Тест: философия
Список вопросов
1. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части: |
|
1) дедукция | |
2) аналогия | |
3) индукция | |
4) анализ | |
5) синтез | |
2. К модельному эксперименту прибегают, если: |
|
1) ставится задача систематизировать факты | |
2) необходима формализация теории. | |
3) необходимо сформулировать теоретическое положение | |
4) прямой эксперимент подтвердил гипотезу | |
5) прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднительно | |
3. Описательная научная теория решает задачу: |
|
1) методологического обеспечения фундаментальных исследований | |
2) формализации научного знания | |
3) упорядочивания и систематизацию фактов | |
4) фальсификации предыдущих теорий и фактов | |
5) интерпретации математических моделей | |
4. Верное отражение мира в научном познании называется: |
|
1) чувственным познанием | |
2) правдой | |
3) научным фактом | |
4) истиной | |
5) эмпирическим познанием | |
5. Взаимопониманию ученых – представителей различных научных дисциплин и отраслей знания способствует: |
|
1) владение методологией научного познания | |
2) индивидуализм ученого | |
3) субъективизм ученого | |
4) критичность мышления | |
5) наличие приборов | |
6. К формам научного познания относятся: |
|
1) постановка проблемы, создание гипотезы | |
2) эмпирическое познание | |
3) воображение | |
4) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории | |
5) эксперимент, анализ, синтез, системный подход | |
7. Интерсубъективность научного знания проявления в том, что: |
|
1) научное знание индивидуально | |
2) научное знание вырабатывается научным сообществом | |
3) научное знание отчуждается от личности | |
4) научное знание уникально | |
5) из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия | |
8. В соотношении фундаментальных и прикладных наук: |
|
1) каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания | |
2) главную роль в научном познании играет философия | |
3) главную роль играет математика | |
4) на первый план выступают прикладные науки | |
5) на первый план выступают фундаментальные науки | |
9. Антисциентизм толкует науку как: |
|
1) непосредственную производительную силу | |
2) эталон всей культуры | |
3) силу, чуждую и враждебную сущности человека | |
4) само развивающуюся систему | |
5) как ноосферу | |
10. Определение: «высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности» - относится к: |
|
1) закону | |
2) религии | |
3) аксиоме | |
4) научный теории | |
5) гипотезе | |
11. Задачей эмпирических наук является: |
|
1) разработка промышленных технологий | |
2) решение социальных проблем | |
3) экспериментальное обоснование результатов фундаментальных наук | |
4) применение результатов фундаментальных наук | |
5) решение проблем повседневной практики | |
12. Идеалом для сциентизма являются: |
|
1) математика и кибернетика | |
2) методологические знания | |
3) результаты и методы естественонаучного познания | |
4) философия | |
5) гуманитарные науки | |
13. Всякий принципиально новый подход к научным проблемам с необходимостью требует: |
|
1) использование описания | |
2) использование наблюдения | |
3) использование приборов | |
4) использование моделей | |
5) разработки новых методов и способов исследования | |
14. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для: |
|
1) антисциентизма | |
2) структурализма | |
3) экзистенциализма | |
4) сциентизма | |
5) интернационализма | |
15. Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что: |
|
1) знания неповторимы | |
2) знания уникальны | |
3) знания объективны | |
4) знания сверхъестественны | |
5) знания субъективны | |
16. Методология на общенаучном уровне выступает как: |
|
1) учение о взаимодействие науки с другими социальными институтами | |
2) система готовых понятий | |
3) учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования | |
4) учение о взаимодействие науки с другими социальными институтами | |
5) учение о влиянии социально-экономических условий на развитие науки | |
17. Методология науки нужна исследователю для решения творческих задач, так как она: |
|
1) раскрывает творческий потенциал личности | |
2) систематизирует знания | |
3) определяет алгоритм действия ученого | |
4) дает возможность осознать закономерности развития научной области, осмыслить ее в контексте науки как целого | |
5) дает универсальный инструмент решения задач | |
18. Возрастание роли дедукции в научном познании связано с: |
|
1) широким распространением ЭВМ | |
2) утилитарностью метода дедукции | |
3) экономией мышления | |
4) недостоверностью индуктивных выводов | |
5) включением в научное исследование производственных задач | |
19. Естественный язык не вполне пригоден для решения специальных задач науки, так как: |
|
1) естественный язык не может развиваться | |
2) использование естественного языка сводит научные знания к искусству | |
3) естественный язык включает большое количество слов, что не дает возможности кратко выразить мысль | |
4) естественный язык включает большое количество слов, что не дает возможности кратко выразить мысль | |
5) слова естественного языка многозначны, отсутствуют единые, строгие и однозначные правила | |
20. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют: |
|
1) ощущением | |
2) восприятием | |
3) познанием | |
4) представлением | |
5) суждением | |
21. Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос: |
|
1) методического анархизма | |
2) интегративную | |
3) коммуникативную | |
4) никакую | |
5) конкуренции научно-исследовательских программ | |
22. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и: |
|
1) научная революция | |
2) период отрицания науки | |
3) абсолютность науки | |
4) застой в науке | |
5) сосуществование различных теорий | |
23. «От живого созерцания - к абстрактному мышлению, а от него к …» (путь познания согласно диалектическому подходу): |
|
1) Ощущению | |
2) Гипотезе | |
3) Восприятию | |
4) Опыту | |
5) практике | |
24. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период): |
|
1) интеграция знания | |
2) научная картина мира | |
3) научная теория | |
4) эклектика | |
5) парадигма | |
25. Два фундаментальных раздела социального познания - это: |
|
1) литература и публицистика | |
2) литература и искусство | |
3) научное и вненаучное познание | |
4) знание и незнание | |
5) наука и религия | |
26. Теория научного познания: |
|
1) антропология | |
2) онтология | |
3) аксиология | |
4) логика | |
5) эпистемология | |
27. К рациональному познанию относятся следующие формы: |
|
