Тест: философия 201-250


Список вопросов


1. Центральное понятие русского славянофильства

1) абсолютный разум
2) соборность
3) абсолютный дух
4) космос
5) материя

2. Предмет дискуссии между славянофилами и западниками

1) исторические судьбы России и русского народа в мире
2) природа общих понятий
3) соотношение общественного бытия и общественного сознания
4) необходимость размежевания богословия и философии
5) проблема рационального постижения мира

3. Представитель персонализма в русской философии ХХ века

1) Н.Бердяев
2) А.Хомяков
3) В.Соловьев
4) Л.Н.Толстой
5) Д.Мережковский

4. Философ, представитель волюнтаризма

1) З.Фрейд
2) В.Дильтей
3) С.Кьеркегор
4) А.Бергсон
5) А.Шопенгауэр

5. Мыслитель-гуманист 20 века, который обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью

1) К.Ясперс
2) Р.Ганди
3) А.Швейцер
4) А.Печчеи
5) М.Хайдеггер

6. С позиции экзистенциализма, задача философии заниматься вопросами

1) сущности и существования
2) коллективного общественного бытия
3) морали и нравственности
4) соотношения веры и знания
5) общественного бытия

7. Принцип, выдвигаемый неопозитивистами, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность

1) фальсификация
2) эксперимент
3) верификация
4) дедукция
5) анализ

8. Философское направление XX века, в центре исследований которого стоит анализ языка науки

1) неопозитивизм
2) экзистенциализм
3) сциентизм
4) психоанализ
5) герменевтика

9. Направление философии, единственным объектом которого является человек

1) позитивизм
2) экзистенциализм
3) материализм
4) дуализм
5) идеализм

10. А.Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевскому абсолютному духу предлагает

1) волю
2) разум
3) экзистенцию
4) свободу
5) чувства

11. Движение как философская категория — это

1) перемещение из одной точки в другую
2) способ существования материи
3) механические взаимодействия
4) качественные изменения
5) возникновение и разрушение

12. Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета

1) представление
2) понятие
3) ощущение
4) восприятие
5) суждение

13. Формы рационального познания

1) индукция, дедукция, обобщение
2) проблема, гипотеза, теория
3) понятие, суждение, умозаключение
4) наблюдение, анализ, синтез
5) ощущение, восприятие, представление

14. Тезис, в котором раскрывается диалектическая взаимосвязь сущности и явления

1) сущность является, явление существенно
2) явление отражает сущность частично
3) явление искажает сущность
4) сущность полностью отражается в явлениях
5) явление и сущность никак не связаны между собой

15. Определите взаимосвязь содержания и формы

1) они никак не связаны
2) форма и содержание связаны частично
3) форма существует отдельно от содержания
4) содержание всегда оформлено, форма должна быть содержательна
5) содержание существует отдельно от формы

16. Первоначальное значение понятия «диалектика»

1) искусство спора
2) мировая душа
3) степень познания
4) человек как часть мироздания
5) любовь к прекрасному

17. Субъективная диалектика — это диалектика

1) природы
2) общественного развития
3) мышления
4) развития живых организмов
5) производительных сил и производственных отношений

18. Исторические формы диалектики

1) идеалистическая, материалистическая, стихийная, негативная
2) метафизическая, материалистическая, негативная, эклектическая
3) дуалистическая, негативная, идеалистическая, материалистическая
4) стихийная, идеалистическая, материалистическая
5) метафизическая, механическая, стихийная

19. Процесс отчуждения характеризуется

1) получаемыми результатами труда
2) процессом и результатом превращения продуктов человеческой деятельности, свойств и способностей человека в нечто независимое от него
3) заинтересованностью человека в результатах своего труда
4) Процессом превращения человеческой деятельности в нечто полезное для человека
5) маргинальностью

20. Духовная жизнь общества не включает в себя

1) производство материальных благ
2) потребление духовных ценностей
3) производство духовных ценностей
4) сохранение духовных ценностей
5) религиозное и научное знание

21. Стадия развития человеческого общества, на которой основными способами добывания средств к существованию являются знания и информация - общество

1) традиционное
2) индустриальное
3) аграрное
4) промышленное
5) постиндустриальное

22. Оформление науки в качестве социального института связано с

1) развитием теоретического естествознания и началом использования в науке эксперимента
2) возникновение первых научных теорий
3) возникновением первых научных обществ и академий, изданием научных журналов
4) возникновением крупных научных институтов и лабораторий с мощной технической базой
5) с превращением науки в производство

23. Цели науки можно сформулировать как

1) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов
2) предотвращение негативных воздействий человека на окружающую среду
3) обслуживание практических потребностей человеческого общества
4) понимание окружающей действительности и предоставление возможности использовать ее в интересах человека
5) образование ноосферы

24. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется

1) анализом
2) синтезом
3) аналогией
4) классификацией
5) дедукцией

25. К модельному эксперименту прибегают, если

1) ставится задача систематизировать факты
2) прямой эксперимент не подтвердил гипотезу
3) прямое экспериментальное исследование самого объекта невозможно или затруднительно
4) необходимо сформулировать теоретическое положение
5) необходима формализация

26. Описательная научная теория решает задачу

1) формализации научного знания
2) выведения научная теория решает задачу
3) упорядочивания относящихся к ней фактов
4) интерпретации математических моделей
5) методологического обеспечения

