Тест: философия 101-201
Список вопросов
1. А.Швейцер говорил о благоговении |
|
1) перед любовью | |
2) перед справедливостью | |
3) перед добром | |
4) перед жизнью | |
5) перед трудом | |
2. Из приведенных суждений относятся к философским |
|
1) всякое явление причинно обусловлено | |
2) количество энергии в замкнутой системе сохраняется | |
3) пространство и время не являются формами бытия материальных объектов | |
4) предметы состоят из атомов | |
5) свобода и необходимость несовместимы | |
3. Закон, согласно которому новое всегда диалектически преодолевает старое |
|
1) закон исключенного третьего | |
2) закон тождества | |
3) закон перехода количественных изменений в качественные | |
4) закон отрицания отрицания | |
5) закон единства и борьбы противоположностей | |
4. Категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, есть: |
|
1) различие | |
2) связь | |
3) тождество | |
4) сущность | |
5) мера | |
5. Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными категориями |
|
1) необходимости и случайности | |
2) возможности и действительности | |
3) причины и следствия | |
4) части и целого | |
5) сущности и явления | |
6. Авторы известного доклада Римскому клубу "Нет пределов обучению" (1979 г.) |
|
1) Дж.Боткин, М.аль Манджра, М.Малица | |
2) Оккам, Сартр | |
3) Медоуз, Оккам | |
4) Печчеи, Деррида | |
5) Деррида, Оккам | |
7. Автор теории «культурно-исторических типов» |
|
1) К.Ясперс | |
2) К.Маркс | |
3) Н.Я.Данилевский | |
4) И.Кант | |
5) О.Конт | |
8. Автор теории «осевого времени» |
|
1) Ф.Энгельс | |
2) Т.Гоббс | |
3) И.Кант | |
4) М.Хайдеггер | |
5) К.Ясперс | |
9. Автор произведения «О граде Божьем» |
|
1) Сократ | |
2) Н.Макиавелли | |
3) Августин Блаженный | |
4) Ф.Петрарка | |
5) Ф.Аквинский | |
10. Сущность, первооснову, обозначает понятие |
|
1) субстанция | |
2) мысль | |
3) идея | |
4) материя | |
5) модус | |
11. Философское учение, признающее одно начало мира, единую субстанцию всего сущего |
|
1) рационализм | |
2) дуализм | |
3) эмпиризм | |
4) монизм | |
5) пантеизм | |
12. Философская наука, изучающая проблемы морали |
|
1) генетика | |
2) логика | |
3) дианетика | |
4) эстетика | |
5) этика | |
13. Понятие «философия» переводится с древнегреческого как |
|
1) возникновение мира | |
2) любовь к красноречию | |
3) божественное познание | |
4) высшая истина | |
5) любовь к мудрости | |
14. Направление философии, согласно которому основой мира является саморазвивающаяся духовная субстанция |
|
1) идеализм | |
2) плюрализм | |
3) дуализм | |
4) агностицизм | |
5) материализм | |
15. Укажите дуалистическое суждение |
|
1) равноправны многие субстанции | |
2) сущность предшествует существованию | |
3) существовать — значит быть воспринимаемым | |
4) существуют одновременно материальная и духовная субстанции | |
5) в основе мироздания - одна субстанция | |
16. Функция философии, проявляющаяся в универсальных методах познания |
|
1) социальная | |
2) методологическая | |
3) аксиологическая | |
4) мыслительно-теоретическая | |
5) мировоззренческая | |
17. Философия возникла |
|
1) в III - I вв. до н.э | |
2) в середине III тыс. до н.э | |
3) в ХVII - ХVIII вв | |
4) в I - V вв. н.э | |
5) в VI - V вв. до н.э | |
18. Мировоззренческая позиция, согласно которой научные знания являются наивысшей культурной ценностью |
|
1) агностицизм | |
2) онтологизм | |
3) скептицизм | |
4) сциентизм | |
5) детерминизм | |
19. Мировоззрение, рассматривающее волю в качестве причины жизни человека, принижая при этом значение разума |
|
1) рационализм | |
2) фатализм | |
3) скептицизм | |
4) релятивизм | |
5) волюнтаризм | |
20. Философское учение, признающее множество субстанций как оснований мира |