1) ощущение, восприятие, представление | |
2) «я», «оно», «сверх-Я» | |
3) фантазия, вымысел, догадка | |
4) чувства, эмоции, рассудок | |
5) понятие, суждение, умозаключение | |
28. Наука, в первую очередь, - особый род: |
|
1) познавательной деятельности | |
2) жизни | |
3) ухода от скуки | |
4) любопытства | |
5) манеры мыслить | |
29. Дилемма «наук о природе» и «наук о духе» появляется в философии: |
|
1) неокантианства | |
2) неотомизма | |
3) неопозитивизма | |
4) неоплатонизма | |
5) неогегельянства | |
30. Основные уровни научного познания: |
|
1) математика и гармония | |
2) логика и истина | |
3) выдумка философов | |
4) эмпирия и теория | |
5) знание и незнание | |
31. От философской теории познания методологию отличает: |
|
1) теоретическая рефлексия процесса познания | |
2) парадигмальность познания | |
3) направленность на внутренние механизмы развития научного знания | |
4) акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания | |
5) изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами | |
32. Как определяет живой организм современная философия, опирающаяся на научные данные: |
|
1) система, не производимая обмена энергией и веществом с окружающей средой. | |
2) саморазрушающаяся система открытого типа | |
3) закрытая , изолированная от внешней среды автономная система | |
4) самоорганизующаяся система открытого типа | |
5) совокупность живых клеток, связанная биохимическими процессами | |
33. Во второй половине ХХ века произошло расширение проблематики историко-научных исследований за счет: |
|
1) анализа развития идей и проблем в той или иной области знания | |
2) изменения представлений о личности ученого | |
3) изучения закономерностей развития экспериментов | |
4) перечисления достижений отдельных ученых | |
5) биографического описания жизни и деятельности ученых | |
34. В чем заключается основное отличие философского определения материи от ественнонаучного: |
|
1) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её только как логической категории | |
2) в указании на конкретный вид и свойства материи | |
3) обязательное указание на конкретные характеристики материи | |
4) абстрагирование от конкретных характеристик материи и фиксирование только факта существования объективной реальности | |
5) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её субъективной реальностью в нашем сознании. | |
35. Какой из перечисленных тезисов характеризует специфику рационализма: |
|
1) теоретическое знание является продуктом деятельности разума | |
2) теоретическое знание складывается из отдельных, случайных открытий и фактов. | |
3) только опытное знание обладает достоверностью | |
4) источником теоретического знания являются ощущения | |
5) теоретическое знание возникает из опыта и обосновывается опытом | |
36. В чем заключается научно – философское понимание материи: |
|
1) материя – это чувственно – конкретные вещи , процессы , явления | |
2) материя – это совокупность наших ощущений и восприятий объективного мира | |
3) материя – это неизменный , неделимый кирпичик ( элемент) мироздания | |
4) материя – это объективная реальность , существующая вне и независимо от нашего сознания | |
5) материя – это некое материальное “ первоначало “ мира | |
37. Какое суждение характеризует научно философское понимание пространства и времени: |
|
1) это формы познания реальности. | |
2) это абсолютные начала мироздания | |
3) это формы субъективных переживаний | |
4) это порождение абсолютной идеи | |
5) это объективная характеристика бытия | |
38. Наука и техника в современном мире - это : |
|
1) панацея от всех бед | |
2) причина упадка культуры кризиса духовности | |
3) основа развития цивилизации | |
4) двойственный феномен со своим позитивом и негативом | |
5) единственное условие прогресса | |
39. Философия науки начинается с: |
|
1) вопросов о духе | |
2) деятельности жрецов | |
3) замысла понять логику и методологию научного познания | |
4) астрономических наблюдений | |
5) геометрических теорем | |
40. Применительно к социологии науки основной единицей научной деятельности может быть признано: |
|
1) большинство современных физиков | |
2) научное сообщество | |
3) все, где есть приборы, доска с мелом и аудитория слушателей | |
4) все, что называется «лабораторией» | |
5) лицо, совершившее открытие на уровне Нобелевской премии | |
41. Какое из положений выражает этику научного познания: |
|
1) нравственная оценка относится только к использованию научных положений. | |
2) научные положения не могут оцениваться с точки зрения этики | |
3) все, что объективно истинно, то нравственно | |
4) достижения науки не могут быть безнравственными | |
5) научные теории могут быть как нравственными , так и безнравственными | |
42. Определите прагматическое суждение об истине: |
|
1) это знание, ведущее к достижению цели | |
2) это знание, с которым все согласны | |
3) это род веры. | |
4) это отражение действительности в сознании, независимо от человека | |
5) это значение не зависящее от действительности | |
43. Какой ответ об источнике познания верен для сенсуализма: |
|
1) источником познания является интуиция | |
2) источником познания являются разум и ощущения. | |
3) источником познания является опыт | |
4) источником познания является разум | |
5) источником познания являются ощущения | |
44. Согласие, с каким из положений выражает позицию агностицизма: |
|
1) человек сможет до конца исчерпать тайны природы | |
2) процесс познания бесконечен | |
3) в науке есть неразрешимые задачи. | |
4) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего познания | |
5) все наши знания приблизительны | |
45. Какая точка зрения характерна для философского подхода к рассмотрению познания: |
|
1) признание познавательного процесса как случайного открытия человечеством тайн природы | |
2) выявление только логических закономерностей познавательного процесса | |
3) рассмотрение познания в широком культурно – историческом контексте, в связи с многообразием человеческой деятельности | |
4) изолированность познавательных структур от остальных сторон деятельности человека | |
5) рассмотрение познания как отдельных , не связанных друг с другом достижений научной мысли у разных народов | |
46. Проблема познаваемости мира является центральной для такого раздела философского знания как: |
|
1) антропология | |
2) диалектика | |
3) аксиология | |
4) онтология | |
5) гносеология | |
47. Какое философское течение определило своей задачей формировать искусство истолкования высказываний и текстов для правильного понимания содержащейся в них информации: |
