Тест: философия 251-300
Список вопросов
1. Идеалом для сциентизма являются |
|
1) результаты и методы естественонаучного познания | |
2) математика и кибернетика | |
3) методологические знания | |
4) гуманитарные науки | |
5) философия | |
2. Наряду с истинностью, интерсубъективностью, критерием научности является |
|
1) использование формального языка | |
2) терминологическая точность | |
3) системность научного знания | |
4) экспериментальная проверяемость | |
5) использование математических методов | |
3. автор трактата «Органон» |
|
1) Платон | |
2) Сократ | |
3) Аристотель | |
4) Протагор | |
5) Пифагор | |
4. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для |
|
1) экзистенциализма | |
2) интернационализма | |
3) антисциентизма | |
4) солипсизма | |
5) сциентизма | |
5. Научная проблема в широком смысле – это |
|
1) положение, определяющее направление исследования | |
2) сформулированный вопрос | |
3) затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования | |
4) содержание научного исследования | |
5) метод теоретического познания | |
6. Представитель русского космизма |
|
1) Г.В.Плеханов | |
2) П.А.Флоренский | |
3) Н.А.Бердяев | |
4) Л.Шестов | |
5) В.Г.Белинский | |
7. Определение “необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями” относится к |
|
1) закону | |
2) научной теории | |
3) научному факту | |
4) научной гипотезе | |
5) научному знанию | |
8. Два уровня познания называются |
|
1) относительный и абсолютный | |
2) идеальный и реальный | |
3) абстрактный и конкретный | |
4) эмпирический и теоретический | |
5) синтетический и аналитический | |
9. Истинность научного знания, являясь критерием научности, проявляется в том, что |
|
1) научные знания не принимаются на веру, они научно обосновываются, экспериментально проверяются | |
2) научное знание объективно отражает окружающую действительность | |
3) стремление ученого к истине определяет правильность научного знания | |
4) научное знание всегда истинно | |
5) в обосновании гипотезы | |
10. Умозаключение – это форма мышления |
|
1) определяющая содержание понятий | |
2) составляющая последовательность нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение | |
3) уточняющая свойства и признаки предметов | |
4) устанавливающая объективную связь явлений и процессов | |
5) обоснование исходного понятия | |
11. Неверное, иллюзорное отражение мира называется |
|
1) воображением | |
2) заблуждением | |
3) чувственным познанием | |
4) фантазией | |
5) эмоцией | |
12. Методология на общенаучном уровне выступает как |
|
1) учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования | |
2) учение о трансформации в самой науке научных понятий и теорий, о влиянии социально-экономических условий на развитие науки | |
3) науковедение, изучающее структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами | |
4) Философская теория познания, исследующая процесс познавательной деятельности в целом | |
5) Система готовых понятий | |
13. Условиями для возникновения науки являются |
|
1) возникновение потребности в передаче подрастающим поколениям социального опыта | |
2) усиление критики и разрушение мифологических систем, разделение умственного и физического труда | |
3) накопление достаточного количества математических знаний | |
4) возникновение государства | |
5) развитие и усложнение практической деятельности человека | |
14. Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется |
|
1) систематизацией | |
2) формализацией | |
3) аксиоматизацией | |
4) идеализацией | |
5) математизацией | |
15. Вид познавательной деятельности, изучающей объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется |
|
1) теоретическим уровнем познания | |
2) аксиоматическими методами | |
3) эмпирическим уровнем познания | |
4) системными исследованиями | |
5) аналитические исследования | |
16. Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся |
|
1) положения, принимаемые без доказательств | |
2) гипотезы | |
3) эмпирические законы | |
4) формализированные системы | |
5) идеализация | |
17. Главной особенностью научного познания является |
|
1) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными | |
2) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам | |
3) постоянное развитие научного знания | |
4) экспериментальная проверяемость полученных знаний | |
5) чистота знаний | |
18. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют |
|
1) мышлением | |
2) суждением | |
3) восприятием | |
4) познанием | |
