Тест: философия 201-250
Список вопросов
1. Центральное понятие русского славянофильства |
|
1) абсолютный разум | |
2) соборность | |
3) абсолютный дух | |
4) космос | |
5) материя | |
2. Предмет дискуссии между славянофилами и западниками |
|
1) исторические судьбы России и русского народа в мире | |
2) природа общих понятий | |
3) соотношение общественного бытия и общественного сознания | |
4) необходимость размежевания богословия и философии | |
5) проблема рационального постижения мира | |
3. Представитель персонализма в русской философии ХХ века |
|
1) Н.Бердяев | |
2) А.Хомяков | |
3) В.Соловьев | |
4) Л.Н.Толстой | |
5) Д.Мережковский | |
4. Философ, представитель волюнтаризма |
|
1) З.Фрейд | |
2) В.Дильтей | |
3) С.Кьеркегор | |
4) А.Бергсон | |
5) А.Шопенгауэр | |
5. Мыслитель-гуманист 20 века, который обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью |
|
1) К.Ясперс | |
2) Р.Ганди | |
3) А.Швейцер | |
4) А.Печчеи | |
5) М.Хайдеггер | |
6. С позиции экзистенциализма, задача философии заниматься вопросами |
|
1) сущности и существования | |
2) коллективного общественного бытия | |
3) морали и нравственности | |
4) соотношения веры и знания | |
5) общественного бытия | |
7. Принцип, выдвигаемый неопозитивистами, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность |
|
1) фальсификация | |
2) эксперимент | |
3) верификация | |
4) дедукция | |
5) анализ | |
8. Философское направление XX века, в центре исследований которого стоит анализ языка науки |
|
1) неопозитивизм | |
2) экзистенциализм | |
3) сциентизм | |
4) психоанализ | |
5) герменевтика | |
9. Направление философии, единственным объектом которого является человек |
|
1) позитивизм | |
2) экзистенциализм | |
3) материализм | |
4) дуализм | |
5) идеализм | |
10. А.Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевскому абсолютному духу предлагает |
|
1) волю | |
2) разум | |
3) экзистенцию | |
4) свободу | |
5) чувства | |
11. Движение как философская категория — это |
|
1) перемещение из одной точки в другую | |
2) способ существования материи | |
3) механические взаимодействия | |
4) качественные изменения | |
5) возникновение и разрушение | |
12. Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета |
|
1) представление | |
2) понятие | |
3) ощущение | |
4) восприятие | |
5) суждение | |
13. Формы рационального познания |
|
1) индукция, дедукция, обобщение | |
2) проблема, гипотеза, теория | |
3) понятие, суждение, умозаключение | |
4) наблюдение, анализ, синтез | |
5) ощущение, восприятие, представление | |
14. Тезис, в котором раскрывается диалектическая взаимосвязь сущности и явления |
|
1) сущность является, явление существенно | |
2) явление отражает сущность частично | |
3) явление искажает сущность | |
4) сущность полностью отражается в явлениях | |
5) явление и сущность никак не связаны между собой | |
15. Определите взаимосвязь содержания и формы |
|
1) они никак не связаны | |
2) форма и содержание связаны частично | |
3) форма существует отдельно от содержания | |
4) содержание всегда оформлено, форма должна быть содержательна | |
5) содержание существует отдельно от формы | |
16. Первоначальное значение понятия «диалектика» |
|
1) искусство спора | |
2) мировая душа | |
3) степень познания | |
4) человек как часть мироздания | |
5) любовь к прекрасному | |
17. Субъективная диалектика — это диалектика |
|
1) природы | |
2) общественного развития | |
3) мышления | |
4) развития живых организмов | |
5) производительных сил и производственных отношений | |
18. Исторические формы диалектики |
|
1) идеалистическая, материалистическая, стихийная, негативная | |
2) метафизическая, материалистическая, негативная, эклектическая | |
3) дуалистическая, негативная, идеалистическая, материалистическая | |
4) стихийная, идеалистическая, материалистическая | |
5) метафизическая, механическая, стихийная | |
19. Процесс отчуждения характеризуется |
|
1) получаемыми результатами труда | |
2) процессом и результатом превращения продуктов человеческой деятельности, свойств и способностей человека в нечто независимое от него | |
3) заинтересованностью человека в результатах своего труда | |
4) Процессом превращения человеческой деятельности в нечто полезное для человека | |
5) маргинальностью | |
20. Духовная жизнь общества не включает в себя |
|
1) производство материальных благ | |
