Тест: философия 251-300


Список вопросов


1. Идеалом для сциентизма являются

1) результаты и методы естественонаучного познания
2) математика и кибернетика
3) методологические знания
4) гуманитарные науки
5) философия

2. Наряду с истинностью, интерсубъективностью, критерием научности является

1) использование формального языка
2) терминологическая точность
3) системность научного знания
4) экспериментальная проверяемость
5) использование математических методов

3. автор трактата «Органон»

1) Платон
2) Сократ
3) Аристотель
4) Протагор
5) Пифагор

4. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для

1) экзистенциализма
2) интернационализма
3) антисциентизма
4) солипсизма
5) сциентизма

5. Научная проблема в широком смысле – это

1) положение, определяющее направление исследования
2) сформулированный вопрос
3) затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования
4) содержание научного исследования
5) метод теоретического познания

6. Представитель русского космизма

1) Г.В.Плеханов
2) П.А.Флоренский
3) Н.А.Бердяев
4) Л.Шестов
5) В.Г.Белинский

7. Определение “необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями” относится к

1) закону
2) научной теории
3) научному факту
4) научной гипотезе
5) научному знанию

8. Два уровня познания называются

1) относительный и абсолютный
2) идеальный и реальный
3) абстрактный и конкретный
4) эмпирический и теоретический
5) синтетический и аналитический

9. Истинность научного знания, являясь критерием научности, проявляется в том, что

1) научные знания не принимаются на веру, они научно обосновываются, экспериментально проверяются
2) научное знание объективно отражает окружающую действительность
3) стремление ученого к истине определяет правильность научного знания
4) научное знание всегда истинно
5) в обосновании гипотезы

10. Умозаключение – это форма мышления

1) определяющая содержание понятий
2) составляющая последовательность нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение
3) уточняющая свойства и признаки предметов
4) устанавливающая объективную связь явлений и процессов
5) обоснование исходного понятия

11. Неверное, иллюзорное отражение мира называется

1) воображением
2) заблуждением
3) чувственным познанием
4) фантазией
5) эмоцией

12. Методология на общенаучном уровне выступает как

1) учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования
2) учение о трансформации в самой науке научных понятий и теорий, о влиянии социально-экономических условий на развитие науки
3) науковедение, изучающее структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами
4) Философская теория познания, исследующая процесс познавательной деятельности в целом
5) Система готовых понятий

13. Условиями для возникновения науки являются

1) возникновение потребности в передаче подрастающим поколениям социального опыта
2) усиление критики и разрушение мифологических систем, разделение умственного и физического труда
3) накопление достаточного количества математических знаний
4) возникновение государства
5) развитие и усложнение практической деятельности человека

14. Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется

1) систематизацией
2) формализацией
3) аксиоматизацией
4) идеализацией
5) математизацией

15. Вид познавательной деятельности, изучающей объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется

1) теоретическим уровнем познания
2) аксиоматическими методами
3) эмпирическим уровнем познания
4) системными исследованиями
5) аналитические исследования

16. Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся

1) положения, принимаемые без доказательств
2) гипотезы
3) эмпирические законы
4) формализированные системы
5) идеализация

17. Главной особенностью научного познания является

1) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными
2) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам
3) постоянное развитие научного знания
4) экспериментальная проверяемость полученных знаний
5) чистота знаний

18. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют

1) мышлением
2) суждением
3) восприятием
4) познанием
5) ощущением

19. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период)

1) эклектика
2) научная картина мира
3) парадигма
4) интеграция знания
5) научная теория

20. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и ...

1) застой в науке
2) период отрицания науки
3) сосуществование различных теорий
4) абсолютность науки
5) научная революция

21. Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии

1) неогегельянства
2) неопозитивизма
3) неотомизма
4) неокантианства
5) неоплатонизма

22. К рациональному познанию относятся следующие формы:

1) ощущение, восприятие, представление
2) понятие, суждение, умозаключение
3) чувства, эмоции, рассудок
4) я”, “оно”, “сверх-Я”
5) фантазия, вымысел, догадка

23. Наука и техника в современном мире - это :

1) единственное условие прогресса
2) двойственный феномен со своим позитивом и негативом
3) основа развития цивилизации
4) панацея от всех бед
5) причина упадка культуры кризиса духовности

24. В этом заключается научно – философское понимание материи

1) материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания
2) материя – это некое материальное “ первоначало “ мира
3) материя – это чувственно – конкретные вещи, процессы, явления
4) материя – это неизменный, неделимый кирпичик (элемент) мироздания
5) материя – это совокупность наших ощущений и восприятий объективного мира

25. Какое суждение характеризует научно философское понимание пространства и времени

1) это формы субъективных переживаний
2) это порождение абсолютной идеи
3) это абсолютные начала мироздания
4) это объективная характеристика бытия
5) это формы познания реальности.

26. Какой из перечисленных тезисов характеризует специфику рационализм

1) теоретическое знание является продуктом деятельности разума
2) теоретическое знание возникает из опыта и обосновывается опытом
3) источником теоретического знания являются ощущения
4) только опытное знание обладает достоверностью
5) теоретическое знание складывается из отдельных, случайных открытий и фактов.