|
1) Герменевтика | |
2) Позитивизм | |
3) Логическая семантика | |
4) Экзистенциализм | |
5) Аналитическая философия | |
48. Какое определение материи послужило одной из причин кризиса философии и в естествознании на рубеже XIX - XX веков: |
|
1) Материя есть вещество | |
2) Материя - это совокупность ощущений | |
3) Материя - это объективная реальность | |
4) Материя есть все состоящее из атомов и имеющее массу | |
5) Материя есть все существующее | |
49. Представители какого философского объединения поставили проблемы взаимодействия общества и природы на первое место, занимаются прогнозированием развития цивилизации: |
|
1) Марбургская школа | |
2) Римский клуб | |
3) Франкфуртская школа | |
4) Львовско-Варшавская школа | |
5) Венский кружок | |
50. Как определяет живой организм современная философия, опирающаяся на научные данные: |
|
1) система, не производимая обмена энергией и веществом с окружающей средой. | |
2) самоорганизующаяся система открытого типа | |
3) закрытая , изолированная от внешней среды автономная система | |
4) совокупность живых клеток, связанная биохимическими процессами | |
5) саморазрушающаяся система открытого типа | |
51. Какие исторические типы мировоззрения можно выделить: |
|
1) метафизическое, религиозное, позитивное | |
2) литература, философия, наука | |
3) мифология, наука, откровение | |
4) мифология, религия, философия | |
5) эпос, пафос, логос | |
52. Решающая роль в становлении гносеологии как самостоятельной отрасли философского знания принадлежит: |
|
1) Постпозитивизму | |
2) Неогегельянству | |
3) Неокантианству | |
4) Классическому марксизму | |
5) Неопозитивизму | |
53. В ХХ веке проблему методов научного познания в принципиально новом контексте осмысливали представители философии: |
|
1) ницшеанства | |
2) фрейдо-марксизма | |
3) неотомизма | |
4) неопозитивизма | |
5) экзистенциализма | |
54. В числе первых фундаментальных понятий философской онтологии должно быть указано, в числе следующих, понятие: |
|
1) бытие | |
2) субстрат | |
3) энергия | |
4) логос | |
5) свобода | |
55. Чем отличается представление В. Вернадского о ноосфере с представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена: |
|
1) Вернадский не рассматривал понятие “ноосфера” | |
2) ничем не отличается | |
3) естественно-научным содержанием | |
4) религиозно-философским подходом | |
5) теологической направленностью | |
56. В чем суть категории Dasein в философии Хайдеггера: |
|
1) духовное бытие | |
2) чистое бытие | |
3) бытие природы | |
4) бытие человека | |
5) тут-бытие, здесь-бытие, присутствие | |
57. В каком понятии отражается процесс взаимодействия природы и общества, подчеркивается роль науки и разума человека: |
|
1) социосфера | |
2) биосфера | |
3) геосфера | |
4) ноосфера | |
5) техносфера | |
58. Основные проблемы онтологии Хайдеггер рассмотрел в книге: |
|
1) Бытие | |
2) Бытие и время | |
3) Бытие Природы и бытие Духа | |
4) Бытие как Существование | |
5) Иметь или Быть | |
59. Чтобы лучше познать мир, по Хайдеггеру, нужно: |
|
1) вопрошать бытие | |
2) нечего не просить у людей | |
3) спросить у философов | |
4) спрашивать ученых | |
5) спросить у Бога | |
60. Парадокс Хайдеггера относительно нашего познания бытия, мира: |
|
1) Невозможно познать мир… | |
2) Истина где-то там… | |
3) Кое-кто мыслит абстрактно… | |
4) нет никаких парадоксальных мыслей | |
5) Мы все еще не мыслим… | |
61. Философское учение, согласно которому не может быть полностью решен вопрос об истинности познания действительности называется: |
|
1) гностицизм | |
2) рационализм | |
3) сенсуализм | |
4) неотомизм | |
5) агностицизм | |
62. Выделите основную категорию гносеологии: |
|
1) субстанция | |
2) истина | |
3) материя | |
4) мера | |
5) норма | |
63. Пол Фейерабенд - это, как известно, не только ученик и критик К.Р. Поппера, но и: |
|
1) аналитик-прагматик | |
2) друг У. Куайна | |
3) гражданин мира | |
4) “методолог-анархист” | |
5) директор ЦРУ | |
64. Слова, типа “симулякр”, “ризома”, - безусловно из теоретического словаря: |
|
1) писателей-фантастов | |
2) структуралистов | |
3) митьков | |
4) постмодернистов | |
5) постпозитивистов | |
65. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи”: |
|
1) децентрация | |
2) деконструкция | |
3) эпистема | |
4) маргинальность | |
5) вещизм | |
66. Какая школа очевидно не вписывается в последовательность: |
|
1) Метапозитивизм | |
2) Неопозитивизм | |
3) Постпозитивизм | |
4) Позитивизм | |
5) Эмпириокритицизм | |
67. Философское учение о познании: |
|
1) Онтология | |
2) Метафизика | |
3) Аксиология | |
4) Гносеология | |
5) Диалектика | |
68. Эпистемология - это: |
|
1) учении о бытии | |
2) учение о нирване | |
3) учение о развитии | |
4) учение о боге | |
5) учение о знании | |
69. Науки о культуре («науки о духе») -термин философии: |
|
1) неокантианства | |
2) постструктурализма | |
3) гегельянства | |
4) марксизма | |
5) позитивизма | |
70. Что выступает в качестве методологической основы комплекса наук о культуре и цивилизации: |
|
1) Антропология | |
2) Культурология | |
3) Психология | |
4) Этнография | |
5) География. | |
71. Основатель психоанализа: |
|
1) Э. Фромм. | |
2) Г. Маркузе. | |
3) К. Юнг. | |
4) О. Ранк. | |
5) З. Фрейд | |
72. Как называется наука, занимающаяся интерпретацией текста не только реконструируя, но и конструируя смысл: |
|
1) Культурология | |
2) Философия | |
3) Эстетика | |
4) Этика | |
5) Герменевтика | |
73. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил: |
|
1) Римский клуб. | |
2) Парижский клуб. | |
3) Московский клуб. | |
4) Германский клуб. | |
5) Австрийский клуб. | |
74. Кто автор концепции «осевое время»: |
|
1) К. Ясперс. | |
2) Э. Тэйлор. | |
3) О. Шпенглер. | |
4) Б. Малиновский. | |
5) М. Вебер. | |
75. Форма мышления в гносеологии, отражающая суть понимания явлений: |
|
1) восприятие | |
2) умозаключение | |
3) понятие | |
4) представление | |
5) ощущение | |
76. Э. Каппа понимал машину как: |
|
1) человеческое отражение идей Творца | |
2) универсальную ценность | |
3) проекцию органов человека на природный материал | |
4) простой механизм | |
5) закон человеческого бытия | |
77. С точки зрения М. Хайдеггера, отношения человека и техники определяются: |
|
1) техникой | |
2) Богом | |
3) уровнем науки | |
4) культурно-исторической спецификой | |
5) человеком | |
78. Как М. Хайдеггер определяет характер технического пути постижения истины: |
|
1) эпистема | |
2) постав | |
3) дискурс | |
4) логос | |