2) потребление духовных ценностей | |
3) производство духовных ценностей | |
4) сохранение духовных ценностей | |
5) религиозное и научное знание | |
21. Стадия развития человеческого общества, на которой основными способами добывания средств к существованию являются знания и информация - общество |
|
1) традиционное | |
2) индустриальное | |
3) аграрное | |
4) промышленное | |
5) постиндустриальное | |
22. Оформление науки в качестве социального института связано с |
|
1) развитием теоретического естествознания и началом использования в науке эксперимента | |
2) возникновение первых научных теорий | |
3) возникновением первых научных обществ и академий, изданием научных журналов | |
4) возникновением крупных научных институтов и лабораторий с мощной технической базой | |
5) с превращением науки в производство | |
23. Цели науки можно сформулировать как |
|
1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов | |
2) предотвращение негативных воздействий человека на окружающую среду | |
3) обслуживание практических потребностей человеческого общества | |
4) понимание окружающей действительности и предоставление возможности использовать ее в интересах человека | |
5) образование ноосферы | |
24. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется |
|
1) анализом | |
2) синтезом | |
3) аналогией | |
4) классификацией | |
5) дедукцией | |
25. К модельному эксперименту прибегают, если |
|
1) ставится задача систематизировать факты | |
2) прямой эксперимент не подтвердил гипотезу | |
3) прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднительно | |
4) необходимо сформулировать теоретическое положение | |
5) необходима формализация | |
26. Описательная научная теория решает задачу |
|
1) формализации научного знания | |
2) выведения научная теория решает задачу | |
3) упорядочивания относящихся к ней фактов | |
4) интерпретации математических моделей | |
5) методологического обеспечения | |
27. Верное отражение мира в науке называется |
|
1) научным фактом | |
2) эмпирическим познанием | |
3) чувственным познанием | |
4) правдой | |
5) истинной | |
28. Философские основания науки обеспечивают |
|
1) определение методологических ориентиров научного поиска | |
2) соответствие научного поиска теории познания | |
3) стыковку научных картин мира, а также идеалов и норм науки с господствующим мировоззрением | |
4) определение критериев научности познавательных процессов | |
5) подтверждение истинности научного знания | |
29. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на |
|
1) эмпирические закономерности в естествознании | |
2) психологические аспекты научного творчества | |
3) материала истории развития конкретных наук | |
4) математические методы исследования | |
5) историческую динамику общества | |
30. Научный факт может быть рассмотрен как |
|
1) компонент научный деятельности | |
2) форма теоретического знания | |
3) элемент метода научного познания | |
4) форма эмпирического знания | |
5) аксиома | |
31. Основное отличие художественного освоения деятельности от научного познания в том, что |
|
1) отражение окружающей действительности в искусстве может не соответствовать реальности | |
2) художественное освоение действительности не ориентировано на практическое использование | |
3) в искусстве преобладает образное отражение мира | |
4) любое отражение объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету | |
5) не требует экспериментального подтверждения | |
32. Формализация – это |
|
1) мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов | |
2) отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка | |
3) мысленное конструирование неосуществимых объектов | |
4) метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего | |
5) схематизация | |
33. Границей преднауки и собственно науки является |
|
1) верифицируемость | |
2) возникновение идеальных объектов | |
3) критика мифологического познания мира | |
4) появление функции объяснения, окружающей реальностей | |
5) построение идеальных объектов не на основе практики, а из ранее сложившихся систем знания | |
34. Взаимопониманию ученых – представителей различных научных дисциплин и отраслей знания способствует |
|
1) сформированность рефлексии | |
2) владение методологией научного познания | |
3) критичность мышления | |
4) высокий уровень профессионализма | |
5) субъективизм ученого | |
