
5) компонент научный деятельности

120. Основное отличие художественного освоения деятельности от научного познания в том, что

1) не требует экспериментального подтверждения
2) художественное освоение действительности не ориентировано на практическое использование
3) любое отражение объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету
4) в искусстве преобладает образное отражение мира
5) отражение окружающей действительности в искусстве может не соответствовать реальности

121. Формализация – это:

1) мысленное конструирование неосуществимых объектов
2) отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка
3) метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего
4) мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов
5) схематизация

122. Границей преднауки и собственно науки является:

1) возникновение идеальных объектов
2) появление функции объяснения окружающей реальностей
3) критика мифологического познания мира
4) верифицируемость
5) геометрические знания

123. Дедуктивной теорией можно назвать:

1) электродинамику Д. Максвела
2) теорию эволюции Ч. Дарвина
3) “Начала” Евклида
4) экономическую теорию Маркса
5) физиологическую теорию можно И. Павлова

124. Определение “теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализации, - относится к:

1) гипотезе
2) идеализированному объекту
3) к формам эмпирического познания
4) научной теории
5) методу формализации

125. Установление эмпирического факта требует:

1) устранения субъективных аспектов наблюдения
2) применения теоретических знаний
3) соответствие с господствующей теорией
4) объяснения наблюдаемых явлений
5) предвидения наблюдаемых явлений

126. Структурный подход ориентирует исследования на:

1) изучение внутреннего строения системы, анализ характера и специфики связей между элементами
2) предвидение познавательного процесса
3) выявление статистических закономерностей
4) выявление особенностей функционирования системы
5) выделение и исследование информационного аспекта явлений

127. Античная цивилизация не смогла развить теоретического естествознания, так как:

1) все внимание было уделено математике
2) не было наблюдений над природой
3) отсутствовал умственный труд
4) существовало рабовладельческое производство
5) патриархальный уклад жизни способствовал созерцательному отношению к природе

128. Умозаключения бывают:

1) конкретными и абстрактными
2) индуктивными и дедуктивными
3) общими и единичными
4) эмпирическими и теоретическими
5) aбсолютными и относительными

129. В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством:

1) воображения
2) умозаключения
3) абстрактного мышления
4) анализа эмпирических фактов
5) ощущения и восприятия

130. Эмпирические законы – это законы, выражающие

1) связи между чувственно наблюдаемыми свойствами веществ и явлений
2) результаты наблюдений
3) существенные связи реальности, представление с помощью гипотетических допущений
4) связи, найденные путем догадки
5) фиксирование факта

131. Первичный чувственный образ предмета или явления называется:

1) восприятием
2) ощущением
3) представлением
4) суждение
5) воображением

132. Задачей фундаментальных наук является:

1) выявление закономерностей, которым подчиняется объективная реальность
2) выявление общих методов познания
3) установление эмпирических законов и систематизация знаний
4) решение разнообразных социально-практических задач
5) познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления

133. На эмпирическом уровне чувственное познание опирается на:

1) на воображение
2) понятия, восприятие, фантазию, эксперимент
3) ощущение, восприятие, представление, воображение
4) наблюдение, ощущение, восприятие, знание
5) представление, память, мышление, воображение

134. Идея экспериментального исследования полагала:

1) субъекта в качестве активного начала, противостоящего природной материи
2) наличие государственных санкций
3) отчуждение субъекта от природы
4) субъекта, находящегося в полной гармонии с окружающим
5) субъекта, созерцающего окружающего мир

135. Гипотеза является:

1) истинным знанием
2) ложным знанием
3) неполным знанием
4) вероятностным знанием
5) достоверным знанием

136. Раскрытие содержания понятия называют:

1) индукцией
2) определением
3) анализом
4) уточнением
5) оценкой

137. Антисциентизм толкует науку как:

1) как ноосферу
2) силу, чуждую и враждебную сущности человека
3) само развивающуюся систему
4) эталон всей культуры
5) непосредственную производительную силу

138. В понятии научного подхода акцентируется:

1) конкретная научная дисциплина
2) стиль мышления
3) метод теоретического уровня познания
4) основное направление исследования, угол зрения на объект изучения
5) основной метод исследования

139. Предметом методологии науки являются:

1) ценности научных знаний
2) социальные аспекты развития науки
3) исторические аспекты развития научного знания
4) общие закономерности и тенденции научного познания, взятые в их историческом развитии
5) этика научного знания

140. Наблюдение, измерение, эксперимент, относятся к методам:

1) построение и обоснования теоретического знания
2) художественного мышления
3) вычленения и исследования эмпирического объекта
4) обработки и систематизации знаний
5) построения и исследования теоретического объекта

141. Важнейшей чертой общенаучных подходов является

1) использование математического аппарата
2) идеализированность
3) принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности
4) разработанный алгоритм их применения
5) заимствование методов одной науки для использование в другой

142. Общенаучные подходы – это подходы, которые:

1) не имеют методов
2) не связаны с отдельным исследованием
3) остаются фундаментальными в процессе развития науки
4) определяют использование приборов
5) применяются в частных научных исследованиях

143. Общенаучные подходы – эффективные пути исследования реальности при условии:

1) применения на производстве
2) конструирования идеализированного объекта
3) соответствия социальному заказу
4) точного соблюдения методологических предписаний
5) сохранения традиции

144. Из предложенных способов получения знания: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) аналитический подход, 4) целостный охват изучаемых явлений, для античности характерен:

1) 4
2) 2 и 3
3) 1
4) 1,2,3,4
5) 1,4

145. Специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния и исследующий их “в чистом виде” называется:

1) мысленным экспериментом
2) эмпирическим методом
3) гипотетико-дедуктивным методом
4) аксиоматическим методом
5) научным доказательством

146. Науку можно определить как:

1) элементарные сведения о природе, людях, обществе
2) сферу человеческой деятельности, функцией которой является выборка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
3) обыденно-практический опыт человека
4) художественно-образную форму отражения действительности
5) общепринятые нормы научного исследования

147. Идея экспериментального исследования возникла:

1) в Древнем Китае
2) в культуре Нового времени
3) в Древней Греции
4) в Шумерской культуре
5) в Древнем Египте

148. Утверждения научной теории относятся к…:

1) художественной сфере познания действительности
2) мистическим объектам
3) иллюзорным объектам
4) нашим представлениям об окружающем мире
5) реальным объектам

149. Наряду с истинностью, интерсубъективностью, критерием научности является:

1) бессистемность научного знания
2) терминологическая расплывчатость
3) использование математических методов
4) экспериментальная проверяемость
5) использование формального языка

150. Под методологией понимают:

1) сравнение различных научных дисциплин, выявление общих закономерностей их развития
2) психологию активности личности
3) философию науки
4) систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе
5) философское учение о деятельности

151. По отношению к теории научный факт:

1) определяется субъективно
2) полностью зависит от теории, при смене теории происходит изменение всего фактуального базиса
3) с одной стороны, зависит от теории, с другой стороны, определяется свойствами материальной действительности
4) определяется теорией, базисом которой является
5) не зависит от теории, являются полностью автономным

152. Посредством аналогии достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они:

1) принадлежат материальному миру
2) могут быть формализованными
3) могут быть исследованы экспериментально
4) входят в состав более сложных образований
5) имеют сходство с другими

153. Эмпирический анализ связан со сферой:

1) социально-исторического познания
2) технических наук
3) теоретических наук
4) фундаментальных наук
5) практической деятельности

154. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для:

1) интернационализма
2) сциентизма
3) структурализма
4) антисциентизма
5) экзистенциализма

155. Понятие “наука” включает в себя:

1) деятельность научного сообщества
2) обоснование практики
3) деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – систему научных знаний
4) выявление закономерностей развития отдельных научных дисциплин
5) общие закономерности и тенденции опыта

156. Определение: “образы, восстановленные по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов и явлений” относится к понятию:

1) “восприятие”
2) “представление”
3) “воображение”
4) “ощущение”
5) “эмоция”

157. Определение “необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями” относится к:

1) закону
2) научному факту
3) научной теории
4) научному знанию
5) научной гипотезе

158. Общие методы познания используются:

1) на эмпирическом уровне научного познания
2) только в философском исследовании
3) на всех уровнях познания
4) при анализе возможностей производства
5) при обобщении знаний конкретной научной дисциплины

159. Современную науку характеризует:

1) господство аналитического подхода
2) субъективизм
3) наблюдение и эксперимент
4) эксперимент как основной способ получения знания
5) стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений

160. Истинность научного знания проявляется в том, что:

1) научные знания экспериментально не проверяются
2) появляются гипотезы
3) любой ученый стремится к истине
4) научное знание объективно отражает окружающую действительность
5) научное знание всегда истинно

161. Умозаключение – это форма мышления:

1) определяющая содержание понятий
2) обоснование исходного понятия
3) составляющая последовательность нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение
4) уточняющая свойства и признаки предметов
5) устанавливающая объективную связь явлений и процессов

162. В науке в собственном смысле слова в отличие от преднауки формируется особый тип знания:

1) традиция
2) понятие
3) теория
4) наблюдение
5) обычай

163. На ранних стадиях развития общества познание отражает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека. Данная особенность познания свидетельствует:

1) о направленности познания на практическую деятельность
2) о присутствии антропоморфных факторов в научном знании
3) о теоретичности познания
4) об активной роли личности в познании
5) об оперировании объектами, входящими в повседневную жизнь человека

164. К теоретическим предсказаниям относится:

1) создание эволюционной теории Ч. Дарвина
2) ткрытие радиоактивности
3) теория Пифагора
4) открытие закона всемирного тяготения
5) открытие новых элементов Д.И. Менделеевым

165. Из перечисленных пунктов: 1) установление непротиворечивости, 2) обращение к первоисточникам, статистическим данным, 3) возможность описывать известные явления и предсказывать новые, 4) многократные проверки наблюдениями и экспериментами, 5) соответствие имеющимся эмпирическим данным, - при обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, являются:

1) 3,4
2) 1,2,3,4,5
3) 1,2,3
4) 2,3,5
5) 1,5

166. Воображаемое отражение мира называется:

1) суждением
2) восприятием
3) фантазией
4) ощущением
5) чувственным познанием

167. В научной теории принцип составляет:

1) коренную основу, вокруг которой группируются понятия, законы и теории
2) обобщение эмпирического материала
3) конкретную цель
4) нормы и правила логического вывода
5) разновидность постулата

168. Условиями для возникновения науки являются:

1) разрушение мифологических систем
2) передача подрастающим поколениям социального опыта
3) развитие и усложнение практической деятельности человека
4) возникновение государства
5) накопление достаточного количества математических знаний

169. Методология науки нужна исследователю для решения творческих задач, так как она:

1) дает универсальный инструмент решения задач
2) определяет алгоритм действия ученого
3) систематизация знаний
4) раскрывает творческий потенциал личности
5) дает возможность осознать закономерности развития научной области, осмыслить ее в контексте науки как целого

170. Частные методы – это:

1) вспомогательные методы
2) применение общенаучных методов в конкретной ситуации
3) способы познания социальных форм
4) методы конкретной науки
5) методы, применение которых является исключением из правил

171. Основное отличие теории от других форм рационального мышления (понятие, суждение) в том, что она:

1) отвечает критериям научности
2) изучает идеализированный объект
3) дает связное, цельное представление об изучаемой области действительности
4) дает фактическое знание
5) является истинным знанием

172. В методологии науки факт определяется как

1) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое значение
2) критерий истины
3) интуитивное объяснение явления
4) затруднение, преодоление которого возможно с помощью исследования
5) суждения, выражающие внутреннюю связь явлений

173. Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется

1) математизацией
2) аксиоматизацией
3) идеализацией
4) формализацией
5) систематизацией

174. Из приведенных высказываний: 1) в созвездии Девы вспыхнула сверхновая звезда, 2) научная проблема – это форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания, 3) действию всегда есть равное и противоположное противодействие, - научный факт зафиксирован в…:

1) 1, 3
2) 1
3) 2
4) 3
5) 1, 2, 3

175. Вид познавательной деятельности, изучающей объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер называется:

1) аналитические исследования
2) эмпирическим уровнем познания
3) аксиоматическими методами
4) системными исследованиями
5) обыденным уровнем познания

176. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, существенной связи между явлениями – это:

1) понятие
2) теория
3) научный факт
4) научный принцип
5) гипотеза

177. В процессе научного познания какое-либо понятие:

1) исключается из системы научного знания
2) уточняется, в его содержание вносятся новые признаки
3) снимается в другом понятии
4) не изменяется
5) заменяется другим

178. Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся:

1) положения, принимаемые без доказательств
2) формализированные системы
3) идеализация
4) эмпирические законы
5) гипотезы

179. Главной особенностью научного познания является:

1) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными
2) экспериментальная проверяемость полученных знаний
3) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам
4) чистота знаний
5) постоянное развитие научного знания

180. Определение: “отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств” относится к…:

1) воображение
2) восприятие
3) представление
4) ощущение
5) понятие

181. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют:

1) ощущением
2) суждением
3) восприятием
4) представлением
5) познанием

182. Эмпирическим базисом науки могут служить:

1) мнения ученых
2) ощущения
3) фрагменты действительности
4) записи в протоколах наблюдений
5) эмпирические факты

183. Какое знание может быть охарактеризовано системностью, обоснованностью, логичностью, объективностью:

1) мистическое
2) научное
3) обыденное
4) религиозное
5) художественное

184. Гипотезой является:

1) ложное знание
2) достоверное знание
3) вероятное знание о возможных взаимосвязях явлений
4) теоретическая модель существенных связей реальности
5) высказывание, не требующее доказательств

185. Укажите три основные формы чувственной ступени познания

1) субстрат, материал, бытие
2) рассудок, неосознанное, интуиция
3) идея, гипотеза, теория
4) понятие, суждение, умозаключение
5) ощущения, восприятие, представление

186. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период)

1) парадигма
2) научная теория
3) интеграция знания
4) научная картина мира
5) эклектика

187. Известный французский философ-рационалист:

1) Фрейд
2) Декарт
3) Ницше
4) Бэкон
5) Кант

188. Известный немецкий философ-диалектик:

1) Паскаль
2) Гегель
3) Бэкон
4) Коперник
5) Декарт

189. В «критический» период своего философского творчества И. Кант, в первую очередь, исследует проблемы:

1) религии
2) истории
3) познания
4) космологии
5) искусства

190. Cоотношение категорий «материальное - идеальное» применительно к социуму может быть выражено сочетанием понятий:

1) «общественная духовность – общественная религиозность»
2) «общественная психология – общественная идеология»
3) «общественное производство – социальное производство»
4) «общественный прогресс – общественный регресс»
5) «общественное бытие - общественное сознание»

191. Исторически не предшествует возникновению философии такое знание как:

1) Социология
2) Мифология
3) Религия
4) Тотемизм
5) Магия

192. Философское учение, согласно которому человек не в состоянии познать мир целиком и полностью в силу ограниченности возможностей человеческого разума:

1) Агностицизм
2) Сенсуализм
3) Пантеизм
4) Рационализм
5) Гностицизм

193. Одна из основных категорий гносеологии:

1) Познание
2) Пространство
3) Мера
4) Субстанция
5) Материя

194. В основе понимания логики законов общественного бытия и закономерностей общественного развития у К. Маркса лежит понятие:

1) Абсолютная идея.
2) Конвергенция буржуазии и пролетариата.
3) Способ производства материальных благ.
4) Вечность частной собственности.
5) Божественное предопределение.

195. Основная функция теории в научном познании:

1) Создание научных приборов.
2) Проведение опытов в естественных условиях.
3) Художественное описание научных фактов.
4) Систематизация знания, объяснение научных фактов.
5) Непосредственное наблюдение за объектом исследования.

196. Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета на уровне чувственного познания есть:

1) Суждение
2) Представление
3) Понятие
4) Ощущение
5) Восприятие

197. Философская категория, выражающая общую основу, первоначало и внутреннее единство всего существующего

1) Возможность
2) Необходимость
3) Количество
4) Содержание
5) Субстанция

198. Отличительная особенность чувственного познания:

1) Теоретичность
2) Систематизированность
3) Рациональность
4) Абстрактность
5) Непосредственность.

199. Положение, выражающее позицию сциентизма:

1) Религия – основа деятельности человека.
2) Наука – высший и единственно верный вид знаний.
3) Мир непознаваем.
4) Опыт – источник знаний.
5) Высший вид познания - это интуиция.

200. Важный элемент философии Гегеля, использованный философией марксизма:

1) логика мирового духа
2) учение об абсолютной идее
3) диалектический метод
4) идеализация государства
5) религиозная метафизика

201. С позиций диалектики мыслить бытие возможно только на основе принципа:

1) Вечности
2) Неизменности
3) Совершенства
4) Неподвижности
5) Развития

202. К числу философов сторонников диалектики, признававших изменчивость и противоречивость бытия, не относится:

1) Маркс
2) Парменид
3) Энгельс
4) Гегель
5) Гераклит

203. К представителям философии постпозитивизма в философии ХХ века относится:

1) А. Камю
2) К. Ясперс
3) Ж.-П. Сартр
4) Т. Кун.
5) М. Хайдеггер

204. К основным категориям гносеологии не относится:

1) Познание
2) Представление
3) Истина
4) Небытие
5) Умозаключение

205. В «докритический» период своего философского творчества И. Кант, в первую очередь, исследует проблемы:

1) истории
2) религии
3) естествознания
4) разума
5) искусства

206. Общим во взглядах таких философов как Д. Дидро, Гельвеций, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин является:

1) идея разумной жизни, распространения знаний
2) поиск вещественного первоначала мира
3) доказательство превосходства религии над наукой
4) использование экспериментально-математического метода
5) разработка универсального метода познания

207. В социально-философской концепции Л.Н. Гумилева особая природно-духовная энергия, проявляющаяся в деятельности людей, есть:

1) интенциональность
2) верификационность
3) рекуперация
4) пассионарность
5) плеоназм

208. На этом уровне научного познания происходит получение научных фактов, их описание и проверка:

1) теоретический
2) прагматический
3) эмпирический
4) логико-дедуктивный
5) технологический

209. Исследованиями языка в философии ХХ века занимался такой философ как:

1) Н. Коперник
2) Гегель
3) Л. Витгенштейн
4) Гольбах
5) Ф. Бэкон

210. Категории диалектики – это:

1) Формы активной деятельности рассудка, необходимые для чувственного опыта
2) Формы ощущений, необходимые для рационального опыта
3) Околонаучные, псевдофилософские понятия
4) Неизменные, врожденные смысловые конструкции, упорядочивающие человеческий опыт
5) Понятия мышления, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности

211. Примером диалектического отрицания может служить:

1) разрушение горных пород
2) отказ пользователей Интернета от культурных традиций
3) замена каменных орудий труда бронзовыми орудиями
4) уничтожение вредных микроорганизмов
5) исчезновение древних языков

212. В классификации Ф. Энгельса наиболее простой формой движения является движение:

1) химическое
2) социальное
3) механическое
4) биологическое
5) физическое

213. «Есть только атомы и пустота» - так утверждал древнегреческий мыслитель:

1) Гераклит
2) Пифагор
3) Демокрит
4) Сократ
5) Платон

214. Таких мыслителей как Лукреций Кар, П. Гольбах, Ф. Энгельс объединяет:

1) позиция субъективного идеализма
2) материалистический подход к пониманию природы
3) разработка концепции буржуазно-демократической революции
4) позиция объективного идеализма
5) художественно-мифологическая картина мира

215. Идеи философии позитивизма в начале ХХ века развивали представители такого направления как:

1) феноменология
2) психоанализ
3) эмпириокритицизм
4) экзистенциализм
5) неотомизм