5) алетейя | |
79. Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она: |
|
1) создает ложное представление о мире | |
2) изменяет сущность человека | |
3) противоречит сущности человека | |
4) закрывает другие пути усмотрения истины | |
5) вытесняет человека из его онтологической ниши | |
80. Чаще всего рождение направления философии техники связывают с именем: |
|
1) Пико дела Мирандолы | |
2) Лейбница | |
3) Августина | |
4) Э. Каппы | |
5) Платона | |
81. Выделите имена мыслителей, которые исходили из позиций технологического детерминизма в понимании истории и общества: |
|
1) Х. Ортега-и-Гассет | |
2) Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Грант, М. Кастельс | |
3) Л. Мэмфорд | |
4) М. Шелер, Э. Дюркгейм, О. Тоффлер | |
5) М. Хайдеггер, К. Ясперс | |
82. В концепции Л. Мэмфорда Мегамашина понимается как: |
|
1) сеть взаимосвязанных кибернетических устройств | |
2) организация человеческой деятельности по механическому образцу | |
3) тоталитарное общество | |
4) государство | |
5) квазиинтеллектуальное механическое устройство | |
83. С помощью какого понятия Мэмфорд объясняет суть технического влияния на человека: |
|
1) бытие | |
2) отчуждение | |
3) трансценденция | |
4) инструкция | |
5) постав | |
84. Значение термина «постав» в философии Хайдеггера: |
|
1) способ производства | |
2) отношение к природе | |
3) характер технического пути постижения истины | |
4) отношения в обществе | |
5) духовное производство | |
85. Значение термина «технэ» в античности: |
|
1) производство | |
2) творчество | |
3) природа | |
4) деятельность | |
5) искусство, ремесло | |
86. Направление социальной мысли, абсолютизирующее роль техники в обществе: |
|
1) технократизм | |
2) антисциентизм | |
3) прагматизм | |
4) гуманизм | |
5) сциентизм | |
87. В ХХ в. проблему человека в принципиально по-новому осмысливали представители философии: |
|
1) синергетизма | |
2) неогегельянства | |
3) неопозитивизма | |
4) экзистенциализма | |
5) герменевтики | |
88. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период): |
|
1) научная картина мира | |
2) эклектика | |
3) научная теория | |
4) парадигма | |
5) интеграция знания | |
89. Какой раздел философии был наиболее разработан в Новое время |
|
1) гносеология | |
2) онтология | |
3) герменевтика | |
4) аксиология | |
5) антропология | |
90. Направление в философии, полагавшее основой познания чувственный опыт: |
|
1) агностицизм | |
2) рационализм | |
3) эмпиризм | |
4) скептицизм | |
5) материализм | |
91. Метод познания, предложенный Френсисом Бэконом: |
|
1) схоластический | |
2) дедуктивный | |
3) аналитический | |
4) метафизический | |
5) индуктивный | |
92. Родоначальник европейского рационализма: |
|
1) Спиноза | |
2) Гоббс | |
3) Декарт | |
4) Локк | |
5) Оккам | |
93. Заблуждения, возникающие в результате неверного употребления слов в процессе общения людей, Ф. Бэкон называл: |
|
1) идолы языка | |
2) идолы площади | |
3) идолы пещеры | |
4) идолы театра | |
5) идолы рода | |
94. Автор афоризма “Знание – сила”: |
|
1) Руссо | |
2) Декарт | |
3) Гоббс | |
4) Бэкон | |
5) Дидро | |
95. “Признание в наблюдаемом нами мире наличия закономерных связей между явлениями происходит только в силу сложившихся привычек в человеческом восприятии” – такое высказывние характеризует философию: |
|
1) Юма | |
2) Лейбница | |
3) Спинозы | |
4) Беркли | |
5) Декарта | |
96. “Рассуждение о методе” является произведением: |
|
1) Лейбница | |
2) Бэкона | |
3) Спинозы | |
4) Юма | |
5) Декарта | |
97. “Нет ничего в разуме, чего не содержалось бы в ощущениях” – это позиция: |
|
1) концептуализма | |
2) рационализма | |
3) сенсуализма | |
4) субъективизма | |
5) волюнтаризма | |
98. “Великое восстановление наук” предполагал произвести: |
|
1) Локк | |
2) Декарт | |
3) Ф. Бэкон | |
4) Гоббс | |
5) Спиноза | |
99. Труд “Монадология” принадлежит: |
|
1) Спинозе | |
2) Декарту | |
3) Беркли | |
4) Паскалю | |
5) Лейбницу | |
100. Философ, разделявший идеи рационализма: |
|
1) Т. Гоббс | |
2) Б. Спиноза | |
3) Р. Бэкон | |
4) Ф. Бэкон | |
5) Д. Локк | |
101. Какой логический способ познания признавали основным представители рационализма: |
|
1) индукцию | |
2) моделирование | |
3) абстрагирование | |
4) редукцию | |
5) дедукцию | |
102. Учение о существовании врожденных знаний характерно для философии: |
|
1) субъективизма | |
2) эмпиризма | |
3) сенсуализма | |
4) рационализма | |
5) материализма | |
103. Этот философ признавал наличие двух субстанций – мыслящей и протяженной: |
|
1) Гоббс | |
2) Лейбниц | |
3) Локк | |
4) Декарт | |
5) Бэкон | |
104. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума” – это утверждение противопоставил позиции эмпириков: |
|
1) Гоббс | |
2) Лейбниц | |
3) Беркли | |
4) Локк | |
5) Юм | |
105. Заблуждения, связанные с заблуждениями отдельного человека, проистекающими от его воспитания Ф.Бэкон называл: |
|
1) идолы рынка | |
2) идолы познания | |
3) идолы пещеры | |
4) идолы театра | |
5) идолы рода | |
106. В философии Нового времени эмпиризм признает наиболее истинным знание: |
|
1) художественное | |
2) интуитивное | |
3) религиозное | |
4) опытное | |
5) абстрактное | |
107. Теория существования “первичных” и “вторичных” качеств появляется в философии: |
|
1) Локка | |
2) Декарта | |
3) Спинозы | |
4) Юма | |
5) Гоббса | |
108. Отличительной чертой философии Нового времени является: |
|
1) самостоятельность бытия человека | |
2) утверждение проблемы бессознательного | |
3) доказательство бытия Бога | |
4) поиск универсального метода познания | |
5) разработка диалектической логики | |
109. Субстанция есть причина самой себя”, поэтому субстанция одна – так полагал: |
|
1) Спиноза | |
2) Юм | |
3) Локк | |
4) Декарт | |
5) Беркли | |
110. Душа родившегося человека не имеет никаких знаний, она есть “чистая доска” – это идея: |
|
1) Лейбница | |
2) Спинозы | |
3) Бэкона | |
4) Беркли | |
5) Локка | |
111. Ведущим способом познания сторонники эмпиризма считали: |
|
1) формализацию | |
2) редукцию | |
3) дедукцию | |
4) абстрагирование | |
5) индукцию | |
112. Оформление науки в качестве социального института связано с…: |
|
1) превращением науки в производство | |
2) возникновением лабораторий | |
3) возникновением первых научных журналов | |
4) развитием теоретического естествознания и началом использования в науке эксперимента | |
5) проведением экспериментов | |
113. Революция в естествознании конца ХIХ – начала ХХ века привела к утверждению образа науки: |
|
1) как теории, охватывающей все проблемы окружающей реальности | |