|
1) пантеизм | |
2) плюрализм | |
3) монизм | |
4) дуализм | |
5) агностицизм | |
21. Известны следующие исторические типы мировоззрения |
|
1) мифологическое, религиозное, философское | |
2) религиозное, естественнонаучное, гуманитарное, эпическое | |
3) мифологическое, религиозное, гуманитарное | |
4) религиозное, научное, ненаучное, атеистическое | |
5) мифологическое, поэтическое, философское | |
22. Социальная философия — это учение |
|
1) о человеке | |
2) о бытии | |
3) о познании | |
4) о обществе | |
5) о мышлении | |
23. Философское направление, признающее два начала мира |
|
1) плюрализм | |
2) скептицизм | |
3) дуализм | |
4) монизм | |
5) идеализм | |
24. Идеализм как философское направление это |
|
1) абстрактное мышление | |
2) признание идей, сознание за первичное, определяющее материальное | |
3) туманные, далекие от жизни рассуждения | |
4) стремление человека к совершенству | |
5) стремление обосновать значение идеалов в жизни | |
25. В религии главное |
|
1) вера в будущее | |
2) недоверие к науке | |
3) вера в себя | |
4) вера в прогресс | |
5) вера в сверхъестественное | |
26. Религиозное мировоззрение - это |
|
1) эмпирическое сознание | |
2) поиск высших ценностей, которые переносятся в трансцендентную, потустороннюю область | |
3) обыденное сознание | |
4) научное представление о мире | |
5) теоретическое сознание | |
27. Философское учение, исходящее из признания одного материального начала мира |
|
1) идеалистический монизм | |
2) материалистический монизм | |
3) монизм | |
4) плюрализм | |
5) монадология | |
28. Мировоззрение – это |
|
1) совокупность знаний об обществе | |
2) религиозный взгляд на мир | |
3) система нравственных принципов | |
4) научный взгляд на мир | |
5) система взглядов на мир, место человека в мире | |
29. Историческая последовательность типов мировоззрения |
|
1) религия, философия, миф | |
2) миф, философия, религия | |
3) миф, религия, философия | |
4) философия, миф, религия | |
5) философия, религия, миф | |
30. Философия возникла |
|
1) в Европе | |
2) в Древнем Китае | |
3) одновременно в Древней Индии, Китае и Греции | |
4) в Древней Индии и в Древнем Китае | |
5) в Древней Греции и в Древнем Риме | |
31. Понятие «Брахман» в индуизме – это |
|
1) воплощение неба | |
2) перерождение души | |
3) душа человека | |
4) тело человека | |
5) абсолютная реальность | |
32. Главная идея буддизма |
|
1) жизнь есть страдание | |
2) в жизни человека нет никакого смысла | |
3) жизнь есть удовольствие в познании мира | |
4) жизнь есть наслаждение | |
5) необходимо следовать принципу недеяния | |
33. Философская материалистическая школа Древней Индии |
|
1) вайшешика | |
2) джайнизм | |
3) веданта | |
4) йога | |
5) чарвака | |
34. В античности впервые увидел сущность человека в душе, понимаемой как разумная мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение |
|
1) Демокрит | |
2) Сократ | |
3) Гераклит | |
4) Фалес | |
5) Пифагор | |
35. Основной проблемой Милетской школы является поиск |
|
1) метода познания | |
2) божественного начала | |
3) первоначала | |
4) смысла жизни | |
5) пути знания | |
36. Первоначалом мира является огонь, считал |
|
1) Гераклит | |
2) Демокрит | |
3) Анаксимен | |
4) Эмпедокл | |
5) Фалес | |
37. Автор высказывания «Все течет, все изменяется …» |
|
1) Сократ | |
2) Зенон | |
3) Демокрит | |
4) Гераклит | |
5) Фалес | |
38. Автор высказывания «Познай самого себя» |
|
1) Аристотель | |
2) Сократ | |
3) Платон | |
4) Эпикур | |
5) Парменид | |
39. Автор сочинения об идеальном государстве |
|
1) Аристотель | |
2) Сократ | |
3) Зенон | |
4) Анаксимен | |
5) Платон | |
40. Философ античности, который создал особый метод познания - майевтику |