5) ощущением | |
19. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период) |
|
1) эклектика | |
2) научная картина мира | |
3) парадигма | |
4) интеграция знания | |
5) научная теория | |
20. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и ... |
|
1) застой в науке | |
2) период отрицания науки | |
3) сосуществование различных теорий | |
4) абсолютность науки | |
5) научная революция | |
21. Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии |
|
1) неогегельянства | |
2) неопозитивизма | |
3) неотомизма | |
4) неокантианства | |
5) неоплатонизма | |
22. К рациональному познанию относятся следующие формы: |
|
1) ощущение, восприятие, представление | |
2) понятие, суждение, умозаключение | |
3) чувства, эмоции, рассудок | |
4) я”, “оно”, “сверх-Я” | |
5) фантазия, вымысел, догадка | |
23. Наука и техника в современном мире - это : |
|
1) единственное условие прогресса | |
2) двойственный феномен со своим позитивом и негативом | |
3) основа развития цивилизации | |
4) панацея от всех бед | |
5) причина упадка культуры кризиса духовности | |
24. В этом заключается научно – философское понимание материи |
|
1) материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания | |
2) материя – это некое материальное “ первоначало “ мира | |
3) материя – это чувственно – конкретные вещи, процессы, явления | |
4) материя – это неизменный, неделимый кирпичик (элемент) мироздания | |
5) материя – это совокупность наших ощущений и восприятий объективного мира | |
25. Какое суждение характеризует научно философское понимание пространства и времени |
|
1) это формы субъективных переживаний | |
2) это порождение абсолютной идеи | |
3) это абсолютные начала мироздания | |
4) это объективная характеристика бытия | |
5) это формы познания реальности. | |
26. Какой из перечисленных тезисов характеризует специфику рационализм |
|
1) теоретическое знание является продуктом деятельности разума | |
2) теоретическое знание возникает из опыта и обосновывается опытом | |
3) источником теоретического знания являются ощущения | |
4) только опытное знание обладает достоверностью | |
5) теоретическое знание складывается из отдельных, случайных открытий и фактов. | |
27. В чем заключается основное отличие философского определения материи от ественнонаучного |
|
1) абстрагирование от конкретных характеристик материи и фиксирование только факта существования объективной реальности | |
2) в указании на конкретный вид и свойства материи | |
3) обязательное указание на конкретные характеристики материи | |
4) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её только как логической категории | |
5) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её субъективной реальностью в нашем сознании. | |
28. Что является простейшей исходной формой чувственного познания |
|
1) понятия | |
2) представления | |
3) ощущения | |
4) умозаключения | |
5) восприятия | |
29. Согласие, с каким из положений выражает позиция агностицизма |
|
1) все научные теории неполны | |
2) сущность вещей принципиально непознаваема | |
3) все наши знания относительны | |
4) истина постижима только в религии | |
5) чем больше познания, тем меньше знаний. | |
30. Какой ответ об источнике познания верен для рационализма |
|
1) источником познания являются разум и ощущения | |
2) единственным источником познания является интуиция | |
3) источником познания является опыт | |
4) источником познания является разум | |
5) источником познания является ощущение | |
31. Выделите определение истины, считающееся классическим |
|
1) это соответствие знания действительности | |
2) это знание, с которым все согласны | |
3) это знание, ведущее к достижению цели | |
4) это знание не зависящее от действительности | |
5) это род веры | |
32. Какой способ постижения реальности осуществляется в процессе жизненно практического освоения мира |
|
1) научное познание | |
2) мифологическое познание | |
3) обыденное познание | |
4) художественное познание | |
5) философское познание. | |
33. В чём состоит независимость объекта познания от познающего субъекта |
|
1) в том, что субъект не в состоянии до конца, окончательно познать объект | |
2) в том, что знания, полученные об объекте, не могут быть достоверными | |
3) в зависимости познающего субъекта от самого объекта познания | |
4) в существовании объекта независимо от того познают его или нет | |
5) в том, что объект познания определяет способ и метод своего исследования. | |
34. Определите прагматическое суждение об истине |