2) как системы знаний, находящейся в постоянном движении, постоянно совершенствующейся | |
3) как системы неизменных знаний | |
4) как совокупности готовых ответов о природе окружающего мира | |
5) как синтеза с религией и философией | |
114. Цели науки можно сформулировать как: |
|
1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов | |
2) предотвращение негативных воздействий человека на окружающую среду | |
3) образование ноосферы | |
4) обслуживание практических потребностей человеческого общества | |
5) понимание окружающей действительности и предоставление возможности использовать ее в интересах человека | |
115. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется: |
|
1) анализом | |
2) дедукцией | |
3) синтезом | |
4) классификацией | |
5) аналогией | |
116. Местом возникновения науки считают: |
|
1) Египет | |
2) Римскую империю | |
3) Древнюю Индию | |
4) Китай | |
5) Древнюю Грецию | |
117. Философские основания науки обеспечивают: |
|
1) подтверждение уникальности научного знания | |
2) определение критериев научности | |
3) стыковку научных картин мира | |
4) соответствие научного поиска теории познания | |
5) определение методологических ориентиров научного поиска | |
118. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на…: |
|
1) эмпирические закономерности в естествознании | |
2) математические методы исследования | |
3) материал истории развития конкретных наук | |
4) психологические аспекты научного творчества | |
5) статистику | |
119. Научный факт может быть рассмотрен как |
|
1) аксиома | |
2) форма теоретического знания | |
3) элемент метода научного познания | |
4) форма эмпирического знания | |
5) компонент научный деятельности | |
120. Основное отличие художественного освоения деятельности от научного познания в том, что |
|
1) не требует экспериментального подтверждения | |
2) художественное освоение действительности не ориентировано на практическое использование | |
3) любое отражение объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету | |
4) в искусстве преобладает образное отражение мира | |
5) отражение окружающей действительности в искусстве может не соответствовать реальности | |
121. Формализация – это: |
|
1) мысленное конструирование неосуществимых объектов | |
2) отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка | |
3) метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего | |
4) мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов | |
5) схематизация | |
122. Границей преднауки и собственно науки является: |
|
1) возникновение идеальных объектов | |
2) появление функции объяснения окружающей реальностей | |
3) критика мифологического познания мира | |
4) верифицируемость | |
5) геометрические знания | |
123. Дедуктивной теорией можно назвать: |
|
1) электродинамику Д. Максвела | |
2) теорию эволюции Ч. Дарвина | |
3) “Начала” Евклида | |
4) экономическую теорию Маркса | |
5) физиологическую теорию можно И. Павлова | |
124. Определение “теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализации, - относится к: |
|
1) гипотезе | |
2) идеализированному объекту | |
3) к формам эмпирического познания | |
4) научной теории | |
5) методу формализации | |
125. Установление эмпирического факта требует: |
|
1) устранения субъективных аспектов наблюдения | |
2) применения теоретических знаний | |
3) соответствие с господствующей теорией | |
4) объяснения наблюдаемых явлений | |
5) предвидения наблюдаемых явлений | |
126. Структурный подход ориентирует исследования на: |
|
1) изучение внутреннего строения системы, анализ характера и специфики связей между элементами | |
2) предвидение познавательного процесса | |
3) выявление статистических закономерностей | |
4) выявление особенностей функционирования системы | |
5) выделение и исследование информационного аспекта явлений | |
127. Античная цивилизация не смогла развить теоретического естествознания, так как: |
|
1) все внимание было уделено математике | |
2) не было наблюдений над природой | |
3) отсутствовал умственный труд | |
4) существовало рабовладельческое производство | |
5) патриархальный уклад жизни способствовал созерцательному отношению к природе | |
128. Умозаключения бывают: |
|
1) конкретными и абстрактными | |
2) индуктивными и дедуктивными | |
3) общими и единичными | |
4) эмпирическими и теоретическими | |
5) aбсолютными и относительными | |
129. В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством: |
|
1) воображения | |
2) умозаключения | |
3) абстрактного мышления | |
4) анализа эмпирических фактов | |
5) ощущения и восприятия | |
130. Эмпирические законы – это законы, выражающие |
|
1) связи между чувственно наблюдаемыми свойствами веществ и явлений | |
2) результаты наблюдений | |
3) существенные связи реальности, представление с помощью гипотетических допущений | |
4) связи, найденные путем догадки | |
5) фиксирование факта | |
131. Первичный чувственный образ предмета или явления называется: |
|
1) восприятием | |
2) ощущением | |
3) представлением | |
4) суждение | |
5) воображением | |
132. Задачей фундаментальных наук является: |
|
1) выявление закономерностей, которым подчиняется объективная реальность | |
2) выявление общих методов познания | |
3) установление эмпирических законов и систематизация знаний | |
4) решение разнообразных социально-практических задач | |
5) познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления | |
133. На эмпирическом уровне чувственное познание опирается на: |
|
1) на воображение | |
2) понятия, восприятие, фантазию, эксперимент | |
3) ощущение, восприятие, представление, воображение | |
4) наблюдение, ощущение, восприятие, знание | |
5) представление, память, мышление, воображение | |
134. Идея экспериментального исследования полагала: |
|
1) субъекта в качестве активного начала, противостоящего природной материи | |
2) наличие государственных санкций | |
3) отчуждение субъекта от природы | |
4) субъекта, находящегося в полной гармонии с окружающим | |
5) субъекта, созерцающего окружающего мир | |
135. Гипотеза является: |
|
1) истинным знанием | |
2) ложным знанием | |
3) неполным знанием | |
4) вероятностным знанием | |
5) достоверным знанием | |
136. Раскрытие содержания понятия называют: |
|
1) индукцией | |
2) определением | |
3) анализом | |
4) уточнением | |
5) оценкой | |
137. Антисциентизм толкует науку как: |
|
1) как ноосферу | |
2) силу, чуждую и враждебную сущности человека | |
3) само развивающуюся систему | |
4) эталон всей культуры | |
5) непосредственную производительную силу | |