|
1) Аристотель | |
2) Гераклит | |
3) Парменид | |
4) Платон | |
5) Сократ | |
41. Автор слов «Я знаю, что ничего не знаю» |
|
1) Сократ | |
2) Эпикур | |
3) Аристотель | |
4) Горгий | |
5) Платон | |
42. Первоначало у Платона |
|
1) воздух | |
2) огонь | |
3) идея | |
4) апейрон | |
5) число | |
43. В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - утверждал |
|
1) Гераклит | |
2) Аристотель | |
3) Сократ | |
4) Платон | |
5) Парменид | |
44. Проблему человека в античной философии впервые поставил |
|
1) Эпикур | |
2) Гераклит | |
3) Аристотель | |
4) Платон | |
5) Сократ | |
45. Философская школа эпохи эллинизма |
|
1) номинализм | |
2) экзистенциализм | |
3) рационализм | |
4) скептицизм | |
5) прагматизм | |
46. Философ Античности, первым разработавший проблему первоначала |
|
1) Эпикур | |
2) Платон | |
3) Аристотель | |
4) Фалес | |
5) Сократ | |
47. Представитель объективного идеализма в Античной философии |
|
1) Платон | |
2) Гераклит | |
3) Эпикур | |
4) Аристотель | |
5) Демокрит | |
48. Основатели атомизма |
|
1) Сократ и Аристотель | |
2) Зенон и Парменид | |
3) Платон и Аристотель | |
4) Левкипп и Демокрит | |
5) Сократ и Платон | |
49. Древнегреческий философ, признавший число за основу мира |
|
1) Гераклит | |
2) Платон | |
3) Пифагор | |
4) Аристотель | |
5) Парменид | |
50. Фалес первоначалом всего сущего считал |
|
1) огонь | |
2) апейрон | |
3) атом | |
4) воду | |
5) воздух | |
51. >«Человек есть политическое животное», - определил |
|
1) Гераклит | |
2) Сократ | |
3) Платон | |
4) Аристотель | |
5) Зенон | |
52. Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию |
|
1) Фалес | |
2) Аристотель | |
3) Гераклит | |
4) Сократ | |
5) Парменид | |
53. Известный философ и оратор, основоположник римского права |
|
1) Горгий | |
2) Цицерон | |
3) Протагор | |
4) Кратил | |
5) Диоген | |
54. Стихийная форма диалектики характерна |
|
1) для Новейшего времени | |
2) для эпохи Нового времени | |
3) для эпохи Возрождения | |
4) для эпохи Античности | |
5) для эпохи Средних веков | |
55. Космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика основные черты философии |
|
1) Просвещения | |
2) Возрождения | |
3) Нового времени | |
4) Средневековья | |
5) Античности | |
56. Под термином «Античная философия» понимается |
|
1) философия арабского Востока | |
2) древнекитайская философская мысль | |
3) философские учения в Древней Греции и в Древнем Риме | |
4) философские учения Древней Индии | |
5) совокупность философских учений древнего Востока | |
57. Святоотеческая литература, совокупность философских, религиозных и социально-политических учений отцов церкви |
|
1) патристика | |
2) концептуализм | |
3) номинализм | |
4) реализм | |
5) схоластика | |
58. Одна из главных проблем средневековой философии |
|
1) проблема тождества мышления и бытия | |
2) преодоление смерти и воскрешение умерших | |
3) отношение веры и разума | |
4) поиск экспериментального метода познания | |
5) достижение всеединства | |
59. Теоцентризм, как мировоззренческая установка, есть |
|
1) возвеличивание человека над природой | |
2) признание того, что Бог - абсолют, определяющий существование природы, человека и общества | |
3) характеристика повторяемости бытия | |
4) утверждение о конечности земного бытия | |
5) определение мира как вечного круговорота | |
60. Представитель суфийской философии в Казахстане |
|
1) Юсуп Баласагунский | |
2) Махмуд Кашгари | |
3) Ходжа Ахмет Яссави | |
4) Аль Фараби | |
5) Хайдар Дулати | |
61. Крупнейший представитель восточного перипатетизма, выходец из Отрара |
|
1) Ибн Рушд | |
2) Аль Хорезми | |
3) Аль Газали | |
4) Аль Фараби | |
5) Аль Кинди | |