27. Верное отражение мира в науке называется

1) научным фактом
2) эмпирическим познанием
3) чувственным познанием
4) правдой
5) истинной

28. Философские основания науки обеспечивают

1) определение методологических ориентиров научного поиска
2) соответствие научного поиска теории познания
3) стыковку научных картин мира, а также идеалов и норм науки с господствующим мировоззрением
4) определение критериев научности познавательных процессов
5) подтверждение истинности научного знания

29. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на

1) эмпирические закономерности в естествознании
2) психологические аспекты научного творчества
3) материала истории развития конкретных наук
4) математические методы исследования
5) историческую динамику общества

30. Научный факт может быть рассмотрен как

1) компонент научный деятельности
2) форма теоретического знания
3) элемент метода научного познания
4) форма эмпирического знания
5) аксиома

31. Основное отличие художественного освоения деятельности от научного познания в том, что

1) отражение окружающей действительности в искусстве может не соответствовать реальности
2) художественное освоение действительности не ориентировано на практическое использование
3) в искусстве преобладает образное отражение мира
4) любое отражение объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету
5) не требует экспериментального подтверждения

32. Формализация – это

1) мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов
2) отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка
3) мысленное конструирование неосуществимых объектов
4) метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего
5) схематизация

33. Границей преднауки и собственно науки является

1) верифицируемость
2) возникновение идеальных объектов
3) критика мифологического познания мира
4) появление функции объяснения, окружающей реальностей
5) построение идеальных объектов не на основе практики, а из ранее сложившихся систем знания

34. Взаимопониманию ученых – представителей различных научных дисциплин и отраслей знания способствует

1) сформированность рефлексии
2) владение методологией научного познания
3) критичность мышления
4) высокий уровень профессионализма
5) субъективизм ученого

35. Научная проблема в узком значении – это

1) начальная форма систематизации знаний
2) форма мышления, характеризующая недостаточность имеющихся средств достижения цели научного познания
3) затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования
4) абстрактное определение научной идеи
5) метод теоретического познания

36. К формам научного познания относятся

1) эксперимент, анализ, синтез, системный подход
2) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории
3) постановка проблемы, описание и объяснение фактов создание гипотезы, проверка полученного знания
4) эмпирическое и теоретическое познание
5) воображение

37. Дедуктивной теорией можно назвать

1) физиологическую теорию можно И. Павлова
2) “Начала” Евклида
3) теорию эволюции Ч. Дарвина
4) электродинамику Д. Максвела
5) теорию Маркса

38. Определение “теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализации, относится к

1) гипотезе
2) методу формализации
3) научной теории
4) идеализированному объекту
5) к формам эмпирического познания

39. Задачей прикладных наук является

1) разработка промышленных технологий
2) экспериментальное обоснование результатов фундаментальных наук
3) решение проблем повседневной практики
4) познание фундаментальных сил природы
5) применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально -практических проблем

40. Установление эмпирического факта требует

1) предвидения наблюдаемых явлений
2) устранения субъективных аспектов наблюдения
3) объяснения наблюдаемых явлений
4) применения теоретических знаний
5) соответствие с господствующей теорией

41. Интерсубъективность научного знания проявления в том, что

1) научное знание вырабатывается научным сообщество
2) научное знание отчуждается от личности
3) это знание истинное
4) из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия
5) его содержание субъективно

42. Умозаключения бывают

1) индуктивными и дедуктивными
2) конкретными и абстрактными
3) общими и единичными
4) абсолютными и относительными
5) эмпирическими и теоретическими

43. Первичный чувственный образ предмета или явления называется

1) восприятием
2) представлением
3) ощущением
4) воображением
5) суждение

44. Задачей фундаментальных наук является

1) установление эмпирических законов и систематизация знаний
2) познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления
3) решение разнообразных социально-практических задач
4) выявление закономерностей, которым подчиняется объективная реальность
5) выявление общих методов познания

45. Гипотеза является

1) ложным знанием
2) достоверным знанием
3) истинным знанием
4) неполным знанием
5) вероятным знанием

46. В соотношении фундаментальных и прикладных наук

1) на первый план выступают фундаментальные науки
2) главную роль в научном познании играет философия
3) на первый план выступают прикладные науки
4) каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания
5) главную роль играет математика

47. Антисциентизм толкует науку как

1) непосредственную производительную силу
2) силу, чуждую и враждебную сущности человека
3) эталон всей культуры
4) само развивающуюся систему
5) как ноосферу

48. Наблюдение, измерение, эксперимент, относятся к методам

1) построения и исследования теоретического объекта
2) обработки и систематизации знаний
3) построение и обоснования теоретического знания
4) вычленения и исследования эмпирического объекта
5) художественного мышления

49. В результате идеализации реальные объекты

1) анализируются с какой-либо одной интересующей исследователя стороны
2) заменяются другими, упрощенными
3) расчленяются на составные элементы
4) лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами
5) становятся более формализованными объектами

50. Основой индуктивного умозаключения является

1) применение законов и правил логики
2) наличие сходных признаков разнообразных предметов
3) существование в материальном мире целого и его части, единства и различий
4) повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса
5) исходные общие положения