27. В чем заключается основное отличие философского определения материи от ественнонаучного

1) абстрагирование от конкретных характеристик материи и фиксирование только факта существования объективной реальности
2) в указании на конкретный вид и свойства материи
3) обязательное указание на конкретные характеристики материи
4) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её только как логической категории
5) абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её субъективной реальностью в нашем сознании.

28. Что является простейшей исходной формой чувственного познания

1) понятия
2) представления
3) ощущения
4) умозаключения
5) восприятия

29. Согласие, с каким из положений выражает позиция агностицизма

1) все научные теории неполны
2) сущность вещей принципиально непознаваема
3) все наши знания относительны
4) истина постижима только в религии
5) чем больше познания, тем меньше знаний.

30. Какой ответ об источнике познания верен для рационализма

1) источником познания являются разум и ощущения
2) единственным источником познания является интуиция
3) источником познания является опыт
4) источником познания является разум
5) источником познания является ощущение

31. Выделите определение истины, считающееся классическим

1) это соответствие знания действительности
2) это знание, с которым все согласны
3) это знание, ведущее к достижению цели
4) это знание не зависящее от действительности
5) это род веры

32. Какой способ постижения реальности осуществляется в процессе жизненно практического освоения мира

1) научное познание
2) мифологическое познание
3) обыденное познание
4) художественное познание
5) философское познание.

33. В чём состоит независимость объекта познания от познающего субъекта

1) в том, что субъект не в состоянии до конца, окончательно познать объект
2) в том, что знания, полученные об объекте, не могут быть достоверными
3) в зависимости познающего субъекта от самого объекта познания
4) в существовании объекта независимо от того познают его или нет
5) в том, что объект познания определяет способ и метод своего исследования.

34. Определите прагматическое суждение об истине

1) это знание, с которым все согласны
2) это отражение действительности в сознании, независимо от человека
3) это значение не зависящее от действительности
4) это род веры.
5) это знание, ведущее к достижению цели

35. Этот ответ об источнике познания верен для сенсуализма

1) источником познания является разум
2) источником познания являются ощущения
3) источником познания является интуиция
4) источником познания является опыт
5) источником познания являются разум и ощущения.

36. В каком способе познания мира формируется целостный образ мира в его соотнесённости с человеком, с его знаниями, достижениями искусства, с его поисками смысла жизни

1) обыденное познание
2) мифологическое познание
3) философское познание
4) религиозное познание
5) научное познание

37. Какой способ познания действительности является размышлением, направленным на анализ собственных мыслей и переживаний познающего субъекта

1) понимание
2) объяснение
3) описание
4) измерение
5) рефлексия

38. Суть диалектики как философского учения заключается

1) в выявлении закономерностей развития объективной реальности
2) в установлении законов, определяющих развитие природы
3) в объяснении противопоставлений мышления и объективной реальности
4) в развитии логических законов мышления
5) в установлении закономерных взаимосвязей между природными и социальными процессами.

39. Это философское течение определило своей задачей формировать искусство истолкования высказываний и текстов для правильного понимания содержащейся в них информации

1) Экзистенциализм
2) Позитивизм
3) Аналитическая философия
4) Герменевтика
5) Логическая семантика

40. Афоризм “знание – сила” принадлежит

1) Декарту
2) Бэкону
3) Галилею
4) Демокриту
5) Платону

41. Время в философии понимается

1) Это форма существования материи
2) Это бесконечная длительность вещей
3) Это всеобщее условие сотворения мира
4) Это абстракция, существующая в нашем сознании
5) Это форма познания реальности

42. Суть метафизики как философского учения заключается

1) В выявлении вечных, неизменных, целостных начал мирового развития
2) В создании постоянно изменяющейся картины мира
3) В разработке законов развития природы, общества, мышления
4) В объяснении естественно – научных принципов развития объективной реальности
5) В установлении закономерных связей между субъективной логикой и объективной реальностью

43. Основное отличие философского определения материи от естественнонаучного заключается

1) Абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её субъективной реальностью в нашем сознании
2) Абстрагирование от конкретных характеристик материи и признание её только как логической категории
3) Обязательное указание на конкретные характеристики материи
4) В указании на конкретный вид и свойства материи
5) Абстрагирование от конкретных характеристик материи и фиксирование только факта существования объективной реальности

44. Историческое время возникновения метафизики как метода мышления и познания

1) Во времена средневековой философии
2) Во времена античной философии
3) В условиях Нового времени
4) В немецкой классической философии XIXвека
5) Только в западной философии XX века

45. Представители этого философского объединения поставили проблемы взаимодействия общества и природы на первое место, специально изучают перспективы человечества

1) Римский клуб
2) Венский кружок
3) Львовско-Варшавская школа
4) Марбургская школа
5) Франкфуртская школа

46. По Аристотелю, подлинное философствование начинается

1) с откровения
2) со страха
3) с научения
4) с удивления
5) со спора

47. Вопрос об отношении мышления к бытию…” есть основной вопрос философии. Так считал…

1) Платон
2) Энгельс
3) Кант
4) Фихте
5) Фрейд

48. Специфика философии—

1) в строгой научности выводов
2) не определяется
3) в практическом отношении к миру
4) в догматизме
5) в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности

49. Античный философ, автор трактата «Пир»

1) Аристотель
2) Платон
3) Фалес
4) Гераклит
5) Сократ

50. Античный философ, автор трактата «Никомахова этика»

1) Аристотель
2) Гераклит
3) Сократ
4) Аристотель
5) Пифагор