62. Автор трудов «Книга исцеления» и «Книга знаний» |
|
1) Ахмет Яссауи | |
2) Ибн Сина | |
3) Аль Газали | |
4) Аль Бируни | |
5) Аль Фараби | |
63. Авторы социальных утопий Возрождения |
|
1) Н.Коперник, Г.Галилей | |
2) Н.Кузанский, Дж.Бруно | |
3) П.Помпонацци, П.Мирандолла | |
4) Н.Макиавелли, Ш.Л.Монтескье | |
5) Т.Мор, Т.Кампанелла | |
64. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса |
|
1) переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира | |
2) возвращение к космоцентрическому мировоззрению | |
3) стремление к мирному существованию | |
4) обскурантизм | |
5) борьба против антропоцентризма | |
65. Основная традиция в развитии философии эпохи Возрождения |
|
1) теистическая | |
2) гуманистическая | |
3) космологическая | |
4) перипатетическая | |
5) сциентистская | |
66. Тип философского мировоззрения, в центре которого находится проблема человека |
|
1) космоцентризм | |
2) реализм | |
3) антропоцентризм | |
4) гилозоизм | |
5) теоцентризм | |
67. Представители философии эпохи Возрождения |
|
1) Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро | |
2) Гераклит, Демокрит, Зенон | |
3) Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Коперник | |
4) Ф.Аквинский, П.Абеляр, Д.Скот | |
5) Ф.Бэкон, Р.Декарт, Дж.Локк | |
68. Главная особенность философии эпохи Возрождения |
|
1) технократизм | |
2) сциентизм | |
3) теоцентризм | |
4) антропоцентризм | |
5) космоцентризм | |
69. >«Во всем сомневайся!» - девиз |
|
1) Т.Гоббса | |
2) Дж.Локка | |
3) И.Ньютона | |
4) Р.Декарта | |
5) Ф.Бэкона | |
70. Дедуктивный метод познания Декарта означает логическое умозаключение |
|
1) от опыта к теории | |
2) от общего к единичному | |
3) от чувств к разуму | |
4) от конкретного к абстрактному | |
5) от единичного к общему | |
71. В буддизме сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения |
|
1) мокша | |
2) карма | |
3) нирвана | |
4) сансара | |
5) атман | |
72. А.Бэкон считается основоположником |
|
1) позитивизма | |
2) прагматизма | |
3) эмпиризма | |
4) рационализма | |
5) критицизма | |
73. Проблема научного метода познания является главной в философии |
|
1) древнего Востока | |
2) Средневековья | |
3) древней Греции | |
4) Нового времени | |
5) эпохи Возрождения | |
74. Основное утверждение рационализма |
|
1) мистическое откровение - источник знаний о мире | |
2) мир в принципе непознаваем | |
3) все знание человека основывается на опыте | |
4) разум играет решающую роль в познании человеком мира | |
5) высший вид познания — это интуиция | |
75. Эмпиризм противостоит |
|
1) агностицизму | |
2) скептицизму | |
3) номинализму | |
4) реализму | |
5) рационализму | |
76. Философское течение, считающее единственным источником знания опыт |
|
1) сенсуализм | |
2) материализм | |
3) идеализм | |
4) эмпиризм | |
5) агностицизм | |
77. >«Знание - сила», утверждал |
|
1) Ф.Бэкон | |
2) Б.Спиноза | |
3) Р.Декарт | |
4) Р.Бэкон | |
5) Б.Паскаль | |
78. >«Мыслю - следовательно, существую», таково философское кредо |
|
1) Аристотеля | |
2) Б.Паскаля | |
3) Р.Декарта | |
4) Б.Спинозы | |
5) Сократа | |
79. Немецкий философ, создатель теории антропологического материализма |
|
1) И.Кант | |
2) Г.Гегель | |
3) К.Маркс | |
4) Л.Фейербах | |
5) И.Фихте | |
80. В философии И. Канта формальное требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна, поэтому не должна рассматриваться как средство |
|
1) категорический императив | |
2) долг | |
3) чистый разум | |
4) практический разум | |
5) гипотетический императив | |
81. Исходное понятие гегелевской системы |
|
1) Бог | |
2) материя | |
3) абсолютная идея | |
4) «вещь в себе» | |
5) «Я» | |
82. И.Кант отрицает возможность познания |
|
1) «вещи в себе» | |