|
1) это знание, с которым все согласны | |
2) это отражение действительности в сознании, независимо от человека | |
3) это значение не зависящее от действительности | |
4) это род веры. | |
5) это знание, ведущее к достижению цели | |
35. Этот ответ об источнике познания верен для сенсуализма |
|
1) источником познания является разум | |
2) источником познания являются ощущения | |
3) источником познания является интуиция | |
4) источником познания является опыт | |
5) источником познания являются разум и ощущения. | |
36. В каком способе познания мира формируется целостный образ мира в его соотнесённости с человеком, с его знаниями, достижениями искусства, с его поисками смысла жизни |
|
1) обыденное познание | |
2) мифологическое познание | |
3) философское познание | |
4) религиозное познание | |
5) научное познание | |
37. Какой способ познания действительности является размышлением, направленным на анализ собственных мыслей и переживаний познающего субъекта |
|
1) понимание | |
2) объяснение | |
3) описание | |
4) измерение | |
5) рефлексия | |
38. Суть диалектики как философского учения заключается |
|
1) в выявлении закономерностей развития объективной реальности | |
2) в установлении законов, определяющих развитие природы | |
3) в объяснении противопоставлений мышления и объективной реальности | |
4) в развитии логических законов мышления | |
5) в установлении закономерных взаимосвязей между природными и социальными процессами. | |
39. Это философское течение определило своей задачей формировать искусство истолкования высказываний и текстов для правильного понимания содержащейся в них информации |
|
1) Экзистенциализм | |
2) Позитивизм | |
3) Аналитическая философия | |
4) Герменевтика | |
5) Логическая семантика | |
40. Афоризм “знание – сила” принадлежит |
|
1) Декарту | |
2) Бэкону | |
3) Галилею | |
4) Демокриту | |
5) Платону | |
41. Время в философии понимается |
|
1) Это форма существования материи | |
2) Это бесконечная длительность вещей | |
3) Это всеобщее условие сотворения мира | |
4) Это абстракция, существующая в нашем сознании | |
5) Это форма познания реальности | |
42. Суть метафизики как философского учения заключается |
|
1) В выявлении вечных, неизменных, целостных начал мирового развития | |
2) В создании постоянно изменяющейся картины мира | |
3) В разработке законов развития природы, общества, мышления | |
4) В объяснении естественно – научных принципов развития объективной реальности | |
5) В установлении закономерных связей между субъективной логикой и объективной реальностью | |
43. Основное отличие философского определения материи от естественнонаучного заключается |
|
1) Абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её субъективной реальностью в нашем сознании | |
2) Абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её только как логической категории | |
3) Обязательное указание на конкретные характеристики материи | |
4) В указании на конкретный вид и свойства материи | |
5) Абстрагирование от конкретных характеристик материи и фиксирование только факта существования объективной реальности | |
44. Историческое время возникновения метафизики как метода мышления и познания |
|
1) Во времена средневековой философии | |
2) Во времена античной философии | |
3) В условиях Нового времени | |
4) В немецкой классической философии XIXвека | |
5) Только в западной философии XX века | |
45. Представители этого философского объединения поставили проблемы взаимодействия общества и природы на первое место, специально изучают перспективы человечества |
|
1) Римский клуб | |
2) Венский кружок | |
3) Львовско-Варшавская школа | |
4) Марбургская школа | |
5) Франкфуртская школа | |
46. По Аристотелю, подлинное философствование начинается |
|
1) с откровения | |
2) со страха | |
3) с научения | |
4) с удивления | |
5) со спора | |
47. Вопрос об отношении мышления к бытию…” есть основной вопрос философии. Так считал… |
|
1) Платон | |
2) Энгельс | |
3) Кант | |
4) Фихте | |
5) Фрейд | |
48. Специфика философии— |
|
1) в строгой научности выводов | |
2) не определяется | |
3) в практическом отношении к миру | |
4) в догматизме | |
5) в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности | |
49. Античный философ, автор трактата «Пир» |
|
1) Аристотель | |
2) Платон | |
3) Фалес | |
4) Гераклит | |
5) Сократ | |
50. Античный философ, автор трактата «Никомахова этика» |
|
1) Аристотель | |
2) Гераклит | |
3) Сократ | |
4) Аристотель | |
5) Пифагор |