138. В понятии научного подхода акцентируется: |
|
1) конкретная научная дисциплина | |
2) стиль мышления | |
3) метод теоретического уровня познания | |
4) основное направление исследования, угол зрения на объект изучения | |
5) основной метод исследования | |
139. Предметом методологии науки являются: |
|
1) ценности научных знаний | |
2) социальные аспекты развития науки | |
3) исторические аспекты развития научного знания | |
4) общие закономерности и тенденции научного познания, взятые в их историческом развитии | |
5) этика научного знания | |
140. Наблюдение, измерение, эксперимент, относятся к методам: |
|
1) построение и обоснования теоретического знания | |
2) художественного мышления | |
3) вычленения и исследования эмпирического объекта | |
4) обработки и систематизации знаний | |
5) построения и исследования теоретического объекта | |
141. Важнейшей чертой общенаучных подходов является |
|
1) использование математического аппарата | |
2) идеализированность | |
3) принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности | |
4) разработанный алгоритм их применения | |
5) заимствование методов одной науки для использование в другой | |
142. Общенаучные подходы – это подходы, которые: |
|
1) не имеют методов | |
2) не связаны с отдельным исследованием | |
3) остаются фундаментальными в процессе развития науки | |
4) определяют использование приборов | |
5) применяются в частных научных исследованиях | |
143. Общенаучные подходы – эффективные пути исследования реальности при условии: |
|
1) применения на производстве | |
2) конструирования идеализированного объекта | |
3) соответствия социальному заказу | |
4) точного соблюдения методологических предписаний | |
5) сохранения традиции | |
144. Из предложенных способов получения знания: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) аналитический подход, 4) целостный охват изучаемых явлений, для античности характерен: |
|
1) 4 | |
2) 2 и 3 | |
3) 1 | |
4) 1,2,3,4 | |
5) 1,4 | |
145. Специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния и исследующий их “в чистом виде” называется: |
|
1) мысленным экспериментом | |
2) эмпирическим методом | |
3) гипотетико-дедуктивным методом | |
4) аксиоматическим методом | |
5) научным доказательством | |
146. Науку можно определить как: |
|
1) элементарные сведения о природе, людях, обществе | |
2) сферу человеческой деятельности, функцией которой является выборка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности | |
3) обыденно-практический опыт человека | |
4) художественно-образную форму отражения действительности | |
5) общепринятые нормы научного исследования | |
147. Идея экспериментального исследования возникла: |
|
1) в Древнем Китае | |
2) в культуре Нового времени | |
3) в Древней Греции | |
4) в Шумерской культуре | |
5) в Древнем Египте |
|
148. Утверждения научной теории относятся к…: |
|
1) художественной сфере познания действительности | |
2) мистическим объектам | |
3) иллюзорным объектам | |
4) нашим представлениям об окружающем мире | |
5) реальным объектам | |
149. Наряду с истинностью, интерсубъективностью, критерием научности является: |
|
1) бессистемность научного знания | |
2) терминологическая расплывчатость | |
3) использование математических методов | |
4) экспериментальная проверяемость | |
5) использование формального языка | |
150. Под методологией понимают: |
|
1) сравнение различных научных дисциплин, выявление общих закономерностей их развития | |
2) психологию активности личности | |
3) философию науки | |
4) систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе | |
5) философское учение о деятельности | |
151. По отношению к теории научный факт: |
|
1) определяется субъективно | |
2) полностью зависит от теории, при смене теории происходит изменение всего фактуального базиса | |
3) с одной стороны, зависит от теории, с другой стороны, определяется свойствами материальной действительности | |
4) определяется теорией, базисом которой является | |
5) не зависит от теории, являются полностью автономным | |
152. Посредством аналогии достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они: |
|
1) принадлежат материальному миру | |
2) могут быть формализованными | |
3) могут быть исследованы экспериментально | |
4) входят в состав более сложных образований | |
5) имеют сходство с другими | |
153. Эмпирический анализ связан со сферой: |
|
1) социально-исторического познания | |
2) технических наук | |
3) теоретических наук | |
4) фундаментальных наук | |
5) практической деятельности | |
154. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для: |
|
1) интернационализма | |
2) сциентизма | |
3) структурализма | |
4) антисциентизма | |
5) экзистенциализма | |
155. Понятие “наука” включает в себя: |
|
1) деятельность научного сообщества | |
2) обоснование практики | |
3) деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – систему научных знаний | |
4) выявление закономерностей развития отдельных научных дисциплин | |
5) общие закономерности и тенденции опыта | |
156. Определение: “образы, восстановленные по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов и явлений” относится к понятию: |
|
1) “восприятие” | |
2) “представление” | |
3) “воображение” | |
4) “ощущение” | |
5) “эмоция” | |
157. Определение “необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями” относится к: |
|
1) закону | |
2) научному факту | |
3) научной теории | |
4) научному знанию | |
5) научной гипотезе | |
158. Общие методы познания используются: |
|
1) на эмпирическом уровне научного познания | |
2) только в философском исследовании | |
3) на всех уровнях познания | |
4) при анализе возможностей производства | |
5) при обобщении знаний конкретной научной дисциплины | |
159. Современную науку характеризует: |
|
1) господство аналитического подхода | |
2) субъективизм | |
3) наблюдение и эксперимент | |
4) эксперимент как основной способ получения знания | |
5) стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений | |
160. Истинность научного знания проявляется в том, что: |
|
1) научные знания экспериментально не проверяются | |
2) появляются гипотезы | |
3) любой ученый стремится к истине | |
4) научное знание объективно отражает окружающую действительность | |
5) научное знание всегда истинно | |
161. Умозаключение – это форма мышления: |
|
1) определяющая содержание понятий | |
2) обоснование исходного понятия | |
3) составляющая последовательность нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение | |
4) уточняющая свойства и признаки предметов | |
5) устанавливающая объективную связь явлений и процессов | |
162. В науке в собственном смысле слова в отличие от преднауки формируется особый тип знания: |
|
1) традиция | |
2) понятие | |
3) теория | |
4) наблюдение | |
5) обычай | |
163. На ранних стадиях развития общества познание отражает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека. Данная особенность познания свидетельствует: |
|
1) о направленности познания на практическую деятельность | |
2) о присутствии антропоморфных факторов в научном знании | |
3) о теоретичности познания | |
4) об активной роли личности в познании | |
5) об оперировании объектами, входящими в повседневную жизнь человека | |
164. К теоретическим предсказаниям относится: |
|
1) создание эволюционной теории Ч. Дарвина | |
2) ткрытие радиоактивности | |
3) теория Пифагора | |
4) открытие закона всемирного тяготения | |
5) открытие новых элементов Д.И. Менделеевым | |
165. Из перечисленных пунктов: 1) установление непротиворечивости, 2) обращение к первоисточникам, статистическим данным, 3) возможность описывать известные явления и предсказывать новые, 4) многократные проверки наблюдениями и экспериментами, 5) соответствие имеющимся эмпирическим данным, - при обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, являются: |
|
1) 3,4 | |
2) 1,2,3,4,5 | |
3) 1,2,3 | |
4) 2,3,5 | |
5) 1,5 | |
166. Воображаемое отражение мира называется: |
|
1) суждением | |
2) восприятием | |
3) фантазией | |
4) ощущением | |
5) чувственным познанием | |
167. В научной теории принцип составляет: |
|
1) коренную основу, вокруг которой группируются понятия, законы и теории | |
2) обобщение эмпирического материала | |
3) конкретную цель | |
4) нормы и правила логического вывода | |
5) разновидность постулата | |
168. Условиями для возникновения науки являются: |
|
1) разрушение мифологических систем | |
2) передача подрастающим поколениям социального опыта | |
3) развитие и усложнение практической деятельности человека | |
4) возникновение государства | |
5) накопление достаточного количества математических знаний | |
169. Методология науки нужна исследователю для решения творческих задач, так как она: |
|
1) дает универсальный инструмент решения задач | |
2) определяет алгоритм действия ученого | |
3) систематизация знаний | |
4) раскрывает творческий потенциал личности | |
5) дает возможность осознать закономерности развития научной области, осмыслить ее в контексте науки как целого | |
170. Частные методы – это: |
|
1) вспомогательные методы | |
2) применение общенаучных методов в конкретной ситуации | |
3) способы познания социальных форм | |
4) методы конкретной науки | |
5) методы, применение которых является исключением из правил | |
171. Основное отличие теории от других форм рационального мышления (понятие, суждение) в том, что она: |
|
1) отвечает критериям научности | |
2) изучает идеализированный объект | |
3) дает связное, цельное представление об изучаемой области действительности | |
4) дает фактическое знание | |
5) является истинным знанием | |
172. В методологии науки факт определяется как |
|
1) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое значение | |
2) критерий истины | |
3) интуитивное объяснение явления | |
4) затруднение, преодоление которого возможно с помощью исследования | |
5) суждения, выражающие внутреннюю связь явлений | |
173. Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется |
|
1) математизацией | |
2) аксиоматизацией | |
3) идеализацией | |
4) формализацией | |
5) систематизацией | |
174. Из приведенных высказываний: 1) в созвездии Девы вспыхнула сверхновая звезда, 2) научная проблема – это форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания, 3) действию всегда есть равное и противоположное противодействие, - научный факт зафиксирован в…: |
|
1) 1, 3 | |
2) 1 | |
3) 2 | |
4) 3 | |
5) 1, 2, 3 | |
175. Вид познавательной деятельности, изучающей объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер называется: |
|
1) аналитические исследования | |
2) эмпирическим уровнем познания | |
3) аксиоматическими методами | |
4) системными исследованиями | |
5) обыденным уровнем познания | |
176. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, существенной связи между явлениями – это: |
|
1) понятие | |
2) теория | |
3) научный факт | |
4) научный принцип | |
5) гипотеза | |
177. В процессе научного познания какое-либо понятие: |
|
1) исключается из системы научного знания | |
2) уточняется, в его содержание вносятся новые признаки | |
3) снимается в другом понятии | |
4) не изменяется | |
5) заменяется другим | |
178. Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся: |
|
1) положения, принимаемые без доказательств | |
2) формализированные системы | |
3) идеализация | |
4) эмпирические законы | |
5) гипотезы | |
179. Главной особенностью научного познания является: |
|
1) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными | |
2) экспериментальная проверяемость полученных знаний | |
3) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам | |
4) чистота знаний | |
5) постоянное развитие научного знания | |
180. Определение: “отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств” относится к…: |
|
1) воображение | |
2) восприятие | |
3) представление | |
4) ощущение | |
5) понятие | |
181. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют: |
|
1) ощущением | |
2) суждением | |
3) восприятием | |
4) представлением | |
5) познанием | |
182. Эмпирическим базисом науки могут служить: |
|
1) мнения ученых | |
2) ощущения | |
3) фрагменты действительности | |
4) записи в протоколах наблюдений | |
5) эмпирические факты | |
183. Какое знание может быть охарактеризовано системностью, обоснованностью, логичностью, объективностью: |
|
1) мистическое | |
2) научное | |
3) обыденное | |
4) религиозное | |
5) художественное | |
184. Гипотезой является: |
|
1) ложное знание | |
2) достоверное знание | |
3) вероятное знание о возможных взаимосвязях явлений | |
4) теоретическая модель существенных связей реальности | |
5) высказывание, не требующее доказательств | |
185. Укажите три основные формы чувственной ступени познания |
|
1) субстрат, материал, бытие | |
2) рассудок, неосознанное, интуиция | |
3) идея, гипотеза, теория | |
4) понятие, суждение, умозаключение | |
5) ощущения, восприятие, представление | |
186. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период) |
|
1) парадигма | |
2) научная теория | |
3) интеграция знания | |
4) научная картина мира | |