2) природы | |
3) человека | |
4) общества | |
5) мира явлений | |
83. Вершина немецкого классического идеализма |
|
1) >«практическая философия» И.Фихте | |
2) >«мифология творчества» Ф.Шеллинга | |
3) этика И.Канта | |
4) диалектика Г.В.Ф.Гегеля | |
5) экономическая теория К.Маркса | |
84. Центральная идея философской этики И.Канта |
|
1) разумный эгоизм | |
2) гипотетический императив | |
3) категорический императив | |
4) принцип общественной пользы | |
5) принцип индивидуальной пользы | |
85. Метод,разработанный в философии Г.В.Ф. Гегеля |
|
1) диалектический | |
2) формально-логический | |
3) метафизический | |
4) редукционистский | |
5) системно-структурный | |
86. Создатель диалектики как учения об универсальных связях и развитии |
|
1) Л.Фейербах | |
2) И.Фихте | |
3) И.Кант | |
4) Г.Гегель | |
5) Р.Декарт | |
87. У И.Канта есть четыре вопроса, являющихся предметом философии. Определите лишний |
|
1) Что я должен делать? | |
2) Где начало мира? | |
3) Что я могу знать? | |
4) На что я могу надеяться? | |
5) Что такое «человек»? | |
88. В творчестве И.Канта можно выделить периоды |
|
1) докритический и критический | |
2) логический и диалектический | |
3) метафизический и онтологический | |
4) исторический и логический | |
5) абстрактный и конкретный | |
89. >«Отрицание отрицания» у Г.В.Ф.Гегеля есть |
|
1) соглашение | |
2) простая логическая форма | |
3) математическая метафора | |
4) снятие противоположностей | |
5) название философской книги | |
90. Основная реальность для человека, согласно Г.Фихте |
|
1) объективная реальность | |
2) социальная реальность | |
3) сам человек и его сознание | |
4) Бог и его проявления в мире | |
5) окружение человека | |
91. В отношении решения второй стороны основного вопроса философии И.Кант является представителем |
|
1) дуализма | |
2) скептицизма | |
3) эмпиризма | |
4) агностицизма | |
5) рационализма | |
92. К.Маркс и Ф.Энгельс создатели |
|
1) метафизического материализма | |
2) диалектического материализма | |
3) утопического социализма | |
4) вульгарного материализма | |
5) объективного идеализма | |
93. Казахский мыслитель, неустанно пропагандировавший роль знания, считая, что знание — это суть человека |
|
1) Бухар-жырау | |
2) Шокан Валиханов | |
3) Хан Джангир | |
4) Асан-кайгы | |
5) Ибрай Алтынсарин | |
94. Кризис традиционной культуры казахов Шортабай, Дулат и Мурат назвали |
|
1) Зарзаман | |
2) Ренессанс | |
3) Коллапс | |
4) Просвещение | |
5) Гюлстан | |
95. Эссе Шакарима |
|
1) >«Проблемы народа» | |
2) >«Три истины» | |
3) >«Записки о судебной реформе» | |
4) >«Мои размышления» | |
5) >«Записки странствующего бедняка» | |
96. Автор произведения «Слова назидания» |
|
1) М.Жумабаев | |
2) С.Торайгыров | |
3) Ш.Кудайбердиев | |
4) А.Кунанбаев | |
5) Ч.Валиханов | |
97. Абаю принадлежит высказывание |
|
1) >«Только разум, наука, воля и совесть возвышают человека» | |
2) >«Я мыслю, следовательно, существую» | |
3) >«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях» | |
4) >«Живи наслаждаясь» | |
5) >«Цель оправдывает средства» | |
98. В русской культуре западничество ориентируется |
|
1) на интуитивизм в познании мира | |
2) на общину и православие | |
3) на самобытность пути развития России | |
4) на европейские ценности | |
5) на богочеловечество | |
99. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский - представители |
|
1) иррационализма | |
2) космизма | |
3) интуитивизма | |
4) неокантианства | |
5) гегельянства | |
100. Философское направление в России ХIХ века, утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития |
|
1) славянофильство | |
2) русский социализм | |
3) западничество | |
4) космизм | |
5) народничество |