35. Научная проблема в узком значении – это |
|
1) начальная форма систематизации знаний | |
2) форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания | |
3) затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования | |
4) абстрактное определение научной идеи | |
5) метод теоретического познания | |
36. К формам научного познания относятся |
|
1) эксперимент, анализ, синтез, системный подход | |
2) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории | |
3) постановка проблемы, описание и объяснение фактов создание гипотезы, проверка полученного знания | |
4) эмпирическое и теоретическое познание | |
5) воображение | |
37. Дедуктивной теорией можно назвать |
|
1) физиологическую теорию можно И. Павлова | |
2) “Начала” Евклида | |
3) теорию эволюции Ч. Дарвина | |
4) электродинамику Д. Максвела | |
5) теорию Маркса | |
38. Определение “теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализации, относится к |
|
1) гипотезе | |
2) методу формализации | |
3) научной теории | |
4) идеализированному объекту | |
5) к формам эмпирического познания | |
39. Задачей прикладных наук является |
|
1) разработка промышленных технологий | |
2) экспериментальное обоснование результатов фундаментальных наук | |
3) решение проблем повседневной практики | |
4) познание фундаментальных сил природы | |
5) применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально -практических проблем | |
40. Установление эмпирического факта требует |
|
1) предвидения наблюдаемых явлений | |
2) устранения субъективных аспектов наблюдения | |
3) объяснения наблюдаемых явлений | |
4) применения теоретических знаний | |
5) соответствие с господствующей теорией | |
41. Интерсубъективность научного знания проявления в том, что |
|
1) научное знание вырабатывается научным сообщество | |
2) научное знание отчуждается от личности | |
3) это знание истинное | |
4) из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия | |
5) его содержание субъективно | |
42. Умозаключения бывают |
|
1) индуктивными и дедуктивными | |
2) конкретными и абстрактными | |
3) общими и единичными | |
4) абсолютными и относительными | |
5) эмпирическими и теоретическими | |
43. Первичный чувственный образ предмета или явления называется |
|
1) восприятием | |
2) представлением | |
3) ощущением | |
4) воображением | |
5) суждение | |
44. Задачей фундаментальных наук является |
|
1) установление эмпирических законов и систематизация знаний | |
2) познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления | |
3) решение разнообразных социально-практических задач | |
4) выявление закономерностей, которым подчиняется объективная реальность | |
5) выявление общих методов познания | |
45. Гипотеза является |
|
1) ложным знанием | |
2) достоверным знанием | |
3) истинным знанием | |
4) неполным знанием | |
5) вероятным знанием | |
46. В соотношении фундаментальных и прикладных наук |
|
1) на первый план выступают фундаментальные науки | |
2) главную роль в научном познании играет философия | |
3) на первый план выступают прикладные науки | |
4) каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания | |
5) главную роль играет математика | |
47. Антисциентизм толкует науку как |
|
1) непосредственную производительную силу | |
2) силу, чуждую и враждебную сущности человека | |
3) эталон всей культуры | |
4) само развивающуюся систему | |
5) как ноосферу | |
48. Наблюдение, измерение, эксперимент, относятся к методам |
|
1) построения и исследования теоретического объекта | |
2) обработки и систематизации знаний | |
3) построение и обоснования теоретического знания | |
4) вычленения и исследования эмпирического объекта | |
5) художественного мышления | |
49. В результате идеализации реальные объекты |
|
1) анализируются с какой-либо одной интересующей исследователя стороны | |
2) заменяются другими, упрощенными | |
3) расчленяются на составные элементы | |
4) лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами | |
5) становятся более формализованными объектами | |
50. Основой индуктивного умозаключения является |
|
1) применение законов и правил логики | |
2) наличие сходных признаков разнообразных предметов | |
3) существование в материальном мире целого и его части, единства и различий | |
4) повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса | |
5) исходные общие положения |