5) эклектика | |
187. Известный французский философ-рационалист: |
|
1) Фрейд | |
2) Декарт | |
3) Ницше | |
4) Бэкон | |
5) Кант | |
188. Известный немецкий философ-диалектик: |
|
1) Паскаль | |
2) Гегель | |
3) Бэкон | |
4) Коперник | |
5) Декарт | |
189. В «критический» период своего философского творчества И. Кант, в первую очередь, исследует проблемы: |
|
1) религии | |
2) истории | |
3) познания | |
4) космологии | |
5) искусства | |
190. Cоотношение категорий «материальное - идеальное» применительно к социуму может быть выражено сочетанием понятий: |
|
1) «общественная духовность – общественная религиозность» | |
2) «общественная психология – общественная идеология» | |
3) «общественное производство – социальное производство» | |
4) «общественный прогресс – общественный регресс» | |
5) «общественное бытие - общественное сознание» | |
191. Исторически не предшествует возникновению философии такое знание как: |
|
1) Социология | |
2) Мифология | |
3) Религия | |
4) Тотемизм | |
5) Магия | |
192. Философское учение, согласно которому человек не в состоянии познать мир целиком и полностью в силу ограниченности возможностей человеческого разума: |
|
1) Агностицизм | |
2) Сенсуализм | |
3) Пантеизм | |
4) Рационализм | |
5) Гностицизм | |
193. Одна из основных категорий гносеологии: |
|
1) Познание | |
2) Пространство | |
3) Мера | |
4) Субстанция | |
5) Материя | |
194. В основе понимания логики законов общественного бытия и закономерностей общественного развития у К. Маркса лежит понятие: |
|
1) Абсолютная идея. | |
2) Конвергенция буржуазии и пролетариата. | |
3) Способ производства материальных благ. | |
4) Вечность частной собственности. | |
5) Божественное предопределение. | |
195. Основная функция теории в научном познании: |
|
1) Создание научных приборов. | |
2) Проведение опытов в естественных условиях. | |
3) Художественное описание научных фактов. | |
4) Систематизация знания, объяснение научных фактов. | |
5) Непосредственное наблюдение за объектом исследования. | |
196. Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета на уровне чувственного познания есть: |
|
1) Суждение | |
2) Представление | |
3) Понятие | |
4) Ощущение | |
5) Восприятие | |
197. Философская категория, выражающая общую основу, первоначало и внутреннее единство всего существующего |
|
1) Возможность | |
2) Необходимость | |
3) Количество | |
4) Содержание | |
5) Субстанция | |
198. Отличительная особенность чувственного познания: |
|
1) Теоретичность | |
2) Систематизированность | |
3) Рациональность | |
4) Абстрактность | |
5) Непосредственность. | |
199. Положение, выражающее позицию сциентизма: |
|
1) Религия – основа деятельности человека. | |
2) Наука – высший и единственно верный вид знаний. | |
3) Мир непознаваем. | |
4) Опыт – источник знаний. | |
5) Высший вид познания - это интуиция. | |
200. Важный элемент философии Гегеля, использованный философией марксизма: |
|
1) логика мирового духа | |
2) учение об абсолютной идее | |
3) диалектический метод | |
4) идеализация государства | |
5) религиозная метафизика | |
201. С позиций диалектики мыслить бытие возможно только на основе принципа: |
|
1) Вечности | |
2) Неизменности | |
3) Совершенства | |
4) Неподвижности | |
5) Развития | |
202. К числу философов сторонников диалектики, признававших изменчивость и противоречивость бытия, не относится: |
|
1) Маркс | |
2) Парменид | |
3) Энгельс | |
4) Гегель | |
5) Гераклит | |
203. К представителям философии постпозитивизма в философии ХХ века относится: |
|
1) А. Камю | |
2) К. Ясперс | |
3) Ж.-П. Сартр | |
4) Т. Кун. | |
5) М. Хайдеггер | |
204. К основным категориям гносеологии не относится: |
|
1) Познание | |
2) Представление | |
3) Истина | |
4) Небытие | |
5) Умозаключение | |
205. В «докритический» период своего философского творчества И. Кант, в первую очередь, исследует проблемы: |
|
1) истории | |
2) религии | |
3) естествознания | |
4) разума | |
5) искусства | |
206. Общим во взглядах таких философов как Д. Дидро, Гельвеций, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин является: |
|
1) идея разумной жизни, распространения знаний | |
2) поиск вещественного первоначала мира | |
3) доказательство превосходства религии над наукой | |
4) использование экспериментально-математического метода | |
5) разработка универсального метода познания | |
207. В социально-философской концепции Л.Н. Гумилева особая природно-духовная энергия, проявляющаяся в деятельности людей, есть: |
|
1) интенциональность | |
2) верификационность | |
3) рекуперация | |
4) пассионарность | |
5) плеоназм | |
208. На этом уровне научного познания происходит получение научных фактов, их описание и проверка: |
|
1) теоретический | |
2) прагматический | |
3) эмпирический | |
4) логико-дедуктивный | |
5) технологический | |
209. Исследованиями языка в философии ХХ века занимался такой философ как: |
|
1) Н. Коперник | |
2) Гегель | |
3) Л. Витгенштейн | |
4) Гольбах | |
5) Ф. Бэкон | |
210. Категории диалектики – это: |
|
1) Формы активной деятельности рассудка, необходимые для чувственного опыта | |
2) Формы ощущений, необходимые для рационального опыта | |
3) Околонаучные, псевдофилософские понятия | |
4) Неизменные, врожденные смысловые конструкции, упорядочивающие человеческий опыт | |
5) Понятия мышления, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности | |
211. Примером диалектического отрицания может служить: |
|
1) разрушение горных пород | |
2) отказ пользователей Интернета от культурных традиций | |
3) замена каменных орудий труда бронзовыми орудиями | |
4) уничтожение вредных микроорганизмов | |
5) исчезновение древних языков | |
212. В классификации Ф. Энгельса наиболее простой формой движения является движение: |
|
1) химическое | |
2) социальное | |
3) механическое | |
4) биологическое | |
5) физическое | |
213. «Есть только атомы и пустота» - так утверждал древнегреческий мыслитель: |
|
1) Гераклит | |
2) Пифагор | |
3) Демокрит | |
4) Сократ | |
5) Платон | |
214. Таких мыслителей как Лукреций Кар, П. Гольбах, Ф. Энгельс объединяет: |
|
1) позиция субъективного идеализма | |
2) материалистический подход к пониманию природы | |
3) разработка концепции буржуазно-демократической революции | |
4) позиция объективного идеализма | |
5) художественно-мифологическая картина мира | |
215. Идеи философии позитивизма в начале ХХ века развивали представители такого направления как: |
|
1) феноменология | |
2) психоанализ | |
3) эмпириокритицизм | |
4) экзистенциализм | |
5) неотомизм |